Социально-педагогическая профилактика профессионального выгорания педагогов гимназии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Решение данной проблемы является целью дипломного исследования.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по проблеме исследования.
Диагностика профессионального выгорания у педагогов гимназии.
Разработка и реализация мероприятий социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….....3
Глава I.Теоретические аспекты социально-педагогической
профилактики профессионального выгорания педагогов
Понятие профессионального выгорания………………………….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика профессии педагога……14
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике профессионального выгорания педагогов………………………………………………………….23
Выводы по I главе…………………………………..…………......................36
Глава II. Экспериментальное исследование социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии
2.1. Диагностика профессионального выгорания педагогов гимназии………………………….…...….….....................................................38
2.2. Социально-педагогические мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагогов гимназии ……………………….52
2.3. Анализ и результаты экспериментального исследования……………..57
Выводы по II главе…………….……………………….………….…….…...62
Заключение…………………………………………………………………….66
Список используемых источников ...................................

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 939.50 Кб (Скачать файл)

Выявленные личностные качества профессионально ценностные. Они необходимы как условие, они достаточны для педагога. Они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы.

Профессиональное угасание возникает в связи с тем, что  профессиональное общение часто является не спонтанным, несвободным, эмоционально негативно окрашенным, с множеством ограничителей. При эмоциональном истощении выгорает профессиональная мотивация, чувствуется постоянная эмоциональная усталость, которая отдыхом не снимается. Поэтому важно снижать нагрузку, полноценно отдыхать; получать поддержку от ближайшего окружения; заниматься любимым делом не связанным с работой, формировать социальную поддержку для себя.

Кроме того, деятельность педагога реализуется в постоянной взаимосвязи с педагогическим коллективом, который оказывает существенное воздействие на ее характер, корректирует и а конечном счете, во многом определяет результат труда педагога.

          Исходя из этого, педагог на основе общечеловеческих ценностей строит систему отношений с обучающимися, признавая их, проявляет и осознает себя творческой личностью, направляет педагогическую деятельность на развитие уникальной сущности каждого ученика и развивает себя как личность и как профессионала.  Однако такой процесс возможен лишь тогда, когда педагог использует рефлексию.  Только при наличии рефлексивных пространств, в которых учитель ощущает свою значимость, может открыто говорить о своих достижениях и проблемах, происходит его становление как профессионала. Профессионализм деятельности — это качественная характеристика субъекта деятельности, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач.

Н.В.Кузьмина на основании  проведенных ею психологических исследований, отмечает, что эффективность деятельности педагога и его комфортное самочувствие как ее субъекта при прочих равных положительных влияниях обеспечивают:

1-оптимальный уровень интеллектуального развития;

2-синтетический, целостный, когнитивный стиль с высоким показателем дифференциации;

3-гибкость и конвергентностъ мышления;

4-активность, высокий темп реакции, лабильность;

5-эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции

[69, С. 52].

Рассмотрим личностные черты педагога.

 Щуркова Н.Е. [61] считает, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то первая основная черта- это интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю.

Интерес к жизни - условие работы с детством, это условие эффективного воспитания, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.

Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с  детьми - это интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается общее отношение к человеку как к феномену в системе живых организмов на земле. Когда внимание к разного рода личностным проявлением «Я» человека связано с пониманием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне зависимости от характеристик этого человека.

Если педагогу интересен  человек как таковой, легко решается целый ряд проблем. Решается пресловутый  вопрос любви к ребенку, потому что  педагогу при наличии интереса к  человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни - для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством детей при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво оценивать суть проблемы и пути ее решения.

Третья важная характеристика - это интерес к культуре. Как личностная характеристика он, с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а с другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все, что стало преобразованием натуры. Согласно Щурковой Н.Е., перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми, не заменяют профессионализма педагога.

Проанализируем деятельность педагога с точки зрения наличия  факторов, инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на предложенную Орлом В.Е. классификацию факторов эмоционального выгорания [45].

Рассмотрим сначала  группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально- психологические условия деятельности.

Исследование условий  труда, свидетельствуют о том, что  повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность  рабочего дня стимулируют развитие выгорания. Профессия педагога подпадает под эти параметры: сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели учителя по подсчетам Л.Ф. Колесникова [68] равна 52 часам, намного выше той (40 часов), которая установлена по стране; очень низкая оплата  труда, не обеспечивающая нормального существования ( практически все исследования подтверждают, что недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие сверхурочная работа, а значит повышение нагрузки. Что нередко приводит к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке различных психических заболеваний.

Фактор - содержание труда, включает в себя количественные и качественные аспекты работы с учащимися: их количество, частоту обслуживания, степень глубины контакта. В профессии педагога большее количество учащихся в классе может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим появлению выгорания. Также не секрет, что педагогам в настоящее время все чаще приходится иметь дело с детьми из социально- неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует возникновению выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения; в педагогике это могут быть классы коррекции, где при максимальном вложении усилия со стороны педагога, результат может оказаться невысоким. При этом отмечается, что любая критическая ситуация с учеником, независимо от ее специфики, является тяжким бременем для педагога, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.

Анализ взаимодействия между социально- психологическими отношениями работников к объекту  их труда можно провести в двух направлениях: позиции работников по отношению к своим реципиентам и особенностей поведения самих учеников. Существует взаимосвязь между данной характеристикой и выгоранием. Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой деятельности. Учителя, характеризующиеся наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с учениками, а также не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень выгорания. С другой стороны, атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе вызывают у учителей выгорание.

По мнению Марковой А.К., для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуации информационных перегрузок, когда педагог не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональны сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения [34].

Рассмотрим индивидуальные факторы. В эту группу включены социально- демографические и личностные особенности. Орел В.Е. отмечает, что из всех социально- демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж.

Причина спада профессиональной деятельности учителя старшего возраста («педагогический криз»)  выделяет Львова Ю.Л. По ее мнению, это:

  • Стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствие отдачи учащихся; несоответствие ожидаемого и фактического результатов;
  • Возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять - неизвестно;
  • Возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.

Большая часть учителей справляется с кризом, но частично он может оказывать влияние на развитие выгорания [33].

Проявление стресса  в работе учителя разнообразны и  обширны. В первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение. Профессия учителя требует особого напряжения эмоциональных и физических сил, высокой умственной нагрузки, концентрации внимания, а также ведет к   нервному и психическому напряжению.

Таким образом, профессия учителя может быть отнесена к разряду стрессогенных профессий, требующих от преподавателя самообладания и саморегуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике профессионального выгорания педагогов

Социально-педагогическая деятельность - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь личности в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе [21, С. 14].

Содержание  работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой  определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой  комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства.

Социальный  педагог выполняет большой объем  работы. Его клиентами являются как  педагогический коллектив, ученики, так  и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:

1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

2. Диагностическая, т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

5. Организационно - коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

6. Охранно - защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка [53].

       Школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях.  В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению.

Основные направления  социально-педагогической работы в  школе определяются прежде всего  проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания, без разрешения которых сложно добиться хороших  результатов. Таким образом, можно выделить следующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении:

    • Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
    • Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы;
    • Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению мероприятий, акций;
    • Распознавание и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка;
    • Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей;
    • Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
    • Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе;
    • Разработка планов по различным направлениям деятельности школы.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика профессионального выгорания педагогов гимназии