Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей на базе средней школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в Республике Беларусь и их реализацию на базе общеобразовательной школы.
В соответствии с целью сформулированы задачи:
1.Проанализировать понятие и типологию неблагополучных семей. 2.Изучить факторы и причины семейного неблагополучия.
3.Раскрыть на основе анализа методических источников практику социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в условиях общеобразовательной школы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………………….5
1.1. Неблагополучная семья как объект социальной работы…………………..5
1.2. Нормативно – правовое обеспечение социальной работы с неблагополучной семьей в Республике Беларусь……………………………..15
2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………………………….21
2.1. Особенности социально – педагогической работы с неблагополучной семьей в условиях Гимназии №1 г. Борисова…………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЧСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

дополненая курсовая.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

Например, в Национальном институте образования подготовлены и направлены во все органы управления образования, а также в некоторые учреждения образования методические рекомендации, адресованные специалистам .

Кроме того, в качестве результативных мер можно назвать  привлечение родителей к административной ответственности. Если они являются хроническими алкоголиками или наркоманами, ведут аморальный образ жизни или каким-либо иным способом плохо выполняют свои обязанности, их дети могут быть помещены в приют. С этого момента неработающие родители берутся на учет в органах внутренних дел, при необходимости обеспечиваются документами и подвергаются обязательной дактилоскопической регистрации. Кроме того, на них также возлагается ответственность по возмещению затрат на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении .

Одновременно с введением  перечисленных нормативно-правовых актов возросла активность прокуратуры, осуществляющей надзор за исполнением законодательства. Совместно с работниками образования и социальных служб представители правоохранительных органов выявляют неблагополучные семьи, проводят работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что тесно связано с предупреждением и искоренением жестокого обращения с детьми[17] .

В Беларуси к началу 2011 г. работу по содействию в выявлении жертв насилия и жестокости, а также социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, вели 156 социально-педагогических учреждений, в том числе 55 детских социальных приютов, 16 социально-педагогических центров и 85 социально-педагогических центров с детскими приютами[17].

Таким образом, мы видим, что роль государства в области социальной защиты играет важную роль. Множественность нормативно-правовых актов, широкий спектор юридических документов по правам человека, регулирование социальной защиты в конкретных ситуациях, создание правовых условий для улучшения положения семей и детей, адресность социальной помощи, учет в жилищной политике числа детей в целях улучшения демографической ситуации, обеспечение бесплатности и доступности для всех детей базовых услуг здравоохранения и образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ПРАКТИКА  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

2.1. Особенности социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в улловиях Гимназии №1 г.Борисова.

Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей – это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в защите и поддержки извне. Это социально-психологическое-педагогическая обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, осуществление их адаптации и реабилитации. Важнейшая задача  – обеспечение реализации прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций. Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей активно проводится в учреждениях образования.

В начале учебного года перед  социально-педагогической службой школы поставлены  следующие задачи: 1) изучение ребенка (отношения в семье, школе, дворе); 2) оказание помощи ребенку, попавшему в беду; 3) объединение различных специалистов и организаций для решения проблем ребенка, защиты его прав; 4) исследование проблем социального воспитания в различных социальных сферах; 5) организация деятельности ребенка на основе самовоспитания, самообучения, самостоятельной организации своей жизни и поступков; 6) обобщение и распространение положительного опыта.

Основными направлениями работы по социальной защите учащихся в 2011 – 2012 учебном году являются: 1) Учебно-воспитательная работа (учет посещаемости и успеваемости).

2) Внешкольная и внеклассная  работа (предупреждение и профилактика  правонарушений, распространение наркотиков, правовой всеобуч, организация отдыха детей в каникулярное и внеурочное время). 3) Совместная работа школы, семьи и общественности (совместная работа с органами исполнительной власти, медико-психологическими службами). 4) Организация питания учащихся. 5) Медицинское обеспечение учащихся, состояние и работа по предупреждению травматизма учащихся. 6) Методическая работа (повышение квалификации, аттестация социальных педагогов, педсоветы, консультации). 7) Работа комиссий по расследованию несчастных случаев, по контролю за организацией и качеством питания, Совет профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 8) Психолого-логопедическое сопровождение учебного процесса.

Учебно-воспитательная работа (учет посещаемости, успеваемости). Главные задачи данной работы: 1) отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения учащихся; 2) создание банка данных «трудных» детей; 3) систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся.

Работа с «трудными» детьми ведется  планомерно и систематически. В течение учебного года по классам собираются сведения о таких детях, и на основе анализа этого материала составляется перспективный план работы. Решение воспитательных проблем, связанных с этими детьми, достигается следующими формами работы: 1) индивидуальные беседы с учащимися, 2) беседы с родителями, 3) психологические тренинги, 4) интегрированные уроки, 5) классные часы, 6) родительские собрания, 7) беседы по правилам дорожного движения, 8) конкурсы по профилактике, 9) предупреждение и профилактика правонарушений, 10) правовой всеобуч, 11) профилактика психоактивных веществ, 12) пропаганда здорового образа жизни.

 

 

Внешкольная и внеклассная работа (организация отдыха в каникулярное время). В целях организации досуга «трудных» детей проводится работа: 1) по выявлению интересов и наклонности детей; 2) по вовлечению детей в студии, секции и кружки.

Отслеживание внеурочной деятельности ведется в течение  всего учебного года. Организация  досуга и отдыха детей и подростков – важный фактор социализации детей. Перед каждыми каникулами зам. директора по ВР составлялся план работы с детьми в каникулярное время. На особом контроле у социального педагога находится занятость детей «группы риска» и социально незащищенных детей. На летние каникулы родителям предложен школьный лагерь.

Рост неполных семей  – это не социальная проблема, требующая  решения, а социальная реальность, которая  ждет помощи. Большая доля ответственности  за процесс социального формирования ребенка, а также его личностное и психологическое развитие лежит на родителях. Во многих случаях одинокий родитель не может помочь ребенку, не находит взаимопонимания. На помощь приходит школа. Оказывалась своевременная помощь детям, оказавшимся в кризисной ситуации. Результаты могут проявляться в различных аспектах: 1) в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, ощущает ли он свою безопасность и защищенность; 2) в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании; 3) в осознании родителем значимости своей родительской деятельности, появлении родительской ответственности; 4) в оптимистическом взгляде родителей на жизнь, на возможность решения родительских и семейных проблем.

Ежемесячно проводятся административные совещания, Совет  по профилактике. СППС служба стремится вникнуть во все детали с единственной целью – направить ребенка по правильному пути. Особое внимание уделяется правовому воспитанию учащегося. Проводятся лекции и беседы, дискуссии, викторины и конкурсы.

Профилактическая работа призвана объединить усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, психологической службы школы в создании системы работы по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений в школе; координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми.

Целью работы пппс службы  гмназии№1 является выявление и  развитие способностей каждого учащегося, формирование свободной, физически  здоровой, творческой мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам. Личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культуры, способной в последующем на участие в духовном развитии общества.

Виды и формы социально-педагогической работы делятся на: 1) экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), 2) поддержание стабильности семьи и направленность на социальное развитие семьи и ее членов. Стабилизация семейных связей включает в себя нормализацию отношений между супругами, родителями и детьми, взаимодействие всех указанных членов семьи с окружающими.

Рассмотрим виды помощи семье и детям в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей.

1. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи: 1) наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога, 2) помощь психотерапевта семье и детям, 3) проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов, 4) вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции, 5) постановка на учет в ПДН, к подростковому психиатру, наркологу

2. Жестокое обращение с ребенком: 1) наблюдения и консультации социального педагога, врача, юриста для родителей, 2) психотерапевтическая помощь родителям и детям, 3) привлечение к занятиям детско-родительской группы, 4) постановка на учет в ПДН, к наркологу, консультации врачей, юристов, 5) привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.

3. Семья алкоголиков  (оба родителя): 1) наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей, подростков), 2) оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам, 3) дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе, 4) вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.), 5) консультация врача-психиатра, нарколога, 6) консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения, 7) перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, вечернюю школу, ПТУ и др., 8) работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи (по необходимости). 9) возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)

4. Неполная семья: 1) привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семьей, 2) привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка. 3) привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы, 4) наблюдение и консультации психолога и социального педагога, 5) активная деятельность учителей по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования, 6) проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т.д.), 7) обучение одного из родителей навыкам воспитания при отсутствии второго родителя, 8) постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты, 9) привлечение общественных организаций к воспитанию.

5. Неполная семья, родитель-алкоголик  (одинокая мать-алкоголичка или  отец-алкоголик): 1) беседы классного руководителя, социального педагога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости, 2) наблюдение и консультации школьного психолога,

3) вовлечение социальным педагогом и классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку, 4) информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав, 5) направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения, 6) при нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве и правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о направлении в спецшколу

6. Опекунские семьи:  престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные: 1) вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы, 2) консультации психолога образовательного учреждения для опекунов, 3) индивидуальная работа психолога с ребенком, 4) помощь учителей ребенку в учебе, 5) возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют), 6 направление образовательным учреждением ребенка на медико-психолого-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения. 7) консультация у невропатолога или психиатра

7. Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей: 1) милиция, 2) приют, отдел по охране и защите прав детей, отдел розыска детей, больница для помещения ребенка на обследование. 3) другие службы, находящиеся в городе.

Перечень государственных  услуг по работе с неблагополучной  семьей:

1. Социально-бытовые  услуги, материальная и натуральная  помощь: 1) срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи; 2) содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;

3) принятие от  населения, и реализация вещей  (одежды, обуви и др.) на безвозмездной  основе или за умеренную плату;  распределение, благотворительной и гуманитарной помощи (товаров,  продуктов и др.); 4) социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям; 5) организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной, социальной помощи; 6) создание при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся; 7) содействие в трудоустройстве (в т.ч. временном) и получении профессии (специальности); содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий; содействие в организации благотворительных, обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;  8) содействие в организации питания и быта остронуждающихся; 9) содействие в выделении: денежных средств; продуктов питания; средств санитарии и гигиены; средств ухода за детьми; одежды, обуви и других предметов первой необходимости; технических средств реабилитации детей-инвалидов; денежных пособий, льгот и др.; 10) содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства; 11) социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям; 12) содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве; 13) организация для подростков, безработных мастерских и цехов при центре; 14) содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения отдыха, в оформлений документов (в пределах региона).

Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей на базе средней школы