Социально-педагогическая профилактика профессионального выгорания педагогов гимназии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Решение данной проблемы является целью дипломного исследования.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по проблеме исследования.
Диагностика профессионального выгорания у педагогов гимназии.
Разработка и реализация мероприятий социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….....3
Глава I.Теоретические аспекты социально-педагогической
профилактики профессионального выгорания педагогов
Понятие профессионального выгорания………………………….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика профессии педагога……14
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике профессионального выгорания педагогов………………………………………………………….23
Выводы по I главе…………………………………..…………......................36
Глава II. Экспериментальное исследование социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии
2.1. Диагностика профессионального выгорания педагогов гимназии………………………….…...….….....................................................38
2.2. Социально-педагогические мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагогов гимназии ……………………….52
2.3. Анализ и результаты экспериментального исследования……………..57
Выводы по II главе…………….……………………….………….…….…...62
Заключение…………………………………………………………………….66
Список используемых источников ...................................

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 939.50 Кб (Скачать файл)

         Проводя анализ факторов «выгорания»  необходимо учитывать множественность позиций и классификаций, связанных с пониманием этой проблемы. Исходя из этого, необходимо рассмотреть различные виды и классификации факторов профессионального выгорания. В настоящее время нет единой общепринятой классификации, так как ученные по-разному подходят к этой проблеме. Вместе с тем существуют и сходные позиции по этому вопросу, так ряд авторов делит факторы профессионального выгорания на два блока следующим образом: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные [14].

 Классификация Форманюк Т.В.,   выделяет следующие факторы:

 (см. Приложение № 1)

  • Личностный – была выявлена взаимосвязь мотивации и «сгорания». В расчет брались разные мотивы трудовой деятельности: удовлетворенность зарплатой, чувство значимости себя на рабочем месте, профессиональное продвижение, автономия и уровень контроля со стороны руководства.
  • Ситуативный (ролевой) – получены значимые соотношения между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». К этому фактору отнесены те профессиональные ситуации, в которых совместные действия в большей мере не согласованы, когда присутствует конкуренция. В этих условиях профессионал необязательно удовлетворяет своим ожиданиям, даже если он потратил немало времени и переусердствовал, рассчитывая на самовосстановление.
  • Организационный (профессиональные требования) - «сгорание» связано с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы. Развитию «сгорания» способствует также неопределенность или недостаток ответственности [60, С. 186].

     Довольно  широкое распространение получила  классификация В.В. Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание.

Внешние факторы, провоцирующие «выгорание», таковы:

- хроническая напряженная  психоэмоциональная деятельность. Такая  деятельность связана  с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них.

- дестабилизирующая организация  деятельности. Основные ее признаки: нечеткая организация и планирование  труда, плохо структурированная  и расплывчатая информация, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность.  Дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения - клиенте, а затем на взаимоотношениях обеих сторон.

- неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью в системе «руководитель - подчиненный», и в системе «коллега - коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других - искать способы экономии своих психических ресурсов. Рано или поздно человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания. Так в профессии педагога, большое количество учащихся в классе, может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться фактором, способствующим выгоранию.

 Внутренние факторы,  обуславливающие эмоциональное  выгорание:

- склонность к эмоциональной  ригидности. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных.

- интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств  профессиональной деятельности. Данное психологическое состояние возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело. Довольно часто встречаются случаи, когда по неопытности и, может быть, наивности, специалист воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка [14].

 К этому перечню  можно добавить факторы, выделенные  Т.В. Решетовой в своем исследовании:

  • Неэмоциональность или неумение общаться;
  • Алексимития во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения);
  • Трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность) [70, С. 28].

Применяются и другие классификации. Безусловно, использование  представленных классификаций не является жестко детерминированным.

       Характерной  чертой эмоционального выгорания  является экономное и дозированное  расходование энергетических ресурсов. Эмоциональное выгорание отрицательно  сказывается на выполнении человеком  своей деятельности и отношениях с партнерами, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, вслед за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения.

Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса выгорания, в котором специалисты выделяют несколько фаз, сопровождающихся проявлением определенных симптомов.

 Далее  рассмотрим  особенности проявления чувств, мыслей и действия, соответствующих  синдрому профессионального выгорания.

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным.

Мысли: о несправедливости действий относительно себя, не заслуженности своего положения в обществе, недостаточной оценённости окружающими собственных трудовых усилий.

Действия: критика в  отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незамеченным, стремление делать все  очень хорошо или совсем не стараться.

В психолого-педагогической литературе представлены три следствия профессионального выгорания:

  • Снижение самооценки. «Сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаянье.
  • Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания. Не в состоянии установить нормальный контакт с учениками.
  • Эмоциональное истощение. Усталость, апатия, депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводит к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению.

     Профессор  К. Чернисс говорит о том,  что большая ответственность  за развитие выгорания в организации  лежит на руководителе, потому  что существуют такие рабочие  места и ситуации, которые просто  созданы для выгорания. Они  находятся в высоко стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога.

За основу в данной дипломной работе мы выбираем понятие, предложенное Бойко В.В.: «Выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения» [14, С. 17].

Таким образом, синдром  эмоционального выгорания характеризуется  выраженным сочетанием симптомов нарушения  в психической, соматической и социальной сферах жизни. Развитие синдрома носит стадийный характер, поэтому по мере развития синдрома могут возникнуть различные психосоматические заболевания и профессиональная дезадаптация личности.  Наличие тех или иных симптомов определяет тип и степень выгорания. Однако все вместе они ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание - процесс сугубо индивидуальный.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика профессии педагога

Профессию педагога относят  к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии  на содержание предмета своей деятельности. Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой высоких личностных качеств.  Педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно оканчиваются перечислением достоинств современного человека таких как гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочих столь же прекрасных черт достойного человека, но не являющихся производными определенной профессии.

    Как установлено многочисленными исследованиями отечественных ученных (Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.), работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Педагогу приходится противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды [53].

Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к  нейродинамике и, прежде всего, к  силе нервной системы уравновешенности нервных процессов. Высокие требования к силе нервной системы обусловлены  тем, что педагогу необходимо: обладать большой работоспособностью; выдерживать действия сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание; быть всегда активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего времени высокий общий и эмоциональный тонус; быть способным быстро восстанавливать силы.

Тем не менее, высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны и тем, что учитель должен: быть сдержанным в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпеливость, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться четкостью дикций, выразительностью изложения мысли, ровностью в динамике чувств.

Высокие требования к  подвижности нервных процессов  связаны также с тем, что педагогу следует обладать высоким темпом выполнения работы; быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быть способным к экспромту и проведению занятий без предварительной подготовки, быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей. Этим объясняется широко распространенное мнение о том, что успехов в педагогической работе в первую очередь добиваются люди сильного, уравновешенного и подвижного типов нервной системы.

 Будучи социальной по своей природе, педагогическая деятельность зависит от способностей личности, от того, насколько возможны развитие и компенсации профессионально важных свойств.

Как справедливо отмечает М.М.Поташник, педагогическая деятельность, являясь сплавом науки и искусства всегда предполагает творчество, практически воплощаемое в нестандартном подходе к решению проблем; разработке новых методов, форм приемов и средств и их оригинальных сочетаний; эффективном применении имеющегося опыта; совершенствовании рационализации модернизации известного в соответствии с новыми задачами; удачной импровизации на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; умении видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы; умении трансформировать методические рекомендации, теоретические наложения в конкретные педагогические действия [65].

    Сама же личность педагога представлена пятью основными потенциалами: познавательным, то есть объемом информации, которой располагает личность, морально-нравственным, обусловленным приобретенными личностью в процессе социализации нравственно- эстетическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями, определенным наличием умений и навыков, способностями к действию, и мерой их реализации в определенной сфере деятельности, коммуникативным, который оценивается степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми и эстетическим, обусловленным уровнем и интенсивностью художественных потребностей личности, а также тем, как она их удовлетворяет.

Учитывая, что деятельность педагога непрерывно связана с общением, она подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического и физического самочувствия.

Обозначим профессиональные качества педагогов, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с учащимися более подробно. Столяренко Л.Д. к таким качествам относит:

  • Наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
  • Способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
  • Гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;
  • Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении, умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
  • Способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
  • Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих действий;
  • Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный подбор языковых средств;
  • Владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогических целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;
  • Способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приемов воздействия, приспособлений и пристроек) [55].

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика профессионального выгорания педагогов гимназии