Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:42, курсовая работа
На мой взгляд, эта проблема довольно-таки актуальна. Потому, что семья всегда была, есть и будет важнейшим институтом воспитания социализации личности ребенка, то, каким вырастет ребенок, зависит, прежде всего, не от детского сада и школы, а как раз от семьи, в семье ребенок воспринимает и усваивает модель своей будущей семьи, своих социальных ролей в ней. Однако семья, этот важный институт воспитания и социализации личности ребенка находится под угрозой: материальное положение современной семьи оставляет желать лучшего, снижается рождаемость, падает уровень педагогической культуры родителей, не есть ли это кризис современной семьи, и соответственно, ее влияние на ребенка?
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3
1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ
Сущность социализации в процессе развития личности
Семья как среда социализации ребенка
Условия гармоничной социализации в семье
2 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
2.1 Обоснование выбора методов исследования
2.2 Ход и результаты экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................... 72
Родительская любовь имеет социокультурную историческую природу. Вплоть до XVIIIв. общественная ценность родительской любви была относительно невысока. В современном обществе социальная ценность родительской любви чрезвычайно велика, а интимно-эмоциональная близость родителей с детьми в условиях малодетной семьи и планирования рождения детей представляет собой массовое явление. Все это привело к тому, что родительская любовь сегодня рассматривается обществом как "норма" психологического здоровья человека, а поведение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, - как патология, психическое отклонение, проявление аморальности и распущенности. Однако было бы несправедливо обвинять и осуждать таких родителей, конечно при условии выполнения ими родительского долга, проявление заботы, внимания и опеки в отношении ребенка.
В континууме значений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного до открытого негативного полюса.
А.С. Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальную типологию любви родительской. Тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпатия – антипатия; уважение – презрение; и близость – дальность [15; 124].
Новорожденный ребенок современного человека сохранил этологические признаки лица, которые обусловливают возникновение защищающих форм поведения у его матери. Кроме этого у младенца очень быстро вырабатывается паралингвистическая знаковая система (мимика, особенно улыбка, жесты, восклицания и т.д.).
Такие образования, значимые для общения, формируются на врожденной основе через присвоение ребенком идентифицирующегося поведения взрослого [21; 84].
В свою очередь, та элементарная знаковая система, которой овладевает ребенок, стимулирует определенные реакции у матери. Улыбка младенца приводит мать в гармоническое состояние радости от общения с ним, и она с торицей воздает ему за любовь. Здесь можно наблюдать отношения развивающейся взаимной идентификации, которая обеспечивает формирование у ребенка чувства доверия сначала к матери, а позднее и к человеку вообще.
Идентификационные отношения ребенка со взрослыми и взрослого с ребенком способствуют эмоциональной причастности малыша к человеческому роду. Таким образом, реально механизм идентификации на социальном уровне начинает прививаться через присвоение ребенком идентифицирующего поведения другого человека путем подражания. Развитие способности к идентификации определяет формирование социально значимых свойств личности, например, таких как способность к сопереживанию (сочувствию и сорадости) и активному нравственному отношению к людям, человечеству, к самому себе. Все это дает ребенку возможность распознавать эмоции и чувства другого, а позднее соотносить их с эталонным нормативным поведением.
Идентификация как феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности имеет двойное воздействие на развивающегося индивида. С одной стороны, идентификация обеспечивает присвоение многообразных психических действий, формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых личностных качеств. С другой стороны, идентификация может привести к растворению индивида в другом человеке выхолащиванию индивидуального.
В условиях разумного воспитания в семье, социальное развитие ребенка идет в направлении формирования личностных качеств, обеспечивающих успешное существование индивида в группе и группы в целом.
Идентификация обеспечивает усвоение конвенционных ролей, норм, правил поведения в обществе.
Разумеется, все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и счастливыми и выросли хорошими людьми. Дифференциация семей по социально-экономическому положению и по наличию семейной памяти, семейных традиций ведет к дифференциации результатов социализационного поведения. Степень выраженности, по передаче детям семейного дела и собственности, по наследованию детьми их профессии – еще один аспект интереса социологии к семейной социализации. При этом надо учитывать конкретные обстоятельства времени и места, исторические изменения семьи. Рост разводов, например, отчасти связан с повторными браками, с возникновением весьма своеобразного положения, когда кровные отцы становятся приемными по отношению к детям новой жены и "приходящими" по воскресеньям отцами по отношению к собственным детям, оставшимся с первой женой.
Для развития здоровой личности, ребенку требуется воспитание в полной благополучной семье. В атмосфере постоянных сердечных эмоциональных отношений мальчик идентифицирует себя в положительной роли отца, а девочка в роли матери. При не полной семье, воспитываясь матерью- одиночкой важно чтобы ребенок идентифицировал себя положительно в отношении своего пола. Что еще сложнее для личности ребенка воспитывающегося в неблагополучной семье. В одинаковой ситуации, индивид может идентифицировать по-разному, причем это может происходить на бессознательном и сознательном уровне. Когда этот выбор для индивида не однозначен, у него возникает чувство тревоги.
Современные дети имеют возможность знакомиться с взаимоотношением мужчин и женщин не только в семье, но также в бульварной литературе и кино. Наряду с прекрасным образом рыцаря, героя, супермена, настоящего мужчины мальчик может найти образы мужского поведения в демонстративном мачо, в холодном убийце и т.д. Такой же широкий диапазон женских ролей предстает перед девочкой.
Половая идентификация обостряет в ребенке его рефлексивные способности и становление новых, более взрослых отношений с родственниками обеих полов.
Поэтому так важно, чтобы молодая семья действительно жила вместе, чтобы ребенок мог наглядно сравнивать и положительно идентифицировать себя по Гендеру.
Именно положительно развитая личность ориентируется на идеологию, мировоззрение и прогнозирует себя в будущем, формируя идеальный образ своей жизненной позиции, эмоционально и рационально идентифицируется с ним и стремится соответствовать этому образу.
Дети, воспитывающиеся без семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов [28; 36].
Отсюда следует, что для формирования гармоничной личности необходима и отцовская и материнская любовь. Лишь наличие той и другой обеспечивает формирование духовно здоровой, гармоничной, зрелой личности.
Концепция А.Адлера содержит интересные дополнения, позволяющие яснее представить роли матери и отца в развитии личности ребенка. Отношение матери к ребенку имеет ключевое значение для формирования чувства социальной общности и социальной идентичности. Помимо безусловного эмоционального принятия, мать своим образом нежности и заботы о детях, муже, людях вне семейного круга демонстрирует модель поведения, побуждаемого социальным интересом. Мать учит ребенка любви и заботе о других людях, поощряет его к формированию товарищеских, дружеских интересов за пределами семьи. При этом она не должна замыкаться только на ребенке, она обязана реализовывать доброжелательные отношения c другими членам семьи и к более широкому социальному окружению. Желательно, чтобы мать не ограничивалась лишь воспитанием детей, но была включена в социальные виды деятельности. Функция отца в воспитании ребенка состоит в поощрении его активности, направленной на развитие социальной компетентности, необходимой ребенку для преодоления комплекса неполноценности. Отец ставит задачи, дает образцы способов решения, оказывает необходимую помощь, стимулирует автономию ребенка и его направленность на достижение целей.
Итак, для гармоничной социализации ребенка необходимы эмоциональные отношения с родителями. Именно эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предоставляет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Для развития здоровой личности, ребенку требуется воспитание в полной благополучной семье. В атмосфере постоянных сердечных эмоциональных отношений.
Вывод: Таким образом, главными условиями гармоничной социализации ребенка дошкольника в семье являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовать содержательную жизнь и деятельность детей, так как именно детско-родительские отношения побуждают лучшие нравственные чувства и стремление к совершенствованию. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей. Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общений детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, как и естественно возникающая трудовая деятельность – все это создает благоприятные условия для социализации в семье ребенка дошкольника, впечатлительного и склонного к подражанию. Именно в семье происходит ни с чем не сравнимая по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка дошкольника, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной деятельности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре.
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА
социализация ребенок
2.1 Обоснование выбора методов исследования
Исследованием
роли семьи в социализации ребенка
рассматривалась многими
Целью нашей исследовательской работы является выявление роли семьи в социализации ребенка дошкольника.
Задачи:
Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребенка в семье его социальный статус.
При работе с детьми, мы использовали следующие методы:
- Тест "Два домика";
- Тест "Рисунок семьи;
- Авторский
опросник выявления знаний
- Тест "Лесенка".
При работе с родителями нами было использовано тестирование "Родительское отношение к детям" (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Исследования проводились на базе МДОУ №6 "Радуга", с. Варваровка, Амурской области. Нами было обследовано 47 детей с 4 до 7 лет (старшая, средняя и подготовительная группы), и их родители (47 человек).
Наши исследования
мы начали с обследования детей на
предмет социометрического
Тест "Два домика".
Цель: исследование
взаимоотношений
Методика проведения:
Для проведения методики "Два домика" необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой - маленький, черного цвета.
Ребенку предлагается: "Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет". Ребенку предстоит сделать выбор, с кем из ребят своей группы он бы хотел оказаться в красном домике, а кого бы поселил в черный дом. Ребенок делает по 3 положительных и отрицательных выбора.
Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие типы социометрического статуса:
Самооценку детей мы просмотрели по методике Дембо – Рубинштейна "Лесенка"
Цель исследования: определить уровень самооценки ребенка.
Инструкция. Ребенку предлагают: "Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывает) ставят хороших детей, чем выше, тем дети лучше, на самой верхней самые хорошие ребята. На ступеньке ниже ставят не очень хороших детей (показывает), еще ниже хуже, а на самой нижней самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? папа? воспитательница?"
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно определить правильно ли понял ребенок объяснение. Ответы записываются. Особое внимание обращают на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети дошкольного возраста ставят себя на ступеньку " очень хорошие", и даже "самые хорошие дети". Расположение на самой нижней из ступенек, говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Об отношениях родителей к ребенку и их требованиям говорят ответы на вопрос о том, куда поставят их взрослые. Для нормального самоощущения важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. Признаки неблагополучия, как в структуре личности, так и в отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых родные ставят на нижние ступеньки. Однако, если при ответе на вопрос: "Куда тебя поставит воспитательница?- ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно себя плохо ведет.