Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретический аспект девиантного поведения у дошкольников с позиций социальной педагогики и выявить меры профилактики с такими детьми.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность, проблемы и причины девиантного поведения.
2. Изучить направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением
3. Определить способы профилактики девиантного поведения детей дошкольного возраста

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, проблемы и причины девиантного поведения детей 6
1.1. Сущность девиантного поведения 6
1.2. Проблема девиантного поведения в дошкольном возрасте 8
1.3. Причины девиантного поведения детей 12
2. Социально - педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с девиантным поведением 18
2.1. Направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением 18
2.2. Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии 24
Заключение 33
Список литературы: 37

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ 2.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

Сотник  И.Ю. Предпосылки девиантного поведения в дошкольном возрасте/Детский дом № 41 – 2011. – 22с.

 

 

1.3. Причины девиантного  поведения детей

 

Среди социальных причин, на наш взгляд, наиболее существенными, влияющими на формирование и проявление отклонений в поведении ребенка, являются:

– неблагоприятное семейное воспитание;

- неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;

– общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества. 
    Среди биологических можно выделить:

 – поражения ЦНС;

– тяжелые соматические заболевания раннего возраста;

– хронические соматические заболевания;

– наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом);

– неврозы и невроподобные расстройства;

– задержки психического развития;

– заболевания с предполагаемым фатальным исходом;

– раннее половое созревание или его дисгармония;

– дефекты анализаторов и органов чувств;

– психические заболевания (шизофрения, эпилепсия).   

 К индивидуально-психологическим  особенностям можно отнести:

– акцентуации (в некоторых случаях патологического характера), неадекватную самооценку;

– низкое самоуважение;

– отклонения в психическом развитии, инфантильность суждений;

– эмоциональную неустойчивость;

– агрессивность;

– деформации потребностно-мотивационной сферы;

– повышенную тревожность, страхи;

– зависимость от окружающих, конформность и др.;

– отсутствие чувства безопасности;

– осознание невозможности соответствовать ожиданиям семьи;

– неспособность справиться с учебной нагрузкой;

– низкий уровень вербального интеллекта;

– склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакций на порицание;

– слабость функций самоконтроля и саморегуляции;

– аффективную возбудимость, импульсивность;

– невыраженность интересов, отрицательное отношение к учебе.   

 К этой же группе  можно отнести следующие недостатки  характера, проявляющиеся в разных  видах деятельности, отношении к  себе и другим людям, являющиеся  следствием неправильного воспитания:

– леность, отсутствие желания учиться и трудиться;

– пассивность поведения, безразличие к окружающей жизни, несамостоятельность в любых видах деятельности;

– неорганизованность, проявляющаяся в склонности к дезорганизации, противодействию, провоцировании непослушания у других, неумении управлять собственной активностью, несамостоятельности в организации собственной деятельности либо жесткой самоорганизованности без учета собственных возможностей;

– ненастойчивость, характеризующаяся неспособностью ставить труднодостижимые, далекие цели или руководствоваться ими, даже если они поставлены; 
    – эгоистичность, базирующаяся на предпочтении во всем личных интересов интересам других людей и общества в целом;

– недисциплинированность;

– упрямство, капризность;

– грубость;

– лживость. 
    Неблагоприятная семья как одна из причин социального характера отклонений в поведении имеет также очень широкий спектр характеристик:    

 – отсутствие привязанности к детям; 
    – ссоры, конфликты, скандалы в семье; 
    – распад семьи; 
    – неправильный тип воспитания в семье (неприятие ребенка, гипертрофированное, тревожно-ментальное, эгоцентрическое отношение к нему); 
    – асоциальное поведение родителей; 
    – психические заболевания, алкоголизация и подобные формы интоксикации родителей, инвалидность родителей; 
    – враждебная, жесткая семья; 
    – семья, не обеспечивающая ухода и надзора; 
    – появление нового члена семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер); 
    – негативное восприятие родителями возможностей ребенка, его успехов, его поведения и личности в целом; 
    – жесткие требования соответствовать представлениям родителей; 
    – непоследовательность и несогласованность требований к ребенку; 
    – жизнь вдали от семьи и потеря одного из родителей (или всех); 
    – многодетность семьи (более четырех человек); 
    – нахождение одного из родителей в заключении; 
    – ограничения и плохие взаимоотношения родителей с другими людьми вне семьи. 
    Проблемный характер межличностных отношений ребенка вне семьи проявляется в: 
    – постоянно переживаемых обидах, психологических травмах, наносимых социальным окружением; 
    – негативном, враждебном отношении взрослых (в частности, учителей); 
    – негативной оценке способностей молодого человека сверстниками и учителями; 
    – пренебрежительном отношении сверстников; 
    – изоляции от других людей; 
    – негативном стимулировании поведения и деятельности; 
    – принадлежности к референтной группе с асоциальным поведением. 

Рассматривая семейное неблагополучие как одну из причин, вызывающих те или  иные отклонения в поведении ребенка, хотелось бы обратить внимание на усилившуюся  в последнее время тенденцию, как жесткое обращение с ребенком в семье или насилие над  ним. Насилие, которому ребенок подвергается в семье, может быть следующих  видов: эмоциональным, психологическим  и физическим.

Эмоциональное насилие –  это определенное эмоциональное  напряжение, которое ребенок испытывает в связи с тем, что ему часто  приходится переживать такие состояния, как страх, унижение, обиду, грусть, зависть, подавленность. Следовательно, эмоциональное насилие – это  состояние, сопровождающееся накоплением  отрицательного эмоционального потенциала, что способствует искаженному формированию его эмоциональной сферы, которая  затрагивает как собственно эмоциональные  переживания, так и внешнее выражение  эмоций. Растущий в ситуации эмоционального насилия ребенок потенциально предрасположен к проявлению тех или иных отклонений в поведении.

Психологическое насилие, как  его определяет Рут Соонетс, – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей. Психологическое насилие – это авторитарное воздействие на ребенка, зависимая позиция ребенка в семье, семейные конфликты. Психологическое насилие тесно взаимосвязано с насилием эмоциональным, поскольку и в том, и в другом случае нарушенной оказывается эмоциональная сфера ребенка, следствием чего является проявление отклонений в его поведении как реакция протеста на насилие либо как результат влияния обстоятельств стереотипного поведения.

Физическое насилие –  это нанесение вреда ребенку, связанного с физической (телесной) травмой, следствием которого в большинстве  случаев является травма психологическая. Одной из разновидностей физического  насилия является насилие сексуальное. Даже если взрослые отмечают «добровольный» характер сексуальных контактов  с детьми, подобного рода «добровольность» носит относительный и фиктивный  характер, поскольку ребенок всегда находится в подчиненном, зависимом  положении по отношению к взрослому.

Последствия физического  насилия над ребенком, нанося вред его здоровью, оказывают негативное влияние на эмоциональное и общее  психическое развитие ребенка, следствием чего является формирование и проявление отклонений в его поведении.

Наконец, к числу причин социального характера, создающих  условия для формирования девиантного  поведения, обычно относят:

   – чуждое окружение (язык, культура); 
    – направление из семьи в интернаты и специальные детские учреждения; 
    – госпитализацию; 
    – смену школьного коллектива; 
    – смену места жительства; 
    – помещение в чужую семью; 
    – безработицу.

Не отрицая значимости причин медико-биологического и социального  характера, нам хотелось бы заметить, что зачастую остается без внимания такой важный, на наш взгляд, источник неадекватного поведения ребенка, как его неудовлетворенные жизненно важные потребности, что приводит к  накоплению у него энергии неотреагированных  эмоций, которая выливается в неадекватных формах в виде конфликтов, агрессии, разрушительных переживаний и других отклонений в поведении. Поскольку  девиантное поведение – явление полидетерминированное, целесообразно выявить тенденцию к приоритетному воздействию на поведение ребенка той или иной причины.

Рассматривая поведение  как феномен, свидетельствующий  о том, или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот.

 

2. Социально - педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с девиантным поведением

2.1. Направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением

 

Социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах.

Система профилактики девиантного  поведения учащихся в образовательном  учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры[4, с.128]:

- создание комплексных  групп специалистов, обеспечивающих  социальную защиту детей (социальные  педагоги, психологи, медики и  др.);

- создание воспитывающей  среды, позволяющей гармонизировать  отношение детей и подростков  со своим ближайшим окружением  в семье, по месту жительства, работы, учебы; 

- создание групп поддержки  из специалистов различного профиля,  обучающих родителей решению  проблем, связанных с детьми  и подростками; 

- организацию подготовки  специалистов, способных оказывать  профессиональную социальную, психологическую,  педагогическую, медицинскую помощь  и занимающихся воспитательно-профилактической  работой, прежде всего, с детьми  и подростками группы риска  и их семьями;

- создание общественных  образовательных программ для  усиления осознания и привлечения  внимания к проблемам молодежи  с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие  программы и т.д.);

- организацию детского  досуга. Как показывают исследования, дети с девиантной направленностью  имеют много свободного времени,  причем ничем не заполненного. Поэтому организация их досуга является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка.;

- информационно-просветительскую  работу[2, с.95].

Социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя также и их социально-педагогическая реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Реабилитация может рассматриваться  и как результат воздействия  на личность, ее отдельные психические  и физические функции[1, с.63].

В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления  существующего порока, а в процессе адаптации – приспособления к  нему. Следовательно, реабилитация –  это система мер, имеющих своей  целью возвращение ребенка к  активной жизни в обществе и общественно  полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать различные  виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская  реабилитация направлена на полное или  частичное восстановление или компенсацию  той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу ребенка и имеет своей целью преодоление в сознании представления о его ненужности и никчемности как личности. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение ребенка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни ребенка. Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

 Социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка [2, с.118].

Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение  уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально  для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы  является формирование и коррекция  нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения у дошкольников