Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретический аспект девиантного поведения у дошкольников с позиций социальной педагогики и выявить меры профилактики с такими детьми.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность, проблемы и причины девиантного поведения.
2. Изучить направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением
3. Определить способы профилактики девиантного поведения детей дошкольного возраста

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, проблемы и причины девиантного поведения детей 6
1.1. Сущность девиантного поведения 6
1.2. Проблема девиантного поведения в дошкольном возрасте 8
1.3. Причины девиантного поведения детей 12
2. Социально - педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с девиантным поведением 18
2.1. Направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением 18
2.2. Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии 24
Заключение 33
Список литературы: 37

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ 2.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с детьми девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения[1, с.54]:

1. Опора на положительные  качества несовершеннолетнего. Для  социального педагога недопустимо  категорическое осуждение ребенка,  имеющего отклонения в поведении,  высказывание мрачных прогнозов.  Необходимо следовать путем создания  для него «ситуации успеха»,  уметь найти положительное в  поведении ребенка, строить согласно этому деятельность социального педагога.

2. Формирование будущих  жизненных устремлений. Помощь социального педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, жизненных целей.

3. Помимо деятельности, связанной  с его дальнейшей трудовой  судьбой, необходимо включение  несовершеннолетнего, склонного  к девиантному поведению, в  значимую для него и общественно-полезную  деятельность, а не чтение ему  моралей, нотаций, нравоучений,  наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения  не только отношения к тому, или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей.

4. Глубокая доверительность  и уважение во взаимоотношениях  с ребенком. В силу отсутствия у дезадаптированных детей опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка – главные помощники социальному педагогу в работе с такими детьми.

В зависимости от личностных особенностей ребёнка и условий, в которых он находится, при построении реабилитационных программ следует учитывать, в каком состоянии находится ребёнок. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещением образовательного учреждения. Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира ребёнка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок – в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений. Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование; включение детей в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях. Кроме этого необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями, которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком [1, с.57].

Других подходов требует  ребенок, который находится в  кризисном состоянии, обусловленном  агрессивным поведением. Зачастую такое  поведение представляет собой реакцию  ребенка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией детей используются: экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции» [1, с.59].

Таким образом, формы и методы социальной поддержки детей с девиантным поведением направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло.

 

 

 

 

2.2. Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии

 

Анализ научной литературы, посвященной изучению девиантного  поведения несовершеннолетних, выявляет сложность в обобщении существующего  материала, прежде всего из-за разнообразия категорий, используемых для обозначения  и описания различных проявлений такого поведения (Б.Н. Алмазов, С.A. Беличева, Ю.В. Гербеев, М.Н. Голоднюк, Д.А. Керимов, А.Е. Личко, Г.М. Потанин, B.С. Собкин, Н.Н. Стош, Д.И. Фельдштейн и др.).

В данной работе мы рассматрели девиантное поведение в значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам».

Существующие социальные проблемы заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает  асоциальный тип поведения. Дефицит  таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем  обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.

Считаем, что среди всех социально-демографических групп именно дети дошкольного возраста наиболее подвержены десоциализирующим факторам, к которым, в первую очередь, можно отнести напряженный ритм жизни, особенно в условиях крупного города; неблагополучие и дезадаптирующее влияние условий семейного воспитания. Все это может привести к формированию у ребенка заниженной самооценки, чувства собственной ненужности и малоценности, непонимания со стороны самых близких людей, переживания одиночества и растерянности перед «миром взрослых».

Ведущим видом деятельности у детей данного возраста является игра. Вот почему основное внимание в работе по профилактике девиантного  поведения было уделено такой  форме как «Сказкотерапия».

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической  деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей  ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это  еще и особая реальность, которая  позволяет раздвигать рамки обычной  жизни, сталкиваться со сложными явлениями  и чувствами и в доступной  для понимания ребенка сказочной  форме постигать взрослый мир  чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка  сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения  себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая  сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать  и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. При этом ребенок отождествляет  себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так  хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что  положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать  правильные моральные нормы и  ценности, различать добро и зло.

С целью профилактики девиантного  поведения у детей дошкольного  возраста нами был разработан социально-педагогический проект «Я живу в сказке», реализованный  на базе Муниципального дошкольного  образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - Детский сад № 17».

Образовательный процесс  в ДОУ осуществляется по инновационным  программам «Развитие» (Центр им. Л.А.Венгера), «Малыш» авт. В.А.Петрова - развитие музыкальности у детей раннего  возраста, «Гармония» авт. К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко – развитие музыкальности  у детей дошкольного возраста, «Физическое развитие и здоровье» авт. М.А.Правдов, «Непреходящие ценности малой Родины» авт. Е.В. Пчелинцева.

С целью изучения возможных  проблем у детей дошкольного  возраста нами было проведено исследование в виде открытой анкеты и методики на выявление детско-родительских отношений  «Рисунок семьи». Исследование проводилось  в ноябре 2012 г. Всего было опрошено 15 детей старшей подготовительной группы «Теремок» в возрасте от 6 до 7лет.

Так, при ответе на вопросы  мы получили следующие данные:

  1. 99% детей знают такие плохие поступки и вредные привычки, как курение, алкоголь, воровство, убийство, обман;
  2. 73,4% детей ответили, что у родителей есть вредные привычки;
  3. 66,7% опрошенных хоть один раз держали в руках пачку сигарет или бутылку пива;
  4. из мультипликационный героев 13,3% детей выразили свою симпатию отрицательным героям;
  5. 2% детей считают, что когда они вырастут, у них появятся вредные привычки.

Проанализировав ответы детей, мы убедились в том, что склонности к отклоняющемуся поведению есть у многих детей. Проведённое нами анкетирование ещё раз подтвердило  то, что профилактику девиантного  поведения необходимо обязательно  проводить в дошкольном возрасте.

Кроме анкеты, нами была проведена  методика на выявление детско-родительских отношений «Рисунок семьи» Эта методика помогла прояснить отношение  ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также характеристики отношений, которые вызывают в нем  тревожность и конфликтные чувства.

Мы получили следующие  результаты: лишь у 33,3% детей эмоционально благополучные семьи, это говорит  о том, что у остальных есть проблемы во взаимоотношениях с членами  семьи. У 66,6% наблюдается тревожность  и агрессивность, что вызывает нестабильность во взаимоотношениях. У 46,6% детей мы обнаружили ревностное отношение к родителям (ребёнок ревнует родителей к своему брату или сестре), что может вызвать проявление агрессии, тревожности. У 20% детей ярко выражена потребность в общении и эмоциональном тепле.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что в данной группе детей дошкольного возраста присутствуют проявления девиантного поведения.

Проявления  девиантного поведения есть и  если их развитие вовремя не предотвратить, то они перерастут в нечто большее, что может повлечь за собой  множество негативных последствий. Выражается это: в агрессии детей  по отношению к своим сверстникам (дети из группы), взрослым (родители, воспитатели). В копировании во время игры вредных привычек своих родителей (задавая вопрос ребёнку "кто тебя этому научил?" он отвечает: "Так мама делает", "Так папа делает"). Отсюда можно сделать вывод, что родители стоят на первом месте по предотвращению проявлений девиантного поведения у своего ребёнка, именно родители являются примером для своих детей, ну, а ребёнок в свою очередь впитывает всё, как губка, не осознавая, плохо это или хорошо, а потому что так делают его родители.

Безусловно, с такими детьми предусмотрена как индивидуальная работа, так и работа в группе. Самое главное - это во время начать и не упустить момент, равнодушие к данной проблеме может привести к серьёзной запущенности, когда сделать что-либо будет уже поздно. 

С целью создания условий  успешной профилактики девиантного  поведения детей дошкольного  возраста мы создали социально-педагогический проект на базе «ЦРР- Детский сад  № 17», одним из направлений которого явилось создание кружка под названием «Я живу в сказке». Мы считаем, что использование в своей работе элементов сказкотерапии поможет детям сформировать такие понятия, как «добро» и «зло», раскроит их творческий потенциал, научит правильно оценивать свои и чужие поступки.

Особое внимание следует  обратить на то, что сказка тесно  связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции  воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с  эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

Задача взрослых - помочь ребятам раскрыть в них всё  то доброе, светлое и чистое, направлять и подталкивать их на хорошие поступки и дела. И, конечно, подавать хороший  пример, потому что изначально, эталоном нравственности для детей являемся мы - взрослые.

Программа социально-педагогического  проекта «Профилактика девиантного  поведения у детей дошкольного  возраста»

Этапы

Задачи

Формы работы

Ответственные

1.Диагностический

Сбор информации об воспитанниках  ДОУ«ЦРР-детский сад № 17»

Психологическая диагностика  для выявления проблем:

1) изучение представлений  о девиантном поведении.

2) диагностика внутрисемейных  отношений

3) диагностика семейного  воспитания и отношения родителей  к детям.

(«Рисунок семьи»)

Психолог ДОУ

2.Информационный

1.Осуществить общественную  деятельность по профилактике  данной проблемы

2.Осуществить просветительскую  поддержку родителей

3.Осуществление просветительской  работы воспитателей

1.Просветительская  деятельность общественности:

- размещение социальной  рекламы

-размещение публикаций

- выпуск брошюр

-демонстрация х.ф. и  мультфильмов.

2.Просветительская  деятельность родителей.

-проведение консультаций  о защите прав ребёнка

-родительские собрания («Наши  дети – в наших руках»)

-беседы, тренинги, конференции

-укрепление внутрисемейных  отношений

3.Педагогические собрания. Семинары.

Демонстрации х/ф.

Социальный педагог. Старший  воспитатель.

3.Основной

(Организационный)

Вовлечение детей в  различные виды деятельности:

-развитие индивидуальных  качеств детей.

- оздоровление организма  ребёнка

-воспитание чувства собственного  достоинства, что позволит сформировать  у детей нравственно-волевые качества

1.Художественно-  эстетические направления:

-организация выставок («Что  такое хорошо и что такое  плохо?!», «Наши семейные, добрые  дела»);

-посещение театрализованных  представлений («Путешествие в  страну вежливости», «Мир добрых  дел», «Плохо или хорошо!?» и  др.);

- организация выездных  экскурсий, поездка в «Дом детского  творчества»;

- создание кружка «Я  живу в сказке» (знакомство  с содержанием сказки, с её  героями, анализ сказки, театрализованная  постановка сказки):

« Заяц – Хвастун», «Буратино», «Бедный брат и богатый брат», « Красная шапочка», «Краденым  сыт не будешь», «Сказка про обманщицу  лису Патрикеевну», «Мальчик-с пальчик», «Крошечка - хаврошечка».

- подведение итога

2.Физкультурно-оздоровительное  направление:

-участие в соревнованиях  (Быть здоровым – это здорово!»,  «Будь здоров!», « Спорт для  нас!»);

-организация семейных  эстафет

(«В здоровой семье-здоровый  дух!», «Мама, папа, я – здоровая  семья!», «Один за всех и  все за одного!»)

Социальный педагог. Старший  воспитатель. Воспитатели

4. Итоговый

Проанализировать этапы  реализации проекта, определить его  эффективность в профилактике девиантного  поведения детей дошкольного  возраста

Определить успешность реализуемых  направлений проекта:

- участие детей в районных  и городских мероприятиях;

- количество детей и  родителей, участвующих в общественной  деятельности.

Мониторинг показателей  деятельности воспитателей ДОУ

Социальный педагог. Психолог

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения у дошкольников