Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:39, дипломная работа
Решение данной проблемы является целью дипломного исследования.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по проблеме исследования.
Диагностика профессионального выгорания у педагогов гимназии.
Разработка и реализация мероприятий социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии.
Введение…………………………………………………………….....3
Глава I.Теоретические аспекты социально-педагогической
профилактики профессионального выгорания педагогов
Понятие профессионального выгорания………………………….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика профессии педагога……14
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике профессионального выгорания педагогов………………………………………………………….23
Выводы по I главе…………………………………..…………......................36
Глава II. Экспериментальное исследование социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии
2.1. Диагностика профессионального выгорания педагогов гимназии………………………….…...….….....................................................38
2.2. Социально-педагогические мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагогов гимназии ……………………….52
2.3. Анализ и результаты экспериментального исследования……………..57
Выводы по II главе…………….……………………….………….…….…...62
Заключение…………………………………………………………………….66
Список используемых источников ...................................
Выявленные личностные качества профессионально ценностные. Они необходимы как условие, они достаточны для педагога. Они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы.
Профессиональное угасание возникает в связи с тем, что профессиональное общение часто является не спонтанным, несвободным, эмоционально негативно окрашенным, с множеством ограничителей. При эмоциональном истощении выгорает профессиональная мотивация, чувствуется постоянная эмоциональная усталость, которая отдыхом не снимается. Поэтому важно снижать нагрузку, полноценно отдыхать; получать поддержку от ближайшего окружения; заниматься любимым делом не связанным с работой, формировать социальную поддержку для себя.
Кроме того, деятельность педагога реализуется в постоянной взаимосвязи с педагогическим коллективом, который оказывает существенное воздействие на ее характер, корректирует и а конечном счете, во многом определяет результат труда педагога.
Исходя из этого, педагог на основе общечеловеческих ценностей строит систему отношений с обучающимися, признавая их, проявляет и осознает себя творческой личностью, направляет педагогическую деятельность на развитие уникальной сущности каждого ученика и развивает себя как личность и как профессионала. Однако такой процесс возможен лишь тогда, когда педагог использует рефлексию. Только при наличии рефлексивных пространств, в которых учитель ощущает свою значимость, может открыто говорить о своих достижениях и проблемах, происходит его становление как профессионала. Профессионализм деятельности — это качественная характеристика субъекта деятельности, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач.
Н.В.Кузьмина на основании проведенных ею психологических исследований, отмечает, что эффективность деятельности педагога и его комфортное самочувствие как ее субъекта при прочих равных положительных влияниях обеспечивают:
1-оптимальный уровень интеллектуального развития;
2-синтетический, целостный, когнитивный стиль с высоким показателем дифференциации;
3-гибкость и конвергентностъ мышления;
4-активность, высокий темп реакции, лабильность;
5-эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции
[69, С. 52].
Рассмотрим личностные черты педагога.
Щуркова Н.Е. [61] считает, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то первая основная черта- это интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю.
Интерес к жизни - условие работы с детством, это условие эффективного воспитания, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.
Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с детьми - это интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается общее отношение к человеку как к феномену в системе живых организмов на земле. Когда внимание к разного рода личностным проявлением «Я» человека связано с пониманием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне зависимости от характеристик этого человека.
Если педагогу интересен человек как таковой, легко решается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос любви к ребенку, потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни - для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством детей при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво оценивать суть проблемы и пути ее решения.
Третья важная характеристика - это интерес к культуре. Как личностная характеристика он, с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а с другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все, что стало преобразованием натуры. Согласно Щурковой Н.Е., перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми, не заменяют профессионализма педагога.
Проанализируем деятельность педагога с точки зрения наличия факторов, инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на предложенную Орлом В.Е. классификацию факторов эмоционального выгорания [45].
Рассмотрим сначала группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально- психологические условия деятельности.
Исследование условий труда, свидетельствуют о том, что повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания. Профессия педагога подпадает под эти параметры: сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели учителя по подсчетам Л.Ф. Колесникова [68] равна 52 часам, намного выше той (40 часов), которая установлена по стране; очень низкая оплата труда, не обеспечивающая нормального существования ( практически все исследования подтверждают, что недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие сверхурочная работа, а значит повышение нагрузки. Что нередко приводит к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке различных психических заболеваний.
Фактор - содержание труда, включает в себя количественные и качественные аспекты работы с учащимися: их количество, частоту обслуживания, степень глубины контакта. В профессии педагога большее количество учащихся в классе может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим появлению выгорания. Также не секрет, что педагогам в настоящее время все чаще приходится иметь дело с детьми из социально- неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует возникновению выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения; в педагогике это могут быть классы коррекции, где при максимальном вложении усилия со стороны педагога, результат может оказаться невысоким. При этом отмечается, что любая критическая ситуация с учеником, независимо от ее специфики, является тяжким бременем для педагога, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.
Анализ взаимодействия между социально- психологическими отношениями работников к объекту их труда можно провести в двух направлениях: позиции работников по отношению к своим реципиентам и особенностей поведения самих учеников. Существует взаимосвязь между данной характеристикой и выгоранием. Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой деятельности. Учителя, характеризующиеся наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с учениками, а также не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень выгорания. С другой стороны, атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе вызывают у учителей выгорание.
По мнению Марковой А.К., для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуации информационных перегрузок, когда педагог не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональны сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения [34].
Рассмотрим индивидуальные факторы. В эту группу включены социально- демографические и личностные особенности. Орел В.Е. отмечает, что из всех социально- демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж.
Причина спада профессиональной деятельности учителя старшего возраста («педагогический криз») выделяет Львова Ю.Л. По ее мнению, это:
Большая часть учителей справляется с кризом, но частично он может оказывать влияние на развитие выгорания [33].
Проявление стресса в работе учителя разнообразны и обширны. В первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение. Профессия учителя требует особого напряжения эмоциональных и физических сил, высокой умственной нагрузки, концентрации внимания, а также ведет к нервному и психическому напряжению.
Таким образом, профессия учителя может быть отнесена к разряду стрессогенных профессий, требующих от преподавателя самообладания и саморегуляции.
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике профессионального выгорания педагогов
Социально-педагогическая деятельность - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь личности в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе [21, С. 14].
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства.
Социальный
педагог выполняет большой
1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.
2. Диагностическая, т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.
3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.
4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.
5. Организационно - коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.
6. Охранно - защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка [53].
Школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению.
Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Таким образом, можно выделить следующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении: