Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 04:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности социально-педагогической деятельности в приемной семье.
Задачи курсовой работы следующие:
Рассмотреть приемную семью как социальное явление;
Изучить социально-педагогическую деятельность в приемной семье;
Выявить возможности социально-педагогической коррекции отношений в приемной семье.
Введение
Глава I. Приемная семья, как социальное явление
1.1 Понятие приемной семьи
1.2 Семейные формы воспитания детей-сирот
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
2.1 Особенности психологического развития детей в приемной семье
2.2 Деятельность социального педагога в приемной семье
Глава 3. Социально-педагогическая коррекция отношений в приемной семье
3.1 Виды семейных взаимоотношений
3.2 Социально-педагогическая коррекция отношений в приемной семье
Заключение
Список использованной литературы
Приемная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу, образу жизни.
Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы; неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцептуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.
Экспериментально обоснованная модель деятельности социального педагога с семьей включает в себя следующие компоненты:
наличие
у специалиста собственных
широкое изучение семьи-системы и каждого ее членакак индивида (личности);
дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;
разработка программы (соответственно выделенным входе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;
вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;
отслеживание
результатов коррекционно-
Приступая
к социальным действиям по отношению
к семье с целью оказания ей
помощи, социальный педагог согласно
разработанной нами модели обязан четко
представлять ее содержание и возможные
формы претворения этого
Наряду с наличием у социального педагога собственных представлений о содержании помощи клиенту и о представлениях клиента о содержании этой помощи, ему необходимо иметь представления о формах оказания помощи, среди которых выделяют форму компенсации нехватки чего-либо, освобождения от негативного, работа над чем-то и изменения [2, с. 42-43].
Профилактическая и реабилитационная работа в центрах социальной и психологической поддержки сегодня строится по таким этапам:
Подготовительный - сбор информации о приемной семье, социальном окружении ребёнка, на основе которой проводится диагностика его социально-психологического состояния.
Организационный – анализ информации, выявление ресурсов, возможностей семьи, проблемного поля, разработка индивидуальной программы помощи.
Практический – реализация программы помощи.
Организация профилактической работы:
1-й шаг:
выявление дисфункциональных
2-й шаг:
подготовка социальных
3-й шаг:
знакомство с историей семьи
и проектирование дальнейших
действий по оказанию ей
4-й шаг:
организация и проведение
5-й шаг: проектирование и реализация помощи родителям.
6-й шаг:
поиск и реализация
7-й шаг: интеграция семейных отношений.
8-й шаг:
психолого-социальное
Знание социальным педагогом представлений о содержании и формах оказываемой помощи является первым компонентом в модели социальных действий с семьей.
Изучение
семьи и каждого ее члена как
индивида (личности) строится на обязательном
составлении характеристики микрорайона
(в ней отражены все сущностные
характеристики каждого жителя - его
возраст, профессия, образование, интересы
и т.д.), на основе получаемой обширной
информации путем ознакомления с
первичными материалами — личными
делами учащихся (членов семьи), бесед
с учителями, соседями, знакомыми
и друзьями семьи, руководством предприятий
и учреждений, на которых трудятся
родители, посещения родительских собраний,
заседаний родительских комитетов,
анкетирования детей и
Второй компонент социальных действий с семьей на этом этапе предусматривает после составления характеристики микрорайона провести изучение положения личности в семье и семьи-системы.
Диагностирование
межсемейных взаимоотношений
Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с приемными родителями.
Глава 3. Социально-педагогическая Коррекция отношений в приемной семье
3.1 Виды семейных взаимоотношений
Проблемы, которые волнуют ребенка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих приемных детей, совершенно их не волнует.
Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. Они очень заняты переживаниями их детей — подростков.
Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что “предки” — это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения потребностей и ограничения свободы.
Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в приемных родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.
Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослым, чем с ровесником. Перед приемными родителями сложнее проявить беспомощность, слабость, незащищенность, чем перед родными.
Типы конфликтов и способы их преодоления
1. Конфликт
неустойчивого родительского
По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, — все забывает, разбрасывает вещи и т. д.
В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок — послушный и старательный. Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства.
Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.
2. Диктатура родителей
Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.
Бесспорно,
родители должны и могут предъявлять
требования к ребенку, но необходимо
принимать нравственно
Несомненно,
авторитетность родителей, которые
игнорируют интересы и мнения подростка,
лишая его права голоса, — все
это гарантия того, что вырастет
циник, хам и деспот. Может, конечно,
обойтись без тяжких последствий, но
одно можно сказать с полной уверенностью:
из сына или дочери получится то,
чего, видимо, никак не ожидали родители.
Так как положительный эффект
такого воспитания отсутствует. Поэтому
пусть подросток в своей
не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,
не трогать личные вещи,
не подслушивать телефонные разговоры.
Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
3. Мирное
сосуществование — скрытый
Отметим,
что здесь царит позиция
Сюда
же можно отнести воспитание “без
запретов”. Установка родителей
на детскую “свободу” без конца
и без края, устранение тормозов,
ограничений и обязанностей подчиняться
нравственному долгу или
Поменяйте тактику общения. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Соответственно помогите ему участвовать в жизни семьи. Создайте так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
4. Конфликт опеки
По сути, опека — это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в “диктат младшего”.
Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали и он был последней надеждой на счастье.
Но “деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.
Родители,
которые бессознательно стремятся
сохранить эмоциональную
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей