Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:47, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретический аспект девиантного поведения у дошкольников с позиций социальной педагогики и выявить меры профилактики с такими детьми.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность, проблемы и причины девиантного поведения.
2. Изучить направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением
3. Определить способы профилактики девиантного поведения детей дошкольного возраста
Введение 3
1. Сущность, проблемы и причины девиантного поведения детей 6
1.1. Сущность девиантного поведения 6
1.2. Проблема девиантного поведения в дошкольном возрасте 8
1.3. Причины девиантного поведения детей 12
2. Социально - педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с девиантным поведением 18
2.1. Направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением 18
2.2. Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии 24
Заключение 33
Список литературы: 37
Цель сказкотерапии состоит в том, чтобы преобразовать отрицатильные образы в положительные.
Проведение занятий по сказкотерапии таково:
Сначала происходит знакомство с героями сказки, после чего воспитатель зачитывает сказку детям, потом они все вместе её разбирают. Обсуждают положительных, отрицательных героев, высказывают своё мнение, беседуют. Затем воспитатель повторно зачитывает сказку (возможно совместно с детьми) ещё раз все вместе приходят к общему выводу.(так же можно предложить детям зарисовать сказку). Ну, а после завершения программы, совместно с детьми могут сделать театральную постановку данной сказки.
Мы считаем, что результатами нашего проекта будет развитие в детях отрицательного отношения к девиантному поведению, новообразования в их личности, направленные на отрицательное отношение к вредным привычкам, укрепление физических и психологических сил детей.
С помощью
сказок можно выявить многие проблемы
ребёнка и разрешить их. Также
планируется совместная деятельность
детей и родителей, ведь внутрисемейные
отношения - это неотъемлемая часть в решении
данного вопроса и этому нужно уделить
немало внимания.
Планируется
проведение художественных выставок:
"Наши семейные, добрые дела", "Наша
дружная семья", "Семья- это мы!"
и т.д., где родители совместно с детьми
смогут проявить себя творчески, и все
вместе поразмышлять по данным темам.
Так же будут проводиться семейные эстафеты
такие, как: "Здоровые родители и здоровые
дети", "Один за всех и все за одного",
"Мама, папа, я - здоровая семья" и
др.
Несомненно, все эти мероприятия направлены на сплочение родителей и детей, на улучшение их внутрисемейных отношений и на многие другие положительные моменты.
Возможно, организовать
в летнее время совместные походы детей
и родителей, где они весело и с пользой
смогут провести время.
Семья имеет
огромное влияние на развитие ребёнка,
и именно семья должна быть рядом в любую
минуту.
В процессе формирования личности ребенка главная роль принадлежит родителями, воспитателям и учителям, эти люди должны отчетливо понимать, что профилактика девиантного поведения детей – их основная задача и реализуется она посредством внимания и уважения к новому члену общества.
Таким образом, одной из важнейших задач работы с трудным подрастающим поколением в нашей стране является формирование в общественном сознании положительных установок к их неформальным проявлениям, уважительного отношения к детям и подросткам - как к новому поколению будущих граждан России. Соблюдение этих правил может считаться главным профилактическим мероприятием в плане возможности предупреждения социально-негативного поведения молодёжи. Также этому будет способствовать и совместная, целенаправленная работа многих органов и учреждений, работающих на благо будущего поколения. Именно во взаимосвязи всех субъектов социальной работы, начиная от семьи и кончая социальными службами, есть залог успеха решения проблем детей с девиантным поведением.
Проблема девиантного поведения
- это проблема общества в целом
и ее решение способствует успешному
духовному и нравственному
Девиантное поведение можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания детей и подростков.
Социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления, среди которых выделяются профилактическое и реабилитационное, которые, в свою очередь, отличаются разнообразием форм и методов, направленных на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль.
Как показывает практика, причины девиантного поведения детей могут быть разными, например, неправильное воспитание в семье, отсутствие поддержки со стороны взрослых, конфликты со сверстниками, воспитателями и учителями. Все эти факторы приводят к формированию у ребенка комплексов и страхов со временем перерастающих в ярко выраженный протест против окружения и стремление доказать свою состоятельность сомнительными методами.
Одной из наиболее значимых причин подобного является утрата монополии на воспитание детей родителями и школой. Семья, в которой ранее вместе жили представители трех поколений и которая веками была опорой государства, ушла в прошлое. Распад семьи многие психологи считают важнейшей причиной роста насилия.
Родителям все труднее приучать подрастающее поколение к определенной шкале ценностей, которая была бы понятна им, и в которую оно могло бы поверить. Нормы, существовавшие во времена родителей, обесценились. Нередко сами родители потеряли ориентиры и не в состоянии приобщить детей к благородным занятиям.
Нарушения поведения детей и подростков и их социальная дезадаптация являются актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения детей и подростков ставят серьезные задачи перед семьей, дошкольными учреждениями, школой и обществом в целом.
Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют, как они будут влиять на ребенка, в каком направлении они будут его вести.
Ребенок уже в детском саду оказывается в окружении определенного круга лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из которых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные возможности. К сожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носит положительный характер. Данный факт говорит о том, что от родителей, воспитателей требуется большое искусство в умении управлять воспитательными воздействиями на ребенка через тех людей, которые его окружают, те группы, коллективы, в которые он входит. Требуется искусство ограничить взаимодействие их воспитанника в том или ином окружении от влияния негативных (девиантных, криминогенных) лиц, групп, сообществ и, напротив, стремиться обеспечивать целесообразное влияние на него лиц позитивных, положительных групп, коллективов.
Бесспорна роль средств массовой
информации в формировании мировоззрения
детей и подростков. Современные
СМИ несут исключительно
Исследования отечественных и зарубежных специалистов, да и сама жизнь свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информационной и видеопродукции, пропагандирующей насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса. Такого рода информация бесконтрольно демонстрируется на всех каналах телевидения, представлена в огромном количестве видеокассет. Все это постепенно формирует образ мыслей и действий у людей, не имеющих твердых нравственных устоев, выступает, как уже отмечалось, своего рода учебным пособием по криминальной деятельности.
Следует, однако, подчеркнуть, что по телевидению предлагается и много полезной информации для развития детей и подростков, безусловно, имеются интересные, поучительные видеозаписи. В этом плане резко возрастает роль родителей в управлении процессом общения ребенка с телевидением. Педагогически целесообразное руководство поможет разностороннему развитию детей и подростков и, одновременно, предупреждению их нравственного развращения.
Издается сегодня и множество полезной печатной продукции, которая также может активно использоваться в воспитательном процессе, способствовать формированию духовных взглядов и интересов детей и подростков уводить их от разлагающей, низкопробной бульварной литературы и периодики.
Одним из направлений, способствующих повышению воспитательной роли СМИ, является по международному опыту, создание общественного центра контроля за нравственной направленностью деятельности средств массовок информации. Такой общественный орган мог бы способствовать повышению воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предлагают на всю Россию, для всей российской молодежи.
В современных условиях особенно
остро возникает вопрос о формировании
у подрастающего поколения
1. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей / Г. И. Макартычева. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с. 2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. - М.:ВЛАДОС, 2004. – 395 с.
3. Павленок П.Д., Руднева
М.Я. Социальная работа с
4. Социальная педагогика / под ред. М. А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2002.- 492 с.
5. Стурова М.П. Девиантное
поведение несовершеннолетних
6. Хомич А.В. Психология девиантного поведения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 358 с.
7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект, Трикста, 2005.- 298 с.
Сотник И.Ю. Предпосылки девиантного поведения в дошкольном возрасте/Детский дом № 41 – 2011. – 22с.
2. Шнейдер Л.Б. (2007) Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект; Трикста.
3. Солодников В.В. (2007) Социология
социально-дезадаптированной
4. Рабочая книга социолога
/ Под общ. Ред. И с предисл.
Г.В.Осипова. Изд 4-е,
5. Мухина В.С. (2007) Феноменология развития и бытия личности. М.: Воронеж.
6. Аверин В. (2008) Психология детей и подростков.
8. Божович Л.И. (2002) Социальная
ситуация и движущие силы
10. Филонов Л.Б. (2001) Детерминация
возникновения и развития
Сульженко О.Ю. Эмоциональные
нарушения и девиантное поведение
у детей с задержкой
Приложение 5
Проективная методика «Кактус» (автор М. Панфилова)
Форма проведения: индивидуальная, групповая
Время проведения теста: 10-15 минут
Цель методики – определение состояния эмоциональной сферы ребенка, наличие и направление агрессии, ее интенсивность и т.п.
Стимульный материал: лист белой бумаги размера А4, цветные карандаши.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, какой себе представляешь» вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Затем рисунки детей собираются и обрабатываются, за каждый показатель рисунку присваивается 1 балл:
Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности;
Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим;
Эгоцентризм – крупный рисунок;
Неуверенность в себе – маленький рисунок;
зависимость – расположенный внизу листа;
Стремление к лидерству – центр листа;
Демонстративность – наличие
выступающих отростков в
Cкpытнocть, осторожность –
расположение зигзагов по
Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы;
Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями;
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов;
Интравертированность – на рисунке изображен один кактус;
Наличие чувства одиночества – дикорастущее, «пустынные кактусы»;
Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения;
Женственность – наличие украшений, мягких линий и форм.
После этого по каждому ребенку выявляется его уровень агрессивности:
0-3 балла – низкий уровень агрессивности;
4-6 балла - уровень агрессивности ниже среднего;
7-9 баллов – средний уровень агрессивности;
10-12 балла – уровень агрессивности выше среднего;
13-15 баллов – высокий уровень агрессивности.