Социально-педагогическая профилактика профессионального выгорания педагогов гимназии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Решение данной проблемы является целью дипломного исследования.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по проблеме исследования.
Диагностика профессионального выгорания у педагогов гимназии.
Разработка и реализация мероприятий социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….....3
Глава I.Теоретические аспекты социально-педагогической
профилактики профессионального выгорания педагогов
Понятие профессионального выгорания………………………….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика профессии педагога……14
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике профессионального выгорания педагогов………………………………………………………….23
Выводы по I главе…………………………………..…………......................36
Глава II. Экспериментальное исследование социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии
2.1. Диагностика профессионального выгорания педагогов гимназии………………………….…...….….....................................................38
2.2. Социально-педагогические мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагогов гимназии ……………………….52
2.3. Анализ и результаты экспериментального исследования……………..57
Выводы по II главе…………….……………………….………….…….…...62
Заключение…………………………………………………………………….66
Список используемых источников ...................................

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 939.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО  И ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Зав. Кафедрой педагогики и психологии

 

д.п. наук, профессор____________________ Е. В. Андриенко

«____» ______________________ 2012 г.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Социально-педагогическая профилактика профессионального выгорания педагогов гимназии

 

 

Выполнила студентка группы 58

 

Чигирь Диана Анатольевна___________

 

Специальность: Социальная педагогика (031300 (050711.65))

 

Специализация: Социально-психологическое  развитие личности

Форма обучения очная

 

Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Добрынина Т.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….....3

Глава I.Теоретические аспекты социально-педагогической

профилактики профессионального выгорания педагогов

    1. Понятие профессионального выгорания………………………….6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика  профессии педагога……14

1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике профессионального выгорания педагогов………………………………………………………….23

Выводы по I главе…………………………………..…………......................36

Глава II.   Экспериментальное  исследование социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии

  2.1. Диагностика профессионального выгорания педагогов гимназии………………………….…...….….....................................................38

  2.2. Социально-педагогические мероприятия по профилактике профессионального  выгорания педагогов гимназии ……………………….52

  2.3. Анализ и результаты экспериментального исследования……………..57

Выводы по II главе…………….……………………….………….…….…...62

Заключение…………………………………………………………………….66

Список используемых источников ...............................................................71

Приложения…………………………………………………………….……...77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. В связи с тем, что в условиях перехода к рыночной экономике  к педагогам гимназии предъявляются очень высокие требования. Педагог должен иметь высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию, быть коммуникабельным и мобильным, позитивно относиться к педагогической деятельности, постоянно стремиться к профессиональному росту.

Действие многочисленных эмоциогенных факторов педагогической деятельности вызывают у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия, накопление усталости. Эти показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным стрессам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога. Таким образом, совершенно закономерным представляется резкий рост интереса к проблеме эмоционального выгорания педагогов.

Обеспечение эффективности  профессиональной деятельности, поддержание  высокого уровня функциональности, а  также охрана здоровья сотрудников, осуществляется на основе профилактики синдрома «эмоционального выгорания», которая является одним из необходимых профессиональных действий со стороны социального педагога.

 В связи с вышесказанным можно поставить проблему исследования: каковы формы и методы социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии?

Решение данной проблемы является целью дипломного исследования.

Задачи исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Диагностика профессионального выгорания у педагогов гимназии.
  3. Разработка и реализация мероприятий социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии.

Гипотеза исследования: социально- педагогическая профилактика

профессионального выгорания педагогов гимназии будет эффективна, если:

-осуществлять психолого-педагогическое просвещение педагогов и администрации гимназии по проблемам профессионального выгорания;

-реализовать комплекс тренинговых занятий по профилактике профессионального выгорания педагогов.

Объект  исследования: процесс социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии.

Предмет исследования: деятельность социального педагога по профилактике профессионального выгорания педагогов гимназии.

Теоретическая база исследования: работы ученных

-по профессиональной деятельности и личности учителя: Э.Э. Сыманюк, А.К. Марковой, Н.Е. Щурковой, Л.М. Митиной и других.

-по профессиональному  выгоранию: Т.В. Форманюк, К. Маслач, В.В. Бойко  и других.

-по социально-педагогическим проблемам: Ю.В.Васильковой, В.А. Сластёнина и других.

Экспериментальная база исследования: МАОУ «Гимназия «10» г. Новосибирска.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в деятельности социальных педагогов для профилактических и психокоррекционных мероприятий, которые будут обеспечивать предупреждение профессионального выгорания, сохранение и укрепление психического здоровья педагогов

Методы исследования: изучение и анализ школьной документации; наблюдение; анкетирование; тестирование; диагностика; эксперимент.

Структура работы: дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов

    1. Понятие профессионального выгорания

 Взаимодействие между  личностью и профессией может  осуществляться по двум основным направлениям: активном воздействии самого человека на профессию, изменение способов выполнения деятельности, модернизация орудий труда и влиянии профессии на личность, изменяющим и развивающим ее. Это взаимовлияние может носить как позитивный, так и негативный характер. Комплекс негативных последствий воздействия профессии на личность в отечественной психологии получил название профессиональная деформация. По мнению Е.В. Руденского такими последствиями являются: нарушение целостности личности, снижение ее адаптивности и профессионально- эффективного функционирования. Одним из негативных проявлений профессиональной деформации личности, является синдром  «психического выгорания» [14].

 По определению  психологического словаря синдром выгорания (от греч. syndrome - сочетание и англ. burn -out - прекращение горения) –состояние психофизического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях [16,С. 86].

          В психолого-педагогической литературе существуют различные понятия «выгорания», но в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.                                                                                                                                                 В связи с этим синдром «психического выгорания» обозначается некоторыми авторами  как  «профессиональное выгорание» [43].

         Рассмотрим этимологию понятия профессионального выгорания с точки зрения психологии и педагогики.

Синдром выгорания широко используется в зарубежной психологии уже более 25 лет. В отечественной психологии (Бойко В.В., Леонов А.Б., Орел В.Е.) интерес к феномену возник относительно недавно, в связи с чем проблематика данного синдрома не получила пока должного рассмотрения

[15].

         В зарубежной  литературе (К.Кондо, Гринберг Д.) этот синдром называется английским словом «burnout» и сопоставим с такими русскими эквивалентами, как «сгорание», «затухание» [40].

         Основоположником  термина «эмоциональное сгорание»  является американский психиатр  Х. Дж. Фрейденбергер. В 1974 году  он ввел этот термин для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [14].

 По определению национальной психологической энциклопедии, эмоциональное выгорание - выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Он проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного эмоциональным перенапряжением, которое снижается за счет формирования личностью стереотипа эмоционального поведения [43, С. 283].    

 В психологии более позднего времени «выгорание» рассматривается как состояние физического и психического истощения, вызванного длительным пребыванием личности в эмоционально перегруженных ситуациях. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее выполнения [22].

В исследованиях Бойко  В.В. под «выгоранием» понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения [14, С. 17].

        К. Кондо рассматривал синдром  «эмоционального сгорания» как  дезадаптированность к рабочему  месту из-за чрезмерной рабочей  нагрузки и не адекватных межличностных  отношений. В связи с развитием «сгорания» для К. Кондо наиболее важно в человеке то, что является стрессом, и то, как разрешаются стрессовые ситуации [41, С. 182].

        По мнению Гринберга Д.[40, С. 184]: «Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». 

       Некоторые из авторов (King, 1993) возражали против термина «выгорание» из-за его неопределенности и частичного совпадения с депрессией или хандрой. Kahu (1978) в своем определении синдрома обращает внимание на признаки психологического и физического истощения (комплекс неправильных представлений самого себя и клиента, которое часто может быть связано с неприятными физическими и эмоциональными ощущениями).

В основе этой области  лежит теория, разработанная К. Маслач. Согласно этой теории синдром эмоционального выгорания представляет собой комплекс истощения, как физического, так  и психического, и характеризуется  связью синдрома с профессиями, цель которых помочь другим [35] .

        Во всех приведенных выше определениях  их авторы согласны, что синдром  профессионального выгорания - это отяжеленное состояние, в котором проявляются невозможность преодолеть личные трудности; состояние физического и психического истощения.

         В настоящее время существует единая точка зрения на сущность «эмоционального выгорания»  и его структуру. Согласно современным данным, под «выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие:

  • эмоциональное истощение- снижение эмоционального тонуса, утрата интереса к окружающему, опустошенность и усталость, вызванная собственной работой;
  • деперсонализацию - циничное отношение к труду и объектам своего труда, повышение негативизма;
  • обесценивание профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, ощущение личной не успешности, недовольства результатами работы [67].

После того, как феномен  стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих профессиональное выгорание.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика профессионального выгорания педагогов гимназии