Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей на базе средней школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в Республике Беларусь и их реализацию на базе общеобразовательной школы.
В соответствии с целью сформулированы задачи:
1.Проанализировать понятие и типологию неблагополучных семей. 2.Изучить факторы и причины семейного неблагополучия.
3.Раскрыть на основе анализа методических источников практику социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в условиях общеобразовательной школы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………………….5
1.1. Неблагополучная семья как объект социальной работы…………………..5
1.2. Нормативно – правовое обеспечение социальной работы с неблагополучной семьей в Республике Беларусь……………………………..15
2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………………………….21
2.1. Особенности социально – педагогической работы с неблагополучной семьей в условиях Гимназии №1 г. Борисова…………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЧСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

дополненая курсовая.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  МАКСИМА ТАНКА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

 

 

 

                                                     310 группа

 

 

                                       Фурс Светлана Михайловна

 

                                                  КУРСОВАЯ РАБОТА

                   

 

                               СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА     

                             С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ НА БАЗЕ

                             СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ   

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

Научный руководитель:

Е.А.Носова

 

Работа допущена к защите __________

Заведующий кафедрой социальной

работы

Е А Носова

                                                 

 

 

 

 

 

                                                       МИНСК,2012

                      

                                                                                                                                                                                                                                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ  С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ  СЕМЬЕЙ…………………………….5

1.1. Неблагополучная семья  как объект социальной работы…………………..5

1.2. Нормативно – правовое обеспечение  социальной работы с неблагополучной  семьей в Республике Беларусь……………………………..15

2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ  НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЫ………………………………………………………………………….21

2.1. Особенности социально  – педагогической работы с  неблагополучной семьей  в условиях Гимназии №1 г. Борисова…………………………………21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

СПИСОК ЧСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34

 

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Среди факторов устойчивого развития, как отдельных национально-государственных образований, так и всего человечества, особое место занимает гуманизация условий человеческого существования в окружающей его природной и социальной среде. Человек и человечество должны создать для себя и будущих поколений необходимые предпосылки для дальнейшего развития и защитить себя от возможных неблагоприятных последствий своей, прежде всего – производственной – активности .

В условиях современного белорусского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для ее успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, социальные работники могут выступать как посредники между личностью и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений субъекта [8, c. 2].

Одной из болевых точек современного общества является неблагополучная семья. Пристальное внимание государства к проблеме детства закономерно привело к необходимости посмотреть на семью, в которой дети оказываются на периферии внимания родителей .

Проблемы семьи представляют собой одну из главных тем в социальной работе. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношения супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко неполный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются специалисты.

В последнее время значительно  увеличивается число неблагополучных семей. В частности, это такая категория, как неполные семьи. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается около 235 тыс. неполных семей, из них около 58 тыс. семей, в которых детей воспитывает один отец .

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью и остротой постановки вопроса.

Цель: изучить особенности направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в Республике Беларусь и их реализацию на базе общеобразовательной школы.

В соответствии с целью сформулированы задачи:

1.Проанализировать понятие и типологию неблагополучных семей.                                                                                                                                                                  2.Изучить факторы и причины семейного неблагополучия.                                                                                                                                                                                                                                                                                           

3.Раскрыть на основе анализа методических источников практику социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в условиях общеобразовательной школы.

4.Проанализировать нормативно-правовое обеспечение социальной работы с неблагополучной семьей.

 

Объект исследования – неблагополучная семья.

Предмет исследования – основные направления, методы и формы социально-педагогической работы с неблагополучной семьей.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение документации.

 

 

1. Теоретические основы социально-пЕДАГОГИЧЕСКОЙ работы с неблагополучной семьей.

1.1. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической работы.

 

Каждый человек, вступающий в брак и создающий семью, хочет, чтобы его семейная жизнь сложилась  счастливо. Однако для этого мало одного желания быть хорошим супругом, недостаточно чувства любви. Ведь, несмотря на то, что большинство людей вступают в брак по любви и мечтают пронести это чувство через годы, многие браки заканчиваются разводом .

А.Г. Харчев определял семью как малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья – отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства [26, с. 24-27].

Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за все  свое существование, неизменными остались две ее характеристики: 1) семья как социальный институт общества. Общество заинтересованно в качестве семьи и организации этого социального института; 2) семья как малая социальная группа и, следовательно, ее члены заинтересованы в ее организации на протяжении всей жизни. Нельзя говорить о том, что кризиса института семьи нет, он есть, самостоятельно, без помощи социальных институтов, семье не подняться.

Функции семьи задаются потребностями, субъектами которых  выступают общество, семья, личность. Они реализуются в процессе выполнения ролей членами семьи и выступают  важнейшими признаками этого социального института. Все функции семьи можно подразделить на 2 группы: 1) как социального института общества; 2) как малой социальной группы. Только успешно осуществляя функции на уровне малой группы, семья может обеспечить и успешную реализацию своих функций как социального института.

В зависимости от приоритетов  того или иного общества, периодов их исторического развития, менялся как характер исполнения функций, так и их иерархия. В жизнедеятельности современной семьи, прежде всего, приобретают основное значение функции, связанные с общением и эмоциями, имеющими место, как между супругами, так и детьми и родителями. Семья выполняет следующие функции: [6,c.12-18].1) Репродуктивная. С точки зрения общества функция деторождения – это воспроизводство следующего поколения, производство рабочей силы. Сколько же в семье должно быть детей, чтобы функцию деторождения считать выполненной? Первый ребенок нужен супругам для самоутверждения, завоевания определенного социального статуса в обществе, укрепления брака, наконец, просто для создания семьи. Но для пользы самой же семьи желательно иметь несколько детей. 2) Воспитательная. Л.М. Панкова пишет, что «с точки зрения общества функция воспитания сводится к социализации личности, к подготовке определенного, заданного эпохой типа личности с определенным набором личных качеств, необходимых для реализации личности в этом обществе. Это весь процесс взращивания ребенка в семье, создание условий для его гармонического развития, объединение трех поколений в ходе самого воспитания, это наращивание опыта взросления с учетом традиций прошлого». Семьей создается нравственная основа будущей жизни подрастающего поколения. Отношение ребенка к среде, в которой он живет, и среды к ребенку проявляется в переживаниях и деятельности самого ребенка. В связи с этим, воспитательная деятельность семьи – это, прежде всего, создание условий для взращивания ребенка: материальные основания, эмоциональный фон, духовный мир. Воспитательная деятельность определяет все другие виды деятельности[13] . 3) Хозяйственно-экономическая. Семья как социальный институт, осуществляя хозяйственно-экономическую функцию, вплетается в экономическую структуру общественного производства, становится ее подсистемой. Семья связана с распределением материальных благ (содержание детей, поддержание стариков, ведение домашнего хозяйства). 4) Функция общения состоит из постоянных эмоционально насыщенных контактов, взаимоподдержки, взаимодоверия всех членов семьи, обеспечивая личности психологический комфорт. Общение в семье – это жизнь самой семьи. Без общения семья не может существовать [6, с. 12 – 18].

Знание функций семьи  чрезвычайно важно. Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социального явления и тем самым определить характер взаимосвязи семьи и общества, с другой можно проанализировать деятельность семьи как малой социальной группы, и тогда проявляется роль функции как главной составляющей стабильности брака.

Нарушения функций семьи – такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Так, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание, и др.)[28] .

Таким образом, положение института семьи в современном обществе очень нестабильно, т.к. происходит процесс дифференциации семьи и общества в целом. Изменения затрагивают все стороны общественной жизни, в том числе и брачно-семейные отношения. Меняется и роль семьи в обществе: семья начинает рассматриваться не как производственная ячейка, а как совокупность функционирования социально-экономического, воспитательного, духовного и других факторов, влияющих на жизнедеятельность человека.

В последнее время в области  семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций: 1) уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка; 2) увеличение так называемых «легкомысленных», необдуманных браков; 3) непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье; 4) рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения; 5) увеличение числа абортов и последствий, связанных с ними; 6) рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем; 7) увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут вступить в повторный брак; 8) рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями; 9) рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни [13, с. 56]. В связи с этим состояние семьи как социального института можно оценить как кризисное.

Семья может относиться к благополучным или неблагополучным семьям, семьям группы риска или асоциальным семьям .

Благополучные семьи успешно справляются  со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, т.к. за счет адаптивных способностей, основанных на материальных, психологических и др. внутренних ресурсах, адаптируются к нуждам ребенка и успешно решают задачу его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им хватает однократной помощи в рамках краткосрочной модели работы. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо сфере жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычная продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем, социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы .

Семьи группы риска характеризуются  наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как  благополучные, и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением сил.

 Социальному педагогу необходимо  наблюдать за состоянием такой  семьи, дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых  нуждается в коренных изменениях. В семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, часто становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства[7] .

Группа неблагополучных семей  очень неоднородна. Существуют разные критерии семейного неблагополучия. Приведем пример классификации, в основу которой положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи.

Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).

Признаками асоциальной семьи является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

Аморальная семья – это семья, полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

Крайняя степень семейной дисфункции наблюдается в антисоциальных семьях. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей на базе средней школы