Сочинение как средство развития речи у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.
2. Обобщить формы, методы, содержание уроков русского языка по написанию сочинений разных видов.
3. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на определение уровня развития речи у младших школьников.
4.Провести работу по обучению младших школьников написанию сочинений разных видов.
5. Проверить эффективность экспериментальной работы

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие речи у младших школьников
1.1 Уровни развития речи у учащихся
1.2 Формы речи
1.3 Качества речи
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов
1.7 Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальая работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов
2.4 Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Сочинение как средство развития речи у младших школьников диплом.docx

— 215.46 Кб (Скачать файл)

Сочинение как средство развития речи у младших  школьников

 

Содержание

Введение 

Глава 1.  Развитие речи у младших школьников

1.1 Уровни развития речи у учащихся

1.2 Формы речи

1.3 Качества  речи

   1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся

   1.5 Сочинение как один  из видов работ по развитию  речи  в начальных классах

   1.6 Особенности   работы над сочинениями некоторых видов

   1.7 Выводы по 1 главе

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов

       2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов

       2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений

разных видов

2.3 Определение  уровня развития речи по итогам  проведения работы по написанию  сочинений разных видов

2.4 Выводы  по 2 главе

 Заключение

 Список  использованной литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования  средств языка.1 Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).

Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования, введенный в действие с 1 января 2010 года подразумевает, что после освоения основной образовательной программы  начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно  строить речевое высказывание в  соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и  письменной формах».2  

Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Речь возникает из потребности высказаться. Научить правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это все оформлять письменно - задача учителя.

Именно в начальной школе  дети начинают овладевать нормами устного  и письменного литературного  языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При  этом учитель должен помочь детям  осмыслить требования к речи, учить  младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.   Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения  в связной речи - рассказы, пересказы, сочинения.3 Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.

Одним из видов  творческих работ  является сочинение, которое в школе  занимает особое место: ему в известной  степени подчинены другие речевые  упражнения. Оно служит эффективным  средством воспитания, возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и  оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность; требует  самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного, в текст; способствует становлению  личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание  композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии - весь этот комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения его творческих сил. 

Детское сочинение – это творческая работа, в которой ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, дает выход воображению. Школьники  любят сочинение за творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, написать свое.

При анализе УМК «Школа России»  и «Школа 2100» мы выяснили, что  работа по развитию  речи проводится на уроках русского языка в основном на материале изложений и  диктантов. Как результат - словарь учащихся младших классов беден, у школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль за выбором слов, ученики не умеют правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли4.

Актуальность нашей работы подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи  у учащихся, и напротив повальное увлечение общением через Интернет, путем коротких sms-сообщений, что усугубляется  навязыванием средствами массовой информации разговорного стиля речи. Между тем задачи учителя остаются прежними - развивать речь учащихся. Таким образом, возникает проблема, как преодолеть противоречия, возникающие между требованиями программы обучения и задачами развития личности ученика и влиянием социо–культурной среды в которой находятся современные школьники.

Объектом нашего  исследования является процесс развития речи у учащихся младших классов.

Предмет исследования: сочинение, как средство развития речи у младших школьников.

Нами выделена цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников.

В своей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.

Для достижения обозначенной  цели и проверки гипотезы необходимо выполнить  следующие задачи:

1. Изучить, проанализировать  методическую и педагогическую  литературу  по проблеме развития  речи младших школьников.

2. Обобщить  формы, методы, содержание уроков  русского языка по написанию  сочинений разных видов. 

3. Разработать  и провести эмпирическое исследование, направленное на определение   уровня развития речи у младших  школьников.

4.Провести  работу по обучению младших  школьников написанию сочинений  разных видов.

5. Проверить  эффективность  экспериментальной  работы.

В нашей  работе мы использовали следующие методы:

1. Теоретический  анализ научной и методической  литературы.

2. Наблюдение  за работой учащихся на уроках  русского языка.

3. Беседа  с учителями начальных классов. 

4. Анализ  учебников русского  языка.

5.Статистическая обработка  данных.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Развитие речи у младших школьников.

 

 

Развитие речи учащихся – процесс овладения речью: средствами языка и механизмами речи –  ее восприятия и выражения своих  мыслей.5 Основные условия успешного развития речи учащихся в школе: развитие                                                                                       механизмов речи; потребность общения, выражения мысли; наличие речевой среды, питающей развивающуюся речь ребенка, учащегося языковыми средствами; наличие существенного, значимого материала, составляющего содержание речи; овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях, постоянное корректирование речи, подчинение ее изучаемым правилам, овладение культурой речи. Развитие речи  неотрывно от развития мышления и само способствует ему. Система развития речи включает организацию речевых ситуаций, организацию речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом, интонациями, над исправлением и совершенствованием речи. Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи учащихся.

1.1 Уровни развития речи у  учащихся.

М.Р. Львов выделяет в работе по развитию речи учащихся четыре уровня.6

 Направлениями  работы на  произносительном уровне являются: работа над техникой речи, организация усвоения на практике орфоэпических норм русского языка, совершенствование интонационных умений учащихся.

 Лексический уровень развития речи предполагает обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников. Известно, что словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас - это те слова, которые часто употребляются. В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было оттенков устарелости.   Пассивный словарь - это часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в живом повседневном общении; пассивный словарь составляют устаревшие или устаревающие, но не выпавшие из словарного состава языка слова, многие неологизмы, которые еще не вошли в привычное словоупотребление.  При изучении языка активный запас пополняется из пассивного, и он, разумеется, меньше. Сначала мы привыкаем понимать какое-то слово, а затем начинаем сами употреблять его.

У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова  в неправильном значении и говорить простыми предложениями.  Дети постарше настолько привыкают использовать сленг в разговорной речи, что  им сложно литературно выражать свои мысли в сочинении. Работа на данном уровне ведет к накоплению в речи младших школьников слов, пониманию  различных оттенков их значений,  а также готовности  использовать слова в речевой деятельности.

Грамматический уровень работы по развитию речи предполагает обучение школьников быстро, синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их в тексте. Это достигается построением словосочетаний и предложений разных типов, установлением связей между словами и др.

Четвертый уровень-это текст. Для этого уровня характерны различные упражнения с текстом: пересказы, выступления, импровизации, сочинения, изложения, драматизации.

Из вышесказанного следует, что  сочинение является универсальным  видом работы по развитию речи у  младших школьников. Речь учащихся начальных классов  при работе над сочинением  развивается   практически на всех уровнях: на лексическом, грамматическом и на уровне текста.

1.2  Формы  речи.

Различают две формы речи: устная речь и письменная речь.

Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Она создается в ходе беседы. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация или на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее логическая, грамматическая и интонационная прерывистость, заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов, интонационная и грамматическая нерасчлененность: фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений.       

      Письменная речь - это речь, созданная с помощью  графических знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.  
     Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками. 
     Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста для  выделения  логически важных частей текста.  Устная речь, включенная в ситуацию, сопровождаемая жестами, интонацией, семантическими паузами, допускает сокращения.

Письменная речь по своему строению это всегда речь в отсутствие собеседника. Письменная речь не имеет никаких  внеязыковых средств, поэтому она  должна обладать достаточной грамматической полнотой, и только эта грамматическая полнота позволяет сделать письменное сообщение достаточно понятным.

Письменная речь имеет большое  значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности- понимание  письменной речи, является более трудной  операцией, чем понимание устной речи, так как в устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая  гамма выразительных средств  содействуют пониманию.

Существуют также формы речи, такие как диалогическая и  монологическая.  Монологическая форма речи обращена к одному или группе слушателей иногда – к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью, наличием распространенных конструкций грамматической их оформленностью. Диалогическая –это такая форма речи при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.7

Письменная монологическая речь —  это речь без собеседника, ее мотив  и замысел полностью определяются субъектом. Если мотивом письменной речи является контакт или желание, требование, то пишущий должен представить  себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение. Особенность письменной речи состоит именно в том, что  весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя. Письменная монологическая речь может выступать в различных  формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли  или рассуждения и т. д. Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры  устной диалогической или устной монологической речи.

Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников