Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:42, курсовая работа
На мой взгляд, эта проблема довольно-таки актуальна. Потому, что семья всегда была, есть и будет важнейшим институтом воспитания социализации личности ребенка, то, каким вырастет ребенок, зависит, прежде всего, не от детского сада и школы, а как раз от семьи, в семье ребенок воспринимает и усваивает модель своей будущей семьи, своих социальных ролей в ней. Однако семья, этот важный институт воспитания и социализации личности ребенка находится под угрозой: материальное положение современной семьи оставляет желать лучшего, снижается рождаемость, падает уровень педагогической культуры родителей, не есть ли это кризис современной семьи, и соответственно, ее влияние на ребенка?
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3
1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ
Сущность социализации в процессе развития личности
Семья как среда социализации ребенка
Условия гармоничной социализации в семье
2 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
2.1 Обоснование выбора методов исследования
2.2 Ход и результаты экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................... 72
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Научный руководитель:
1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ
2 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
2.1 Обоснование выбора методов исследования
2.2 Ход и результаты
2.3 Анализ результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
ПРИЛОЖЕНИЕ....................
Введение
Темой моей работы: "Социализация дошкольника в семье".
На мой взгляд, эта проблема довольно-таки актуальна. Потому, что семья всегда была, есть и будет важнейшим институтом воспитания социализации личности ребенка, то, каким вырастет ребенок, зависит, прежде всего, не от детского сада и школы, а как раз от семьи, в семье ребенок воспринимает и усваивает модель своей будущей семьи, своих социальных ролей в ней. Однако семья, этот важный институт воспитания и социализации личности ребенка находится под угрозой: материальное положение современной семьи оставляет желать лучшего, снижается рождаемость, падает уровень педагогической культуры родителей, не есть ли это кризис современной семьи, и соответственно, ее влияние на ребенка?
Вопросы семейного воспитания рассматриваются многими педагогами: Н.Н. Авдеева, Т.В. Архиреева, А.Я. Варга, Т.П. Гаврилова, А.И.Захарова, А.Е. Личко, А.И. Спиваковская, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер, и др.
Социализация ребенка осуществляется в ходе его деятельности, которая, по мнению таких ученых, как В.Г.Ананьев, Л.С.Выгодский, Д.Б.Эльконин и других, включает в себя две стороны: предметную и социальную. Социальная сторона тесно связывается со становлением мативационно-потребностной сферы личности. Отметив данную взаимосвязь, Д.И.Фельдштейн пришел к выводу, что "раскрытие особенностей развития этой деятельности, закономерностей этого развития обеспечивает возможности познания важнейших моментов становления сознания, самосознания, выявления путей направленного развития социальной активности ребенка".
Таким образом, важнейшим фактором воздействия семьи на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей, эмоциональная близость между членами семьи. Эта проблема актуальна на современном этапе, и тема исследования: "Роль семьи в социализации ребенка дошкольника".
Объект исследования -процесс социализации ребенка дошкольника в семье.
Предмет - взаимосвязь статуса ребенка в детском коллективе со стилем детско–родительских отношений.
Цель исследования - изучение роли семьи в социализации ребенка дошкольника.
Гипотеза: предполагаю, что стиль воспитания в семье влияет на уровень социализации ребенка дошкольника.
Для доказательства гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть составляющие понятия "социализация", определить движущие механизмы данного процесса.
2.Раскрыть сущность семьи, изучив типы семейных взаимоотношений, влияние полной и неполной семьи на развитие и воспитание ребенка.
3.Провести эмпирические исследования условий социализации ребенка в семье.
В работе используются следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; экспериментальные методы (наблюдение, опрос, тестирование, беседа, социометрический метод, проективные методы, естественный эксперимент); методы обработки полученных данных (качественные и количественные, методы математической статистики).
В качестве методологической основы изучения роли семьи в социализации ребенка дошкольника использовались работы: А.Я Варга, С.С. Столин, В.А. Кан-Калика и др.
Все исследования проводились на базе ГУО « Ясли –сад № 59 г. Бобруйска».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ
Человек - существо
социальное. С первых дней своего существования
он окружен себе подобными. С самого
начала своей жизни он включен
в социальные взаимодействия. Первый
опыт социального общения человек
приобретает еще до того как научится
говорить. В процессе социального
взаимодействия человек приобретает
определенный социальный опыт, который
будучи субъективно усвоенным, становится
неотъемлемой частью личности. Социализация
– это процесс и результат
усвоения и последующего активного
воспроизводства индивидом
Термин "социализация", не смотря на его широкую распространенность, по мнению Г.М.Андреева, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация", "развитие личности" и "воспитание". Содержание этого понятия состоит в том, что это процесс "вхождение индивида в социальную среду", "усвоение им социальных влияний", "приобщение его к системе социальных связей" и т. д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Под социализацией принято понимать весь многогранный процесс приобретения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений. В ходе социализации человек приобщается к нормам и правилам общественного устройства, осваивает значение разных социальных ролей, овладевает определенным уровнем культурных знаний и навыков. В результате человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, без которых невозможна полноценная жизнь в обществе [30;191].
В контексте психоанализа социализация интерпретируется как вхождение изначально враждебного социуму индивида в нормальную социальную среду, как "очеловечивание" ребенка вопреки его природной асоциальности. В школе Ж.Пиаже понимается как процесс адаптации к социальной среде. Считается, что при достижении определенного уровня развития, а именно с появлением способности отделить свою точку зрения от чужой (примерно в семилетнем возрасте), ребенок обретает возможность сотрудничать с другими людьми.
Социализация – процесс весьма длительный, расширение и обобщение социального опыта происходит на протяжении всей жизни человека. Однако начинается она очень рано, одновременно с тем моментом, когда ребенок физически отделяется от матери.
Вся история развития ребенка – это цепь последовательных разрывов: рождение, отнятие от груди, самостоятельная ходьба, поступление в ясли или детский сад, затем в школу и т.д. Чем более самостоятельным становится ребенок, тем больше у него возможностей для приобретения личного социального опыта, и тем более жесткие требования к его социальной зрелости предъявляет общество. Главная забота взрослых – правильно воспитать ребенка, т.е. научить его обходиться без нас [30; 194].
Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей [2; 274].
А.А. Леонтьев пишет: "Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека"[19;188].
Вспомним известное утверждение Л.С. Выготского о том, что ребенок, родившись, уже является социальным существом. Его приняли руки врача-акушера или повивальной бабки, но приняли так, как это рекомендует делать накопленный к данному времени социальный опыт; над ним склонилось лицо матери, говорящей на определенном языке и ухаживающей за ним так, как это принято на данный момент в данной культуре; ему дают имя, являющееся своего рода "социальным значком", позволяющим отличить его от других младенцев. Иными словами, его изначально окружает взрослый, многообразный, сложно структурированный социальный мир. Мир того общества, полноправным членом которого ему еще предстоит стать, но без которого он уже не может существовать и которое уже относится к нему как к своему потенциальному будущему [3; 26].
Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. С точки зрения психологии социализация не может, однако, рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А поэтому разные личности могут выносить из объективных социальных ситуаций различный социальный опыт. Это положение является одним из оснований, лежащих в основе прочной связи двух одновременно и противоположных и единых процессов – социализации и индивидуализации [39; 214].
Итак, в сложном, многоаспектном процессе социального развития ребенка можно выделить как минимум две грани.
Во-первых, процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку ребенка в существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей. Эта ориентировка становится возможной прежде всего благодаря расширению социальных связей ребенка, а также в силу становления персональной системы личностных смыслов, за которыми стоит соответственно ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемой обществом.
Второй гранью социального развития представляется формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности, предпосылкой которых является активное включение ребенка в различные социальные общности.
Иными словами, процесс социального развития личности, как и вообще процесс развития, мыслится в активном взаимодействии личности с социальной средой. Именно для характеристики этого активного вхождения человека в систему социальных связей обычно используется понятие социализации [3; 27].
Каждый нормальный человек способен предвидеть реакции окружающих и контролировать свои собственные действия в соответствии с экспектациями, которые он им приписывает. Но младенцы не обладают этой способностью, они импульсивные создания. Как же ребенок развивается в личность, ориентированную на определенные ценности, которая, хотя и отличается от всех других, способна действовать в согласии с ними? Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Даже в обиходе приобретения таких навыков связывается с детством. Взрослый, который ведет себя не так, как требуют экспектации, оценивается как "незрелый"; человек считается "зрелым" не тогда, когда он вполне оформится биологически, но лишь после того, как он будет способен принимать на себя ответственность и контролировать собственные поступки. Личность социализирована, следовательно, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциальных норм [42; 397].
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Французский социолог Э. Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами. Естественно, содержание этих идеалов значительно отличается от исторических традиций, особенностей развития, социального и политического строя общества, но в то же время в современных условиях социализация, как считает американский социолог Т. Парсонс, - сформировать у вступающих в общество "новичков" чувства, как минимум, лояльности и, как максимум, преданности по отношению к социальной системе. Соответственно процесс социализации в различных обществах, сохраняя специфику, приобретает ряд универсальных черт, что связано с глобальными общемировыми тенденциями.
Сделав такие уточнения, можно определить сущность социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта; с другой стороны процесс активного воспроизводства ребенком (индивидом) системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Проблемой семьи и семейного воспитания занимались такие исследователи как: А. Адлер, А.А. Бадылев, А.Я. Варга, Р.А. Зачепицкий, П.Ф. Лесгафт, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, В.В. Столин и другие.
Поскольку самая близкая, значимая для ребенка среда – это семья, он прежде всего подражает родным впитывая дух внутри семейных отношений и переносит его в сои отношения со взрослыми и детьми вне семьи [16; 81].