Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.
1.Введение
2. Беспризорность и безнадзорность как осциальные патологии
2.1 Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности
2.2 Генезис развития беспризорности и безнадзорности
2.3 Классификация категорий беспризорных детей
3. Социально-педагогическая работа с беспризорниками
3.1 Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью
3.2 Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками
4.Заключение
5.Список использованной литературы
Одна из главных задач приютов, в которых дети могут получить кров и пищу, - восстановить широкий спектр их отношений с миром, обучить их общаться со взрослыми, сверстниками, помочь обрести чувство семьи, собственной значимости.
Пребывание детей и подростков
в социально-реабилитационном учреждении
ограничено тем временем, за которое
ребёнок будет устроен для
дальнейшего постоянного
Другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам - создание семейных (воспитательных) групп. При наличии семьи, желающей взять на воспитание ребёнка, тщательно обследуются её материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. В течение двух месяцев ребёнок посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем приходит туда насовсем. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог даёт необходимые рекомендации каждой семье.
В идеальном варианте каждый воспитанник
приюта должен пройти через домашнюю
группу, поскольку это один из реальных
и эффективных путей его
Проблема беспризорности имеет не только социальный, но и педагогический аспект. Разрушена корневая система воспитания ребенка в семье и в школе. Одно образование делает человека финансистом, другое — военным, третье — математиком, и только воспитание делает человека человеком. Потому решить кардинальную проблему беспризорности можно лишь воссозданием воспитательной роли семьи и школы. Но родители только тогда будут заниматься воспитанием своих детей, когда будет решена государственная проблема безработицы. Решив социальные вопросы, можно решить проблему беспризорности. Порочный круг. И нужно понять, что сколько бы ни делало вливаний государство в сферу образования (а сейчас недостаточное бюджетное финансирование), его будет всегда мало: потому что количество беспризорников растет, а их родители все больше погружаются в пучину своих бед и "пристрастий".
А если говорить о потребности в
средствах организаций
Обострение проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей — неохваченность их системой образования, отсутствие механизма их обеспечения рабочими местами обусловило рост преступности среди этой категории подростков и молодежи.
Важнейшим методом борьбы с беспризорностью в рамках педагогического подхода является создание специализированных центров по профилактике беспризорности на основе общеобразовательных школ, детских домов, интернатов, инспекций по делам несовершеннолетних. Педагогический коллектив - носитель ценностей, которые распространяются на коллектив детей. Если дети долго находятся в центре, то они сами начинают спасать других. Преодолевая себя, подросток совершает подвиг духа. Помочь ему в этом - главная задача педагога.
Центры педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы такого центра необходимо:
- собственно центры, работающие по определенным направлениям в зависимости от проблем детей;
- специально подготовленные
- техническое оснащение
- широкая информация учителей,
социальных служб, семей,
- взаимосвязь центров
Центры педагогической реабилитации. Потребность в них также велика. Они могут быть ориентированны для работы с различными категориями людей, нуждающимися в педагогической реабилитации, - восстановление утраченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитации дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации.
Особого внимания заслуживают педагогические проблемы работы с жертвами насилия. В современных условиях таких людей, к сожалению, много. В международной практике имеется опыт реабилитационной работы с жертвами насилия, появляется такой опыт и в нашей стране. Число пострадавших людей растет, и поэтому растет необходимость развития специальной реабилитационной работы с такой категорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных теоретических разработок и практического опыта работы с различными категориями жертв насилия.
Также следует заметить, что в Казахстане развивается благотворительная деятельность, оказываемая различным категориям детей, нуждающимся в помощи, благотворительными фондами (их в республике более ста) и частными лицами.
В Восточно-Казахстанской, Алматинской и Жамбыльской областях функционируют общественные организации, сферой деятельности которых является работа с детьми и молодежью:
1. Общественный фонд Центр академической и практической психологии г. Алматы. Формы деятельности: оказание психологической помощи детям, подросткам, молодежи в рамках проведения индивидуального консультирования, тренингов личностного развития, групповой психотерапии.
2. Общественное Объединение Детство без границ г.Алматы. Организация способствует созданию условий, позволяющих детям и подросткам из разных социальных слоев получить возможность равного старта развития; реализации духовного, нравственного и физического потенциала, а также избежать социального сиротства влекущего ухудшение здоровья угрожающие масштабы безнадзорности и беспризорности, рост правонарушений и детско-подростковую наркоманию. Формирование позитивных изменений в обществе в отношении детей и подростков.
3. Фонд Шыгыс - социальный корпоративный фонд г. Усть-Каменогорск.
Фонд оказывает значимую поддержку бездомным малоимущим слоям населения, в решении социально-жилищных проблем, чтобы улучшить жизнь нуждающихся людей, помочь им стать самостоятельными и независимыми.
4. Союз Кризисных Центров
Данные общественные объединения предпринимают попытки как-то помочь беспризорным детям. Они организуют питание детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей.
Таким образом, существует разветвленная
сеть учреждений, функционирующих в
области социально-
- безопасность, защиту ребёнка
от внешних угроз - жестокого
обращения с ними родителей
или родственников,
- защиту законных прав и
- психологическую и
- диагностику деформации в
- комплексность и
- личностный подход, индивидуальную
работу с ребёнком на основе
имеющихся условий воспитания
и уровня его физического,
В данной работе была рассмотрена социально-педагогическая проблема беспризорности и безнадзорности и развитие системы социально-педагогической помощи детям-беспризорникам и детям, лишившимся попечения родителей. Беспризорность и безнадзорность в последнее десятилетия стали заметными явлениями в Казахстане. Всех беспризорных детей отличает то обстоятельство, что они порывают связь с обществом. Начальную фазу беспризорности составляет безнадзорность, т. е. отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости, становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Судить о границах распространенности беспризорности в Казахстане — сложно. В настоящее время ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных, так как полный статистический учет беспризорных детей не налажен. Официальная статистика фиксирует только тех беспризорников, которые задерживаются полицией либо попадают в специальные социальные учреждения. Причин беспризорности много, к ним относятся миграция, насилие родителей, опекунов, социальные беды, социальной сиротство и т.д. Проблема беспризорных детей - это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице или без надлежащего педагогического надзора, нуждаются в разнообразной поддержке: в помощи психолога, в услугах врача; большинству необходимы активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, многоаспектная помощь социальных служб. Однако при всей важности и необходимости удовлетворения названных потребностей, мы все-таки полагаем, что магистральным направлением решения проблемы беспризорных детей и подростков является система профилактических и предупреждающих мероприятий. В сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности. Попытки помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации. Но их очень мало, всё же большая часть беспризорников остаётся не удел. Поэтому необходимо, на наш взгляд:
1) разработать и принять закон
об основах системы
2) осуществлять финансирование
профилактической работы по
3) вывести практику деятельности
по предупреждению
4) создать специальные органы (например,
социальную инспекцию по
5) усилить работу школы с
6) создать в каждом регионе
инфраструктуру, обеспечивающую полноценную
социализацию всех категорий
детей, попавших в трудную
7) ввести общегосударственную
8) обеспечить учет реальных расходов семей на содержание и воспитание детей в государственной политике в области оплаты труда, налоговой политике, а также при реформировании образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с беспризорниками