Социально-педагогическая работа с беспризорниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.

Содержание работы

1.Введение
2. Беспризорность и безнадзорность как осциальные патологии
2.1 Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности
2.2 Генезис развития беспризорности и безнадзорности
2.3 Классификация категорий беспризорных детей
3. Социально-педагогическая работа с беспризорниками
3.1 Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью
3.2 Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками
4.Заключение
5.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач мой нормальный.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

В системе профилактики речь идет не только о широкой многоаспектной помощи служб детям и подросткам. При таком подходе центр тяжести  всей системы должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также должна оставаться комплексной и включать в себя меры помощи социального, психологического, педагогического и юридического характера.

Сегодня как-то предупредить, остановить процесс превращения детей в  беспризорников наше государство пытается в двух направлениях. Во-первых, по линии организационной, во-вторых, путем создания преград на пути поглощения безнадзорного ребенка улицей.

Необходимо бороться с причинами, а не с последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию.

Требуется полный учет и оздоровление всех неблагополучных семей: трудоустройство  родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение постоянного патронажа проблемных и кризисных семей. Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).

Не все семьи поддаются реабилитации. Важно развивать альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновления, опеки и попечительства, приемные семьи, семейные группы.

Однако главной задачей является обеспечение полноценного физического, психического и духовного развития, профессионального образования и здорового досуга всех детей на каждой территории.

Эту задачу невозможно решить без  участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей.

Ликвидация беспризорности и профилактика безнадзорности требуют комплексного подхода к реализации государственной  политики поддержки семьи и детства, изменения ее приоритетов.

Сложившаяся система жизнеустройства детей с нарушением социальных связей и отношений, обеспечения их реабилитации и социальной поддержки включает: органы социальной защиты, учреждения образования, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы и учреждения культуры, физкультуры, спорта и туризма, а также различные общественные организации и фонды.

Рассмотрим формы и учреждения социально-педагогической поддержки  беспризорных детей.

2.2 Формы и методы социально-педагогической  работы с беспризорниками

 

Социальная помощь детям в настоящее время – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.

Важнейшая задача системы  социального обслуживания детей – обеспечение реализации социальных прав детей, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Социальное обслуживание семей и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.

В совокупность всей социальной помощи беспризорным детям входят опекунство, приемная семья, детские дома, интернаты  и другие социальные учреждения. Рассмотрим подробнее.

Опекунство – правовая форма защиты личных и имущественных  интересов ребенка. Правомерным является существование двух форм опекунства: в виде опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья –  одна из форм организации жизнедеятельности  детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, с выплатой денежного содержания лицам, взявшим детей на воспитание.

Органы социальной защиты выявляют семьи, где родители не занимаются в  должной мере воспитанием детей; проводят инспекцию социально-бытовых  условий семей; оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям.

Органы опеки и попечительства защищают личные, имущественные и  жилищные права и законные интересы несовершеннолетних; выявляют детей-сирот, детей, оставшихся без попечения  родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для жизни и воспитания в семье; принимают меры по их устройству и созданию благоприятных условий для всестороннего развития, а также охраны их жизни и здоровья.

В приёмные семьи детей передают на основе договоров с органами опеки  и попечительства. Замещающие семьи - это форма временного устройства, они обеспечивают детям условия жизнедеятельности, но им не передаётся право родительской ответственности.

Открытие специальных организаций  и организаций образования с  особым режимом содержания для беспризорных детей предусмотрено рядом программных документов, утвержденных постановлениями Правительства Республики Казахстан от 8 июля 1998 года № 649, от 31 октября 2000 года № 1641 и от 29.12.2002 года № 1430.

Так, в республике созданы и функционируют специальные организации образования в г.г. Алматы, Актау, Атырау, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях. Предусмотрено их открытие в Западно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях.

Специализированные учреждения социальной защиты для несовершеннолетних обеспечивают психотерапевтическую, медицинскую и социальную помощь детям и подросткам, имеющим начальные стадии отклонения психического и физического здоровья, эпизодически употребляющим алкоголь и наркотики.

Социально-педагогическая помощь в данных учреждениях беспризорникам включает в себя:

  • педагогическая и консультативная помощь детям в защите их интересов;
  • групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
  • коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
  • содействие культурно-досуговой деятельности детей-беспризорников.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Для несовершеннолетних, утративших семейные связи, оставшихся без попечения и постоянного места жительства, отказавшихся жить в интернатных образовательных учреждениях, функционируют специализированные социально-реабилитационные учреждения (центры, приюты). Сюда, как правило, поступают дети из приёмников-распределителей и больниц.

Их значение в том, что они  оперативно принимают детей, оставшихся без попечения родителей, изолируют  их от неблагоприятной среды, готовят  к проживанию в приёмной семье  или интернатном учреждении. В  этих учреждениях проводится работа с детьми и подростками по нормализации развития их личности и функционирования различных психических процессов (речи, памяти и т.п.).

Основные направления деятельности социально-реабилитационного центра (психолого-педагогической и медико-социальной помощи):

  • выявление социально дезадаптированных детей в микрорайоне;
  • профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребёнка;
  • обеспечение несовершеннолетним временного проживания до того, как будет определено их дальнейшее местопребывание;
  • обеспечение квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

Основные этапы в работе с  поступившими детьми:

  • диагностика;
  • реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;
  • постреабилитационная защита ребёнка.

Структурным подразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приют для детей и подростков.

В приёмном отделении проводятся первичный  медицинский осмотр и первичная  санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в  стационарное медицинское учреждение.

В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка. На основе этих данных создаётся индивидуальная программа реабилитации.

В отделении реализации программ социальной реабилитации проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьёй и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и в профориентации.

Индивидуальная программа реабилитации выполняется как в условиях дневного или круглосуточного стационара центра, так и в семейной воспитательной группе.

Отделение социально-правовой помощи защищает права и законные интересы воспитанников.

Самое сложное направление деятельности центра - работа с семьёй. Социальная реабилитация в Центре ориентирована  на решение семейных проблем детей  и подростков. В конфликтных семьях психологи проводят консультации; работа с аморальными семьями ведётся на уровне социального патронажа.

После возвращения детей в семью  продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и  консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).

Социальные приюты оказывают помощь в создании жизненных условий, необходимых для реабилитационных процессов: временных и постоянных, для детей, для матерей и детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства.

В учреждениях временного содержания (детские приёмники) находятся дети и подростки от 3 лет (подкидыши) до 18 при необходимости немедленной их изоляции (10-30 суток): самовольно ушедшие из спецучреждений закрытого типа, личность которых не установлена, направляемые в спецучреждение, совершившие общественно опасные деяния.

Основные цели социального приюта - организация временного (сроком до 2 месяцев) проживания детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, предоставление им убежища, оказание медико-психологической, юридической и другой помощи, дальнейшее устройство.

Дети, поступающие в социальные приюты, находятся в крайней степени  социальной запущенности, отстают в  психосоматическом развитии, имеют  посттравматические синдромы, например:

  • "дети улицы", дети-бродяжки либо дети - социальные сироты, отобранные из семей, где условия их существования из-за злоупотребления алкоголем и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью;
  • большинство уже приобщилось к курению, употребляют алкоголь;
  • подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном состоянии вследствие социально-педагогической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;
  • почти у всех имеются различные хронические заболевания;
  • многие нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в социуме;
  • у многих детей отмечается задержка психического развития.

Диагностика начинается с установления личности ребёнка, места проживания родителей или опекунов. Затем проводится психологическая и медицинская диагностика. Её задача - выявить интересы и проблемы несовершеннолетних, выработать совместно с ними установки для дальнейшей жизни, учёбы. Работникам приютов приходится сталкиваться с двумя главными психологическими проблемами: отставание ребёнка в психическом развитии и преодоление последствий его психической депривации.

Социально-реабилитационная работа с  детьми начинается с того, что их лечат, избавляют от педикулёза, учат пользоваться ванной, постельным бельём, есть горячую пищу и т.д. Большое внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где ведущую роль играют комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр. Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, работают в пошивочных и столярных мастерских, мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.

Подготовка ребёнка к школе - важное условие его адаптации в неприютской среде. В приюте дети и подростки должны получать и общеобразовательную помощь. Зачастую приютские дети либо вообще не посещали школу, либо имелись большие перерывы в посещении, либо они не в состоянии адаптироваться в большом школьном коллективе. У большинства из них нет приятных ассоциаций со школой, а иногда она просто ненавистна им.

Эти дети, как правило, отстают от своих сверстников, а некоторые  из них уже в подростковом возрасте не умеют ни читать, ни писать. Поэтому общеобразовательную подготовку необходимо вести строго индивидуально и взвешенно. Одних детей надо готовить к возвращению в школу, снижать негативное отношение к ней, других можно направить в школу и помочь её посещать, выполнять необходимые домашние задания и т.д.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с беспризорниками