Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:47, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретический аспект девиантного поведения у дошкольников с позиций социальной педагогики и выявить меры профилактики с такими детьми.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность, проблемы и причины девиантного поведения.
2. Изучить направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением
3. Определить способы профилактики девиантного поведения детей дошкольного возраста
Введение 3
1. Сущность, проблемы и причины девиантного поведения детей 6
1.1. Сущность девиантного поведения 6
1.2. Проблема девиантного поведения в дошкольном возрасте 8
1.3. Причины девиантного поведения детей 12
2. Социально - педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с девиантным поведением 18
2.1. Направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением 18
2.2. Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии 24
Заключение 33
Список литературы: 37
При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с детьми девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения[1, с.54]:
1. Опора на положительные
качества несовершеннолетнего.
2. Формирование будущих жизненных устремлений. Помощь социального педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, жизненных целей.
3. Помимо деятельности, связанной
с его дальнейшей трудовой
судьбой, необходимо включение
несовершеннолетнего,
4. Глубокая доверительность
и уважение во
В зависимости от личностных
особенностей ребёнка и условий, в которых
он находится, при построении реабилитационных
программ следует учитывать, в каком состоянии
находится ребёнок. Это может быть предкризисное
состояние, обусловленное социальной
запущенностью вследствие конфликтов
в семье или со сверстниками; побегами
из дома, непосещением образовательного
учреждения. Работа социального педагога
с этой категорией детей ориентирована
на социальное оздоровление внутреннего
мира ребёнка. Социальный педагог должен
владеть приемами экстренной диагностики
ситуации, в которую попал данный ребенок
– в семье, школе, коллективе; выявления
причин возникновения социально-личностно-
Других подходов требует ребенок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию ребенка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией детей используются: экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции» [1, с.59].
Таким образом, формы и методы социальной поддержки детей с девиантным поведением направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло.
Анализ научной литературы,
посвященной изучению девиантного
поведения несовершеннолетних, выявляет
сложность в обобщении
В данной работе мы рассматрели девиантное поведение в значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам».
Существующие социальные проблемы заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.
Считаем, что среди всех социально-демографических групп именно дети дошкольного возраста наиболее подвержены десоциализирующим факторам, к которым, в первую очередь, можно отнести напряженный ритм жизни, особенно в условиях крупного города; неблагополучие и дезадаптирующее влияние условий семейного воспитания. Все это может привести к формированию у ребенка заниженной самооценки, чувства собственной ненужности и малоценности, непонимания со стороны самых близких людей, переживания одиночества и растерянности перед «миром взрослых».
Ведущим видом деятельности у детей данного возраста является игра. Вот почему основное внимание в работе по профилактике девиантного поведения было уделено такой форме как «Сказкотерапия».
Во-первых, в дошкольном возрасте
восприятие сказки становится специфической
деятельностью ребенка, обладающей
невероятно притягательной силой, позволяющей
ему свободно мечтать и фантазировать.
При этом сказка для ребенка не
только вымысел и фантазия. Это
еще и особая реальность, которая
позволяет раздвигать рамки обычной
жизни, сталкиваться со сложными явлениями
и чувствами и в доступной
для понимания ребенка
Во-вторых, у маленького ребенка
сильно развит механизм идентификации,
т.е. процесс эмоционального объединения
себя с другим человеком, персонажем
и присвоение его норм, ценностей,
образцов как своих. Поэтому, воспринимая
сказку, ребенок, с одной стороны,
сравнивает себя со сказочным героем,
и это позволяет ему
С целью профилактики девиантного поведения у детей дошкольного возраста нами был разработан социально-педагогический проект «Я живу в сказке», реализованный на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - Детский сад № 17».
Образовательный процесс в ДОУ осуществляется по инновационным программам «Развитие» (Центр им. Л.А.Венгера), «Малыш» авт. В.А.Петрова - развитие музыкальности у детей раннего возраста, «Гармония» авт. К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко – развитие музыкальности у детей дошкольного возраста, «Физическое развитие и здоровье» авт. М.А.Правдов, «Непреходящие ценности малой Родины» авт. Е.В. Пчелинцева.
С целью изучения возможных проблем у детей дошкольного возраста нами было проведено исследование в виде открытой анкеты и методики на выявление детско-родительских отношений «Рисунок семьи». Исследование проводилось в ноябре 2012 г. Всего было опрошено 15 детей старшей подготовительной группы «Теремок» в возрасте от 6 до 7лет.
Так, при ответе на вопросы мы получили следующие данные:
Проанализировав ответы детей,
мы убедились в том, что склонности
к отклоняющемуся поведению есть
у многих детей. Проведённое нами
анкетирование ещё раз
Кроме анкеты, нами была проведена
методика на выявление детско-родительских
отношений «Рисунок семьи» Эта методика
помогла прояснить отношение
ребенка к членам своей семьи,
как он воспринимает их и свою роль
в семье, а также характеристики
отношений, которые вызывают в нем
тревожность и конфликтные
Мы получили следующие результаты: лишь у 33,3% детей эмоционально благополучные семьи, это говорит о том, что у остальных есть проблемы во взаимоотношениях с членами семьи. У 66,6% наблюдается тревожность и агрессивность, что вызывает нестабильность во взаимоотношениях. У 46,6% детей мы обнаружили ревностное отношение к родителям (ребёнок ревнует родителей к своему брату или сестре), что может вызвать проявление агрессии, тревожности. У 20% детей ярко выражена потребность в общении и эмоциональном тепле.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данной группе детей дошкольного возраста присутствуют проявления девиантного поведения.
Проявления девиантного поведения есть и если их развитие вовремя не предотвратить, то они перерастут в нечто большее, что может повлечь за собой множество негативных последствий. Выражается это: в агрессии детей по отношению к своим сверстникам (дети из группы), взрослым (родители, воспитатели). В копировании во время игры вредных привычек своих родителей (задавая вопрос ребёнку "кто тебя этому научил?" он отвечает: "Так мама делает", "Так папа делает"). Отсюда можно сделать вывод, что родители стоят на первом месте по предотвращению проявлений девиантного поведения у своего ребёнка, именно родители являются примером для своих детей, ну, а ребёнок в свою очередь впитывает всё, как губка, не осознавая, плохо это или хорошо, а потому что так делают его родители.
Безусловно, с такими детьми предусмотрена как индивидуальная работа, так и работа в группе. Самое главное - это во время начать и не упустить момент, равнодушие к данной проблеме может привести к серьёзной запущенности, когда сделать что-либо будет уже поздно.
С целью создания условий
успешной профилактики девиантного
поведения детей дошкольного
возраста мы создали социально-
Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.
Задача взрослых - помочь ребятам раскрыть в них всё то доброе, светлое и чистое, направлять и подталкивать их на хорошие поступки и дела. И, конечно, подавать хороший пример, потому что изначально, эталоном нравственности для детей являемся мы - взрослые.
Программа социально-педагогического
проекта «Профилактика
Этапы |
Задачи |
Формы работы |
Ответственные |
1.Диагностический |
Сбор информации об воспитанниках ДОУ«ЦРР-детский сад № 17» |
Психологическая диагностика для выявления проблем: 1) изучение представлений о девиантном поведении. 2) диагностика внутрисемейных отношений 3) диагностика семейного
воспитания и отношения («Рисунок семьи») |
Психолог ДОУ |
2.Информационный |
1.Осуществить общественную деятельность по профилактике данной проблемы 2.Осуществить 3.Осуществление |
1.Просветительская деятельность общественности: - размещение социальной рекламы -размещение публикаций - выпуск брошюр -демонстрация х.ф. и мультфильмов. 2.Просветительская деятельность родителей. -проведение консультаций о защите прав ребёнка -родительские собрания («Наши дети – в наших руках») -беседы, тренинги, конференции -укрепление внутрисемейных отношений 3.Педагогические собрания. Семинары. Демонстрации х/ф. |
Социальный педагог. Старший воспитатель. |
3.Основной (Организационный) |
Вовлечение детей в различные виды деятельности: -развитие индивидуальных качеств детей. - оздоровление организма ребёнка -воспитание чувства |
1.Художественно- эстетические направления: -организация выставок («Что такое хорошо и что такое плохо?!», «Наши семейные, добрые дела»); -посещение театрализованных
представлений («Путешествие в
страну вежливости», «Мир - организация выездных
экскурсий, поездка в «Дом - создание кружка «Я живу в сказке» (знакомство с содержанием сказки, с её героями, анализ сказки, театрализованная постановка сказки): « Заяц – Хвастун», «Буратино», «Бедный брат и богатый брат», « Красная шапочка», «Краденым сыт не будешь», «Сказка про обманщицу лису Патрикеевну», «Мальчик-с пальчик», «Крошечка - хаврошечка». - подведение итога 2.Физкультурно- -участие в соревнованиях
(Быть здоровым – это здорово!» -организация семейных эстафет («В здоровой семье-здоровый дух!», «Мама, папа, я – здоровая семья!», «Один за всех и все за одного!») |
Социальный педагог. Старший воспитатель. Воспитатели |
4. Итоговый |
Проанализировать этапы реализации проекта, определить его эффективность в профилактике девиантного поведения детей дошкольного возраста |
Определить успешность реализуемых направлений проекта: - участие детей в районных и городских мероприятиях; - количество детей и
родителей, участвующих в Мониторинг показателей деятельности воспитателей ДОУ |
Социальный педагог. Психолог |