Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:48, курсовая работа
Цель: изучить особенности направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в Республике Беларусь и их реализацию на базе общеобразовательной школы.
В соответствии с целью сформулированы задачи:
1.Проанализировать понятие и типологию неблагополучных семей. 2.Изучить факторы и причины семейного неблагополучия.
3.Раскрыть на основе анализа методических источников практику социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в условиях общеобразовательной школы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………………….5
1.1. Неблагополучная семья как объект социальной работы…………………..5
1.2. Нормативно – правовое обеспечение социальной работы с неблагополучной семьей в Республике Беларусь……………………………..15
2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………………………….21
2.1. Особенности социально – педагогической работы с неблагополучной семьей в условиях Гимназии №1 г. Борисова…………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЧСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….37
2. Социально-правовые услуги: 1) помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей; 2) содействие в предоставлении социальных выплат; 3) участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.); 4) участие в правовой защите личностных интересов детей.
3. Социально-реабилитационные
услуги: 1) организация «социального
консилиума» (психолого-
4. Психологические
услуги: 1) психопрофилактика и
5. Педагогические
услуги: 1) педагогическая помощь
детям в защите их интересов;
2) консультативная помощь
6. Социально-медицинские услуги: 1) содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;
2) организация консультирования по проблемам планирования семей, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитание здорового образа жизни; 3) содействие в обеспечение детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами; 4) патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями; 5) обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом; 6) патронаж беременных женщин и кормящих матерей .
В работе, в первую очередь,
акцент делается на профилактической
деятельности. Профилактика – это комплекс
превентивных мер, проводимых путем организации
общедоступной медико-психологической
и социально-педагогической поддержки
семьи [4]. Профилактическая деятельность
– это: 1) учет кризисных семей (с медико-социальными
отклонениями, феноменом дезадаптации
и т.п.); представление информации о семейном
насилии в органы статистики; 2) контроль
за социально-психолого-
Организация педагогического просвещения родителей направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, т.к. родители часто не осознают последствий, к которым приводит наказание ребенка. Осознание влечет за собой выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания. Необходимо создание системы гуманизации взаимоотношений родителей с ребенком.
Программа работы с родителями подбирается индивидуально. Она должна быть построена так, чтобы полученные знания могли быть использованы на практике. Программа направлена на: 1) творческое усвоение педагогических знаний с тем, чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей; 2) формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания; 3) взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений
На диагностическом уровне возможны 2 варианта деятельности: 1) при добровольном обращении клиентов(родителей, детей) – оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога; 2) при недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи .
Работа направлена на
решение повседневных семейных проблем,
укрепление и развитие позитивных семейных
отношений, восстановление внутренних
ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных
результатов, социально-экономическом
положении и ориентации на реализацию
социализирующего потенциала. Исходя
их этого, социальный педагог,педагог-психолог
призван выполнять следующие функции:
1) диагностическую (изучение особенностей
семьи, выявление ее потенциалов); 2) охранно-защитную
(правовая поддержка семьи, обеспечение
ее социальных гарантий, создание условий
для реализации ее прав и свобод); 3) организационно-коммуникативную
(организация общения, инициирование совместной
деятельности, совместного досуга, творчества);
4) социально-психолого-
Таким образом, проанализировав направления социальной работы в отношении неблагополучных семей в условиях школы, можно сделать вывод, что помощь таким семьям оказывается системно и в большом объеме.
Целью данной курсовой работы
стало изучить особенности и
направления социально-
Задачи, поставленные в данной курсовой работе, позволили сделать нам следующие выводы.
Семья – социальная ячейка общества. Выполняя различные свои функции, она тем самым организует и осуществляет связи в обществе. Человеческое сообщество – это большая паутина, ниточки которой держат всю структуру, переплетаясь между собой. Так и семья, малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определенной стабильности.
В настоящее время развитие системы социального обслуживания семей является необходимым звеном в целостной системе мер, направленных на улучшение положения семьи и детей в Республике Беларусь.
Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие.
Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско-родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.
Социальный педагог опирается на пять направлений в своей деятельности: работа с семьей как с институтом социокультурного воспроизводства человека; оказание помощи трудному ребенку в решении проблем адаптации в обществе; профилактическая работа – профилактика трудновоспитуемости; организация творческой деятельности детей; социальная адаптация детей – обретение ими положительного взаимодействия с окружающими, активное самоутверждение в среде.
Методы и формы работы с семьями различны. Помощь оказывается системно и в большом объеме.
Существенное значение для развития ребенка имеет место, которое он занимает в семье. В частности, это касается стилей семейного воспитания – они определяют развитие личности ребенка.
Философ Хосе Гаос писал: «Усилии целой жизни может не хватить на то, чтобы освободиться от последствии ошибочного воспитания». Его высказывание не потеряло значимость и сегодня. Ребенок не должен страдать из-за ошибок своих родителей, выражающихся в желании этих родителей жить лишь в сове удовольствие. Деятельность социального педагога с неблагополучной семьей – это не работа одного дня, это планомерная, целенаправленная забота о ребенке, об условиях его успешной социализации, построенная со знанием особенностей этой семьи и теории взаимодействия (работы) с ней.
Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицки
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ,
используемых в работе СППС учреждения образования
№ |
|
1 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. N 1676 «Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь».
Положение
об органах опеки и
Положение о приемной семье /Утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 г. № 1678/. |
2 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 №1139 «Об утверждении положения о порядке направления за границу для получения образования и лечения несовершеннолетних граждан Республики Беларусь, оставшихся без попечения родителей».
Положение о порядке направления за границу для получения образования и лечения несовершеннолетних граждан Республики Беларусь, оставшихся без попечения родителей |
3 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.10.2001 г. № 1533 «Об утверждении Положения о порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе». Положения о порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе». |
4 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 20 лiстапада 2000 г. N 53 «Об утверждении положения о пункте коррекционно-педагогической помощи».
Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи. |
5 |
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 октября 2002 г. N 42/143 «Об утверждении инструкции о порядке возмещения расходов, затраченных на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в доход бюджета».
Инструкция о порядке возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в доход государства |
6 |
Постановление
Министерства образования Республики
Беларусь от 29 июля 2002 г. N 28 «А» «Об
утверждении положения о
Положение о порядке формирования республиканского банкбанка данных об усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и пользования им. |
7 |
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10.03.2003г. № 17 «Об утверждении Положения о порядке организации образовательного процесса для больных детей, детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения».
Положение о порядке
организации образовательного |
8 |
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2003 № 43а «Об утверждении правил установления опеки и попечительства над иностранцами, не достигшими возраста 18 лет и не состоящими в браке, прибывшими на территорию Республики Беларусь без сопровождения их законных представителей, ходатайствующими о признании беженцами и признанными беженцами»
Правила установления опеки и попечительства над иностранцами, не достигшими возраста 18 лет и не состоящими в браке, прибывшими на территорию Республики Беларусь без сопровождения их законных представителей, ходатайствующими о признании беженцами и признанными беженцами. |
9 |
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10.12.2003. № 1604 «Об утверждении примерного устава специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации».
Примерный устав специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. |
10 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 г. № 1599 «Об утверждении положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних».
Положение о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. |
11 |
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 21.09.2004 № 1173 «Об утверждении положения о порядке согласования процедуры международного усыновления и взаимодействия с компетентными органами и организациями иностранных государств в рамках данной процедуры».
Положение о порядке согласования процедуры международного усыновления и взаимодействия с компетентными органами и организациями иностранных государств в рамках данной процедуры. |
12 |
Постановление пленума Верховного суда от 30 сентября 2004 г. N 11 «О практике рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей» |
13 |
Постановление Совета министров
Республики Беларусь от 13.02.2004 № 157 «Об
утверждении положений о
Положение о порядке и условиях зачисления несовершеннолетних граждан Республики Беларусь в качестве воспитанников в воинские части, обеспечении их необходимыми видами довольствия и статусе воспитанников воинских частей. |
14 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 18 марта 2004 г. N 14 «Об утверждении положения о социально- педагогическом учреждении». Положение о социально- педагогическом учреждении. |
15 |
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 февраля 2005 г. N 4 «Об утверждении перечней заболеваний, при наличии которых лица не могут усыновить ребенка, быть опекунами и попечителями, приемными родителями».
Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут усыновить ребенка, быть опекунами и попечителями, приемными родителями. |
16 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. N 1677 «Положение о порядке управления имуществом подопечных»
Положение о порядке управления имуществом подопечных. |
17 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006г. № 1728 «Об утверждении положений и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей»
Положение о порядке признания детей , нуждающимися в государственной защите.
Положение о порядке закрепления жилых помещений за детьми- сиротами детьми, оставшимися без попечения родителей. |
18 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006г. № 1728 «Об утверждении положения о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям».
Положение о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям. |
19 |
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.12.2005г. № 121 «О некоторых вопросах согласования сделок отчуждения, залога и обмена жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние дети, а также иных имущественных сделок, затрагивающих интересы несовершеннолетних». |
20 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2006 г. № 326 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения органами опеки и попечительства обращений граждан об объявлении их полностью дееспособными (эмансипации)»
Положение о порядке рассмотрения органами опеки и попечительства обращений граждан об объявлении их полностью дееспособными (эмансипации». |
21 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. N 289 «Об утверждении Положения о детском доме семейного типа»
Положение о детском доме семейного типа |
22 |
Положение о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь /Утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2006г. № 290. |
23 |
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.04.2006 г. № 42 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования».
Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования. |
24 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 2006г. № 637 «Об утверждении Положения о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей».
Положение о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. |
25 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006г. № 748 «Об утверждении Положения о порядке выдачи единого билета, условиях и сроках пользования им».
Положение о порядке выдачи единого билета, условиях и сроках пользования им. |
26 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006г. № 840 «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Положение о государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. |
27 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 1733 «Об утверждении положения о порядке и условиях перечисления сумм, полученных от сдачи жилых помещений лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, на погашение расходов по содержанию детей».
Положение о порядке и условиях перечисления сумм, полученных от сдачи жилых помещений лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, на погашение расходов по содержанию детей. |
28 |
«Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» /Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 5 мая 2007г. № 30/. |
29 |
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31.01.2007. № 122 «О некоторых вопросах усыновления ( удочерения), установления опеки, попечительства над детьми». |
30 |
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 марта 2007 г. N 20 «О некоторых вопросах усыновления(удочерения), установления опеки, попечительства над детьми, создания приемных семей, детских домов, детских домов семейного типа, возврата детей родителям». |
31 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2008 года № 100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней»
|
Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей на базе средней школы