Словесная игра как средство развития связной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 09:33, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 191.33 Кб (Скачать файл)

 

Выводы об уровне развития экспериментальной группы:

Высокий уровень (В) — 4 ребенка (33,35%)

Средний уровень (С) - 8 детей (66,65%)

Низкий уровень (Н) – 0

Обработка данных таблицы № 11. в процентах

Дети

Словарный состав речи

Виды предложений

 

Существительные

Глаголы

Прилаг.

Нареч.

Местоимения

Междометия

простые

сложносочиненн

сложно-подчиненн

 

собст.

нариц.

               
                     

12

16,7

100

100

100

50

58,35

33,35

91,6

25

16,65


 

Таблица №12

Обработка данных контрольной группы

Имя ребенка

Словарный состав речи

Виды предложений

 

Существительные

Глаголы

Прилаг.

Нареч.

Местоимения

Междометия

простые

сложносочиненн

сложно-подчиненн

Уровень

 

собст.

нариц.

                 

Женя Б.

 

+

+

+

     

+

   

Н

Олеся Ж.

 

+

+

       

+

   

Н

Игорь Д.

 

+

+

+

+

+

+

+

 

+

В

Саша К.

 

+

+

+

+

   

+

   

C

Настя А.

 

+

+

+

 

+

 

+

   

C

Данил Р.

+

+

+

+

 

+

 

+

   

С

Никита В.

 

+

+

       

+

   

Н

Настя К.

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

Вадим Ч.

 

+

+

+

 

+

 

+

   

С

Таня Ш.

+

+

+

+

+

   

+

   

С

Данил Я.

 

+

+

+

+

   

+

   

С

Артем Ж.

 

+

 

+

     

+

   

Н


Выводы об уровне развития контрольной группы: Высокий уровень (В) - 2 ребенка (16,65%) Средний уровень (С) — 6 детей (50%)

Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)

 

Обработка данных таблицы № 12. в процентах

Дети

Словарный состав речи

Виды предложений

 

Существительные

Глаголы

Прилаг.

Нареч.

Местоимения

Междометия

простые

сложносочиненн

сложноподчиненн

 

собст.

нариц.

               
                     

12

25

100

91,6

100

41,7

41,65

13,35

100

8,35

16,65


 

Статистическая обработка методики № 2

 

Данные экспериментальной группы

Xi

fi

xi - xар

(xi - xар)2

fi (xi - xар)2

2

8

-0,33

0,109

0,72

3

4

0,67

0,44

1,76

       

Σ = 2,48


 

Nэ = 12 xарэ= 2х8+3х4 = 2,33

12

σэ = 2,48 = 0,474 mэ= 0,474 = 0,137

11 3,46

 

Данные контрольной группы

Xi

fi

xi - xар

(xi - xар)2

fi (xi - xар)2

1

4

-0,83

0,68

2,72

2

6

0,17

0,028

0,168

3

2

1,17

1,36

2,72

       

Σ = 5,608


 

Nк = 12

xарк= 1х4+2х6+3х2 = 1,83

12

σк = 5,608 = 0,674 mк= 0,674 = 0,19

11 3,46

 

Критерий Стьюдента

 

t= 2,33– 1,83 = - 0,5 = - 2,13

0,137 2 + 0,19 2 0,234

f= 12 +12 – 2 = 22

 

Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к. . – 2,13 > 2,074 , то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок являются статистически значимыми.

Методика №3. Изучение употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

 

Таблица 13

Обработка данных экспериментальной группы

1 ребенка

Употребление имен сущ. в род. падеже ед. числа

Употребление имен сущ. В род. падеже мн. числа

Эдик П.

Максим Р.

Катя Г.

Саша Г.

зв

ЗВ

Маша М.

зв

зв

Матвей К.

Даша С.

Сережа А.

Вадим К.

Лера К.

ЗВ

Никита О.

Андрей И.

ЗВ


 

Выводы об уровне развития:

Высокий уровень (В) - 4 ребенка (33,35%) Средний уровень (С) - 8 детей (66,66%) Низкий уровень (Н) – 0

 

Таблица 14

Обработка данных контрольной группы

Имя ребенка

Употребление имен сущ. в род. падеже ед. числа

Употребление имен сущ. В род. падеже мн. числа

Женя Б.

Олеся Ж.

Игорь Д.

Саша К.

Настя А.

Данил Р.

Никита В.

Настя К.

Вадим Ч.

Таня Ш.

Данил Я.

Артем Ж.


 

Выводы об уровне развития:

Высокий уровень (В) — 2 ребенка (16,65%)

Средний уровень (С) - 6 детей (50%)

Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)

Статистическая обработка методики № 3

 

Данные экспериментальной группы

Xi

fi

xi - xар

(xi - xар)2

fi (xi - xар)2

2

8

-0,33

0,108

0,75

3

4

0,67

0,448

1,79

       

Σ =2,54

         

 

Nэ = 12 xарэ= 2х8+3х4 = 2,33

12

σэ = 2,54 = 0,48 mэ= 0,48= 0,138

11 3,46

Данные контрольной группы

Xi

fi

xi - xар

(xi - xар)2

fi (xi - xар)2

1

4

-0,83

0,68

2,72

2

6

0,17

0,028

0,168

3

2

1,17

1,36

2,72

       

Σ = 5,608


 

Nк = 12

xарк= 1х4+2х6+3х2 = 1,83

12

σк = 5,608 = 0,674 mк= 0,674 = 0,19

11 3,46

 

Критерий Стьюдента

 

t= 2,33– 1,83 = - 0,5= - 2,13

0,137 2 + 0,19 2 0,234

f= 12 +12 – 2 = 22

 

Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к. . – 2,13 > 2,074 , то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок являются статистически значимыми.

 

Вывод по III главе

 

Нами был проведен констатирующий эксперимент исследования развития связной речи. В методику проверки мы включили разные задания. Выявлялось состояние словаря, грамматического строя, связной речи, словарного состава.

Словарный запас выявлялся в умении называть предметы, свойства, выделять части предмета.

Для проверки умения связно, логично, последовательно и самостоятельно передавать содержание литературного произведения детям предлагалось рассказать сказку «Репка».

Для определения состояния грамматического строя проверялось умение образовывать названия детенышей животных; употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

Ориентируясь на возрастные особенности детей, был проведен формирующий эксперимент по развитию связной речи с использованием сказок.

После проведения контрольного эксперимента, мы можем отметить, что уровень развития детей в экспериментальной группе значительно повысился. Так, количество детей с уровнем выше среднего после проведения формирующего эксперимента составило 41,65% и 33,35% - до эксперимента 8,3%. Средний уровень развития речи мы наблюдаем у 7-8 детей 58,35% и 66,65%. Детей с уровнем развития ниже среднего в результате контрольной диагностики не выявлено.

В результате проведенного эксперимента мы получили, что подготовленная и проведенная нами работа по развитию связной речи является эффективной. Таким образом, гипотеза о том, что сказка является эффективным средством развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста, доказана.

Подведя итог данной главы, переходим к заключительной части нашей работы.

Заключение

 

Итак, данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе мы рассмотрели психолого-педагогические основы исследования, основные функции речи, виды речи, возникновение и этапы развития речи у ребенка. Мы сделали вывод о том, что ощущения и восприятия — первая ступень в познании мира. Органы внешних чувств — орудия познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Рассматривали виды связного высказывания. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова.

Данная глава явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов таких авторов как: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Обухова Л.В., Рубинштейн С.Л., Леушина А.М., Сохин. Ф.А.и др.

Во второй главе мы раскрывали особенности сказки и восприятия ее дошкольником.

Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

В этой главе мы опирались на работы таких авторов как: Запорожец А.В., Пропп В.Я., Фесюкова Л.Б. и др.

В третьей главе - экспериментальной части нашей работы мы провели предварительную диагностику по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группе. Сделав выводы по полученным результатам, мы подготовили и провели работу по развитию связной речи по средствам сказок.

После формирующей части эксперимента мы провели контрольную диагностику обеих групп.

В результате нашего эксперимента были получены следующие результаты: количество детей с уровнем развития речи выше среднего увеличилось, было 8,3% , стало 33,35% - 41,65%. Наблюдается значительное уменьшение детей с уровнем развития речи ниже среднего. После констатирующего эксперимента было 33,35%, стало — 8,3%. Средний уровень составили 58,35% детей.

В контрольной группе значительных изменений не наблюдается. Количество детей с уровнем развития речи выше среднего во время констатирующего эксперимента составило 16,65%, на конец года - 25%. Детей с уровнем развития речи ниже среднего было 33,35%, стало 16,7%-25%.

Информация о работе Словесная игра как средство развития связной речи