Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:47, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретический аспект девиантного поведения у дошкольников с позиций социальной педагогики и выявить меры профилактики с такими детьми.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность, проблемы и причины девиантного поведения.
2. Изучить направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением
3. Определить способы профилактики девиантного поведения детей дошкольного возраста
Введение 3
1. Сущность, проблемы и причины девиантного поведения детей 6
1.1. Сущность девиантного поведения 6
1.2. Проблема девиантного поведения в дошкольном возрасте 8
1.3. Причины девиантного поведения детей 12
2. Социально - педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с девиантным поведением 18
2.1. Направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением 18
2.2. Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии 24
Заключение 33
Список литературы: 37
Сотник И.Ю. Предпосылки девиантного поведения в дошкольном возрасте/Детский дом № 41 – 2011. – 22с.
Среди социальных причин, на наш взгляд, наиболее существенными, влияющими на формирование и проявление отклонений в поведении ребенка, являются:
– неблагоприятное семейное воспитание;
- неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;
– общие неблагоприятные условия
социокультурного развития общества.
Среди биологических можно выделить:
– поражения ЦНС;
– тяжелые соматические заболевания раннего возраста;
– хронические соматические заболевания;
– наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом);
– неврозы и невроподобные расстройства;
– задержки психического развития;
– заболевания с предполагаемым фатальным исходом;
– раннее половое созревание или его дисгармония;
– дефекты анализаторов и органов чувств;
– психические заболевания (шизофрения, эпилепсия).
К индивидуально-
– акцентуации (в некоторых случаях патологического характера), неадекватную самооценку;
– низкое самоуважение;
– отклонения в психическом развитии, инфантильность суждений;
– эмоциональную неустойчивость;
– агрессивность;
– деформации потребностно-мотивационной сферы;
– повышенную тревожность, страхи;
– зависимость от окружающих, конформность и др.;
– отсутствие чувства безопасности;
– осознание невозможности соответствовать ожиданиям семьи;
– неспособность справиться с учебной нагрузкой;
– низкий уровень вербального интеллекта;
– склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакций на порицание;
– слабость функций самоконтроля и саморегуляции;
– аффективную возбудимость, импульсивность;
– невыраженность интересов, отрицательное отношение к учебе.
К этой же группе
можно отнести следующие
– леность, отсутствие желания учиться и трудиться;
– пассивность поведения, безразличие к окружающей жизни, несамостоятельность в любых видах деятельности;
– неорганизованность, проявляющаяся в склонности к дезорганизации, противодействию, провоцировании непослушания у других, неумении управлять собственной активностью, несамостоятельности в организации собственной деятельности либо жесткой самоорганизованности без учета собственных возможностей;
– ненастойчивость, характеризующаяся
неспособностью ставить труднодостижимые,
далекие цели или руководствоваться ими,
даже если они поставлены;
– эгоистичность, базирующаяся на предпочтении
во всем личных интересов интересам других
людей и общества в целом;
– недисциплинированность;
– упрямство, капризность;
– грубость;
– лживость.
Неблагоприятная семья как одна из причин
социального характера отклонений в поведении
имеет также очень широкий спектр характеристик:
– отсутствие привязанности
к детям;
– ссоры, конфликты, скандалы в семье;
– распад семьи;
– неправильный тип воспитания в семье
(неприятие ребенка, гипертрофированное,
тревожно-ментальное, эгоцентрическое
отношение к нему);
– асоциальное поведение родителей;
– психические заболевания, алкоголизация
и подобные формы интоксикации родителей,
инвалидность родителей;
– враждебная, жесткая семья;
– семья, не обеспечивающая ухода и надзора;
– появление нового члена семьи (отчима,
мачехи, братьев, сестер);
– негативное восприятие родителями возможностей
ребенка, его успехов, его поведения и
личности в целом;
– жесткие требования соответствовать
представлениям родителей;
– непоследовательность и несогласованность
требований к ребенку;
– жизнь вдали от семьи и потеря одного
из родителей (или всех);
– многодетность семьи (более четырех
человек);
– нахождение одного из родителей в заключении;
– ограничения и плохие взаимоотношения
родителей с другими людьми вне семьи.
Проблемный характер межличностных отношений
ребенка вне семьи проявляется в:
– постоянно переживаемых обидах, психологических
травмах, наносимых социальным окружением;
– негативном, враждебном отношении взрослых
(в частности, учителей);
– негативной оценке способностей молодого
человека сверстниками и учителями;
– пренебрежительном отношении сверстников;
– изоляции от других людей;
– негативном стимулировании поведения
и деятельности;
– принадлежности к референтной группе
с асоциальным поведением.
Рассматривая семейное неблагополучие
как одну из причин, вызывающих те или
иные отклонения в поведении ребенка,
хотелось бы обратить внимание на усилившуюся
в последнее время тенденцию,
как жесткое обращение с
Эмоциональное насилие – это определенное эмоциональное напряжение, которое ребенок испытывает в связи с тем, что ему часто приходится переживать такие состояния, как страх, унижение, обиду, грусть, зависть, подавленность. Следовательно, эмоциональное насилие – это состояние, сопровождающееся накоплением отрицательного эмоционального потенциала, что способствует искаженному формированию его эмоциональной сферы, которая затрагивает как собственно эмоциональные переживания, так и внешнее выражение эмоций. Растущий в ситуации эмоционального насилия ребенок потенциально предрасположен к проявлению тех или иных отклонений в поведении.
Психологическое насилие, как его определяет Рут Соонетс, – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей. Психологическое насилие – это авторитарное воздействие на ребенка, зависимая позиция ребенка в семье, семейные конфликты. Психологическое насилие тесно взаимосвязано с насилием эмоциональным, поскольку и в том, и в другом случае нарушенной оказывается эмоциональная сфера ребенка, следствием чего является проявление отклонений в его поведении как реакция протеста на насилие либо как результат влияния обстоятельств стереотипного поведения.
Физическое насилие –
это нанесение вреда ребенку,
связанного с физической (телесной)
травмой, следствием которого в большинстве
случаев является травма психологическая.
Одной из разновидностей физического
насилия является насилие сексуальное.
Даже если взрослые отмечают «добровольный»
характер сексуальных контактов
с детьми, подобного рода «добровольность»
носит относительный и
Последствия физического насилия над ребенком, нанося вред его здоровью, оказывают негативное влияние на эмоциональное и общее психическое развитие ребенка, следствием чего является формирование и проявление отклонений в его поведении.
Наконец, к числу причин социального характера, создающих условия для формирования девиантного поведения, обычно относят:
– чуждое окружение
(язык, культура);
– направление из семьи в интернаты и
специальные детские учреждения;
– госпитализацию;
– смену школьного коллектива;
– смену места жительства;
– помещение в чужую семью;
– безработицу.
Не отрицая значимости
причин медико-биологического и социального
характера, нам хотелось бы заметить,
что зачастую остается без внимания
такой важный, на наш взгляд, источник
неадекватного поведения
Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том, или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот.
Социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах.
Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры[4, с.128]:
- создание комплексных
групп специалистов, обеспечивающих
социальную защиту детей (
- создание воспитывающей
среды, позволяющей
- создание групп поддержки
из специалистов различного
- организацию подготовки
специалистов, способных оказывать
профессиональную социальную, психологическую,
педагогическую, медицинскую помощь
и занимающихся воспитательно-
- создание общественных
образовательных программ для
усиления осознания и
- организацию детского
досуга. Как показывают исследования,
дети с девиантной
- информационно-
Социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя также и их социально-педагогическая реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.
Реабилитация может
В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации – приспособления к нему. Следовательно, реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.
Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу ребенка и имеет своей целью преодоление в сознании представления о его ненужности и никчемности как личности. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение ребенка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни ребенка. Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.
Социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка [2, с.118].
Диагностика предполагает социально-педагогическое
исследование, направленное на определение
уровня развития эмоционально-познавательной
сферы несовершеннолетнего, сформированности
качеств личности, социальных ролей,
профессиональных интересов. Реабилитационная
программа создается