Социально-педагогическая работа по профилактике наркомании среди учащейся молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить особенности социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди учащейся молодежи.
В соответствии с указанной целью были определены следующие задачи: 1.Выявить обязательные компоненты профилактической работы в Республики Беларусь.
2.Изучить влияние половозрастных характеристик и семейного воспитания на формирование зависимости.
3.Выявить факторы, определяющие риск приобщения учащейся молодежи к наркотикам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМЫ И ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ
СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….6
1.1.Профилактика наркомании в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы……………………………………………………………………...6
1.2. Влияние половозрастных характеристик и семейного воспитания на формирование зависимости …………………………………………………..12
1.3 Группа риска или будущие наркоманы……………………………….……17
1.4. Практика противодействия наркомании в Беларуси: правозащитный
аспект………………………………………………………………………….…21
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………25
2.1. Применение различных методов профилактики наркомании среди учащейся молодежи в практической деятельности …………………………..25
2.2. Отношение подростков к наркотикам и влияние сверстников на формирование зависимости …………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..……….36

Файлы: 1 файл

КУРСАЧЧЧЧ.docx

— 77.53 Кб (Скачать файл)

В настоящее время имеется  достаточно материалов по методике и  организации профилактической работы [15,с.207].

В Республике Беларусь первичной  профилактикой наркомании занимаются врачи, сотрудники правоохранительных органов, учреждений образования, а  также ряда общественных организаций [14,с.49-54].

Но, к сожалению, не все  структуры способны дать всестороннюю правильную оценку таким явлениям, как наркомания и токсикомания. Например, многие публикации по проблемам наркомании не отличаются особой точностью и полнотой. Hе редко, эти публикации содержат красочные и пространные описания «кайфа», каналы приобретения наркотиков и чуть ли не рецепты изготовления «зелья». В результате журналистами создается своеобразная реклама наркотического состояния, вызывающая нездоровый интерес.

Таким образом, в Республике Беларусь не только ведется интенсивная профилактическая работа по предупреждению употребления наркотических средств, но и существует разветвленная сеть амбулаторной и стационарной наркологической помощи. Функционируют 14 реабилитационных центров, но все они не государственные. С 2007 г. в Минском городском клиническом наркологическом диспансере внедрена хозрасчетная реабилитационная программа с использованием самых современных психотерапевтических технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Влияние половозрастных характеристик и семейного воспитания на формирование зависимости

Наркотическая зависимость - это болезненное пристрастие  к приему того или иного вещества, меняющее психическую регуляцию  организма. Для каждого возрастного этапа характерны свои физиологические, поведенческие особенности развития. Так, практически каждый ребенок проходит через стадию «маленьких обезьянок», с особым искусством подражая окружающим, копируя их черты. Эту поведенческую особенность детского возраста психологи называют реакцией имитации. Она вполне естественна и даже необходима для нормального психического развития. Ведь таким образом ребенок примеряет на себя различные социальные роли, которые в будущем ему предстоит выполнять, учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Однако, в силу недостаточной сформированности аналитико-прогностического компонента мыслительной деятельности дети не в состоянии выбирать образцы для подражания. В полной мере это относится и к наркогенному поведению. Безусловно, первым примером для подражания служат родители. Часто именно благодаря им ребенок знакомится с «легальными наркотиками» - алкоголем, никотином.

Подростковому возрасту присущ так называемый этап аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, когда  все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Ребенок с удовольствием демонстрирует  окружающим «чудеса храбрости»: не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед носом мчащейся машины, забирается на крышу, совершает  множество других «подвигов». Обычно этот этап «знаменуется» множеством синяков и шишек и является своеобразным способом оценки ребенком себя на прочность. Стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к одурманивающим веществам [12,с.108-110].

Подростковый возраст  не случайно называют «трудным» - вчера  еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг  становятся неуправляемыми, грубыми, даже жестокими. Во многом причины столь  резких перемен характера связаны  с мощными физиологическими перестройками, которые претерпевает организм подростка. Темпы созревания различных систем организма оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом. Так, к примеру, причина  подростковых обмороков чаще всего  заключается в том, что общий  рост тела (когда за 2-3 месяца подросток  вытягивается на 15-20 см) опережает развитие сосудистой системы. Субъективно все  это проявляется в ощущении физиологического дискомфорта - болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ним происходит, и оттого пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Кстати, первая проба наркотика в  период созревания оказывается наиболее опасной. Установлено, что у человека, познакомившегося с одурманиванием в 13-14 лет, риск дальнейшего развития зависимости повышается в 2-3 раза [18,с.47].

В определенной степени на раннее приобщение к одурманиванию  способны влиять реакции, обусловленные  формирующимся сексуальным влечением. Вообще интерес к вопросам пола возникает  у детей очень рано, однако поначалу он не связан с эротическими переживаниями. В подростковом возрасте он уже имеет  физиологическую основу. Неспособность  найти выход копящемуся внутри напряжению может подтолкнуть к использованию  одурманивающих веществ. Дело в том, что некоторые из них в подростковой среде пользуются большой популярностью  из-за того, что способствуют визуализации сексуальных представлений. На подростковом сленге это называется «смотреть стриптиз» [12,с.43-45].

Провоцировать наркогенное  заражение способна и подростковая поведенческая реакция эмансипации [2,с.60-61]. Она проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля родителей, учителей. Подростки всячески стремятся отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать свой собственный мир, не похожий на мир взрослых.

Наиболее существенную роль при вовлечении несовершеннолетних в одурманивание играет реакция группирования со сверстниками [5,с.29-30]. Занять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними - цель психического развития подростка. Однако реакция группирования со сверстниками имеет как положительные, так и отрицательные стороны. По данным опросов, абсолютное большинство несовершеннолетних начинают употреблять наркотические вещества, в группе, испытывая ее сильное давление. Именно сверстники оказываются в роли инициаторов проб одурманивающего препарата. Для подростков, имеющих опыт наркотизации, свойственна специфическая поведенческая реакция - прозелитизм (заражение) [7,с.88-90]. Установлено, что один молодой человек, использующий наркотики, способен вовлечь в наркотизацию еще 4-5 подростков. Таким образом наркотизирующийся пытается снять чувство вины за собственное увлечение, оправдываясь перед собой тем, что «не он один такой плохой», а также формирует микросреду, которая живет по схожим законам и принимает его.

Принято считать, что большинство  детей, использующих наркотические  и токсикоманические вещества, воспитываются  в неполных семьях - там, где есть только мама (реже - отец). Однако сегодня  это представление явно теряет свою актуальность: значительная часть несовершеннолетних, имеющих опыт наркотизации (больше 60%), живут вместе с обоими родителями [13,с.55-56]. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а характер атмосферы, складывающейся в доме, эмоциональная близость и доверие, которое оказывают домочадцы друг другу. И тут классическая семья, где есть и отец, и мать, может явно проигрывать семье, состоящей из матери-одиночки и ребенка.

Чаще всего (и раньше всех) подвергаются наркогенному заражению  несовершеннолетние из семей, где воспитание осуществляется по типу гипоопеки [10,с.63-65]. Проще говоря, это те дети, которые предоставлены сами себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен асоциальным или далее антисоциальным поведением отца или матери, а так же конфликтными взаимоотношениями между взрослыми, когда на ребенка у них просто не остается времени. Как бы ни старались родители скрывать свои разногласия, дети по самым мельчайшим деталям - взгляду, интонации, даже жесту способны уловить признаки ссоры.

Особое место среди  семей с гипоопекой составляют семьи наркозависимых. Для детей наркоманов значительно выше доступность одурманивающих веществ, они с раннего детства имеют возможность освоить различные варианты наркотизации. С другой стороны, дети воочию видят, к каким последствиям приводит использование алкоголя, наркотиков, эти вещества воспринимаются ими как причина семейной трагедии. Поэтому очень часто в дошкольном и младшем школьном возрасте такие мальчики или девочки высказывают твердые антинаркогенные установки - утверждают, что никогда и ни за что не будут использовать одурманивающие вещества, мечтают спасти своих родителей от болезни. Порой из таких детей вырастают ярые поборники трезвеннических традиций, избегающие любых форм наркотизации. Однако чаще всего развивается иной сценарий. Ребенок, став подростком, очень быстро знакомится с дурманом. Программа воспитания, заложенная родителями, начинает реализовываться. И это вполне объяснимо. Ведь именно в семье мальчик или девочка осваивает способы взаимодействия с окружающим миром, решения проблемных ситуаций, удовлетворения своих потребностей. Стоит отметить, что сыновья или дочери зависимых часто используют для наркотизации иное вещество, нежели их родители. Дети наркоманов чаще становятся алкоголиками, дети алкоголиков - наркоманами. Психологи объясняют это тем, что, выбирая другое вещество, подросток противопоставляет себя родителям, доказывая свою «непохожесть». К тому же запах, вкус «вещества взрослых» у подростка может стойко ассоциироваться с теми неприятными переживаниями, которые ему пришлось пережить по вине родителей.

Для приобщения к наркотикам опасна не только гипоопека, но и, казалось бы, прямо противоположный тип  семьи, связанный с гиперопекой в воспитании [16,с.105-107]. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок или превращается в кумира семьи или становится объектом постоянных завышенных притязаний и требований со стороны родителей, которые он просто не в состоянии выполнить. Привыкнув к постоянному контролю со стороны окружающих, мальчик или девочка легко подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, такие дети совершают неправильные поступки просто потому, что не умеют отказываться, отстаивать свою позицию.

Таким образом, ошибки семейного  воспитания могут подтолкнуть ребенка  к пропасти наркозависимости. Но именно семья способна обеспечить ребенку  и стойкий иммунитет к наркогенному соблазну. Никакие самые современные методики не принесут успеха, если формируемые антинаркогенные установки не находят поддержки в семье.

 

 

 

 

 

1.3Группа риска или  будущие наркоманы.

   Среди многообразных  факторов, обусловливающих риск  приобщения молодежи  к наркотическим или одурманивающим веществам, ведущую роль играют  особенности формирования  и  воспитания  молодого  человека,  его   личность,   характер взаимоотношений с окружающими [19,с.12].

   Удобной для практического  применения классификацией факторов  риска  может быть следующая:

I. Объективные факторы:

1)социальное неблагополучие: дети из социально-неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворенность жилищных условий, родители которых имеют малопрестижный род занятий или являются безработными, имеют больше шансов злоупотреблять наркотиками;

2)общественная необустроенность: районы с вокзалами, общежитиями и т.п., характеризуемые высоким уровнем преступности, часто меняющимися жильцами;

3)доступность алкоголя и наркотиков.

II.Субъективные факторы:

1)семейная предрасположенность: дети, рожденные в семьях наркоманов и алкоголиков;

2)неумелость, патологические формы воспитания: в семьях, где родители не устанавливают чётких норм поведения, используют виды искажённого воспитания, типаж гипоопеки, когда дети предоставлены самим себе; жёсткий стиль воспитания;

3)антисоциальное поведение и гиперактивность: этот фактор риска главным образом связан с мальчиками от 5 до 7 лет. Если агрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем возрасте, существует большая вероятность того, что в юности будут проблемы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками;

4)употребление алкоголя и наркотиков родителями;

5)общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками;

6)положительное отношение к алкоголю и наркотикам: когда дети считают, что от алкоголя нет вреда, когда выпивка ассоциируется у них с "хорошо проведённым временем", существует большая вероятность того, что они будут выпивать и дальше и использовать наркотики [13,с.37-44].

Исследования показали, что  когда имеют место два фактора  риска существует приблизительно в 4 раза большая опасность возникновения  неблагополучного поведения.

Начальная  фаза  использования  ПАВ может быть вызвана следующими причинами:

- демонстрация взрослого  поведения;

-  формой  отчуждения   от   родительской опеки;

-  выражением  социального   протеста   и вызовом по отношению к ценностям среды;

- экспериментированием;

- поиском удовольствия или расслабления;

- открытием двери в группу сверстников;

-  способом  разрешения   конфликта   или снижения напряжения;

- актом отчаяния и т.д. [13,с.67-71].

Подростковый возраст  труден прежде всего для самого ребенка, когда происходит сложный процесс  становления характера. Подросток  чрезвычайно возбудим, склонен к  переменам настроения, его отношения  с окружающими напряжены и  эмоциональны. Он неровен со сверстниками, конфликтен с родителями, противится всему, что хоть в какой-то мере ущемляет его интересы [6,с.32-45].

Подростковый период подобен  ветрянке, которой надо переболеть, и подавляющее большинство подростков благополучно проходят через "рифы" и "отмели" трудного возраста. Но кое-кто оказывается выбитым из колеи. Особенно сильно здесь сказывается  влияние среды и ближайшего окружения, в это время человек особенно восприимчив к происходящему  вокруг - как к хорошему, так и  к дурному. Ничто не может оправдать  самоустранение родителей от воспитания детей [20,с.132-139].

Детская безнадзорность независимо от того, какими обстоятельствами она  вызвана, служит главным источником девиантного поведения несовершеннолетних, нередко приводит их в среду наркоманов, где они, испытав наркотический "кайф", в короткий срок, буквально на глазах, превращаются в зависимого от наркотиков больного человека. И болезнь эта - наркомания. А ведь родители - ещё  до того, как разовьётся болезнь - могут  заподозрить ребёнка в том, что  он начал принимать наркотики.

Вот признаки свидетельствующие  об этом:

Информация о работе Социально-педагогическая работа по профилактике наркомании среди учащейся молодежи