Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.
1.Введение
2. Беспризорность и безнадзорность как осциальные патологии
2.1 Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности
2.2 Генезис развития беспризорности и безнадзорности
2.3 Классификация категорий беспризорных детей
3. Социально-педагогическая работа с беспризорниками
3.1 Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью
3.2 Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками
4.Заключение
5.Список использованной литературы
Следующая категория подростков, пополняющих ряды беспризорников, это дети, выброшенные из семьи, отторгнутые ею. Как правило, речь идет о неблагополучных семьях. Степень и причины их неблагополучия разные — начиная от внугрисемей-ных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, и до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности матери, отца, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Поэтому дети, если их некому защитить, уходят время от времени на улицу — в поисках ночлега, съестного и сочувствия.
Ряды беспризорников пополняют
также подростки, сбегающие из интернатных
учреждений. Причины побега объясняются
не только элементарными грубыми
нарушениями педагогического
К уходу ребенка из дома, детского дома, интерната приводят не только непонимание между детьми и родителями, детьми и учителями, жестокость и насилие со стороны взрослых, сверстников, невозможность избежать конфликтных ситуаций. Соглашаясь с тем, что побег из дома или детского интернатного учреждения — это, чаще всего, реакция на неблагополучную обстановку воспитания, не следует исключать из причин побега и аномалии развития личности. Но при этом важно проводить различие между любовью к путешествиям, которые, как правило, имеют благополучный исход (возвращение в отчий дом), и непреодолимым влечением, превращающим несовершеннолетнего в бродягу, который находит себе приют среди беспризорников.
Следует проводить различие между детьми-беглецами и бездомными. Для беглеца бегство из дома обычно является результатом импульсивного поведения, рассчитанного на внешний эффект. Подросток знает, что семья делает все возможное, чтобы вернуть его домой и добиться примирения. Обычно подростки, убежавшие из дома, хотят вернуться назад.
Бездомным считается человек, не имеющий постоянного жилища, или человек, не ведущий оседлого образа жизни. В противоположность беглецу, бездомными подростки становятся вследствие патологических отношений и кризисных ситуаций в семье. В течение длительного времени подросток, возможно, жил в невыносимых условиях: испытывал голод, насилие, жестокость.
Наиболее простая схема — делить причины ухода детей из дома на две категории: "побег от" и "побег к". Такое деление показывает, какие подростки убегают в поисках приключений, какие — из-за притеснений. Материалы нашего обследования подростков, прошедших через Алматинс-кий ЦВИАРН, показали, что причины побегов разнообразны. Всех подростков, склонных к побегам из дома и бродяжничеству, можно разделить на четыре основные группы:
1) нормальные дети и подростки, живущие и воспитывающиеся в хорошей, здоровой обстановке, совершившие побеги из дома под влиянием свойственной подростковому возрасту тяге к романтическому, жажде путешествий и приключений;
2) дети-жертвы, страдающие от плохого отношения со стороны родителей — алкоголиков, наркоманов; подростки, вынужденное бродяжничество которых обусловлено бродяжничеством или миграцией родителей, неустроенностью при лишении родительских прав;
3) "трудные подростки", для которых побеги из дома и бродяжничество выступают как средство разрешения возникших конфликтов и испорченных отношений с учителями и родителями, как своеобразный протест против произвола, насилия, побоев, несправедливости,. как стремление устроить свою жизнь по-новому.
4) дети и подростки с отклонениям
В подтверждение вышесказанного рассмотрим результаты исследования 96 подростков, помещенных в ЦВИАРН г. Алматы, проведенного автором в марте —июне 2002 г. В ходе социологического опроса было выяснено, что большинство детей, убегающих из дома, живут в неблагополучных и малообеспеченных семьях. Около половины — в неполных семьях. Дети бегут из дома потому, что у них плохие отношения с родителями (28,6%). В наиболее тяжелом положении оказываются подростки, живущие в семье, где у ребенка вместо отца — отчим: 14,5% хотя бы раз сбежавших из дома детей — из таких семей. Очень часто они уходят из дома, чтобы показать матери, что они не хотят жить с отчимом. Но есть и другая причина: нередко отчимы сознательно "выживают" этих детей из их квартир, избавляясь таким образом от лишнего претендента на жилье.
Достаточно
большое число подростков убегает
от родителей-алкоголиков. Причем эта
причина никогда в нашем
Следует отметить и такую причину бездомности, как жертва приватизации жилья. "Неблагополучные" родители, пользуясь несовершенством законодательства, продают квартиры, сами уезжают в неизвестном направлении, оставляя детей, либо не могут обеспечить жильем себя и своих детей, ведя при этом асоциальный образ жизни. Таким образом, дети лишаются жилья. В нашем обследовании подобная группа детей отсутствовала, однако нельзя было не упомянуть о них.
Половой состав обследованных показывает, что бегут, в основном, мальчики, их доля — 74,7%, девочки составляют 23,3%. Большинство бездомных детей — жители городов (около 80%). Очевидно, сельские жители менее разобщены и в большей мере, чем горожане, поддерживают и помогают друг другу. Подросткам-беглецам может грозить ряд серьезных опасностей. В частности, опасным может оказаться место ночевки бездомных детей. Ночуют бездомные дети обычно "где придется" (это наиболее распространенный ответ). Они могут стать легкой добычей для любого, в том числе и маньяка. Убежав из дома, от притеснения и жестокости родителей, подросток часто по-прежнему подвержен риску стать жертвой насилия, ограбления, оскорбления. Велика для этих детей и вероятность приобрести пагубные привычки, пристраститься к наркотикам, алкоголю, проституции.
По наблюдениям специалистов инспекции по делам несовершеннолетних, всех беспризорников можно поделить на следующие 4 условные группы:
-беспризорники
по образу жизни, привычкам
и убеждениям, которые имеют место
жительство и являются
-беспризорники
по неволе, которые действительно
убежали от насилия, голода, притеснений
и прочих социальных бед,
-беспризорники, оказавшиеся на улице помимо своей воли, однако привыкшие к этому образу жизни и не представляющие, что каким-то образом можно жить иначе;
-беспризорники,
которые преодолевают иногда
сотни километров, уходя из дома
в силу непреодолимой тяги
к путешествиям, новым местам, впечатлениям
и встречам (кстати в лучшие
времена подобное расстройство
поведения в детстве
Рассмотрим
особенности социально-
Предметом особой заботы любого цивилизованного общества являются охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, борьба с такими негативными социальными явлениями, проявляющимися в их среде, как пьянство, наркомания, проституция, преступность. В соответствии со статьей 27 Конституции Республики Казахстан детство находится под защитой государства, являясь одной из основополагающих ценностей, признаваемых и защищаемых государством.
В систему профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Республики Казахстан входят органы внутренних дел, образования, здравоохранения, юстиции, уполномоченный государственный орган по вопросам занятости, местные представительные и исполнительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и иные государственные органы в пределах своей компетенции.
В Законе Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591-II О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности определены правовые, экономические и социальные основы деятельности государственных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности.
Этим законом определен
В борьбе с беспризорностью, безнадзорностью
и предупреждением
Инспекции по делам несовершеннолетних, выполняя задачи по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, защите прав, интересов и свобод последних от преступных посягательств, осуществляют следующие мероприятия:
Но, в настоящее время в органах внутренних дел, которые организуют и проводят систематическую и целенаправленную профилактическую деятельность, существует ряд проблем.
Так, в настоящее время органы опеки по причине сокращения штата инспекторов не справляются с объемом возложенных на них функций по определению детей в детские дома и интернатные учреждения. Эта функция частично возложена на участковых инспекторов по делам несовершеннолетних, в профессиональные задачи которых работа с сиротами не входит.
Работу с детьми-
В то же время, общая стратегия государственно
Безнадзорные дети и
подростки требуют особого
Отсюда — другое направление деятельности, связанной с беспризорностью. Проблема беспризорных детей - это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице или без надлежащего педагогического надзора, нуждаются в разнообразной поддержке: в помощи психолога, в услугах врача; большинству необходимы активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, многоаспектная помощь социальных служб.
Однако при всей важности и необходимости удовлетворения названных потребностей, магистральным направлением решения проблемы беспризорных детей и подростков является система профилактических и предупреждающих мероприятий.
Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности - это система правовых, педагогических, медицинских и иных мер, направленных на предупреждение безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, а также родителями или другими законными представителями несовершеннолетних, не исполняющими обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию либо отрицательно влияющими на их поведение.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с беспризорниками