Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 06:47, реферат

Описание работы

Семья всегда была институтом первичной социализации. Происходящие с семьей и в семье процессы безусловно отражаются на процессе становления личности. Возникающие в семье конфликты между родителями и детьми, младшими и старшими, конфликты между «старым» поколением и «новым» усложняют процесс воспитания и социализации подрастающего поколения.

Файлы: 1 файл

Соц.педагокика.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

 Именно в  семье закладываются основы умения быстро переключаться со "своего" на "чужое" и обратно. Не принадлежность детей к "плохим" или "хорошим" семьям делает их самих "плохими" или "хорошими", а неспособность семьи (благополучной или неблагополучной) привить детям умение отменять там, где надо, общечеловеческое или ущемлять исконно свое. Именно поэтому важно изучать роль социальной структуры в этом процессе, социальные факторы подобного влияния семьи на социализацию личности, характеризующейся гибкостью или ригидностью механизма самоконтроля. 

 Нуклеарная  семья является той изначальной  социальной матрицей, внутрь которой  уходят корни личности и откуда  берутся ее истоки Я. Семья  ориентирует ребенка, прежде всего,  на членов семьи и других  родственников и лишь затем  – на социальное окружение и общество в целом. Для социолога важно знать, как именно в семье индивид (в момент рождения – еще только предпосылка и предусловие человека) делается личностью. 

 Недостаточно  сказать только о конечном  результате, надо раскрыть и механизмы  социализации. Это заставляет взглянуть на поэтапное формирование личности с точки зрения вклада семьи в становление механизма, управляющего поведением, т.е. в формирование структуры диспозиционной регуляции индивидуального поведения. 

 Поскольку  человек существует в истории и изменяется не за счет анатомических трансформаций или только наследственности, а благодаря изменениям своего поведения и культуры, постольку результаты действий зависят не просто от сочетания внутренних и внешних предпосылок, а от личностного определения возникающих жизненных ситуаций, т.е., говоря другими словами, от их индивидуальной оценки. 

 Индивид рождается  с генетически заданным набором  физиологических потребностей. Но  это рождение происходит в  разных по социально-экономическим  условиям семьях (семейных ситуациях). Поэтому, анализируя процесс социализации, следует выделять типические ситуации в семьях разного типа, различным образом воздействующие на удовлетворение тех или иных потребностей. 

 Иными словами,  надо знать, какие именно семейные ситуации по фазам семейного цикла и каким образом влияют на те или иные конкретные потребности социализируемого ребенка. 

 В разных  теориях социализации подчеркиваются  и разные аспекты семейной  социализации, что, собственно, и  отличает одну теорию от другой. 

 В психоанализе  внимание фокусируется на инстинктивных  влечениях и на роли бессознательного. Семейные ситуации типологизируются  по взаимоотношениям матери –  сына, отца – дочери. Среди потребностей  выделяется либидо (половое влечение). Изначальная социокультурная конфликтность ролей родителей и детей обнаруживается, в самых ранних детских возрастах. И если она не находит своего разрешения в семье, то активизирует влечения взрослого все его оставшуюся жизнь. Психоанализ интересен структурированием личности как взаимодействия противоречащих друг другу «сверх Я» и «ОНО», достигающих уравновешивания в «Я». 

 Среди диспозиций  центральное место принадлежит  Я как главной ценности личности. Поэтому фрейдовская трактовка  Я как регулятора между половым  влечением к родителю противоположного  пола и социальным ограничением  этого влечения интересна не  содержательным конфликтом между сексуальным и социальным, а моделированием конфликта между обществом и личностью в самой структуре человеческого Я. Важно, что подобная амбивалентность Я обнаруживается с первых дней социализации и что в психоанализе показан механизм самоограничения Я, формирования совести или социальной ответственности личности, умения подчинять индивидуальное общему. Любовь или ненависть к родителям порождают чувство вины и разные формы сублимации этих чувств. 

 В когнитивных  теориях, акцентирующих рациональность человеческого поведения, роль семьи обнаруживается в моральном развитии ребенка. Например, теория перехода от эгоцентризма к релятивизму Ж. Пиаже рассматривает эгоцентризм как когнитивную незрелость, как веру в то, что и другие определяют ситуации и события точно так же, как и ребенок, т.е. помещая его в центр Вселенной. Любовь и забота родителей, согласно этой точке зрения, укрепляют этот "реализм", когда мир искривляется под себя и когда оказывается невозможной подлинная кооперация с другими. 

 В этот же период (до 6-7 лет) зависимость ребенка как младшего от старших связана с его эмоциональной односторонностью по отношению к родителям, чувствами "слепой" привязанности и любви. Именно это, кстати, больше всего нравится в малышах малодетным родителям (бэби-комплекс). 

 В полноценной  семье после 7 – 8 лет освобождение  ребенка от пут эгоцентризма, "реализма" и зависимого почитания  родителей идет быстрее. Но  процесс формирования более релятивистской  картины мира может задерживаться.  И тогда в среде сверстников могут разгораться бои за навязывание своей Я-центристской концепции другим. Причем обычно все успехи приписываются себе, своим способностям, а неудачи – обстоятельствам, "помехам" со стороны других. "Хорошая" социализация в семье позволяет избежать этой тенденции, формирует социально компетентную личность, способную брать ответственность на себя, а не списывать все на неблагоприятные условия. 

 В теории  Дж. Мида процесс формирования  Я рассматривается как своего  рода отход от центристской  тенденции, как включение в свой мир других людей, как, с другой стороны, умение войти в их роль. Подражая родителям, ребенок учится входить в роль и выходить из нее, но, главное, он научается видеть себя со стороны. "Я-образ" - это представление о себе, увиденное глазами других. Чем значимее эти другие для ребенка, тем больше вероятность, что Я-образ будет формироваться под влиянием оценок этих "значимых других". 

 При общении  ребенка с отдельными "другими"  начинает формироваться обобщенный  образ своего Я, причем лучше всего это происходит не при парном взаимодействии, а в групповых интеракциях. 

"Генерализованный  другой" – это обобщенный образ  других, который легче конструируется  в группах, а не в диадных  (парных) контактах. В сплоченных  семьях "генерализованный другой" идентифицируется с семейным МЫ и Я-образ складывается не как простая сумма образов других людей, а как концепция Я, присущая "генерализованному другому". Чем интегрированнее семья, тем непротиворечивей Я-концепция ребенка. 

 Различия  Я-образов в разных группах – проводниках (агентах) социализации – будет заставлять человека подбирать таких "значимых других", которые будут подтверждать сложившуюся Я-концепцию. 

 Таким образом,  умение входить в роль другого  и видеть себя его глазами  формирует ценность своего Я посредством переключения с одних ролей на другие. В теории Дж. Мида также подчеркивается та особенность ранней социализации, которая связана с неизбежностью уравновешивания противоположных тенденций, а, следовательно, с важной ролью семейного Мы в становлении Я. 

 Социализация  в семье может трактоваться  и как формирование базовой  иерархии индивидуальных потребностей. Если выделить три основных  уровня потребностей – потребности  в физическом, психологическом и  социальном самосохранении, то в  принципе каждый из них может быть высшим и соответственно определять ту или иную направленность личности. Вместе с тем указанная последовательность этих потребностей раскрывает их изначальную иерархию – прежде чем ломать голову над смыслом бытия и стремиться оберегать свое Я в общении с другими, надо быть хотя бы относительно сытым и одетым. В повседневности все взаимосвязано и та или иная направленность личности обнаруживается лишь как тенденция в массе повторяющихся ситуаций. 

 Среди потребностей  социального уровня – в образовании, труде, творчестве – выделим и потребности в браке и семье. Важно выяснить их значимость для социального самосохранения личности, то, какую роль они играют для сохранения и повышения социального статуса индивида, а также для творческого самосовершенствования личности, для ее полноценной самореализации. 

 Процесс социализации  на протяжении всего жизненного  цикла индивида предлагает две  основные, не равные по времени  и интенсивности стадии. Первая  стадия – период активного  становления индивида как общественного  существа – занимает около  трети жизни. На этой стадии осуществляется: 

 ·        элементарная или первичная социализация  ребенка; 

 ·        нормативно-фрагментарная, маргинальная  социализация подростка; 

 ·        концептуально-целостная, результирующая  социализация молодежи периода  перехода от юности к зрелости. 

 Вторая стадия  – период развития сложившейся  личности в ходе ее дальнейшего  функционирования в обществе: 

 ·        в качестве трудоспособного члена  общества; 

 ·        в связи с выходом на пенсию. 

 Семейная  социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях – отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в "бремя". И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и внесемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейных ролей через разделение семейного бремени между мужем и женой. 

   

II. Социальные  аномалии (девиация) как негативный  результат семейной социализации 

 Разводы,  брошенные дети, одинокие старики  – эти проблемы семьи очевидны. Низкий уровень взаимоотношений в семье, падение авторитета родителей – всё это факторы отклоняющегося поведения молодёжи. Неформальные объединения, наркомания и токсикомания, алкоголизм, проституция – корни этих явлений нужно искать в жизнедеятельности семьи.  На современном этапе, когда в условиях экономического кризиса особенно обострились социальные противоречия в обществе, особенно остро встает проблема отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Социальные детерминанты отклоняющегося поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Однако исследования С. А. Беличевой, В. П. Кащенко, А. И. Захаровой и др. показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье. 

 В данной  главе будет изучена проблема  девиантного поведения, которая является прямым следствием деградации института семьи в современном обществе. 

 Гипотеза, которая  ставится во главу исследования  следующая: за счет укрепления  института семьи, как главного  института воспитания и социализации  индивида возможно преодолеть проблемы социальных аномалий. 

 Для доказательства  этой гипотезы воспользуемся  методом опроса. Опрашивать следует  3 категории людей ученики, учителя  и родители. Основной вопрос: «Что  определяет жизненную позицию  ученика»? Количество опрашиваемых 139 человек в каждой группе. 

 Вообще, молодёжь  – особая социально-демографическая  часть общества. У неё свои  психологические особенности, характерные  для неё проблемы: освоение политических  и моральных ценностей, выбор  профессии, создание семьи. Возрастные границы молодёжи определяются в пределах от 14 до 28 лет. Наиболее сложным является юношеский возраст (14-18 лет). В это время происходит открытие своего «Я», резко расширяется сфера общения и деятельности. Родители отходят на второй план. Появляются новые друзья и новые компании. 

 Нарушается  связь между поколениями. Ослабевает  положительное воздействие старшего  поколения на молодое. «Молодые»  получают свободу и непременно  хотят воспользоваться ею. Отсюда  пьянство, наркомания, проституция и другие виды девиантного поведения. 

 Важным условием  преодоления девиантного поведения  в молодёжной среде выступает  эффективная профилактическая работа. Её цель – создание условий,  препятствующих возникновению различных  форм социальных отклонений, а  так же их распространению. В семье эта работа должна осуществляться родителями. Она предполагает разъяснение детям степени опасности для их здоровья и здоровья окружающих вредных привычек и склонностей, ознакомление их с возможными последствиями, связанными с нарушением нравственных и правовых норм. Средством профилактики служит и личный пример родителей. Их образ жизни, взгляды на различные проблемы, взаимоотношения перенимают и копируют дети. Самой эффективной профилактикой девиантного поведения в условиях семьи является родительское воспитание – ежедневная и кропотливая работа. 

 Отклоняющееся  поведение присутствует в нашем  обществе, и этого нельзя отрицать. С переходом к капиталистическому  развитию страны она стала  ещё более актуальной. Появились  новые явления как в жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому пути.  

Информация о работе Социальная педагогика