Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 09:33, дипломная работа
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.
учит детей сравнивать, сопоставлять;
формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
Особое внимание уделяется на развитие ребенка до такого уровня воображения и мышления, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Малышам предлагается впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
Л.Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи.
Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки.
Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Л.Б. Фесюкова предлагает использовать следующие приемы:
- срифмовать два слова (кузнец
– удалец), а затем можно и
нужно переходить к
- составить достаточно длинное,
распространенное предложение
Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения, по мнению Л.Б. Фесюковой, это записки, телеграммы, короткие письма. И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму, да еще срочную. И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии.
До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф.Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, Л.Б. Фесюкова предлагает к произведению подбирать фразеологизмы и пословицы и вместе с детьми обсуждать смысл каждой из них, тем самым помогая ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.
Важным, по мнению Л.Б. Фесюковой, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в то же время смешное слово;
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
- объяснить этимологию слова;
- произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его.
Очень хорошо, когда в доме есть «волшебная палочка». Обученный владению «волшебной палочкой» дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения – «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом).
Так же Л.Б. Фесюкова предлагает использовать игры, например: «А если бы…», «Хорошо-плохо», придумывать новые названия сказок, не искажая идеи произведения.
Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовке к школе.
Вывод по II главе
Во II главе нами были рассмотрены вопросы, касающиеся влияния сказки на развитие связной речи дошкольников. Мы определили понятие сказка, рассмотрели ее как жанр художественной литературы: народную сказку и литературную, отметили взгляды разных авторов, исследовавших сказку; рассмотрели функции и классификацию сказок; методы развития связной речи по средствам сказок; выяснили, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, наряду с игрой и рисованием.
Рассмотрев вопросы первой и второй главы мы можем сделать предположение о том, что применение сказки в работе с детьми для развития связной речи является эффективным.
В следующей главе мы предлагаем варианты работы со сказкой с детьми среднего дошкольного возраста.
Глава III. Исследование влияния сказки на особенности связной речи детей 4-5 лет
§1. Констатирующий эксперимент исследования развития связной речи
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Мы выдвинули предположение, что сказки являются эффективным средством связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Задачи практического исследования:
Провести исследование развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста до формирующего эксперимента.
Подобрать и организовать систему занятий с использованием картинок.
Провести исследование развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста после формирующего эксперимента.
Для экспериментального исследования мы выбрали методики при помощи, которых определили уровень развития речи и влияние обучения рассказыванию по картинкам на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Методика №1. Изучение словаря детей. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.[36]
Методика №2. Изучение связности речи. Словарного состава речи. Виды предложений. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
Методика №3. Изучение употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ №234 Октябрьского района города Новосибирска в средней группе: экспериментальная №1, контрольная №2, возраст детей 4-5 лет, в течение 2004/2005 учебного года (октябрь - март). Количество детей и в той и в другой группе составило по 12 человек. Список прилагается.
Методика №1. Изучение словаря детей.
Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина
Цель: Изучить словарь детей среднего дошкольного возраста.
Подготовка исследования. Подобрали предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например мяч, ложка, лопатка, рукавицы.
Проведение исследования. Исследование проводили индивидуально. Ребенку давали по одному предмету и предлагали с ним поиграть. В ходе игры задавали вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагали ребенку погладить предмет, снять, надавить и т.п. и спрашивали: «Какой...?», чтобы выяснить умение выявить качества предмета и назвать их. Если ребенок самостоятельно не обращал внимание на части предмета, то их показывали и просили назвать.
Обработка данных. Подсчитывали правильность названия детьми предметов, их частей и свойств. Данные оформили в таблицу №1, №2.
Выводы об уровне развития:
3 балла - высокий уровень
2 балла - средний уровень
1 балл - низкий уровень
Таблица 1
Данные экспериментальной группы
№ |
Имя ребенка |
Название предмета |
Название части |
Свойства |
Количество баллов Уровень развития |
1 |
Эдик П. |
+ |
+ |
2С | |
2 |
Максим Р. |
+ |
1Н | ||
3 |
Катя Г. |
+ |
1Н | ||
4 |
Саша Г. |
+ |
+ |
2С | |
5 |
Маша М. |
+ |
+ |
2С | |
6 |
Матвей К. |
+ |
1Н | ||
7 |
Даша С. |
+ |
+ |
2С | |
8 |
Сережа А. |
+ |
+ |
2С | |
9 |
Вадим К. |
+ |
+ |
2С | |
10 |
Лера К. |
+ |
+ |
2С | |
11 |
Никита О. |
+ |
1Н | ||
12 |
Андрей И. |
+ |
+ |
+ |
зв |
Выводы об уровне развития:
Высокий уровень (В) - 1 ребенок (8,3%) Средний уровень (С) - 7 детей (58,35%) Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)
Обработка таблицы №1
Дети |
Название предмета |
Название части |
Свойства |
12 |
100% |
16,70% |
58,35% |
Таблица 2
Данные контрольной группы
№ |
Имя ребенка |
Название предмета |
Название части |
Свойства |
Количество баллов Уровень развития |
1 |
Женя Б. |
+ |
1Н | ||
2 |
Олеся Ж. |
+ |
+ |
2С | |
3 |
Игорь Д. |
+ |
+ |
+ |
зв |
4 |
Саша К. |
+ |
1Н | ||
5 |
Настя А. |
+ |
+ |
2С | |
6 |
Данил Р. |
+ |
+ |
2С | |
7 |
Никита В. |
+ |
1Н | ||
8 |
Настя К. |
+ |
+ |
2С | |
9 |
Вадим Ч. |
+ |
+ |
2С | |
10 |
Таня Ш. |
+ |
1Н | ||
11 |
Данил Я. |
+ |
+ |
2С | |
12 |
Артем Ж. |
+ |
1Н |
Выводы об уровне развития:
Высокий уровень (В) - 1 ребенка (8,3%) Средний уровень (С)- 6 детей (50%)
Низкий уровень (Н) - 5 ребенка (41,6%)
Обработка таблицы №2
Дети |
Название предмета |
Название части |
Свойства |
12 |
100 |
25% |
41,6% |
При сравнении исследуемых групп получаем следующие результаты:
Вывод: Результаты анализа изучения словаря детей на начало года показали, что правильно называют предметы все дети в обеих группах, вызывает затруднение выделение частей предмета; свойства предметов дети экспериментальной и контрольной группы знают лучше. Знания детей по названию предмета, их частей и свойств можно считать примерно одинаковыми.
Статистическая обработка методики № 1
Данные экспериментальной группы
Xi |
fi |
xi - xар |
(xi - xар)2 |
fi (xi - xар)2 |
1 |
4 |
-0,75 |
0,56 |
2,24 |
2 |
7 |
0,25 |
0,06 |
0,42 |
3 |
1 |
1,25 |
1,56 |
1,56 |
Σ = 4,22 |
Nэ = 12
xарэ= 1х4+2х7+3х1 = 1,75
12
σэ = 4,22 = 0,618 mэ= 0,618 = 0,178
3,46
Данные контрольной группы
Xi |
fi |
xi - xар |
(xi - xар)2 |
fi (xi - xар)2 |
1 |
5 |
-0.5 |
0,25 |
1,25 |
2 |
6 |
0,5 |
0.25 |
1,5 |
3 |
1 |
1,5 |
2,25 |
2,25 |
Σ = 5 |
Nк = 12
xарк= 1х5+2х6+3х1 = 1,5
12
σк = 5,0 = 0,674 mк= 0,674 = 0,194
3,46
Критерий Стьюдента
t= 1,75 – 1,5 = - 0,25 = - 0,93
0,178 2 + 0,194 2 0,263
f= 12 +12 – 2 = 22
Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к. . - 0,93 < 2,074 , то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок не являются статистически значимыми.
Методика №2. Изучение связности речи.
О.С. Ушакова, Е.М. Струнина
Цель: 1) Изучить связность речи у детей среднего дошкольного возраста.
Информация о работе Словесная игра как средство развития связной речи