Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:39, дипломная работа
Решение данной проблемы является целью дипломного исследования.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по проблеме исследования.
Диагностика профессионального выгорания у педагогов гимназии.
Разработка и реализация мероприятий социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии.
Введение…………………………………………………………….....3
Глава I.Теоретические аспекты социально-педагогической
профилактики профессионального выгорания педагогов
Понятие профессионального выгорания………………………….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика профессии педагога……14
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике профессионального выгорания педагогов………………………………………………………….23
Выводы по I главе…………………………………..…………......................36
Глава II. Экспериментальное исследование социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии
2.1. Диагностика профессионального выгорания педагогов гимназии………………………….…...….….....................................................38
2.2. Социально-педагогические мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагогов гимназии ……………………….52
2.3. Анализ и результаты экспериментального исследования……………..57
Выводы по II главе…………….……………………….………….…….…...62
Заключение…………………………………………………………………….66
Список используемых источников ...................................
Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы.
Г.Н.Сытиным предложены методы словесно-образного эмоционально- волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины. Хорошей профилактикой синдрома эмоционального выгорания является балинтовская группа. Акцент в работе балинтовской группы делается на различных особенностях терапевтических взаимоотношений, на реакциях, трудностях, неудачах, которые консультанты сами выносят на обсуждение. Группа профессионалов встречается несколько раз в месяц (продолжительность встречи 1,5-2 часа). Занятия в балинтовских группах позволяют участникам прояснить стереотипы действий, препятствующие решению проблем, устанавливать более эффективные взаимоотношения с клиентами. В работе семинара могут использоваться ролевые игры, элементы психодрамы, приемы эмпатического слушания [69].
Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определенным правилам. Применительно к педагогической деятельности охарактеризуем сферу практического применения каждого вида групп.
Т-группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в ней направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность; выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих коллег и родителей; с которыми приходиться вступать в общение по поводу обучения и воспитания детей; обучение правильному поведению в ситуациях межличностного общения.
Группы встреч. Основная цель - осознание и реализация того потенциала личности и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде. Эффективно использовать такой вид работы для начинающих учителей и воспитателей с целью повышения их уровня самосознания и развития личности.
Гештальт группы. Работа руководителя группы осуществляется не со всеми участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся на время стать главным действующим лицом. Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента. Ключевыми понятиями в такой работе группы являются «осознание» и «сосредоточенность на настоящем». Опыт работы в таком направлении повышает эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.
Группы психодрамы. Широко используется ролевая игра, а также элементы импровизации жизненных ситуаций, предназначенных для более полного раскрытия внутреннего мира человека.
Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно предотвратить возникновение профессиональное выгорание, или снизить его, если синдром уже проявляется:
- определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека – состояние успеха);
- использование «тайм-аутов»,
что необходимо для
- овладение умениями
и навыками саморегуляции (
- профессиональное развитие
и самосовершенствование (
- уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);
- эмоционально-личностное
общение (когда человек
- возможность переключаться с одного вида деятельности на другой [71].
Большое значение для
противостояния выгоранию и сохранения
профессионального здоровья учителей
имеют модели преодолевающего поведения.
Конструктивными следует
Кроме этого, в целях направленной профилактики профессионального выгорания следует стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической и социально- педагогической литературы можно сделать следующие выводы.
Существуют различные подходы к определению понятия «профессиональное выгорание». Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом – как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий [14].
За основу в данной дипломной работе, мы выбираем понятие предложенное Бойко В.В., который определяет выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения.
Эмоциональное выгорание представляет собой динамический процесс, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение. Эмоциональное выгорание инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. Проведя обзор факторов, влияющих на развитие выгорания, мы можем прийти к выводу, что многочисленные исследования данных факторов не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления.
В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, оказывает поддержку педагогам в ситуации эмоционального выгорания, а также принимает меры к их решению [21].
Работа социального
педагога по профилактике профессионального
выгорания представляет собой восстановление
психоэмоционального фона педагогов и
повышение их стрессоустойчивости.
Следовательно, организацию профилактики синдрома профессионального выгорания необходимо проводить комплексно, включая такие виды деятельности:
- диагностико-коррекционная работа, которая направлена на обеспечение информацией об особенностях индивида в определенных условиях.
- консультирование направлено на прояснение возможных причин нежелательного поведения, личных трудностей индивида с целью своевременного предупреждения возникновения каких-либо трудностей.
- просвещение направлено на своевременное и адресное распространение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в развитии, в осуществлении своей профессиональной деятельности, в общении [38].
Глава II. Экспериментальное исследование социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии
2.1. Диагностика профессионального выгорания педагогов гимназии
Исследование проводилось в несколько этапов:
- организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
- исследовательский этап – изучение профессионального выгорания педагогов гимназии;
- аналитический этап – анализ, сравнение полученных данных, подбор рекомендаций и упражнений, направленных на профилактику эмоционального «выгорания».
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МАОУ «Гимназия №10» г. Новосибирск. В исследовании принимали участие 14 педагогов в возрасте от 26 до 63 лет.
Таблица № 1.
Описание выборки испытуемых.
№ |
Пол |
Возраст |
Стаж работы |
1. Евгений Т. |
Муж |
29 |
До 5 лет |
2. Тамара. К |
Жен |
43 |
До 20 лет |
3. Татьяна К. |
Жен |
35 |
До 10 лет |
4. Светлана. П |
Жен |
50 |
До 20 лет |
5. Ирина Б. |
Жен |
43 |
До 20 лет |
6. Ольга К. |
Жен |
26 |
До 5 лет |
7. Людмила К. |
Жен |
38 |
До 15 лет |
8. Елена Г. |
Жен |
41 |
До 15 лет |
9. Ольга К. |
Жен |
33 |
До 10 лет |
10. Анна М. |
Жен |
43 |
До 20 лет |
11. Ольга Д. |
Жен |
35 |
До 10 лет |
12. Елена Г. |
Жен |
41 |
До 15 лет |
13. Валентина К. |
Жен |
36 |
До 10 лет |
14. Мария Г. |
Жен |
42 |
До 20 лет |
В работе были использованы
следующие диагностические
Эта методика позволяет
диагностировать ведущие
Результаты, полученные при помощи опросника эмоционального выгорания сведены в таблицу (см. приложение № 8).
Как видно из данной таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов.
Всю выборку можно разделить на три группы, по такому критерию как, сформированность фаз:
1 группа- синдром полностью сформировался хотя бы <span c