Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:39, дипломная работа
Решение данной проблемы является целью дипломного исследования.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по проблеме исследования.
Диагностика профессионального выгорания у педагогов гимназии.
Разработка и реализация мероприятий социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии.
Введение…………………………………………………………….....3
Глава I.Теоретические аспекты социально-педагогической
профилактики профессионального выгорания педагогов
Понятие профессионального выгорания………………………….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика профессии педагога……14
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике профессионального выгорания педагогов………………………………………………………….23
Выводы по I главе…………………………………..…………......................36
Глава II. Экспериментальное исследование социально-педагогической профилактики профессионального выгорания педагогов гимназии
2.1. Диагностика профессионального выгорания педагогов гимназии………………………….…...….….....................................................38
2.2. Социально-педагогические мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагогов гимназии ……………………….52
2.3. Анализ и результаты экспериментального исследования……………..57
Выводы по II главе…………….……………………….………….…….…...62
Заключение…………………………………………………………………….66
Список используемых источников ...................................
Проводя анализ факторов «
Классификация Форманюк Т.В., выделяет следующие факторы:
(см. Приложение № 1)
Довольно
широкое распространение
Внешние факторы, провоцирующие «выгорание», таковы:
- хроническая напряженная
психоэмоциональная
- дестабилизирующая организация
деятельности. Основные ее признаки:
нечеткая организация и
- неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью в системе «руководитель - подчиненный», и в системе «коллега - коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других - искать способы экономии своих психических ресурсов. Рано или поздно человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания. Так в профессии педагога, большое количество учащихся в классе, может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться фактором, способствующим выгоранию.
Внутренние факторы, обуславливающие эмоциональное выгорание:
- склонность к эмоциональной ригидности. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных.
- интенсивная интериоризация
(восприятие и переживание)
К этому перечню
можно добавить факторы,
Применяются и другие классификации. Безусловно, использование представленных классификаций не является жестко детерминированным.
Характерной
чертой эмоционального
Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса выгорания, в котором специалисты выделяют несколько фаз, сопровождающихся проявлением определенных симптомов.
Далее рассмотрим
особенности проявления чувств,
мыслей и действия, соответствующих
синдрому профессионального
Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным.
Мысли: о несправедливости действий относительно себя, не заслуженности своего положения в обществе, недостаточной оценённости окружающими собственных трудовых усилий.
Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незамеченным, стремление делать все очень хорошо или совсем не стараться.
В психолого-педагогической литературе представлены три следствия профессионального выгорания:
Профессор
К. Чернисс говорит о том,
что большая ответственность
за развитие выгорания в
За основу в данной дипломной работе мы выбираем понятие, предложенное Бойко В.В.: «Выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения» [14, С. 17].
Таким образом, синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни. Развитие синдрома носит стадийный характер, поэтому по мере развития синдрома могут возникнуть различные психосоматические заболевания и профессиональная дезадаптация личности. Наличие тех или иных симптомов определяет тип и степень выгорания. Однако все вместе они ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание - процесс сугубо индивидуальный.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика профессии педагога
Профессию педагога относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой высоких личностных качеств. Педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно оканчиваются перечислением достоинств современного человека таких как гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочих столь же прекрасных черт достойного человека, но не являющихся производными определенной профессии.
Как установлено многочисленными исследованиями отечественных ученных (Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.), работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Педагогу приходится противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды [53].
Педагогическая деятельность
предъявляет особые требования к
нейродинамике и, прежде всего, к
силе нервной системы
Тем не менее, высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны и тем, что учитель должен: быть сдержанным в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпеливость, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться четкостью дикций, выразительностью изложения мысли, ровностью в динамике чувств.
Высокие требования к подвижности нервных процессов связаны также с тем, что педагогу следует обладать высоким темпом выполнения работы; быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быть способным к экспромту и проведению занятий без предварительной подготовки, быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей. Этим объясняется широко распространенное мнение о том, что успехов в педагогической работе в первую очередь добиваются люди сильного, уравновешенного и подвижного типов нервной системы.
Будучи социальной по своей природе, педагогическая деятельность зависит от способностей личности, от того, насколько возможны развитие и компенсации профессионально важных свойств.
Как справедливо отмечает М.М.Поташник, педагогическая деятельность, являясь сплавом науки и искусства всегда предполагает творчество, практически воплощаемое в нестандартном подходе к решению проблем; разработке новых методов, форм приемов и средств и их оригинальных сочетаний; эффективном применении имеющегося опыта; совершенствовании рационализации модернизации известного в соответствии с новыми задачами; удачной импровизации на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; умении видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы; умении трансформировать методические рекомендации, теоретические наложения в конкретные педагогические действия [65].
Сама же личность педагога представлена пятью основными потенциалами: познавательным, то есть объемом информации, которой располагает личность, морально-нравственным, обусловленным приобретенными личностью в процессе социализации нравственно- эстетическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями, определенным наличием умений и навыков, способностями к действию, и мерой их реализации в определенной сфере деятельности, коммуникативным, который оценивается степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми и эстетическим, обусловленным уровнем и интенсивностью художественных потребностей личности, а также тем, как она их удовлетворяет.
Учитывая, что деятельность педагога непрерывно связана с общением, она подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического и физического самочувствия.
Обозначим профессиональные качества педагогов, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с учащимися более подробно. Столяренко Л.Д. к таким качествам относит: