Социально-педагогическая работа по профилактике наркомании среди учащейся молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить особенности социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди учащейся молодежи.
В соответствии с указанной целью были определены следующие задачи: 1.Выявить обязательные компоненты профилактической работы в Республики Беларусь.
2.Изучить влияние половозрастных характеристик и семейного воспитания на формирование зависимости.
3.Выявить факторы, определяющие риск приобщения учащейся молодежи к наркотикам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМЫ И ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ
СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….6
1.1.Профилактика наркомании в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы……………………………………………………………………...6
1.2. Влияние половозрастных характеристик и семейного воспитания на формирование зависимости …………………………………………………..12
1.3 Группа риска или будущие наркоманы……………………………….……17
1.4. Практика противодействия наркомании в Беларуси: правозащитный
аспект………………………………………………………………………….…21
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………25
2.1. Применение различных методов профилактики наркомании среди учащейся молодежи в практической деятельности …………………………..25
2.2. Отношение подростков к наркотикам и влияние сверстников на формирование зависимости …………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..……….36

Файлы: 1 файл

КУРСАЧЧЧЧ.docx

— 77.53 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  МАКСИМА ТАНКА»

310 группа

Жолик Мария Дмитриевна

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ  УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

 

 

Научный руководитель:

магистр социологических  наук

Шедько Елена Владимировна

 

 

 

МИНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМЫ И ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ

СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….6

1.1.Профилактика наркомании  в Республике Беларусь: состояние,  проблемы, перспективы……………………………………………………………………...6

1.2. Влияние половозрастных характеристик и семейного воспитания на формирование зависимости …………………………………………………..12

1.3 Группа риска или будущие наркоманы……………………………….……17

1.4. Практика противодействия наркомании в Беларуси: правозащитный

аспект………………………………………………………………………….…21

ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………25

 2.1. Применение различных методов профилактики наркомании среди учащейся молодежи в практической деятельности …………………………..25

2.2. Отношение подростков к наркотикам и влияние сверстников на формирование зависимости …………………………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………34

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..……….36

 

 

 

Введение

Беларусь пережила на своём  веку много бед, но такой трагедии - безудержного роста наркомании среди  молодёжи - ещё не знала. Наркомания как смертоносный омут затягивает будущность Беларуси - её детей. Актуальность темы, связана с широкой распространенностью данной проблемы. Беларусь в беде. Теперь только равнодушный не видит этого. Страну захлестнула волна наркомании. Сегодня у нас практически нет людей, так или иначе, не сталкивающихся с наркотиками, либо они пробовали зелье сами, либо их друзья, знакомые, родственники, либо им предлагали наркотики. Люди часто впервые принимают наркотики из-за элементарного любопытства, пытаясь изменить настроение, отношение к действительности или свое эмоциональное состояние. Наркотики являются мгновенно действующим средством от скуки, тревоги, подавленности и боли. Они также быстро удовлетворяют стремление человека получить новые ощущения. Однако избавление от наркомании как одного конкретного человека, так и всей страны - это сложный и длительный процесс. Для решения этой проблемы требуются неимоверные усилия, терпение и настойчивость.

 До 60% населения страны  в возрасте до 21 года может  быть отнесено к группе риска.  Особенно угрожающие масштабы  приобретает наркомания среди  детей и юношества. За последние  8 лет число школьников и студентов,  употребляющих наркотики, возросло  почти в 8 раз. Получили распространение  "семейная" наркомания и даже  приобщение родителями малолетних  детей к наркотикам. Число смертных  случаев от употребления наркотиков  за последние 10 лет увеличилось  среди населения в Беларуси  в 12 раз, а среди детей - в  42 раза. Всё большее пристрастие  к наркотикам проявляют женщины,  в том числе матери - одиночки  и несовершеннолетние матери - новое  явление нашей современности.  Иными словами, наркоопасность  воспроизводится внутри общественного  организма, как болезненный паразит. За счет этого наше общество теряет значительную часть потенциально наиболее активных - с точки зрения социального строительства, воспроизводства населения Беларуси и развития свободной гармоничной личности граждан, ибо печальные опыт стран - "родоначальников" наркобизнеса и наркологической обработки молодого поколения, убедительно свидетельствует, что мало кто из наркоманов переживает тридцатилетний рубеж.

По последним экспертным оценкам, каждый наркоман вовлекает  в употребление наркотиков 13-15 человек. Информация Минздрава показывает, что  средний возраст приобщения к  наркотикам составляет 13-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Наркомания обуславливает  духовную и физическую деградацию Беларуси, губит интеллект нации. Она способна оставить белорусский народ без  будущего.

Цель курсовой работы: изучить особенности социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди учащейся молодежи.

В соответствии с указанной  целью были определены следующие задачи:                                                  1.Выявить обязательные компоненты профилактической работы в Республики Беларусь.

2.Изучить влияние половозрастных  характеристик и семейного воспитания  на формирование зависимости.

3.Выявить факторы, определяющие  риск приобщения учащейся молодежи  к наркотикам.

Объект исследования– учащаяся молодежь.

Предмет исследования– социально-педагогическая работа по профилактике наркомании.

Гипотеза: если целенаправленно осуществлять деятельность педагогов по профилактике  наркомании, то молодежь будет более осознанно относиться к оценке своих вредных привычек.

Теоретическая часть  курсовой работы основывается на работах следующих авторов: Аксючиц И.В., Бенюмов В.М., Ураков И.Г., Левитская А.А. и др.

В эмпирической части содержатся результаты исследования «отношение подростков к наркотикам и влияние сверстников на формирование зависимости», в котором приняло участие 20 подростков в возрасте 13-15 лет. Из них 9 юношей и 11 девушек. Исследование проводилось с помощью метода опроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМЫ И ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1. Профилактика наркомании в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы

Основополагающим принципом  отечественной медицины всегда являлась профилактика как система комплексных  государственных, социальных, гигиенических  и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней. [3,с.10-14].

В настоящее время во многих странах мира государственные органы и общественность серьезно озабочены  размахом наркомании, ставшей для  отдельных регионов настоящей катастрофой, которая подрывает экономику, способствует разгулу террора и преступности, процветанию коррупции. Употребление наркотических средств отмечается среди представителей всех социальных групп и возрастов. Особенно настораживает  то, что употребление психоактивных  веществ (ПАВ) становится особенностью молодежной субкультуры, компонентом  общения в подростково-молодежной среде.

Наркомания (от греч. nárke —  оцепенение и мания), наркоманическая  зависимость (человека от приёма наркотика), заболевание, которое выражается в  том, что жизнедеятельность организма  поддерживается на определённом уровне только при условии постоянного  приёма наркотического вещества, и  ведёт к глубокому истощению  физических и психических функций.

В Республике Беларусь наблюдается  устойчивая тенденция к увеличению распространения потребления наркотических  веществ в молодежной среде. Употребление наркотических средств, их незаконный оборот и связанная с ним преступность постоянно и неумолимо растут [8,с.3-8]. За последние 15 лет в Республике Беларусь общее число больных наркоманией, состоящих на учете, возросло в 32,4 раза. В действительности же эти цифры значительно выше [20,с.353].

К сожалению, иллюзия, что  если не называть беду по имени, она, может  быть, и минует, укоренена в человеческом сознании, и мы сами скрываем от себя неприятную правду. Однако сложность  задачи не может оправдать отказа от попыток выявить ее главные  трудности и найти условия  ее успешного решения. В нашей  стране уделяется значительное внимание борьбе с наркоманией. Тем не менее  наркологическая обстановка продолжает ухудшаться, приобретая, по мнению некоторых  авторов, угрожающие масштабы [9,с.18-25].

В настоящее время наркомания рассматривается как форма псевдоадаптивного  совладающего поведения, использующего  в качестве основного психологического механизма избегание жизненных  проблем, уход от реальности при наличии  извращенной патологической мотивации  поиска и употребления наркотиков [1,с.130]. В борьбе с такими социально опасными явлениями, как наркомания и токсикомания, особое значение приобретает профилактика. Специалисты определяют профилактику злоупотребления психоактивными веществами как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждению развития наркозависимости [1,с.53-55].

Поскольку общепринятым является представление о наркоманиях  как о мультифакторных заболеваниях, имеющих как медико-биологические, так и социальные аспекты, очевидно, что в системе их профилактики необходимо различать медицинские  и социальные комплексы мероприятий. Приоритет всегда будет за социальной профилактикой, но и медицинская  – жизненно необходима, ее качество определяет конечный результат.

В понятии «предупреждение  наркоманий» выделяют три аспекта: первичная, вторичная и третичная  профилактика.

Профилактика наркомании — это комплекс организационных  и методических мероприятий направленных на снижение уровня наркозависимых людей  в популяции.

При третичной профилактике с использованием медицинских моделей  речь идет об ограничении или уменьшении некоторых из наиболее серьезных  последствий заболевания или  вредного для окружающих поведения, предотвращении распространения ВИЧ  и гепатита, снижении числа преступлений, совершаемых наркоманами. Цель такого подхода заключается в том, чтобы  ограничить масштабы физической болезни  и преступного поведения путем  предоставления информации, лекарств заменителей, одноразовых шприцев, ухода за больными и консультирования.

Цель вторичной профилактики – оказать помощь людям, которые злоупотребляют наркотиками, в прекращении такой практики. Эта цель может быть достигнута разными способами – начиная с издания брошюр о том, как справиться с абстинентными расстройствами, возникающими в отсутствие наркотика, и кончая широким кругом режимов лечения, за которыми следуют программы реабилитации.

В настоящее время поводом  для постановки на наркологический  учет являются самостоятельное обращение  пациента, информация милиции и следственных органов, лечебных учреждений, администрации  места работы и учебных заведений, родственников, комиссий военкомата, инспекций  по делам несовершеннолетних и др. [14,с.7]. Анализ обстоятельств выявления новых случаев заболевания наркоманией или злоупотребления ПАВ показал, что роль медучреждений в этом процессе – лишь 16,6%. Отмечается низкая обращаемость самих больных – 10,0% и их родственников – 1,8% в наркологические учреждения [14,с.15-21].

В системе профилактических мероприятий важнейшей является первичная профилактика – предупреждение любого незаконного приема какого-либо психоактивного вещества. Она осуществляется посредством контроля за незаконным предложением и путем просвещения относительно рисков и проблем, связанных с незаконным потреблением наркотиков, особенно с опасностями злоупотребления путем внутривенных инъекций.

Формы и средства традиционной первичной профилактики – это  лекции, беседы и другие воспитательные, а не лечебные действия. Основное их содержание сводится к разъяснению  вреда, который наносится здоровью злоупотреблением психоактивными веществами.

Грамотная профилактическая работа должна состоять из трех обязательных компонентов.

  1. Образовательный компонент включает:
    • знание о действии на организм химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития зависимости во всех аспектах;
    • принятие концепции болезни и понимание последствий, к которым приводит зависимость от ПАВ;
    • знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, способность заботы о себе. Цель – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ, формирование развитой концепции самосознания у подростка.
  2. Психологический компонент включает коррекцию определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от ПАВ, психологическую адаптацию подростков из группы риска. Цель – формирование навыков эффективного общения, критического мышления, принятия решений; выработки адекватной самооценки; умения постоять за себя, избегать ситуаций неоправданного риска; делать рациональный, жизненный выбор; регуляции эмоций; избегания стрессов; разрешения конфликтов; сопротивления давлению извне; умения сказать «нет»; нести ответственность за свои действия и свой выбор; умение обратиться при необходимости за помощью.
  3. Социальный компонент включает помощь в социальной адаптации подростка, решение проблемы занятости [1,с.103-107].

Таким образом, профилактическая работа должна включать не только информационно-просветительский блок, но и психолого-педагогические аспекты (тренинги, ролевые игры). Именно это позволяет увлечь детей, донести  до них ценности здоровья, активного творческого образа жизни [11,с.7-9]. В учреждениях образования имеет значение и дисциплинарный элемент для правильного реагирования на проступки и нарушения учебных правил [14,с.49-54].

Информация о работе Социально-педагогическая работа по профилактике наркомании среди учащейся молодежи