Именно в
семье закладываются основы умения
быстро переключаться со "своего"
на "чужое" и обратно. Не принадлежность
детей к "плохим" или "хорошим"
семьям делает их самих "плохими"
или "хорошими", а неспособность семьи
(благополучной или неблагополучной) привить
детям умение отменять там, где надо, общечеловеческое
или ущемлять исконно свое. Именно поэтому
важно изучать роль социальной структуры
в этом процессе, социальные факторы подобного
влияния семьи на социализацию личности,
характеризующейся гибкостью или ригидностью
механизма самоконтроля.
Нуклеарная
семья является той изначальной
социальной матрицей, внутрь которой
уходят корни личности и откуда
берутся ее истоки Я. Семья
ориентирует ребенка, прежде всего,
на членов семьи и других
родственников и лишь затем
– на социальное окружение и общество
в целом. Для социолога важно знать, как
именно в семье индивид (в момент рождения
– еще только предпосылка и предусловие
человека) делается личностью.
Недостаточно
сказать только о конечном
результате, надо раскрыть и механизмы
социализации. Это заставляет взглянуть
на поэтапное формирование личности с
точки зрения вклада семьи в становление
механизма, управляющего поведением, т.е.
в формирование структуры диспозиционной
регуляции индивидуального поведения.
Поскольку
человек существует в истории
и изменяется не за счет анатомических
трансформаций или только наследственности,
а благодаря изменениям своего поведения
и культуры, постольку результаты действий
зависят не просто от сочетания внутренних
и внешних предпосылок, а от личностного
определения возникающих жизненных ситуаций,
т.е., говоря другими словами, от их индивидуальной
оценки.
Индивид рождается
с генетически заданным набором
физиологических потребностей. Но
это рождение происходит в
разных по социально-экономическим
условиям семьях (семейных ситуациях).
Поэтому, анализируя процесс социализации,
следует выделять типические ситуации
в семьях разного типа, различным образом
воздействующие на удовлетворение тех
или иных потребностей.
Иными словами,
надо знать, какие именно семейные
ситуации по фазам семейного цикла и каким
образом влияют на те или иные конкретные
потребности социализируемого ребенка.
В разных
теориях социализации подчеркиваются
и разные аспекты семейной
социализации, что, собственно, и
отличает одну теорию от другой.
В психоанализе
внимание фокусируется на инстинктивных
влечениях и на роли бессознательного.
Семейные ситуации типологизируются
по взаимоотношениям матери –
сына, отца – дочери. Среди потребностей
выделяется либидо (половое влечение).
Изначальная социокультурная конфликтность
ролей родителей и детей обнаруживается,
в самых ранних детских возрастах. И если
она не находит своего разрешения в семье,
то активизирует влечения взрослого все
его оставшуюся жизнь. Психоанализ интересен
структурированием личности как взаимодействия
противоречащих друг другу «сверх Я» и
«ОНО», достигающих уравновешивания в
«Я».
Среди диспозиций
центральное место принадлежит
Я как главной ценности личности.
Поэтому фрейдовская трактовка
Я как регулятора между половым
влечением к родителю противоположного
пола и социальным ограничением
этого влечения интересна не
содержательным конфликтом между сексуальным
и социальным, а моделированием конфликта
между обществом и личностью в самой структуре
человеческого Я. Важно, что подобная амбивалентность
Я обнаруживается с первых дней социализации
и что в психоанализе показан механизм
самоограничения Я, формирования совести
или социальной ответственности личности,
умения подчинять индивидуальное общему.
Любовь или ненависть к родителям порождают
чувство вины и разные формы сублимации
этих чувств.
В когнитивных
теориях, акцентирующих рациональность
человеческого поведения, роль семьи обнаруживается
в моральном развитии ребенка. Например,
теория перехода от эгоцентризма к релятивизму
Ж. Пиаже рассматривает эгоцентризм как
когнитивную незрелость, как веру в то,
что и другие определяют ситуации и события
точно так же, как и ребенок, т.е. помещая
его в центр Вселенной. Любовь и забота
родителей, согласно этой точке зрения,
укрепляют этот "реализм", когда мир
искривляется под себя и когда оказывается
невозможной подлинная кооперация с другими.
В этот же
период (до 6-7 лет) зависимость ребенка
как младшего от старших связана с его
эмоциональной односторонностью по отношению
к родителям, чувствами "слепой" привязанности
и любви. Именно это, кстати, больше всего
нравится в малышах малодетным родителям
(бэби-комплекс).
В полноценной
семье после 7 – 8 лет освобождение
ребенка от пут эгоцентризма,
"реализма" и зависимого почитания
родителей идет быстрее. Но
процесс формирования более релятивистской
картины мира может задерживаться.
И тогда в среде сверстников
могут разгораться бои за навязывание
своей Я-центристской концепции другим.
Причем обычно все успехи приписываются
себе, своим способностям, а неудачи –
обстоятельствам, "помехам" со стороны
других. "Хорошая" социализация в
семье позволяет избежать этой тенденции,
формирует социально компетентную личность,
способную брать ответственность на себя,
а не списывать все на неблагоприятные
условия.
В теории
Дж. Мида процесс формирования
Я рассматривается как своего
рода отход от центристской
тенденции, как включение в свой мир
других людей, как, с другой стороны, умение
войти в их роль. Подражая родителям, ребенок
учится входить в роль и выходить из нее,
но, главное, он научается видеть себя
со стороны. "Я-образ" - это представление
о себе, увиденное глазами других. Чем
значимее эти другие для ребенка, тем больше
вероятность, что Я-образ будет формироваться
под влиянием оценок этих "значимых
других".
При общении
ребенка с отдельными "другими"
начинает формироваться обобщенный
образ своего Я, причем лучше
всего это происходит не при парном взаимодействии,
а в групповых интеракциях.
"Генерализованный
другой" – это обобщенный образ
других, который легче конструируется
в группах, а не в диадных
(парных) контактах. В сплоченных
семьях "генерализованный другой"
идентифицируется с семейным МЫ и Я-образ
складывается не как простая сумма образов
других людей, а как концепция Я, присущая
"генерализованному другому". Чем
интегрированнее семья, тем непротиворечивей
Я-концепция ребенка.
Различия
Я-образов в разных группах –
проводниках (агентах) социализации –
будет заставлять человека подбирать
таких "значимых других", которые
будут подтверждать сложившуюся Я-концепцию.
Таким образом,
умение входить в роль другого
и видеть себя его глазами
формирует ценность своего Я посредством
переключения с одних ролей на другие.
В теории Дж. Мида также подчеркивается
та особенность ранней социализации, которая
связана с неизбежностью уравновешивания
противоположных тенденций, а, следовательно,
с важной ролью семейного Мы в становлении
Я.
Социализация
в семье может трактоваться
и как формирование базовой
иерархии индивидуальных потребностей.
Если выделить три основных
уровня потребностей – потребности
в физическом, психологическом и
социальном самосохранении, то в
принципе каждый из них может быть высшим
и соответственно определять ту или иную
направленность личности. Вместе с тем
указанная последовательность этих потребностей
раскрывает их изначальную иерархию –
прежде чем ломать голову над смыслом
бытия и стремиться оберегать свое Я в
общении с другими, надо быть хотя бы относительно
сытым и одетым. В повседневности все взаимосвязано
и та или иная направленность личности
обнаруживается лишь как тенденция в массе
повторяющихся ситуаций.
Среди потребностей
социального уровня – в образовании,
труде, творчестве – выделим и потребности
в браке и семье. Важно выяснить их значимость
для социального самосохранения личности,
то, какую роль они играют для сохранения
и повышения социального статуса индивида,
а также для творческого самосовершенствования
личности, для ее полноценной самореализации.
Процесс социализации
на протяжении всего жизненного
цикла индивида предлагает две
основные, не равные по времени
и интенсивности стадии. Первая
стадия – период активного
становления индивида как общественного
существа – занимает около
трети жизни. На этой стадии осуществляется:
·
элементарная или первичная социализация
ребенка;
·
нормативно-фрагментарная, маргинальная
социализация подростка;
·
концептуально-целостная, результирующая
социализация молодежи периода
перехода от юности к зрелости.
Вторая стадия
– период развития сложившейся
личности в ходе ее дальнейшего
функционирования в обществе:
·
в качестве трудоспособного члена
общества;
·
в связи с выходом на пенсию.
Семейная
социализация ребенка имеет решающее
значение для становления семейных потребностей.
Общий семейный климат прямо влияет на
восприятие детьми семейных ролей и на
желание обзавестись в будущем своей семьей.
Этот климат в значительной мере неблагоприятен
ныне для адекватной потребности в семье
и семейных ролях – отсутствие совместной
деятельности родителей и детей, которая
непосредственно цементирует семейное
единение, ведет к атмосфере потребительства
и бытового самообслуживания, к редукции
семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная
занятость членов семьи вне дома превращает
эти редуцированные семейные роли и потребности
в "бремя". И, к сожалению, социальная
проблема соотношения семейных и внесемейных
(прежде всего профессиональных) ролей
все чаще трактуется через перераспределение
семейных ролей через разделение семейного
бремени между мужем и женой.
II. Социальные
аномалии (девиация) как негативный
результат семейной социализации
Разводы,
брошенные дети, одинокие старики
– эти проблемы семьи очевидны.
Низкий уровень взаимоотношений
в семье, падение авторитета родителей
– всё это факторы отклоняющегося поведения
молодёжи. Неформальные объединения, наркомания
и токсикомания, алкоголизм, проституция
– корни этих явлений нужно искать в жизнедеятельности
семьи. На современном этапе, когда
в условиях экономического кризиса особенно
обострились социальные противоречия
в обществе, особенно остро встает проблема
отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Социальные детерминанты отклоняющегося
поведения многочисленны, имеют разную
степень воздействия и специфически группируются
в каждом конкретном случае. Однако исследования
С. А. Беличевой, В. П. Кащенко, А. И. Захаровой
и др. показывают, что причины отклонения
кроются чаще всего в семье.
В данной
главе будет изучена проблема
девиантного поведения, которая является
прямым следствием деградации института
семьи в современном обществе.
Гипотеза, которая
ставится во главу исследования
следующая: за счет укрепления
института семьи, как главного
института воспитания и социализации
индивида возможно преодолеть проблемы
социальных аномалий.
Для доказательства
этой гипотезы воспользуемся
методом опроса. Опрашивать следует
3 категории людей ученики, учителя
и родители. Основной вопрос: «Что
определяет жизненную позицию
ученика»? Количество опрашиваемых 139
человек в каждой группе.
Вообще, молодёжь
– особая социально-демографическая
часть общества. У неё свои
психологические особенности, характерные
для неё проблемы: освоение политических
и моральных ценностей, выбор
профессии, создание семьи. Возрастные
границы молодёжи определяются в пределах
от 14 до 28 лет. Наиболее сложным является
юношеский возраст (14-18 лет). В это время
происходит открытие своего «Я», резко
расширяется сфера общения и деятельности.
Родители отходят на второй план. Появляются
новые друзья и новые компании.
Нарушается
связь между поколениями. Ослабевает
положительное воздействие старшего
поколения на молодое. «Молодые»
получают свободу и непременно
хотят воспользоваться ею. Отсюда
пьянство, наркомания, проституция и другие
виды девиантного поведения.
Важным условием
преодоления девиантного поведения
в молодёжной среде выступает
эффективная профилактическая работа.
Её цель – создание условий,
препятствующих возникновению различных
форм социальных отклонений, а
так же их распространению. В семье эта
работа должна осуществляться родителями.
Она предполагает разъяснение детям степени
опасности для их здоровья и здоровья
окружающих вредных привычек и склонностей,
ознакомление их с возможными последствиями,
связанными с нарушением нравственных
и правовых норм. Средством профилактики
служит и личный пример родителей. Их образ
жизни, взгляды на различные проблемы,
взаимоотношения перенимают и копируют
дети. Самой эффективной профилактикой
девиантного поведения в условиях семьи
является родительское воспитание – ежедневная
и кропотливая работа.
Отклоняющееся
поведение присутствует в нашем
обществе, и этого нельзя отрицать.
С переходом к капиталистическому
развитию страны она стала
ещё более актуальной. Появились
новые явления как в жизни общества,
так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что
развитие молодого поколения идёт по новому
пути.