Социализация дошкольника в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

На мой взгляд, эта проблема довольно-таки актуальна. Потому, что семья всегда была, есть и будет важнейшим институтом воспитания социализации личности ребенка, то, каким вырастет ребенок, зависит, прежде всего, не от детского сада и школы, а как раз от семьи, в семье ребенок воспринимает и усваивает модель своей будущей семьи, своих социальных ролей в ней. Однако семья, этот важный институт воспитания и социализации личности ребенка находится под угрозой: материальное положение современной семьи оставляет желать лучшего, снижается рождаемость, падает уровень педагогической культуры родителей, не есть ли это кризис современной семьи, и соответственно, ее влияние на ребенка?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3
1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ
Сущность социализации в процессе развития личности
Семья как среда социализации ребенка
Условия гармоничной социализации в семье

2 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
2.1 Обоснование выбора методов исследования
2.2 Ход и результаты экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................... 72

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ - копия.docx

— 85.22 Кб (Скачать файл)

  Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детьми между собой [23; 260].

  Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.И. Добрович, А.И. Захарова, А.С. Макаренко, А.В. Петровского и других является межличностные отношения, которые и определяют его климат.

  Именно по отношению родителей к своему ребенку, как считает Е.М. Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

  Ребенок должен чувствовать себя любимым в этом сходятся все воспитательные теории. Нелюбимые, недолюбленные дети, как известно, чаще болеют и хуже развиваются, а вырастая, становятся источником психологических и социальных проблем.

  Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семь человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям:

  • в результате целенаправленного процесса воспитания;
  • по механизму социального научения.

  В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также по средством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других [39; 570].

  В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты того и другого.

  Как уже было сказано, семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации личности ребенка, ибо по сути своей она является микро ячейкой общества, естественной средой развития ребенка, к влиянию которой он, несомненно, достаточно восприимчив.Весьма, кстати, любопытно, что именно семья убедительно лидирует в качестве важнейшего фактора воспитания.  что такой, безусловно, важнейший фактор воспитания, как школа, по мнению опрошенных, разделил 2 -3 место со средствами массовой информации (!), а литература и искусство по силе педагогического воздействия заняли последнее – 7 место (после товарищей, друзей, а также общественных организаций и коллективов – 4 -5 место и самовоспитания – 6 место).

  Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функции ухода за детьми и их и воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития [Кон, 1988].

  Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

  Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир, самый важный институт социализации личности. Лишь семья может полноценно социализировать ребенка, дать ему основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки. И напротив, отсутствие опыта семейного воспитания (например, у детей - сирот и детей, воспитывающихся в интернатах с одной "мамой" на несколько человек) приводит к значительным затруднениям в их социализации.

  Воспитательная функция семьи – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача накопленного социального опыта, выработка научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду, привитие чувства коллективизма, чувства меры, правил поведения, установленных в обществе, укрепление здоровья, помощь в физическом развитии. В семье наиболее полно раскрываются индивидуальные качества человека, его внутренний мир. Трудно переоценить роль семьи в формировании мировоззрения, навыков культуры и поведения, гражданской позиции личности в раскрытии ее интеллектуальных возможностей.

  Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты разделяют на три группы. Первая – это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира. Вторая – это внутри и вне-семейная деятельность, по преимуществу, это бытовой труд, являющейся могучим оружием социализации человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Третья группа – это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

  Вряд ли кто-нибудь возьмется оспаривать утверждение по которому первые две группы факторов (первая больше, вторая относительно меньше) могут быть представлены педагогикой семейных отношений – той самой, о которой с гениальной прозорливостью писал несколько десятилетий назад великий советский педагог А.С.Макаренко, "Ваше собственное поведение, - утверждал он в своей "книге для родителей", самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы одеваетесь, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!".

  Нарушение семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению З.Матейчика, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

1.Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого развития.

2.Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

3.Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

4.Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхность контактов и чувств ребенок.

  Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. В процессе социального развития семья играет важную роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или отчуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся условиях [5; 22].

  Наиболее велико значение этого фактора для формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. Маленький ребенок особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении с взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье: любовь ребенка к родителям, беспредельное доверие к ним, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца, определяют прочность воздействия на ребенка их примера.

  Старейшим, исторически первым институтом социализации ребенка являлось материнство. В первобытные времена именно мать передавала своему ребенку те несложные и немногочисленные знания и умения, которых было достаточно для приобщения к жизни племени. Отцы не участвовали в воспитании детей, а выступали дл них лишь как носители определенной роли добытчика пищи и защитника. Полноценное освоение этой роли происходило лишь после того, как мальчик отделялся от матери и включался в жизнь мужчин этого клана. Именно племя, а не материнство или отцовство, становилось следующим институтом социализации первобытных мужчин. Девочки же овладевали всем объемом материальных и культурных знаний своего времени рядом с матерью, из ее рук, включаясь в хозяйственные заботы по мере того, как это позволял им возраст.

  Современные отцы в значительно большей мере и гораздо раньше включаются в процесс социализации своих детей. Нередко в этом участвуют и представители старших поколений – бабушки и дедушки, неся ребенку свою версию социальных знаний и опыта, не всегда или не во всем совпадающую с тем, что предлагают родители. Таким образом, современная семья, являясь первым и главным институтом социализации маленького ребенка, представляют ему достаточно богатый и разнообразный круг знаний о мире, людях, обществе.

  Роль семьи в процессе социализации огромна. Понимая социализацию в широком плане как приобщение ребенка ко всему богатству человеческой культуры, важно понимать, что основным условием этого является овладение им речью и, соответственно, развитие понятийного, специфически человеческого мышления.

  Семья является для ребенка не только источником и условием развития его психики, расширения его знаний и представлений об окружающем мире, но и как первая модель принятых в данном конкретном обществе социальных отношений, с которыми он встречается. Именно в семье ребенок знакомится со смыслом и сутью социальных ролей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, сына, дочери.

  Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть такой аспект его социального развития как овладение нормами и правилами общественных взаимоотношений. Недостаточно просто снабжать ребенка знаниями о том, как устроено человеческое общество, как принято вести себя в нем. Необходимо создать ему условия для приобретения личного социального опыта, поскольку социализация предполагает активное участие самого человека в овладении культурой поведенческих отношений, освоение социальных норм и ролей, выражение психологических механизмов социального поведения [30;192].

  Особую роль играет семья в воспитании ребенка – дошкольника, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В этом возрасте создается основа, на котором строится все последующее воспитание и обучение. По образному выражению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – "социальный микрокосм", в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. В семье ребенок опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности. Ее воспитательные воздействия определяют характер ребенка вне семьи.

  Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру и новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребенка взрослые недооценивают важность этого возрастного периода в развитии ребенка, расценивая его как подготовительный к будущей, "настоящей" жизни, которая по их мнению, начинается с момента поступления в школу. Первые сколько-нибудь серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются именно в школе, поэтому родители и воспитатели не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, она прочно занимает в их сознании первостепенное место. Приоритет отдается умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе и ее качество редко становится предметом родительского внимания и переживания. Между тем, именно в дошкольные годы складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека [30; 193].

Информация о работе Социализация дошкольника в семье