Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:47, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретический аспект девиантного поведения у дошкольников с позиций социальной педагогики и выявить меры профилактики с такими детьми.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность, проблемы и причины девиантного поведения.
2. Изучить направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением
3. Определить способы профилактики девиантного поведения детей дошкольного возраста
Введение 3
1. Сущность, проблемы и причины девиантного поведения детей 6
1.1. Сущность девиантного поведения 6
1.2. Проблема девиантного поведения в дошкольном возрасте 8
1.3. Причины девиантного поведения детей 12
2. Социально - педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с девиантным поведением 18
2.1. Направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением 18
2.2. Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии 24
Заключение 33
Список литературы: 37
Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения у дошкольников.
Оглавление
Введение 3
1. Сущность, проблемы и причины девиантного поведения детей 6
1.1. Сущность девиантного поведения 6
1.2. Проблема девиантного поведения в дошкольном возрасте 8
1.3. Причины девиантного поведения детей 12
2. Социально - педагогическая
работа с детьми дошкольного
возраста с девиантным
2.1. Направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением 18
2.2. Профилактика девиантного
поведения детей дошкольного
возраста средствами
Заключение 33
Список литературы: 37
Приложения 39
ребенок
Отклоняющееся (девиантное) поведения несовершеннолетних является серьезной социальной, психолого-педагогической и медико-биологической проблемой. В настоящее время в изменяющихся условиях развития страны эта проблема становится особо актуальной, что обусловлено целым рядом причин. Среди них - рост числа беспризорных и безнадзорных детей, радикальное изменение социально-экономической жизни, снижение жизненного уровня значительной части населения, неуверенность в завтрашнем дне, девальвация ценностных ориентации, безразличие к себе и окружающим, изменения в укладе и образе жизни людей и др.
Причины отклонений в поведении
ребенка возникают как
Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками образовательного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности воспитуемого и обучающегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.
Внешкольное воспитание не
предлагает бесплатного многообразия
выбора видов деятельности, не гарантирует
относительной независимости от
взрослых, широких возможностей для
развития активности и самодеятельности,
неформального характера
Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.
Все это подрывает уверенность детей в себе, их способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях, способствует появлению у них чувства одиночества и незащищенности.
Трудность решения перечисленных проблем связана с тем, что многие годы замалчивания проблем, связанных с отклонением в поведении молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались, главным образом, предупредительно-карательные меры, в результате которых наказание, которое молодой человек получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления асоциального потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.
Между тем, выход российского общества и образования на путь демократизации поставил перед школой, другими субъектами воспитания и социализации детей вопрос о необходимости перехода к личностно-ориентированному образованию и воспитанию, что предполагает усиление внимания науки и практики к индивидуальности ребёнка, вызывает необходимость гуманизации среды, в которой растут наши дети.
Это привело к проблеме поиска форм, методов и средств социально – педагогической работы с детьми с девиантным поведением.
Объект исследования – социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения у дошкольников.
Предмет исследования – девиантное поведение дошкольников.
Цель исследования – изучить теоретический аспект девиантного поведения у дошкольников с позиций социальной педагогики и выявить меры профилактики с такими детьми.
Задачи исследования:
Методы исследования:
1. изучение и анализ литературы и нормативно-правовых актов по проблеме исследования.
Применительно к современным
условиям России главными факторами
распространения девиантного
В социальной педагогике выделяют следующие факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних:
а) биологические, выражающиеся
в существовании
б) психологические, включающие
наличие у ребенка
в) социально-педагогические, выражающиеся в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка.
Первые проявления отклоняющегося
поведения наблюдаются в
На появление отклонений в поведении ребёнка оказывают прямое влияние следующие особенности его взаимоотношений с социумом:
- положение изгоя;
- отвержение со стороны воспитателей;
- ярлык девианта;
- отрицательное влияние семьи: безнадзорность, попустительство со стороны родителей, или, наоборот, гиперопека, чрезмерный контроль;
- дефицит общения[6, с. 91].
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия (социальные или микросоциальные), в которых он оказался; задача социального педагога – помочь ребенку справиться с его проблемами, вовремя устранить причины, вызывающие отклонения в поведении.
Причины и предпосылки девиации необходимо искать намного раньше – начиная с дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для формирования и развития личности. Очевидно, что о девиантном поведении имеет смысл говорить лишь по достижении определенного возраста, не ранее 6–8 лет. Как правило, маленький ребенок не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соотносить с социальными нормами. Только в школе ребенок впервые и по-настоящему сталкивается с принципиальными социальными требованиями, и только с началом школьного возраста от ребенка ожидается строгое следование основным правилам поведения.
Психологические трудности, эмоциональные
расстройства, нарушения поведения,
социальная дезадаптация часто встречаются
у большинства детей, поступающих
в социально-реабилитационный центр.
И на все есть свои причины: это
и нарушения в становлении, формировании
и развитии личности, и влияние
социокультурных особенностей, и
образ жизни семьи и семейных
отношений – детско-
На практике нередко приходится сталкиваться не с отклоняющимся, а с неприемлемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением детей. Часто педагоги и родители, припечатывая ребенку ярлык «трудный» либо «ненормальный», просто отгораживаются от него, снимая с себя ответственность за его поступки, и оправдывают свой отказ от поиска контактов с такими детьми. Что, в сущности, не только не снимает проблемы, а, напротив, еще больше усиливает эффект девиантных проявлений.
Нарушения социального поведения на ранних этапах онтогенеза, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические реакции, носящие преходящий характер. Например, воровство ребенка пяти лет может быть связано с гиперактивностью, невротической потребностью во внимании и любви, реакцией на потерю близкого человека, задержкой в интеллектуальном развитии, невозможностью получить необходимое питание и вещи.
Результат этого процесса можно проследить по статистическим данным: с каждым годом процент детей «группы риска» по физическим, психическим и социальным показателям неумолимо растет. И на сегодняшний день эта цифра – около 20% от общей численности детей. Особенно ярко отрицательная динамика заметна в дошкольных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.
Из всего вышесказанного следует, что именно в дошкольном возрасте должна начинаться профилактическая работа девиаций. Организация и управление этим социальным процессом относится к сфере деятельности системы дошкольного образования, которая на сегодняшний день не выполняет данную социальную функцию.
Наиболее часто у детей с
нарушениями поведения
Изучение детей с задержкой
психического развития и опыт работы
с ними показывает, что среди множества
особенностей, присущих им, на первый план
выдвигается общее недоразвитие
личности: эмоциональная незрелость
и неустойчивость, неадекватная самооценка,
несформированность волевого поведения,
недостаточная способность к
произвольной деятельности, несформированность
основных предпосылок ведущей
Нередко очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные семьи. Родители своим образом жизни (пьянство, распущенность, воровство) стимулируют аффективность (импульсивные, взрывные реакции), безвольное следование влечениям, непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность. Такие условия воспитания становятся длительным психотравмирующим фактором, способствующим накоплению черт психического инфантилизма в аффектно неустойчивой возбудимой форме. Данное состояние часто является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок, т. е. педагогической запущенности.
Этим детям свойственны
Неблагоприятные условия воспитания
в семье обусловливают
Игры таких детей примитивны (чаще в виде простых манипуляций предметами) и непродолжительны. Из игрушек они предпочитают шумящие, гремящие, свистящие, любят стучать ими, бросать их, добиваясь шумового эффекта. Деятельность импульсивна, нецеленаправленна, легко отвлекаются на любые внешние раздражители.
В раннем возрасте общение с окружающими у этих детей осуществляется преимущественно жестами. Понимание речи этими детьми ограничено конкретной ситуацией.
Что касается особенностей мышления детей данной категории, то у них явно выраженные трудности при элементарном классифицировании предметов. Складывание простых разрезных картинок доступно им только при наличии в поле зрения образца, в отдельных случаях – только путем наложения на образец.
Невысокий уровень развития речи и мышления обследованных детей крайне ограничивает возможности выполнения тех требований, которые предъявляет общество к нормально развивающимся детям этого возраста. Поэтому в их поведении нередко появляются примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции. Будучи ограничены в средствах общения с окружающими их людьми, такие дети нередко отстаивают свою точку зрения криком, плачем, агрессивными выходками или, наоборот, чрезмерной ласковостью, прилипчивостью, навязчивостью.
Нередки случаи мелкого воровства
уже в дошкольном возрасте. Эти
поступки не могут расцениваться
как асоциальные, так как в
них нет элементов
Лишенные ласки и заботы, подчас
подвергаемые унижениям и физическим
страданиям, такие дети нуждаются
в участии и поддержке со стороны
общества. Не находя этой поддержки, они
вступают в жизнь надломленные, эмоционально
неразвитые или даже морально искалеченные,
с ненавистью и обидой на весь мир.
Специфические условия