Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 09:33, дипломная работа
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.
Выводы об уровне развития экспериментальной группы:
Высокий уровень (В) — 4 ребенка (33,35%)
Средний уровень (С) - 8 детей (66,65%)
Низкий уровень (Н) – 0
Обработка данных таблицы № 11. в процентах
Дети |
Словарный состав речи |
Виды предложений | ||||||||
Существительные |
Глаголы |
Прилаг. |
Нареч. |
Местоимения |
Междометия |
простые |
сложносочиненн |
сложно-подчиненн | ||
собст. |
нариц. |
|||||||||
12 |
16,7 |
100 |
100 |
100 |
50 |
58,35 |
33,35 |
91,6 |
25 |
16,65 |
Таблица №12
Обработка данных контрольной группы
Имя ребенка |
Словарный состав речи |
Виды предложений | |||||||||
Существительные |
Глаголы |
Прилаг. |
Нареч. |
Местоимения |
Междометия |
простые |
сложносочиненн |
сложно-подчиненн |
Уровень | ||
собст. |
нариц. |
||||||||||
Женя Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Н | ||||||
Олеся Ж. |
+ |
+ |
+ |
Н | |||||||
Игорь Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | ||
Саша К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
C | |||||
Настя А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
C | |||||
Данил Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
Никита В. |
+ |
+ |
+ |
Н | |||||||
Настя К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | |
Вадим Ч. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||||
Таня Ш. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
Данил Я. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||||
Артем Ж. |
+ |
+ |
+ |
Н |
Выводы об уровне развития контрольной группы: Высокий уровень (В) - 2 ребенка (16,65%) Средний уровень (С) — 6 детей (50%)
Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)
Обработка данных таблицы № 12. в процентах
Дети |
Словарный состав речи |
Виды предложений | ||||||||
Существительные |
Глаголы |
Прилаг. |
Нареч. |
Местоимения |
Междометия |
простые |
сложносочиненн |
сложноподчиненн | ||
собст. |
нариц. |
|||||||||
12 |
25 |
100 |
91,6 |
100 |
41,7 |
41,65 |
13,35 |
100 |
8,35 |
16,65 |
Статистическая обработка методики № 2
Данные экспериментальной группы
Xi |
fi |
xi - xар |
(xi - xар)2 |
fi (xi - xар)2 |
2 |
8 |
-0,33 |
0,109 |
0,72 |
3 |
4 |
0,67 |
0,44 |
1,76 |
Σ = 2,48 |
Nэ = 12 xарэ= 2х8+3х4 = 2,33
12
σэ = 2,48 = 0,474 mэ= 0,474 = 0,137
11 3,46
Данные контрольной группы
Xi |
fi |
xi - xар |
(xi - xар)2 |
fi (xi - xар)2 |
1 |
4 |
-0,83 |
0,68 |
2,72 |
2 |
6 |
0,17 |
0,028 |
0,168 |
3 |
2 |
1,17 |
1,36 |
2,72 |
Σ = 5,608 |
Nк = 12
xарк= 1х4+2х6+3х2 = 1,83
12
σк = 5,608 = 0,674 mк= 0,674 = 0,19
11 3,46
Критерий Стьюдента
t= 2,33– 1,83 = - 0,5 = - 2,13
0,137 2 + 0,19 2 0,234
f= 12 +12 – 2 = 22
Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к. . – 2,13 > 2,074 , то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок являются статистически значимыми.
Методика №3. Изучение употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
Таблица 13
Обработка данных экспериментальной группы
1 ребенка |
Употребление имен сущ. в род. падеже ед. числа |
Употребление имен сущ. В род. падеже мн. числа |
Эдик П. |
2С |
2С |
Максим Р. |
2С |
2С |
Катя Г. |
2С |
2С |
Саша Г. |
зв |
ЗВ |
Маша М. |
зв |
зв |
Матвей К. |
2С |
2С |
Даша С. |
2С |
2С |
Сережа А. |
2С |
2С |
Вадим К. |
2С |
2С |
Лера К. |
ЗВ |
3В |
Никита О. |
2С |
2С |
Андрей И. |
ЗВ |
3В |
Выводы об уровне развития:
Высокий уровень (В) - 4 ребенка (33,35%) Средний уровень (С) - 8 детей (66,66%) Низкий уровень (Н) – 0
Таблица 14
Обработка данных контрольной группы
Имя ребенка |
Употребление имен сущ. в род. падеже ед. числа |
Употребление имен сущ. В род. падеже мн. числа |
Женя Б. |
1Н |
1Н |
Олеся Ж. |
2С |
2С |
Игорь Д. |
3В |
3В |
Саша К. |
2С |
2С |
Настя А. |
2С |
2С |
Данил Р. |
2С |
2С |
Никита В. |
1Н |
1Н |
Настя К. |
3В |
3В |
Вадим Ч. |
2С |
2С |
Таня Ш. |
2С |
2С |
Данил Я. |
1Н |
1Н |
Артем Ж. |
1Н |
1Н |
Выводы об уровне развития:
Высокий уровень (В) — 2 ребенка (16,65%)
Средний уровень (С) - 6 детей (50%)
Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)
Статистическая обработка методики № 3
Данные экспериментальной группы
Xi |
fi |
xi - xар |
(xi - xар)2 |
fi (xi - xар)2 |
2 |
8 |
-0,33 |
0,108 |
0,75 |
3 |
4 |
0,67 |
0,448 |
1,79 |
Σ =2,54 | ||||
Nэ = 12 xарэ= 2х8+3х4 = 2,33
12
σэ = 2,54 = 0,48 mэ= 0,48= 0,138
11 3,46
Данные контрольной группы
Xi |
fi |
xi - xар |
(xi - xар)2 |
fi (xi - xар)2 |
1 |
4 |
-0,83 |
0,68 |
2,72 |
2 |
6 |
0,17 |
0,028 |
0,168 |
3 |
2 |
1,17 |
1,36 |
2,72 |
Σ = 5,608 |
Nк = 12
xарк= 1х4+2х6+3х2 = 1,83
12
σк = 5,608 = 0,674 mк= 0,674 = 0,19
11 3,46
Критерий Стьюдента
t= 2,33– 1,83 = - 0,5= - 2,13
0,137 2 + 0,19 2 0,234
f= 12 +12 – 2 = 22
Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к. . – 2,13 > 2,074 , то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок являются статистически значимыми.
Вывод по III главе
Нами был проведен констатирующий эксперимент исследования развития связной речи. В методику проверки мы включили разные задания. Выявлялось состояние словаря, грамматического строя, связной речи, словарного состава.
Словарный запас выявлялся в умении называть предметы, свойства, выделять части предмета.
Для проверки умения связно, логично, последовательно и самостоятельно передавать содержание литературного произведения детям предлагалось рассказать сказку «Репка».
Для определения состояния грамматического строя проверялось умение образовывать названия детенышей животных; употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
Ориентируясь на возрастные особенности детей, был проведен формирующий эксперимент по развитию связной речи с использованием сказок.
После проведения контрольного эксперимента, мы можем отметить, что уровень развития детей в экспериментальной группе значительно повысился. Так, количество детей с уровнем выше среднего после проведения формирующего эксперимента составило 41,65% и 33,35% - до эксперимента 8,3%. Средний уровень развития речи мы наблюдаем у 7-8 детей 58,35% и 66,65%. Детей с уровнем развития ниже среднего в результате контрольной диагностики не выявлено.
В результате проведенного эксперимента мы получили, что подготовленная и проведенная нами работа по развитию связной речи является эффективной. Таким образом, гипотеза о том, что сказка является эффективным средством развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста, доказана.
Подведя итог данной главы, переходим к заключительной части нашей работы.
Заключение
Итак, данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе мы рассмотрели психолого-педагогические основы исследования, основные функции речи, виды речи, возникновение и этапы развития речи у ребенка. Мы сделали вывод о том, что ощущения и восприятия — первая ступень в познании мира. Органы внешних чувств — орудия познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Рассматривали виды связного высказывания. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова.
Данная глава явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов таких авторов как: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Обухова Л.В., Рубинштейн С.Л., Леушина А.М., Сохин. Ф.А.и др.
Во второй главе мы раскрывали особенности сказки и восприятия ее дошкольником.
Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
В этой главе мы опирались на работы таких авторов как: Запорожец А.В., Пропп В.Я., Фесюкова Л.Б. и др.
В третьей главе - экспериментальной части нашей работы мы провели предварительную диагностику по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группе. Сделав выводы по полученным результатам, мы подготовили и провели работу по развитию связной речи по средствам сказок.
После формирующей части эксперимента мы провели контрольную диагностику обеих групп.
В результате нашего эксперимента были получены следующие результаты: количество детей с уровнем развития речи выше среднего увеличилось, было 8,3% , стало 33,35% - 41,65%. Наблюдается значительное уменьшение детей с уровнем развития речи ниже среднего. После констатирующего эксперимента было 33,35%, стало — 8,3%. Средний уровень составили 58,35% детей.
В контрольной группе значительных изменений не наблюдается. Количество детей с уровнем развития речи выше среднего во время констатирующего эксперимента составило 16,65%, на конец года - 25%. Детей с уровнем развития речи ниже среднего было 33,35%, стало 16,7%-25%.
Информация о работе Словесная игра как средство развития связной речи