Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:42, курсовая работа
На мой взгляд, эта проблема довольно-таки актуальна. Потому, что семья всегда была, есть и будет важнейшим институтом воспитания социализации личности ребенка, то, каким вырастет ребенок, зависит, прежде всего, не от детского сада и школы, а как раз от семьи, в семье ребенок воспринимает и усваивает модель своей будущей семьи, своих социальных ролей в ней. Однако семья, этот важный институт воспитания и социализации личности ребенка находится под угрозой: материальное положение современной семьи оставляет желать лучшего, снижается рождаемость, падает уровень педагогической культуры родителей, не есть ли это кризис современной семьи, и соответственно, ее влияние на ребенка?
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3
1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ
Сущность социализации в процессе развития личности
Семья как среда социализации ребенка
Условия гармоничной социализации в семье
2 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
2.1 Обоснование выбора методов исследования
2.2 Ход и результаты экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................... 72
Чтобы выявить уровень знаний детей о жизни общества, предложили авторскую методику, состоящую из пяти вопросов.
Цель: Выявить уровень знаний детей о социальной жизни общества.
Методика проведения: ребенку задавался вопрос, ответ оценивались по пяти бальной системе. Результаты теста заносились в таблицу.
Следующей методикой нашего исследования стала методика "Рисунок семьи", считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захаровой, Н. Кормана, Р.
Бернса, С. Кауфмана и др.
Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Для проведения этого исследования необходимо использовать альбомный лист бумаги, карандаш, ластик. Дается инструкция: "Нарисуй свою семью", при этом не рекомендуется объяснять, что означает слово "семья". После выполнения задания получаем дополнительную информацию вербальным путем. Обычно задаются вопросы:
При интерпретации рисунка основное внимание обращали на следующие аспекты: анализ структуры семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи), расположение, взаимодействие членов семьи на рисунке; анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, качество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).
При работе детей мы наблюдали за выражением лица ребенка, как он прорисовывал того или иного члена семьи, сколько и как стирал части тела, а то и всего человека говоря при этом: "Ой, не получился" или "Не как не могу нарисовать папу (маму)". Что говорит о том, что у ребенка нет эмоциональной связи с этим членом семьи. Были и случаи прорисовывания зубов (оскал), ребенок этим показывает агрессивное отношение со стороны взрослых (вербальная агрессия). Есть рисунки с прорисованными длинными пальцами, что проясняет враждебное отношение в семейной ситуации.
Интерпретацию рисунка проводили по симптомокомплексной схеме предложенной Р.Ф. Беляускайте (Приложение 6).
Работу с родителями проводили по методике диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина.
Методика
диагностики родительского
Цель исследования:
выявление родительского
Опросник состоит из пяти шкал.
Методика проведения: Родителям были предложены бланки с вопросами. На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.
На формирующем этапе исследования принимали участие 5 родителей и 5 детей (возраст от 4 до 6 лет), выборку сделали из числа детей с неадекватно заниженной самооценкой. С детьми проводили психологические игры на повышение самооценки.
2.2 Результаты исследования
Как уже было сказано выше, наши исследования проходили на базе детского сада №6 "Радуга" с. Варваровка, Амурской области, в течении четырех месяцев. В эксперименте участвовало 47 детей и 47 родителей, детей выбирали от 4 до 7 лет (средняя, старшая и подготовительная к школе группы). На первом родительском собрании мы объяснили цель нашего исследования, некоторые родители отказались участвовать в эксперименте, поэтому вся исследовательская работа проводилась с теми семьями, где родители дали согласие на сотрудничество. В выборке участвовало полных семей - 36, неполных семей – 8 и 3 семьи дети из детского дома.
Так как в гипотезе нашей работы мы предполагаем, что стиль воспитания в семье влияет на уровень социализации ребенка дошкольника, то критериями для подтверждения нашей гипотезы стали: социальный статус ребенка в группе, самооценка ребенка, знания детей о социальной жизни общества и взаимоотношения в семье. Вот по этим критериям и составили план исследовательской работы. На первом этапе нашего исследования, мы проводили обследования детей и начали с социометрии, методики "Два домика" (Приложение 1). Обследование детей проводили индивидуально в привычной для них обстановке. Дети делали по пять положительных и пять отрицательных выборов при этом сопровождали свой выбор пояснениями: "В этот дом я позову Лену потому, что я с ней играю, а Диму поселю в черный дом, потому, что он бьют меня" или "Лёню я отправлю в черный дом потому, что он не дает мне свои игрушки", "Ростик хороший, он меня защищает" и т.д. Опираясь на данные социометрии, мы определили уровень социального статуса ребенка в группе. Проанализировав результаты социометрии, мы увидели, что из 47 человек респондентов: 12,8% - "звезд", 31,9% - "предпочитаемых", 48,9% - "пренебрегаемых" и 6,4% - "отверженных" (Приложение 2). По результатам этого теста можно судить, что в группах далеко не доброжелательные отношения между детьми, а точнее говоря низкий уровень благополучия взаимоотношений групп.
Результаты теста "Два домика" представлены в диаграмме 1.
Рис. 2.2.1 Результаты теста "Два домика".
Из диаграммы 1 видно, что уровни социального статуса таковы: "Звезды" - 12,8%, "предпочитаемые" - 31,9%, "пренебрегаемые" - 48,9%, отвергаемые"- 6,4%.
После такого показателя социометрии мы решили определить уровень самооценки наших респондентов, поэтому дальнейшее обследование у нас проходило по тесту "Лесенка" Дембо – Рубинштейна на самооценку детей (Приложение 3).
Семь детей "ставили себя" не на самую высокую ступень, что уже говорит о низкой самооценке ребенка, т.к. для дошкольного возраста характерна завышенная прямая самооценка. Много детей "ставили себя" от лица родителей на ступень среднего уровня, что тоже говорит о низкой самооценке и неблагополучных отношениях с близкими взрослыми, а три ребенка поставили вообще на самую нижнюю ступень, сказав при этом, что мама или папа считают их плохими, потому, что они не слушаются родителей.
Анализ результатов показал, что с адекватной самооценкой - 23,4% детей, с завышенной - 31,9% и с заниженной - 44,7% (Приложение 2).
Рассмотрев результаты второго теста обследования детей, картина социометрического теста становится яснее и понятнее, но еще рано делать какие либо выводы. Обследование детей на знания социальной жизни людей в обществе мы решили по авторской методике, составленной на основании программы обучения и воспитания в детском саду. Тест состоял из пяти вопросов и оценивался по 5 балльной шкале (Приложение 5).
Результаты теста таковы: 5 баллов получили – 4,4%, 4 балла – 10,6%, 3 балла – 14, 9%, 2 балла – 55,3%, 1 балл – 12,7% и 0 баллов – 2,1%. (Приложение 2).
На основании этих трех тестов можно судить, что у "пренебрегаемых" и "отверженных" детей сильно заниженная самооценка и низкий балл социальных знаний. Дети с высоким социальным статусом и высокой самооценкой отвечали на вопросы уверенно, рассуждения были грамотными. Дети с низкой самооценкой давали ответы односложные или говорили, что не знают ответа на поставленный вопрос, при этом отводили взор или смотрели в пол. Прейдя к таким выводам для дальнейшего исследования, мы взяли проективную методику "Рисунок семьи", для того чтобы проследить какое отношение к ребенку в семье. Результаты теста: благоприятная семейная ситуация – 38,2%, тревожность – 25,5%, конфликты в семье – 44,6%, чувство неполноценности в семейной ситуации – 17%, враждебность в семейной ситуации - 4.2%. На наш взгляд, наиболее оптимальным является демократический стиль отношений - это "кооперация" социально желательный образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. К смешанному стилю отношений отнесем такой тип родительских отношений как "социальная желательность" и "симбиоз". К попустительскому стилю можно отнести отношения по типу "симбиоз" и "маленький неудачник". Родитель видит своего ребенка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. К авторитарному стилю родительского отношения мы отнесли такой тип родительских отношений, как "отвержение" и "авторитарная гиперсоциализация". Родитель воспринимает своего ребенка плохим неприспособленным, требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребенку злость, раздражение досаду. Результаты теста "Детско - родительские отношения" представлены в диаграмме 3
Рис. 2.2.3 Результаты теста "детско-родительские отношения"
Проанализировав ответы родителей, мы получили следующие результаты: демократический стиль родительских отношений наблюдаются в 6 семьях (12,7%), смешанный стиль – в 11 семьях (23,4%), попустительский стиль – в 15 семьях (31,9%) и авторитарный – в 15 семьях (31,9%).
Полученные
в ходе исследования данные свидетельствуют
о том, что нарушение в детско-
Во время формирующего этапа, мы проводили работу с родителями (5 семей) на формирование высокой самооценки ребенка, проводили лекции и индивидуальные консультации. В результате у четверых детей самооценка стала заметно выше, но в семье (46.И.А.) существенных изменений мы не увидели т.к. в семье был развод и мама еще находится в стрессовом состоянии. Мы предложили ей обратиться в психологическую службу, при этом дали информацию, что это за служба и чем она занимается.
Таким образом, можно судить о том, что если проводить больше разъяснительных работ с родителями, то процент детей с заниженной самооценкой заметно уменьшится. Следовательно поднимется процент социализации ребенка дошкольника, что приведет к здоровому, крепкому обществу.