Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 04:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности социально-педагогической деятельности в приемной семье.
Задачи курсовой работы следующие:
Рассмотреть приемную семью как социальное явление;
Изучить социально-педагогическую деятельность в приемной семье;
Выявить возможности социально-педагогической коррекции отношений в приемной семье.

Содержание работы

Введение
Глава I. Приемная семья, как социальное явление
1.1 Понятие приемной семьи
1.2 Семейные формы воспитания детей-сирот
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
2.1 Особенности психологического развития детей в приемной семье
2.2 Деятельность социального педагога в приемной семье
Глава 3. Социально-педагогическая коррекция отношений в приемной семье
3.1 Виды семейных взаимоотношений
3.2 Социально-педагогическая коррекция отношений в приемной семье
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

file_466054.docx

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, “стелить соломку” не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда  родителей начинает раздражать безынициативность  и зависимость ребенка.

Конфликт  разрешится тогда, когда родители постараются  изменить свое поведение. Не отказывайтесь  от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку  к минимуму. Не требуйте от ребенка  только правильных поступков, примите  его таким, какой он есть.

Помогайте, но не старайтесь решать за него все  проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте  свободу, дозируйте похвалу и  порицание — это один из выходов  в данной ситуации.

5. Конфликт  родительской авторитетности. “Шоковая  терапия”

Детей в  таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и  никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют  от ребенка совершенства, говоря при  этом: “А вот я в твоем возрасте...”. Это приводит к двум типам конфликтов:

Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о  безысходности, бессмысленности собственной  жизни.

Оптимальный тип семьи: партнерство

Именно  такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура  или сосуществование.

 

3.2 Социально-педагогическая коррекция отношений в приемной семье

 

Современное общество пытается ограничивать рамки  семьи родителями и детьми. В такой  семье вся жизнь подчинена  прихотям детей, ребенок, ощущая чрезмерную заботливость и нежность родителей, пытается вырваться из замкнутой  и душной атмосферы, его тянет  на улицу. Родители не знают, как дальше строить свои отношения с детьми, а связь с другими родственниками ослаблена. Для того, чтобы не замыкать своих детей в узких рамках общения, необходимо поддерживать, укреплять  отношения с родственниками. Ребенка  должны воспитывать не только отец и мать, нельзя изолировать его  от жизни.

Вопрос  о цели воспитания остается главным. В семье родители должны помочь своему ребенку найти самого себя, раскрыть свою индивидуальность, подвести его  к внутренней жизни, к работе над  собой, к овладению даром свободы, то есть, к обретению самостоятельности. Решение этой задачи должно быть связано  с жизненным опытом ребенка. Ребенок, помимо ограничений, должен получать и  свободу, соразмерную его возрасту и возможностям.

Наиболее  трудная задача в семейном воспитании – вопрос дисциплины в семье. Этому  ребенка надо учить с первых месяцев  жизни. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что  всегда, а не под «горячую руку», накажут. Семья должна с ранних лет приучать к обязанностям. Нерешенность этой задачи во многих семьях привела к тому, что многие молодые люди не привыкли обременять себя заботами и трудами. Отсюда – рост преступности, бездельников. Когда детям все позволено и они ни за что не отвечают, то они начинают «командовать» своими родителями.

Биологическая функция семьи проявляется в  необходимости заботиться о здоровье ребенка. Педагогическая и социальная функции семьи проявляется в  развитии двух главных навыков: уметь  повиноваться самим и заставлять слушаться других. В семье происходит формирование основ будущей семейной жизни ребенка, воспитание у детей  хороших привычек: доводить начатое  дело до конца, убирать за собой и  т.д. Важную роль играет семья в искоренении  плохих привычек, их профилактике. При  этом рекомендуется создать для ребенка такую деятельность, которая могла бы заменить плохую привычку. В семье закладываются основы личности ребенка: мотивация достижения успехов или мотивация избегания неудач, качества характера, творческие начала.

Принципы  семейного воспитания:

сочетание близких и срочных, возможных  и необходимых задач;

упор  на настоящий момент;

принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха;

социальная  направленность: погруженность в  реальные проблемы жизни.

Семья, давая  много ценного в смысле воспитания, должна постоянно согласовывать  свое влияние с влиянием школы.

Задача  социального работника (педагога) в  работе с приемной семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и  нейтрализацию. К предупреждению относится  материальная помощь семьям со стороны  государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи. Главная цель - мобилизовать внутренние силы приемной семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.

Объектом  воздействия социального работника  могут быть ребенок, члены семьи, сама семья в целом[3,90].

Кроме того, социально-педагогическая деятельность осуществляется на трех уровнях: диагностическом, профилактическом и реабилитационном.

 Любую  работу с приемной семьей социальный  работник начинает с её изучения, то есть на диагностическом  уровне.

Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных  встреч с семьей, а также с другими  людьми. Диагностика служит отправной  точкой дальнейшего взаимодействия с семьей. Проведение диагностики  предполагает соблюдение определенных принципов[6,83].

В ситуациях, когда различные недостатки в  семье тщательно скрываются, может  помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.

Определить, есть ли проблема физических наказаний  в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка.

После проведения диагностики можно приступать к  осуществлению всех видов социально  педагогической работы с приемной семьей.

Образовательная составляющая включает в себя два  направления: помощь в обучении и  воспитании.

Помощь  в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и  формирование педагогической культуры приемных родителей.

Помощь  в воспитании предполагает консультирование родителей, создание специальных воспитывающих  ситуаций для решения задачи своевременной  помощи семье. Если нарушены отношения  в этой сфере, то социальному работнику следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение. Социальному работнику при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить более адекватные. Такая работа с семьей осуществляется на профилактическом и реабилитационном уровнях.

Профилактический  уровень социально-педагогической деятельности с семьей реализуется  в пропаганде ненасильственного  воспитания, в повышении педагогической культуры родителей. Эффективность  профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа  общения с семьей. Недопустимы  небрежное, снисходительное или  слишком официальное отношение  при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно  воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Предвидя  трудный разговор, социальный работник должен тщательно подготовиться  к встрече. Собрать как можно  больше информации о семье, тщательно  обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни  семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти  тактичную форму для определения  проблемы.

Успешной  работе с приемной семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным работником и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров  отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность  лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя  общение детей и взрослых, социальный работник помогает им ощутить радость  и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данная семья  не испытывала.

Перед родителями, которые предъявляют к ребенку  завышенные требования, социальный работник должен постараться раскрыть как  можно больше реальных достоинств ребенка. Таким образом, профилактический уровень  работы с семьей в процессе помощи в воспитании и обучении предполагает разработку специальных программ педагогического  образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей  и родителей.

Психологическая помощь семье включает социально-психологическую  поддержку и коррекцию.

Психологическая поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса. Поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный работник может осуществить, если у  него есть дополнительное психологическое  образование, кроме того, эту работу могут выполнять психологи, психотерапевты[7, С.163].

Коррекция межличностных отношений происходит тогда, когда в приемной семье  существует психическое насилие  над ребенком, приводящее к нарушению  его нервно-психического и физического  состояния. Это запугивание, оскорбление, унижение чести и достоинства, нарушение  доверия. До недавнего времени этому  явлению не уделялось должного внимания.

На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используется несколько  технологий.

Консультирование  – процесс взаимодействия между  двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Консультирование  отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся  проблеме, влияние его личности.

Телефонное  консультирование – при использовании  этой технологии отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.

Метод «письмо-обращение». Средство обращения через лист бумаги, с отсроченной обратной вязью  или без нее.

Цели  письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав клиента и т. д.

Социальный  патронаж – одна из универсальных  форм работы с клиентом, предоставляющая  собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно  осуществлять разные виды помощи - материальную, психологическую, образовательную  и др.

Патронажи могут быть единичными и регулярными, в зависимости от типа клиента  и поставленных задач, от содержания патронажной помощи. Проведение патронажа  требует соблюдения ряда этических  принципов: принципа самоопределения  клиента, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует  информировать семью о предстоящем  визите.

Задача  социального педагога – способствовать созданию в семье ощущения безопасности, он должен быть твердо убежден в  правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальный  педагог должен постоянно усваивать  новые методы и приемы работы с  семьей, понимать механизм их воздействия  и ответственно подходить к их применению.

 

Заключение

 

Приемная  семья предусмотрена Семейным кодексом РФ как одна из трех форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. В развитие СК РФ принято Постановление Правительства  РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье». Вместе с тем на практике такая  форма устройства детей на воспитание в семью является наименее востребованной, о чем свидетельствует незначительное количество созданных на сегодняшний  день приемных семей 1. Этому можно  найти много причин, в том числе  экономических. Но препятствием для  последовательной реализации положений  о приемной семье на практике служат и некоторые недостатки правовых предпосылок существующих форм устройства детей на воспитание и регламентации  отношений, складывающихся в рамках приемной семьи[11, с. 20].

В полном соответствии с нормами международного права в ст. 1 СК РФ провозглашен в  качестве одного из основополагающих принципов российского семейного  законодательства приоритет семейного  воспитания детей. Этот принцип отражен  в ст. 123 СК РФ, согласно которой только при отсутствии возможности устройства на воспитание в семью допускается  устройство детей в воспитательные учреждения (в том числе в детский  дом семейного типа), предназначенные  зля детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением  Правительства РФ от 10 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»  предусматривается создание детских  домов семейного типа, имеющих  организационно-правовую норму детского учреждения. Сходство детского дома семейного  типа с приемной семьей состоит в  самой идее создания подобного рода детского учреждения. Она заключается  в организации обстановки, максимально  приближенной к обычной семье. Представляется, однако, что при всех достоинствах этой идеи существует некоторая непоследовательность в ее нормативном закреплении.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей