Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:48, курсовая работа
Цель: изучить особенности направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в Республике Беларусь и их реализацию на базе общеобразовательной школы.
В соответствии с целью сформулированы задачи:
1.Проанализировать понятие и типологию неблагополучных семей. 2.Изучить факторы и причины семейного неблагополучия.
3.Раскрыть на основе анализа методических источников практику социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в условиях общеобразовательной школы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………………….5
1.1. Неблагополучная семья как объект социальной работы…………………..5
1.2. Нормативно – правовое обеспечение социальной работы с неблагополучной семьей в Республике Беларусь……………………………..15
2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………………………….21
2.1. Особенности социально – педагогической работы с неблагополучной семьей в условиях Гимназии №1 г. Борисова…………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЧСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ НА БАЗЕ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Научный руководитель:
Е.А.Носова
Работа допущена к защите __________
Заведующий кафедрой социальной
работы
Е А Носова
МИНСК,2012
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………………….5
1.1. Неблагополучная семья
как объект социальной работы……
1.2. Нормативно – правовое
2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО –
2.1. Особенности социально – педагогической работы с неблагополучной семьей в условиях Гимназии №1 г. Борисова…………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЧСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Актуальность исследования. Среди факторов устойчивого развития, как отдельных национально-государственных образований, так и всего человечества, особое место занимает гуманизация условий человеческого существования в окружающей его природной и социальной среде. Человек и человечество должны создать для себя и будущих поколений необходимые предпосылки для дальнейшего развития и защитить себя от возможных неблагоприятных последствий своей, прежде всего – производственной – активности .
В условиях современного белорусского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для ее успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, социальные работники могут выступать как посредники между личностью и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений субъекта [8, c. 2].
Одной из болевых точек современного общества является неблагополучная семья. Пристальное внимание государства к проблеме детства закономерно привело к необходимости посмотреть на семью, в которой дети оказываются на периферии внимания родителей .
Проблемы семьи представляют собой одну из главных тем в социальной работе. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношения супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко неполный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются специалисты.
В последнее время значительно
увеличивается число
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью и остротой постановки вопроса.
Цель: изучить особенности направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в Республике Беларусь и их реализацию на базе общеобразовательной школы.
В соответствии с целью сформулированы задачи:
1.Проанализировать понятие и типологию
неблагополучных семей.
3.Раскрыть на основе анализа методических источников практику социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в условиях общеобразовательной школы.
4.Проанализировать нормативно-правовое обеспечение социальной работы с неблагополучной семьей.
Объект исследования – неблагополучная семья.
Предмет исследования – основные направления, методы и формы социально-педагогической работы с неблагополучной семьей.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение документации.
Каждый человек, вступающий в брак и создающий семью, хочет, чтобы его семейная жизнь сложилась счастливо. Однако для этого мало одного желания быть хорошим супругом, недостаточно чувства любви. Ведь, несмотря на то, что большинство людей вступают в брак по любви и мечтают пронести это чувство через годы, многие браки заканчиваются разводом .
А.Г. Харчев определял семью как малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья – отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства [26, с. 24-27].
Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за все свое существование, неизменными остались две ее характеристики: 1) семья как социальный институт общества. Общество заинтересованно в качестве семьи и организации этого социального института; 2) семья как малая социальная группа и, следовательно, ее члены заинтересованы в ее организации на протяжении всей жизни. Нельзя говорить о том, что кризиса института семьи нет, он есть, самостоятельно, без помощи социальных институтов, семье не подняться.
Функции семьи задаются
потребностями, субъектами которых
выступают общество, семья, личность.
Они реализуются в процессе выполнения
ролей членами семьи и
В зависимости от приоритетов того или иного общества, периодов их исторического развития, менялся как характер исполнения функций, так и их иерархия. В жизнедеятельности современной семьи, прежде всего, приобретают основное значение функции, связанные с общением и эмоциями, имеющими место, как между супругами, так и детьми и родителями. Семья выполняет следующие функции: [6,c.12-18].1) Репродуктивная. С точки зрения общества функция деторождения – это воспроизводство следующего поколения, производство рабочей силы. Сколько же в семье должно быть детей, чтобы функцию деторождения считать выполненной? Первый ребенок нужен супругам для самоутверждения, завоевания определенного социального статуса в обществе, укрепления брака, наконец, просто для создания семьи. Но для пользы самой же семьи желательно иметь несколько детей. 2) Воспитательная. Л.М. Панкова пишет, что «с точки зрения общества функция воспитания сводится к социализации личности, к подготовке определенного, заданного эпохой типа личности с определенным набором личных качеств, необходимых для реализации личности в этом обществе. Это весь процесс взращивания ребенка в семье, создание условий для его гармонического развития, объединение трех поколений в ходе самого воспитания, это наращивание опыта взросления с учетом традиций прошлого». Семьей создается нравственная основа будущей жизни подрастающего поколения. Отношение ребенка к среде, в которой он живет, и среды к ребенку проявляется в переживаниях и деятельности самого ребенка. В связи с этим, воспитательная деятельность семьи – это, прежде всего, создание условий для взращивания ребенка: материальные основания, эмоциональный фон, духовный мир. Воспитательная деятельность определяет все другие виды деятельности[13] . 3) Хозяйственно-экономическая. Семья как социальный институт, осуществляя хозяйственно-экономическую функцию, вплетается в экономическую структуру общественного производства, становится ее подсистемой. Семья связана с распределением материальных благ (содержание детей, поддержание стариков, ведение домашнего хозяйства). 4) Функция общения состоит из постоянных эмоционально насыщенных контактов, взаимоподдержки, взаимодоверия всех членов семьи, обеспечивая личности психологический комфорт. Общение в семье – это жизнь самой семьи. Без общения семья не может существовать [6, с. 12 – 18].
Знание функций семьи чрезвычайно важно. Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социального явления и тем самым определить характер взаимосвязи семьи и общества, с другой можно проанализировать деятельность семьи как малой социальной группы, и тогда проявляется роль функции как главной составляющей стабильности брака.
Нарушения функций семьи – такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Так, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание, и др.)[28] .
Таким образом, положение института семьи в современном обществе очень нестабильно, т.к. происходит процесс дифференциации семьи и общества в целом. Изменения затрагивают все стороны общественной жизни, в том числе и брачно-семейные отношения. Меняется и роль семьи в обществе: семья начинает рассматриваться не как производственная ячейка, а как совокупность функционирования социально-экономического, воспитательного, духовного и других факторов, влияющих на жизнедеятельность человека.
В последнее время в области
семейно-брачных отношений
Семья может относиться к благополучным или неблагополучным семьям, семьям группы риска или асоциальным семьям .
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, т.к. за счет адаптивных способностей, основанных на материальных, психологических и др. внутренних ресурсах, адаптируются к нуждам ребенка и успешно решают задачу его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им хватает однократной помощи в рамках краткосрочной модели работы. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо сфере жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычная продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем, социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы .
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением сил.
Социальному педагогу
Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, часто становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства[7] .
Группа неблагополучных семей очень неоднородна. Существуют разные критерии семейного неблагополучия. Приведем пример классификации, в основу которой положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи.
Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).
Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).
Признаками асоциальной семьи является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).
Аморальная семья – это семья, полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.
Крайняя степень семейной дисфункции наблюдается в антисоциальных семьях. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей на базе средней школы