Социально-педагогическая работа по профилактике наркомании среди учащейся молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить особенности социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди учащейся молодежи.
В соответствии с указанной целью были определены следующие задачи: 1.Выявить обязательные компоненты профилактической работы в Республики Беларусь.
2.Изучить влияние половозрастных характеристик и семейного воспитания на формирование зависимости.
3.Выявить факторы, определяющие риск приобщения учащейся молодежи к наркотикам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМЫ И ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ
СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….6
1.1.Профилактика наркомании в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы……………………………………………………………………...6
1.2. Влияние половозрастных характеристик и семейного воспитания на формирование зависимости …………………………………………………..12
1.3 Группа риска или будущие наркоманы……………………………….……17
1.4. Практика противодействия наркомании в Беларуси: правозащитный
аспект………………………………………………………………………….…21
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………25
2.1. Применение различных методов профилактики наркомании среди учащейся молодежи в практической деятельности …………………………..25
2.2. Отношение подростков к наркотикам и влияние сверстников на формирование зависимости …………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..……….36

Файлы: 1 файл

КУРСАЧЧЧЧ.docx

— 77.53 Кб (Скачать файл)

Анализируя полученные результаты  теста «Наркотики и влияние сверстников» было выявлено:

0-15 баллов -6 мальчиков, и 9 девочек - хорошо ориентируется в обстановке. Когда дело касается наркотиков, даже находясь в меньшинстве, они не испытывают ни искушения, ни малейшего любопытства попробовать наркотиков. Эти учащиеся не поддаются чужому влиянию.

20-30 баллов- 2 мальчика, и 2 девочки - легко поддаются чужому влиянию. Они боятся потерять своих друзей и остаться в одиночестве. Не задумываясь, они попробуют наркотические, токсические вещества. Таким детям необходима помощь со стороны социального педагога, и родителей. Зная о вреде и о пагубной стороне наркотиков, им необходимо решать, как правильно поступать.

40-50 баллов-1 мальчик - пока еще не поздно, необходимо обратить внимание на этого мальчика, дать больше информации о предмете его любопытства. Основной круг его общения - это  друзья, у которых он легко идет на поводу.

Таблица 1.Результаты методики «Тест «Наркотики и влияние сверстников» » на констатирующем этапе исследования:

 

0-15(н)

20-30(ср)

40-50(в)

Девушки

9

2

_

Юноши

6

2

1


 

                                                                                                

Проанализировав, ответы учащихся стало известно, что из 20 человек 5 учащимся необходима помощь, проведения ряда мероприятий, которые помогут им освободиться от сильного влияния друзей.

Второй тест – это «Твое  отношение к наркотикам и наркоманам»  показал, что опять же на тех 5 учащихся стоит обратить внимание и систематически проводить разные методы по профилактике наркомании.

Таблица 2. Результаты методики «Тест «Твое отношение к наркотикам и наркоманам» на констатирующем этапе исследования:

 

16-20 (н)

8-15 (ср)

0-7 (в)

Девушки

9

2

_

Юноши

6

2

1


 

Проанализировав диагностики, можно сделать вывод, что 75% учеников правильно оценивают пагубность наркомании, а 25% имеют легкомысленный взгляд на эту проблему.

На контрольном этапе  исследования, учащимся были предложены те же тесты, что проводились изначально, для того, чтобы проверить эффективность  проведенных мероприятий.

Таблица 3.Результаты методики «Тест «Наркотики и влияние сверстников» на контрольном этапе исследования:

ФИО

0-15 (н)

20-30 (ср)

40-50(в)

Девушки

10

1

_

Юноши

8

1

_


Таблица 4.Результаты методики «Тест «Твое отношение к наркотикам и наркоманам» на контрольном этапе исследования:

ФИО

0-15 (н)

20-30 (ср)

40-50 (в)

Девушки

10

1

_

Юноши

8

1

_


Проанализировав табличные  данные на этапе контрольного исследования,  было выявлено, что: Высокая вероятность зависимости – 0 человек (0%);Средняя вероятность зависимости – 2 человека (10%);Низкая вероятность зависимости – 18 человек (90%).

После проведенных занятий  результаты свидетельствуют о том:

 -что в классе увеличилось количество детей с низким уровнем предрасположенности к употреблению психоактивных веществ;

-что большинство учеников теперь правильно оценивают пагубность наркотиков;

-что профилактические мероприятия оказывают положительный эффект. Ведь лучше предупредить заболевание, чем потом его лечить.

Исходя из результатов  исследования необходимо отметить ,что  в данной проблеме очень важна роль педагогов. Учителя, психологи, социальные педагоги играют решающую роль. Главная педагогическая цель - сформировать психологический иммунитет. Он заключается в том, чтобы вызвать у молодого человека отрицательное отношение к наркотикам. В более раннем возрасте это идет на уровне: «хорошо - плохо». В старших - надо объяснить губительные механизмы действия наркотиков. К беседам на эти темы должны подключиться и медики, поскольку они лучше знают, что происходит с подростком в результате употребления наркотиков.

Первичная профилактическая помощь должна опираться на школьную психологическую службу, на центры психолого-педагогической реабилитации, на сеть консультативных пунктов  для детей и подростков.

Формируя убеждение о  вреде наркотических веществ, нужно  постоянно помнить, что нельзя работу строить на методах запугивания, без глубокого разъяснения проблемы, иначе будет лишь сиюминутный  эффект.

Профилактическую работу с подростками следует вести  педагогически мудро. Особенно важно  раскрыть влияние на мозг и подчеркнуть, что процессы, происходящие в организме, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. «Важно донести до сознания подростка, что порабощенность наркотикам ведет  к утрате жизненных перспектив, деградации личности. Убедить в том, что нет  неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций».

Эффективность профилактической работы определяется тем, насколько  точно она ориентирована на конкретную личность, соответствует ли уровню ее развития, установкам, ожиданиям, стремлениям, интересам, учитывает ли мировоззрение, ценностные критерии, верования, привычки, стереотипы. Чтобы быть действенной, профилактическая работа должна строиться  с учетом психологии поведения, психологии мышления, психологии массового и  индивидуального сознания.

Применяемые сегодня в  целях профилактики и борьбы с  наркоманией разнообразные методы, средства, формы дают различные результаты. Наиболее эффективными из них являются: беседы, диспуты, дискуссии, но не исключено, что по мере развития этой проблемы будут появляться новые формы  работы с наркозависимыми подростками.

 

 

 

 

Заключение

Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний  возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения  различными инфекциями, включая СПИД.

Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это  целый комплекс медицинских и  социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными  и моральными затратами, а положительный  исход возможен далеко не всегда, так  как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым в Беларуси не существует.

Исходя из этого, нельзя рассматривать  лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может  дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры.

Немедицинское использование  психоактивных препаратов неизбежно  в любом обществе. Понять, какую  роль играют наркотики в жизни  молодых людей необходимо. В нашей стране накоплен значительный опыт антинаркотической работы - реабилитационной и профилактической. Актуальность этой проблемы возрастает день ото дня. Количество наркоманов и молодых наркозависимых возрастает в арифметической прогрессии. В среднем за год один наркоман вовлекает в это пагубное занятие десять человек. Каждый из них втягивает еще по десять и т.д. Цифры эти удручают. Но у нас уже формируется система профилактики.

Эффективность самого медицинского лечения составляет 5-10%. Лечением методами психологического воздействия занимаются работники медицины, психологические  центры, а борьбой с распространением наркотиков - правоохранительные органы.

С наркотиками, наркоманией  необходимо бороться. В основе массовой наркомании лежат, как правило, социальные причины, в частных случаях - психологические. Наркомания, как искусственный уход в себя, в иллюзионный мир, как  отрешение от общества, его культурных и иных ценностей, проявляются в  условиях, когда тяжелейший недуг  поражает общество, государство и  самого человека, когда уязвлены их души, когда имеет место полная разбалансированность, рассогласованность элементов системы, когда утрачены внутренняя культура и дисциплина. Если бы общими усилиями удалось сформировать естественное и здоровое отношение к жизни, помочь вырасти поколениям, не нуждающимся в постоянной стимуляции чувств, если бы удалось добиться, чтобы наибольшая часть молодых людей были свободными от никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости, преданными своей стране и озабоченными её будущим, то Беларусь имела бы по - настоящему здоровую и патриотичную нацию, способную вести достойный образ жизни. Именно в этом заключается стратегический, человеческий и интеллектуальный ресурс спасения нашего народа, бытия и величия Республики в третьем тысячелетии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Аксючиц И.В. Психологические проблемы наркозависимости / И.В. Аксючиц. – Брест: Изд-во Академия, 2005.
  2. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Большая медицинская энциклопедия. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1983.
  4. Виницкая А.Г. и соавт. Некоторые аспекты распространения потребления наркотиков в молодежной среде // Здаровы лад жыцця. – 2004 – № 4.
  5. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. - М.: Просвещение, 2004.
  6. Гурски С. Внимание родители наркомания! – М.,1989.
  7. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учеб. пособие для студентов средних и высш. педагог. учеб. заведений /Еникеева Д.Д. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2006.
  8. Козловский, А.В. и соавт. Сравнительный анализ распространения потребления наркотиков молодежью в 1995-2004 годах // Здаровы лад жыцця. 2005 – № 11.
  9. Козловский А.В. Оценка распространения потребления психоактивных веществ среди студенческой молодежи в Республике Беларусь. / А.В. Козловский, А.Г. Виницкая, В.В. Лелевич // Вопр. Наркологии. – 2007 – № 1.
  10. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод. пособие., 2006.
  11. Левитская А.А. О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. / А.А. Левитская, С.В. Вителис, А.А. Гериш. // Наркология. – 2007 – № 5.
  12. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. - Л.: Медицина. 2004.
  13. Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников. М.,2003.
  14. Наркопотребление и незаконный оборот наркотиков в Республике Беларусь. Отчет. 2006. Подготовлен и опубликован при поддержке Белорусско-украинско-молдавской программы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (БУМАД).
  15. Николаева Л.П. Профилактика наркомании и сопутствующих заболеваний. / Л.П. Николаева. – Мн.: Вышейшая школа, 2002.
  16. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. - М.: Академия, 2006.
  17. Республиканское общественное объединение «Белорусский Хельсинский комитет»/Гулак О.,Гулак А.//Практика противодействия наркомании в Беларуси:правозащитный аспект.-Минск,2003.
  18. Ураков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье / Ураков, И.Г. - М.: Медицина, 2006.
  19. Ураков Г. Наркомания мифы и действительность М.: Медицина,1990.
  20. Шаршакова Т.М. Обучение здоровому образу жизни – реальный путь повышения медико-социальной активности и изменения поведения населения. / Т.М. Шаршакова, О.Н. Василькова, Л.Г. Соболева. // Управление здравоохранением и обеспечение демографической безопасности Республики Беларусь: Материалы Республ. научно-практич. конференции. – Минск, 28 июня 2007.

 

 

 

Приложение 1

ТЕСТ «Наркотики и влияние сверстников» (не идете ли вы на поводу у друзей?)

1.Все ваши друзья курят.  Как вы к этому относитесь?

а) с любопытством - вы не задумываетесь, почему взрослые поднимают такой шум вокруг курения;

б) с беспокойством - вы знаете, что все ваши друзья хотят, чтобы вы к ним присоединились;

в) с раздражением - курение- грязная, отвратительная привычка, и всем известно, что оно вызывает рак.

2.Любовь зла - и вам  очень нравится парень, который  прославился тем, что постоянно  ходит на веселее. Что вы  сделаете для того, чтобы он  обратил на вас внимание?

а) находясь с ним в одной компании, сами начинаете прикладываться к рюмке, чтобы показать ему: вы тоже не прочь повеселиться;

б) предупреждаете его о вреде спиртного, надеясь, что он поймет, как сильно вы о нем заботитесь;

в)выбираете ту же марку пива, тайно мечтая, что он это заметит;

3.Ваша сестра заявляет, что « раскопала» замечательную  диету, которая состоит из сигарет  и кофе. Как вы поступите?

а) поговорите с сестрой и убедительно посоветуйте ей подумать о своем здоровье;

б) решаете испробовать « диету» на себе, вам ведь не помешает сбросить пару лишних килограммов;

в) переживаете за сестру и, тем не менее, присоединяетесь к ней;

 

4. Вы на вечеринке, где  ваши друзья все как один  курят « травку». Что вы будете  делать?

а) закроете на это глаза - если им хочется делать глупости, то это их личное дело;

б) сделайте вид, будто вам все равно- но в душе почувствуйте себя» не в струе» и легкое искушение попробовать;

в) присоединитесь к ним - что в этом такого?

5.Как часто вы обращаете  внимание на антиалкогольную  рекламу и призывы против наркотиков?

а) никогда;

б) иногда;

в) постоянно.

 

Ключ к тесту:

 

1

2

3

4

5

а)

5

10

0

0

10

б)

10

0

5

5

5

в)

0

5

10

10

0

Информация о работе Социально-педагогическая работа по профилактике наркомании среди учащейся молодежи