Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 04:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности социально-педагогической деятельности в приемной семье.
Задачи курсовой работы следующие:
Рассмотреть приемную семью как социальное явление;
Изучить социально-педагогическую деятельность в приемной семье;
Выявить возможности социально-педагогической коррекции отношений в приемной семье.
Введение
Глава I. Приемная семья, как социальное явление
1.1 Понятие приемной семьи
1.2 Семейные формы воспитания детей-сирот
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
2.1 Особенности психологического развития детей в приемной семье
2.2 Деятельность социального педагога в приемной семье
Глава 3. Социально-педагогическая коррекция отношений в приемной семье
3.1 Виды семейных взаимоотношений
3.2 Социально-педагогическая коррекция отношений в приемной семье
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава I. Приемная семья, как социальное явление
1.1 Понятие приемной семьи
1.2 Семейные формы воспитания детей-сирот
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
2.1 Особенности психологического развития детей в приемной семье
2.2 Деятельность социального педагога в приемной семье
Глава 3. Социально-педагогическая коррекция отношений в приемной семье
3.1 Виды семейных взаимоотношений
3.2 Социально-педагогическая коррекция отношений в приемной семье
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Приемная
семья является возрожденной формой
семейного воспитания детей, оставшихся
без попечения родителей. Она
обеспечивает детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей,
их право на семейное воспитание. Но
законодательное оформление приемная
семья получила только в связи
с принятием Семейного кодекса
РФ. Между тем в России издавна
было принято брать детей-сирот
на воспитание в чужие семьи. Такое
устройство называлось патронатом. В
основе патронирования лежал договор
о передаче ребенка в чужую
семью на добровольных началах. Патронатный
воспитатель получал
Приемная
семья является самостоятельной
формой семейного воспитания детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей. Ее основу, как показывает
практика, составляют супруги, пожелавшие
взять чужих детей в семью
на воспитание. Как правило, это заботящиеся
друг о друге и о своих близких
лица, которые осознают свою ответственность
за судьбу чужих детей. Они понимают
сложность и ответственность
своей роли как приемных родителей.
Взаимоотношения между
Приемными
родителями на практике чаще всего
выступают супруги, имеющие своих
детей. Поэтому приемные дети с первых
минут проживания в приемной семье
на примере приемных родителей и
их детей учатся строить свои взаимоотношения
как со взрослыми, так и с другими
детьми. Они сразу же ощущают семейное
тепло и уют. А для обездоленного
ребенка чрезвычайно важно
В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу.
Цель курсовой работы – выявить особенности социально-педагогической деятельности в приемной семье.
Задачи курсовой работы следующие:
Рассмотреть приемную семью как социальное явление;
Изучить социально-педагогическую деятельность в приемной семье;
Выявить
возможности социально-
Предмет курсовой работы заключается в изучении социально-педагогической деятельности.
Объект
– рассматривает социально-
В написании курсовой работы использована следующая литература: Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2005; Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996; Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого – педагогические основы коррекционно – профилактической работы). – М., 2004 и др.
Глава I. Приемная семья, как социальное явление
1.1 Понятие приемной семье
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) (Семейный кодекс РФ, Раздел IV, глава 11, статья 54, Раздел VI, глава 21, статьи со 151 по 155); (Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).
Граждане
(супруги или отдельные
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей[12, с. 11]:
- дети-сироты;
- дети, родители которых неизвестны;
- дети, родители,
которых лишены родительских
прав, ограничены в родительских
правах, признаны в судебном порядке
недееспособными, безвестно
- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
- дети, оставшиеся
без попечения родителей,
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц,
признанных судом
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- отстраненных
от обязанностей опекуна (
- бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
- лиц,
имеющих заболевания, при
Опекун (попечитель), приемные родители ребенка имеет право и обязаны[9, с. 17]:
- воспитывать
ребенка, находящегося под
- заботиться
о его здоровье, физическом, психическом,
духовном и нравственном
- вправе
самостоятельно определять
Они являются
законными представителями
Опекуны и попечители, приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
Лица, желающие
взять ребенка (детей) на воспитание
в приемную семью, подают в орган
опеки и попечительства по месту
своего жительства заявление с просьбой
дать заключение о возможности быть
приемными родителями. К заявлению
прилагаются следующие
- Справка
с места работы с указанием
должности и размера
- Характеристика с места работы;
- Автобиография;
- Документ,
подтверждающий наличие жилья
у лица (лиц), желающего взять ребенка
(детей) на воспитание в
- Копия
свидетельства о заключении
- Медицинская
справка лечебно-
Лицо, обращающиеся
по вопросу получения заключения
о возможности быть приемным родителем,
должно предъявить паспорт, а в случаях
предусмотренных
На основании
заявления и акта обследования условий
жизни лиц (лица), желающих взять
ребенка (детей) на воспитание в приемную
семью (под опеку или попечительство)
Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.
В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка- инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей (опекуна или попечителя) было наличие необходимых условий для этого.
При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.
1.2 Семейные формы воспитания детей-сирот
Сегодня можно говорить, что в Российской Федерации в соответствии с Семейным кодексом введены следующие формы устройства сирот: усыновление, опека, приемная семья, семейный детский дом, учреждения для детей, нуждающихся в государственной поддержке.
Мировой и отечественный опыт показывают, что гарантии благополучия будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье значительно выше, чем устроенного в учреждение.
Для обеспечения
защиты прав ребенка при создании
замещающей семьи следует исходить
из приоритета соблюдения прав и потребностей
ребенка (семья подбирается для
ребенка, а не наоборот); профессионализма
родителей-воспитателей (достигается
через отбор и обучение, с учетом
критериев и показателей
"Ежегодно в России усыновляется около 30 тыс. детей, однако, по мнению специалистов органов опеки и попечительства, рост числа усыновляемых замедляется". (3 с.53)
Усыновление (удочерение) ребенка - это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их родителями возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанным судом уважительными, она может быть сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления является уголовным преступлением. Уголовным преступлением также является незаконное усыновление.
Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до12 лет. Дети старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска. В последнее время отмечается рост числа усыновлений иностранными гражданами. Наша страна занимает второе после Китая место в мире по зарубежному усыновлению. В основном иностранцы берут детей-инвалидов, не составляя конкуренции нашим приемным родителям. "В 2000 году детей-сирот до года взяли в семью 4713 граждан России и 11506 иностранцев, детей старше одного года - 2678 российских граждан и 4786 иностранцев, детей-инвалидов - 10 российских граждан и 226 иностранцев." (8 с.142)
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей