Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:39, дипломная работа
Решение данной проблемы является целью дипломного исследования.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по проблеме исследования.
Диагностика профессионального выгорания у педагогов гимназии.
Разработка и реализация мероприятий социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии.
Введение…………………………………………………………….....3
Глава I.Теоретические аспекты социально-педагогической
профилактики профессионального выгорания педагогов
Понятие профессионального выгорания………………………….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика профессии педагога……14
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике профессионального выгорания педагогов………………………………………………………….23
Выводы по I главе…………………………………..…………......................36
Глава II. Экспериментальное исследование социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии
2.1. Диагностика профессионального выгорания педагогов гимназии………………………….…...….….....................................................38
2.2. Социально-педагогические мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагогов гимназии ……………………….52
2.3. Анализ и результаты экспериментального исследования……………..57
Выводы по II главе…………….……………………….………….…….…...62
Заключение…………………………………………………………………….66
Список используемых источников ...................................
Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ
ИНСТИТУТ ФИЗИКО-
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ
Зав. Кафедрой педагогики и психологии
д.п. наук, профессор____________________ Е. В. Андриенко
«____» ______________________ 2012 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Социально-педагогическая профилактика профессионального выгорания педагогов гимназии
Выполнила студентка группы 58
Чигирь Диана Анатольевна______
Специальность: Социальная педагогика (031300 (050711.65))
Специализация: Социально-психологическое развитие личности
Форма обучения очная
Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Добрынина Т.Н.
Новосибирск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I.Теоретические аспекты социально-педагогической
профилактики профессионального выгорания педагогов
1.2. Психолого-педагогическая характеристика профессии педагога……14
1.3. Социально-педагогическая
работа по профилактике профессионального
выгорания педагогов………………………………………………………
Выводы по I главе…………………………………..…………......
Глава II. Экспериментальное исследование социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии
2.1. Диагностика профессионального выгорания
педагогов гимназии………………………….…...….…....
2.2. Социально-педагогические мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагогов гимназии ……………………….52
2.3. Анализ и результаты экспериментального исследования……………..57
Выводы по II главе…………….……………………….………….…….…
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников ..............................
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. В связи с тем, что в условиях перехода к рыночной экономике к педагогам гимназии предъявляются очень высокие требования. Педагог должен иметь высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию, быть коммуникабельным и мобильным, позитивно относиться к педагогической деятельности, постоянно стремиться к профессиональному росту.
Действие многочисленных эмоциогенных факторов педагогической деятельности вызывают у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия, накопление усталости. Эти показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным стрессам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога. Таким образом, совершенно закономерным представляется резкий рост интереса к проблеме эмоционального выгорания педагогов.
Обеспечение эффективности профессиональной деятельности, поддержание высокого уровня функциональности, а также охрана здоровья сотрудников, осуществляется на основе профилактики синдрома «эмоционального выгорания», которая является одним из необходимых профессиональных действий со стороны социального педагога.
В связи с вышесказанным можно поставить проблему исследования: каковы формы и методы социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии?
Решение данной проблемы является целью дипломного исследования.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: социально- педагогическая профилактика
профессионального выгорания педагогов гимназии будет эффективна, если:
-осуществлять психолого-педаго
-реализовать комплекс тренинговых занятий по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Объект исследования: процесс социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии.
Предмет исследования: деятельность социального педагога по профилактике профессионального выгорания педагогов гимназии.
Теоретическая база исследования: работы ученных
-по профессиональной деятельности и личности учителя: Э.Э. Сыманюк, А.К. Марковой, Н.Е. Щурковой, Л.М. Митиной и других.
-по профессиональному выгоранию: Т.В. Форманюк, К. Маслач, В.В. Бойко и других.
-по социально-педагогическим проблемам: Ю.В.Васильковой, В.А. Сластёнина и других.
Экспериментальная база исследования: МАОУ «Гимназия «10» г. Новосибирска.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в деятельности социальных педагогов для профилактических и психокоррекционных мероприятий, которые будут обеспечивать предупреждение профессионального выгорания, сохранение и укрепление психического здоровья педагогов
Методы исследования: изучение и анализ школьной документации; наблюдение; анкетирование; тестирование; диагностика; эксперимент.
Структура работы: дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Глава I. Теоретические аспекты социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов
Взаимодействие между личностью и профессией может осуществляться по двум основным направлениям: активном воздействии самого человека на профессию, изменение способов выполнения деятельности, модернизация орудий труда и влиянии профессии на личность, изменяющим и развивающим ее. Это взаимовлияние может носить как позитивный, так и негативный характер. Комплекс негативных последствий воздействия профессии на личность в отечественной психологии получил название профессиональная деформация. По мнению Е.В. Руденского такими последствиями являются: нарушение целостности личности, снижение ее адаптивности и профессионально- эффективного функционирования. Одним из негативных проявлений профессиональной деформации личности, является синдром «психического выгорания» [14].
По определению
психологического словаря синдр
В психолого-педагогической литературе
существуют различные понятия «выгорания»,
но в наиболее общем виде оно рассматривается
как долговременная стрессовая реакция
или синдром, возникающий вследствие продолжительных
профессиональных стрессов средней интенсивности.
Рассмотрим этимологию понятия профессионального выгорания с точки зрения психологии и педагогики.
Синдром выгорания широко используется в зарубежной психологии уже более 25 лет. В отечественной психологии (Бойко В.В., Леонов А.Б., Орел В.Е.) интерес к феномену возник относительно недавно, в связи с чем проблематика данного синдрома не получила пока должного рассмотрения
[15].
В зарубежной литературе (К.Кондо, Гринберг Д.) этот синдром называется английским словом «burnout» и сопоставим с такими русскими эквивалентами, как «сгорание», «затухание» [40].
Основоположником
термина «эмоциональное
В исследованиях Бойко В.В. под «выгоранием» понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения [14, С. 17].
К. Кондо рассматривал синдром
«эмоционального сгорания» как
дезадаптированность к
По мнению Гринберга Д.[40, С. 184]: «Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты».
Некоторые из авторов (King, 1993) возражали против термина «выгорание» из-за его неопределенности и частичного совпадения с депрессией или хандрой. Kahu (1978) в своем определении синдрома обращает внимание на признаки психологического и физического истощения (комплекс неправильных представлений самого себя и клиента, которое часто может быть связано с неприятными физическими и эмоциональными ощущениями).
В основе этой области лежит теория, разработанная К. Маслач. Согласно этой теории синдром эмоционального выгорания представляет собой комплекс истощения, как физического, так и психического, и характеризуется связью синдрома с профессиями, цель которых помочь другим [35] .
Во всех приведенных выше
В настоящее время существует единая точка зрения на сущность «эмоционального выгорания» и его структуру. Согласно современным данным, под «выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие:
После того, как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих профессиональное выгорание.