Социально-педагогическая профилактика профессионального выгорания педагогов гимназии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Решение данной проблемы является целью дипломного исследования.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по проблеме исследования.
Диагностика профессионального выгорания у педагогов гимназии.
Разработка и реализация мероприятий социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….....3
Глава I.Теоретические аспекты социально-педагогической
профилактики профессионального выгорания педагогов
Понятие профессионального выгорания………………………….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика профессии педагога……14
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике профессионального выгорания педагогов………………………………………………………….23
Выводы по I главе…………………………………..…………......................36
Глава II. Экспериментальное исследование социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии
2.1. Диагностика профессионального выгорания педагогов гимназии………………………….…...….….....................................................38
2.2. Социально-педагогические мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагогов гимназии ……………………….52
2.3. Анализ и результаты экспериментального исследования……………..57
Выводы по II главе…………….……………………….………….…….…...62
Заключение…………………………………………………………………….66
Список используемых источников ...................................

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 939.50 Кб (Скачать файл)

Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы.

Г.Н.Сытиным предложены методы словесно-образного эмоционально- волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины. Хорошей профилактикой синдрома эмоционального выгорания является балинтовская группа. Акцент в работе балинтовской группы делается на различных особенностях терапевтических взаимоотношений, на реакциях, трудностях, неудачах, которые консультанты сами выносят на обсуждение. Группа профессионалов встречается несколько раз в месяц (продолжительность встречи 1,5-2 часа). Занятия в балинтовских группах позволяют участникам прояснить стереотипы действий, препятствующие решению проблем, устанавливать более эффективные взаимоотношения с клиентами. В работе семинара могут использоваться ролевые игры, элементы психодрамы, приемы эмпатического слушания [69].

Широко используется психокоррекция как совокупность психологических  приемов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определенным правилам. Применительно к педагогической деятельности охарактеризуем сферу практического применения каждого вида групп.

Т-группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в ней направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше  узнать самого себя как личность; выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих коллег и родителей; с которыми приходиться вступать в общение по поводу обучения и воспитания детей; обучение правильному поведению в ситуациях межличностного общения.

Группы встреч. Основная цель - осознание и реализация того потенциала личности и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде. Эффективно использовать такой вид работы для начинающих учителей и воспитателей с целью повышения их уровня самосознания и развития личности.

Гештальт группы. Работа руководителя группы осуществляется не со всеми участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся на время стать главным действующим лицом. Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента. Ключевыми понятиями в такой работе группы являются «осознание» и «сосредоточенность на настоящем». Опыт работы в таком направлении повышает эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.

Группы психодрамы. Широко используется ролевая игра, а также  элементы импровизации жизненных ситуаций, предназначенных для более полного раскрытия внутреннего мира человека.

Соблюдая перечисленные  ниже рекомендации, можно предотвратить  возникновение профессиональное выгорание, или снизить его, если синдром  уже проявляется:

- определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека – состояние успеха);

- использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения  психического и физического благополучия (отдых от работы);

- овладение умениями  и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);

- профессиональное развитие  и самосовершенствование (обмен  профессиональной информацией, что  дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива; для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции);

- уход от ненужной  конкуренции (бывают ситуации, когда  ее нельзя избежать, но чрезмерное  стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);

- эмоционально-личностное  общение (когда человек анализирует  свои чувства и делится ими  с другими, вероятность выгорания  значительно снижается, или процесс  этот оказывается не столь  выраженным);

- возможность переключаться  с одного вида деятельности на другой [71].

Большое значение для  противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения. Конструктивными следует считать  поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.

Кроме этого, в целях  направленной профилактики профессионального выгорания следует стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе.

 

 

Выводы по I главе

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической и социально- педагогической литературы можно сделать следующие выводы.

Существуют различные  подходы к определению понятия  «профессиональное выгорание». Важно  отметить, что авторы статей и работ  по эмоциональному выгоранию, говорят  о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом – как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий [14].

За основу в данной дипломной работе, мы выбираем понятие предложенное Бойко В.В., который определяет выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения.

Эмоциональное выгорание  представляет собой  динамический процесс, который возникает поэтапно, в  полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение. Эмоциональное выгорание инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. Проведя обзор факторов, влияющих на развитие выгорания, мы можем прийти к выводу, что многочисленные исследования данных факторов не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления.

 В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, оказывает поддержку педагогам в ситуации эмоционального выгорания, а также принимает меры к их решению [21].

Работа социального  педагога  по профилактике профессионального выгорания представляет собой восстановление психоэмоционального фона педагогов и повышение их стрессоустойчивости. Профилактические мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков синдрома профессионального выгорания у педагогов необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень) [24].

 Следовательно, организацию профилактики синдрома профессионального выгорания необходимо проводить комплексно, включая такие виды деятельности:

-  диагностико-коррекционная работа, которая направлена на обеспечение информацией об особенностях индивида в определенных условиях.

- консультирование направлено на прояснение возможных причин нежелательного поведения, личных трудностей индивида с целью своевременного предупреждения возникновения каких-либо трудностей.

-  просвещение направлено на своевременное и адресное распространение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в развитии, в осуществлении своей профессиональной деятельности, в общении [38].    

 

 

 

Глава II. Экспериментальное исследование социально-педагогической профилактики  профессионального выгорания педагогов гимназии

   2.1. Диагностика  профессионального выгорания педагогов гимназии

Исследование проводилось  в несколько этапов:

- организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;

-  исследовательский этап – изучение профессионального выгорания педагогов гимназии;

-  аналитический этап  – анализ, сравнение полученных данных, подбор рекомендаций и упражнений,  направленных на профилактику эмоционального «выгорания».

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МАОУ «Гимназия  №10» г. Новосибирск. В исследовании принимали участие 14 педагогов в возрасте от 26 до 63 лет.

Таблица № 1.

Описание выборки испытуемых.

Пол

Возраст

Стаж работы

1.  Евгений Т. 

Муж

29

До 5 лет

2.  Тамара. К

Жен

43

До  20 лет

3. Татьяна К. 

Жен

35

До 10 лет

4. Светлана. П

Жен

50

До  20 лет

5. Ирина Б. 

Жен

43

До 20 лет

6. Ольга К. 

Жен

26

До 5 лет

7. Людмила К.

Жен

38

До 15 лет

8. Елена Г. 

Жен

41

До 15 лет

9. Ольга К. 

Жен

33

До 10 лет 

10. Анна М. 

Жен

43

До 20 лет

11. Ольга Д.

Жен

35

До 10 лет

12. Елена Г.

Жен

41

До 15 лет

13. Валентина К. 

Жен

36

До 10 лет

14. Мария Г. 

Жен

42

До 20 лет


 

В работе были использованы следующие диагностические методики:

    1. Составление социального паспорта гимназии (см. приложение № 2).
    2. Опросник диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (см. приложение № 3).
    3. Методика определения психического выгорания А.А. Рукавишникова (см. приложение № 4).
    4. «Опросник диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса» (см. приложение № 5).
    5. Методика «Диагностика  определения конфликтности личности» Ладанов И.Д (см. приложение № 6).
    6. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (см. приложение № 7).

 

  1. Опросник диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

Эта методика позволяет  диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Результаты, полученные при помощи опросника эмоционального выгорания  сведены в таблицу (см. приложение № 8).

Как видно из данной таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов.

Всю выборку можно  разделить на три группы, по такому критерию как, сформированность фаз:

     1 группа- синдром  полностью сформировался хотя  бы <span c


Информация о работе Социально-педагогическая профилактика профессионального выгорания педагогов гимназии