Социализация дошкольника в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

На мой взгляд, эта проблема довольно-таки актуальна. Потому, что семья всегда была, есть и будет важнейшим институтом воспитания социализации личности ребенка, то, каким вырастет ребенок, зависит, прежде всего, не от детского сада и школы, а как раз от семьи, в семье ребенок воспринимает и усваивает модель своей будущей семьи, своих социальных ролей в ней. Однако семья, этот важный институт воспитания и социализации личности ребенка находится под угрозой: материальное положение современной семьи оставляет желать лучшего, снижается рождаемость, падает уровень педагогической культуры родителей, не есть ли это кризис современной семьи, и соответственно, ее влияние на ребенка?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3
1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ
Сущность социализации в процессе развития личности
Семья как среда социализации ребенка
Условия гармоничной социализации в семье

2 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
2.1 Обоснование выбора методов исследования
2.2 Ход и результаты экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................... 72

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ - копия.docx

— 85.22 Кб (Скачать файл)

Чтобы выявить  уровень знаний детей о жизни  общества, предложили авторскую методику, состоящую из пяти вопросов.

Цель: Выявить  уровень знаний детей о социальной жизни общества.

Методика  проведения: ребенку задавался вопрос, ответ оценивались по пяти бальной  системе. Результаты теста заносились в таблицу.

Следующей методикой  нашего исследования стала методика "Рисунок семьи", считают, что  идея использования рисунка семьи  для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захаровой, Н. Кормана, Р.

Бернса, С. Кауфмана и др.

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности  восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Для проведения этого исследования необходимо использовать альбомный лист бумаги, карандаш, ластик. Дается инструкция: "Нарисуй свою семью", при этом не рекомендуется  объяснять, что означает слово "семья". После выполнения задания получаем дополнительную информацию вербальным путем. Обычно задаются вопросы:

  1. Скажи, кто тут нарисован?
  2. Где они находятся?
  3. Что они делают? Кто это придумал?
  4. Им весело ил скучно? Почему?
  5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
  6. Кто из них самый несчастный? Почему?

При интерпретации  рисунка основное внимание обращали на следующие аспекты: анализ структуры  семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи), расположение, взаимодействие членов семьи на рисунке; анализ особенностей рисунка отдельных  членов семьи (различия в стиле рисования, качество деталей, схема тел отдельных  членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

При работе детей мы наблюдали за выражением лица ребенка, как он прорисовывал того или иного члена семьи, сколько  и как стирал части тела, а то и всего человека говоря при этом: "Ой, не получился" или "Не как  не могу нарисовать папу (маму)". Что  говорит о том, что у ребенка  нет эмоциональной связи с этим членом семьи. Были и случаи прорисовывания зубов (оскал), ребенок этим показывает агрессивное отношение со стороны взрослых (вербальная агрессия). Есть рисунки с прорисованными длинными пальцами, что проясняет враждебное отношение в семейной ситуации.

Интерпретацию рисунка проводили по симптомокомплексной  схеме предложенной Р.Ф. Беляускайте (Приложение 6).

Работу с  родителями проводили по методике диагностики  родительского отношения А.Я. Варга  и В.В. Столина.

Методика  диагностики родительского отношения  А.Я.Варга, В, В. Столин.

Цель исследования: выявление родительского отношения  к ребенку.

Опросник  состоит из пяти шкал.

  1. "Принятие – отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части ребенок испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет и не уважает его.
  2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во все и помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него.
  3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
  4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком бале по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
  5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, открытым для дурных влияний. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Методика  проведения: Родителям были предложены бланки с вопросами. На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

На формирующем  этапе исследования принимали участие 5 родителей и 5 детей (возраст от 4 до 6 лет), выборку сделали из числа  детей с неадекватно заниженной самооценкой. С детьми проводили  психологические игры на повышение  самооценки.

 

 

2.2 Результаты  исследования

 

Как уже было сказано выше, наши исследования проходили  на базе детского сада №6 "Радуга" с. Варваровка, Амурской области, в течении  четырех месяцев. В эксперименте участвовало 47 детей и 47 родителей, детей выбирали от 4 до 7 лет (средняя, старшая и подготовительная к  школе группы). На первом родительском собрании мы объяснили цель нашего исследования, некоторые родители отказались участвовать в эксперименте, поэтому  вся исследовательская работа проводилась  с теми семьями, где родители дали согласие на сотрудничество. В выборке  участвовало полных семей - 36, неполных семей – 8 и 3 семьи дети из детского дома.

Так как в  гипотезе нашей работы мы предполагаем, что стиль воспитания в семье  влияет на уровень социализации ребенка  дошкольника, то критериями для подтверждения  нашей гипотезы стали: социальный статус ребенка в группе, самооценка ребенка, знания детей о социальной жизни  общества и взаимоотношения в  семье. Вот по этим критериям и  составили план исследовательской  работы. На первом этапе нашего исследования, мы проводили обследования детей и начали с социометрии, методики "Два домика" (Приложение 1). Обследование детей проводили индивидуально в привычной для них обстановке. Дети делали по пять положительных и пять отрицательных выборов при этом сопровождали свой выбор пояснениями: "В этот дом я позову Лену потому, что я с ней играю, а Диму поселю в черный дом, потому, что он бьют меня" или "Лёню я отправлю в черный дом потому, что он не дает мне свои игрушки", "Ростик хороший, он меня защищает" и т.д. Опираясь на данные социометрии, мы определили уровень социального статуса ребенка в группе. Проанализировав результаты социометрии, мы увидели, что из 47 человек респондентов: 12,8% - "звезд", 31,9% - "предпочитаемых", 48,9% - "пренебрегаемых" и 6,4% - "отверженных" (Приложение 2). По результатам этого теста можно судить, что в группах далеко не доброжелательные отношения между детьми, а точнее говоря низкий уровень благополучия взаимоотношений групп.

Результаты  теста "Два домика" представлены в диаграмме 1.

 

Рис. 2.2.1 Результаты теста "Два домика".

 

Из диаграммы 1 видно, что уровни социального статуса  таковы: "Звезды" - 12,8%, "предпочитаемые" - 31,9%, "пренебрегаемые" - 48,9%, отвергаемые"- 6,4%.

После такого показателя социометрии мы решили определить уровень самооценки наших респондентов, поэтому дальнейшее обследование у  нас проходило по тесту "Лесенка" Дембо – Рубинштейна на самооценку детей (Приложение 3).

Семь детей "ставили себя" не на самую высокую  ступень, что уже говорит о  низкой самооценке ребенка, т.к. для  дошкольного возраста характерна завышенная прямая самооценка. Много детей "ставили  себя" от лица родителей на ступень  среднего уровня, что тоже говорит  о низкой самооценке и неблагополучных  отношениях с близкими взрослыми, а  три ребенка поставили вообще на самую нижнюю ступень, сказав при  этом, что мама или папа считают  их плохими, потому, что они не слушаются  родителей.

Анализ результатов  показал, что с адекватной самооценкой - 23,4% детей, с завышенной - 31,9% и с  заниженной - 44,7% (Приложение 2).

Рассмотрев  результаты второго теста обследования детей, картина социометрического  теста становится яснее и понятнее, но еще рано делать какие либо выводы. Обследование детей на знания социальной жизни людей в обществе мы решили по авторской методике, составленной на основании программы обучения и воспитания в детском саду. Тест состоял из пяти вопросов и оценивался по 5 балльной шкале (Приложение 5).

Результаты  теста таковы: 5 баллов получили – 4,4%, 4 балла – 10,6%, 3 балла – 14, 9%, 2 балла  – 55,3%, 1 балл – 12,7% и 0 баллов – 2,1%. (Приложение 2).

На основании  этих трех тестов можно судить, что  у "пренебрегаемых" и "отверженных" детей сильно заниженная самооценка и низкий балл социальных знаний. Дети с высоким социальным статусом и  высокой самооценкой отвечали на вопросы уверенно, рассуждения были грамотными. Дети с низкой самооценкой  давали ответы односложные или говорили, что не знают ответа на поставленный вопрос, при этом отводили взор или  смотрели в пол. Прейдя к таким выводам для дальнейшего исследования, мы взяли проективную методику "Рисунок семьи", для того чтобы проследить какое отношение к ребенку в семье. Результаты теста: благоприятная семейная ситуация – 38,2%, тревожность – 25,5%, конфликты в семье – 44,6%, чувство неполноценности в семейной ситуации – 17%, враждебность в семейной ситуации - 4.2%. На наш взгляд, наиболее оптимальным является демократический стиль отношений - это "кооперация" социально желательный образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. К смешанному стилю отношений отнесем такой тип родительских отношений как "социальная желательность" и "симбиоз". К попустительскому стилю можно отнести отношения по типу "симбиоз" и "маленький неудачник". Родитель видит своего ребенка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. К авторитарному стилю родительского отношения мы отнесли такой тип родительских отношений, как "отвержение" и "авторитарная гиперсоциализация". Родитель воспринимает своего ребенка плохим неприспособленным, требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребенку злость, раздражение досаду. Результаты теста "Детско - родительские отношения" представлены в диаграмме 3

 

Рис. 2.2.3 Результаты теста "детско-родительские отношения"

 

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующие  результаты: демократический стиль  родительских отношений наблюдаются  в 6 семьях (12,7%), смешанный стиль –  в 11 семьях (23,4%), попустительский стиль  – в 15 семьях (31,9%) и авторитарный – в 15 семьях (31,9%).

Полученные  в ходе исследования данные свидетельствуют  о том, что нарушение в детско-родительских отношениях оказывают влияние на эмоциональное состояние детей, на их самооценку (не в лучшую сторону), что плохо сказывается на социализации ребенка дошкольника.

Во время  формирующего этапа, мы проводили работу с родителями (5 семей) на формирование высокой самооценки ребенка, проводили  лекции и индивидуальные консультации. В результате у четверых детей  самооценка стала заметно выше, но в семье (46.И.А.) существенных изменений  мы не увидели т.к. в семье был  развод и мама еще находится в  стрессовом состоянии. Мы предложили ей обратиться в психологическую службу, при этом дали информацию, что это  за служба и чем она занимается.

Таким образом, можно судить о том, что если проводить  больше разъяснительных работ с  родителями, то процент детей с  заниженной самооценкой заметно  уменьшится. Следовательно поднимется процент социализации ребенка дошкольника, что приведет к здоровому, крепкому обществу.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социализация дошкольника в семье