Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:48, курсовая работа
Цель: изучить особенности направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в Республике Беларусь и их реализацию на базе общеобразовательной школы.
В соответствии с целью сформулированы задачи:
1.Проанализировать понятие и типологию неблагополучных семей. 2.Изучить факторы и причины семейного неблагополучия.
3.Раскрыть на основе анализа методических источников практику социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в условиях общеобразовательной школы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………………….5
1.1. Неблагополучная семья как объект социальной работы…………………..5
1.2. Нормативно – правовое обеспечение социальной работы с неблагополучной семьей в Республике Беларусь……………………………..15
2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………………………….21
2.1. Особенности социально – педагогической работы с неблагополучной семьей в условиях Гимназии №1 г. Борисова…………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЧСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….37
Например, в Национальном
институте образования
Кроме того, в качестве
результативных мер можно назвать
привлечение родителей к
Одновременно с введением
перечисленных нормативно-
В Беларуси к началу 2011 г. работу по содействию в выявлении жертв насилия и жестокости, а также социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, вели 156 социально-педагогических учреждений, в том числе 55 детских социальных приютов, 16 социально-педагогических центров и 85 социально-педагогических центров с детскими приютами[17].
Таким образом, мы видим, что роль государства в области социальной защиты играет важную роль. Множественность нормативно-правовых актов, широкий спектор юридических документов по правам человека, регулирование социальной защиты в конкретных ситуациях, создание правовых условий для улучшения положения семей и детей, адресность социальной помощи, учет в жилищной политике числа детей в целях улучшения демографической ситуации, обеспечение бесплатности и доступности для всех детей базовых услуг здравоохранения и образования.
Социально-педагогическая
работа с неблагополучной семьей – это особым
образом организованная деятельность,
направленная на малые группы людей, нуждающихся
в защите и поддержки извне. Это социально-психологическое-
В начале учебного года перед социально-педагогической службой школы поставлены следующие задачи: 1) изучение ребенка (отношения в семье, школе, дворе); 2) оказание помощи ребенку, попавшему в беду; 3) объединение различных специалистов и организаций для решения проблем ребенка, защиты его прав; 4) исследование проблем социального воспитания в различных социальных сферах; 5) организация деятельности ребенка на основе самовоспитания, самообучения, самостоятельной организации своей жизни и поступков; 6) обобщение и распространение положительного опыта.
Основными направлениями работы по социальной защите учащихся в 2011 – 2012 учебном году являются: 1) Учебно-воспитательная работа (учет посещаемости и успеваемости).
2) Внешкольная и внеклассная
работа (предупреждение и
Учебно-воспитательная работа (учет посещаемости, успеваемости). Главные задачи данной работы: 1) отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения учащихся; 2) создание банка данных «трудных» детей; 3) систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся.
Работа с «трудными» детьми ведется планомерно и систематически. В течение учебного года по классам собираются сведения о таких детях, и на основе анализа этого материала составляется перспективный план работы. Решение воспитательных проблем, связанных с этими детьми, достигается следующими формами работы: 1) индивидуальные беседы с учащимися, 2) беседы с родителями, 3) психологические тренинги, 4) интегрированные уроки, 5) классные часы, 6) родительские собрания, 7) беседы по правилам дорожного движения, 8) конкурсы по профилактике, 9) предупреждение и профилактика правонарушений, 10) правовой всеобуч, 11) профилактика психоактивных веществ, 12) пропаганда здорового образа жизни.
Внешкольная и внеклассная работа (организация отдыха в каникулярное время). В целях организации досуга «трудных» детей проводится работа: 1) по выявлению интересов и наклонности детей; 2) по вовлечению детей в студии, секции и кружки.
Отслеживание внеурочной деятельности ведется в течение всего учебного года. Организация досуга и отдыха детей и подростков – важный фактор социализации детей. Перед каждыми каникулами зам. директора по ВР составлялся план работы с детьми в каникулярное время. На особом контроле у социального педагога находится занятость детей «группы риска» и социально незащищенных детей. На летние каникулы родителям предложен школьный лагерь.
Рост неполных семей
– это не социальная проблема, требующая
решения, а социальная реальность, которая
ждет помощи. Большая доля ответственности
за процесс социального
Ежемесячно проводятся административные совещания, Совет по профилактике. СППС служба стремится вникнуть во все детали с единственной целью – направить ребенка по правильному пути. Особое внимание уделяется правовому воспитанию учащегося. Проводятся лекции и беседы, дискуссии, викторины и конкурсы.
Профилактическая работа призвана объединить усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, психологической службы школы в создании системы работы по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений в школе; координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми.
Целью работы пппс службы гмназии№1 является выявление и развитие способностей каждого учащегося, формирование свободной, физически здоровой, творческой мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам. Личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культуры, способной в последующем на участие в духовном развитии общества.
Виды и формы социально-педагогической работы делятся на: 1) экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), 2) поддержание стабильности семьи и направленность на социальное развитие семьи и ее членов. Стабилизация семейных связей включает в себя нормализацию отношений между супругами, родителями и детьми, взаимодействие всех указанных членов семьи с окружающими.
Рассмотрим виды помощи семье и детям в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей.
1. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи: 1) наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога, 2) помощь психотерапевта семье и детям, 3) проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов, 4) вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции, 5) постановка на учет в ПДН, к подростковому психиатру, наркологу
2. Жестокое обращение с ребенком: 1) наблюдения и консультации социального педагога, врача, юриста для родителей, 2) психотерапевтическая помощь родителям и детям, 3) привлечение к занятиям детско-родительской группы, 4) постановка на учет в ПДН, к наркологу, консультации врачей, юристов, 5) привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.
3. Семья алкоголиков
(оба родителя): 1) наблюдения и консультации психолога
образовательного учреждения (для детей,
подростков), 2) оказание психиатрической,
наркологической помощи семье или ее отдельным
членам, 3) дополнительные занятия с ребенком
по оказанию помощи в учебе, 4) вовлечение
ребенка в систему дополнительного образования
(кружки, секции и т.д.), 5) консультация
врача-психиатра, нарколога, 6) консультирование
ребенка в психолого-медико-
4. Неполная семья: 1) привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семьей, 2) привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка. 3) привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы, 4) наблюдение и консультации психолога и социального педагога, 5) активная деятельность учителей по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования, 6) проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т.д.), 7) обучение одного из родителей навыкам воспитания при отсутствии второго родителя, 8) постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты, 9) привлечение общественных организаций к воспитанию.
5. Неполная семья, родитель-
3) вовлечение социальным педагогом и классным
руководителем ребенка в кружки, секции,
библиотеку, 4) информирование органов
опеки и попечительства о детях, постановка
вопроса об ограничении или о лишении
родителя-алкоголика родительских прав,
5) направление ребенка образовательным
учреждением на психолого-медико-
6. Опекунские семьи:
престарелые, употребляющие
7. Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей: 1) милиция, 2) приют, отдел по охране и защите прав детей, отдел розыска детей, больница для помещения ребенка на обследование. 3) другие службы, находящиеся в городе.
Перечень государственных услуг по работе с неблагополучной семьей:
1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь: 1) срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи; 2) содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;
3) принятие от
населения, и реализация вещей
(одежды, обуви и др.) на безвозмездной
основе или за умеренную плату;
Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей на базе средней школы