Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:48, курсовая работа
Цель: изучить особенности направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в Республике Беларусь и их реализацию на базе общеобразовательной школы.
В соответствии с целью сформулированы задачи:
1.Проанализировать понятие и типологию неблагополучных семей. 2.Изучить факторы и причины семейного неблагополучия.
3.Раскрыть на основе анализа методических источников практику социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в условиях общеобразовательной школы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………………….5
1.1. Неблагополучная семья как объект социальной работы…………………..5
1.2. Нормативно – правовое обеспечение социальной работы с неблагополучной семьей в Республике Беларусь……………………………..15
2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………………………….21
2.1. Особенности социально – педагогической работы с неблагополучной семьей в условиях Гимназии №1 г. Борисова…………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЧСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….37
Есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность. Влияние на ребенка может быть различно:
Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.
Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой.
Это так называемые
Асоциально-аморальные семьи, которые хотя и относятся к семьям с прямым деcоциализирующим влиянием, тем не менее, в соответствии со своими специфическими социально-психологическими характеристиками требуют иного подхода. На практике к асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущие по принципу «цель оправдывает средства», в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим искаженным моральным представлениям, оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды.
Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.
Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения.
Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. И в каждом отдельном случае есть свои причины, породившие семейную атмосферу.
Однако не все семьи разрушаются, многим удается не только устоять, но сделать более прочными семейные узы. Все это зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации и каково отношение к ней каждого из супругов, а так же от их ориентированности на конструктивной или деструктивный путь разрешения семейного конфликта. Поэтому следует разграничивать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», т.к. конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это – конфликтная семья, не всегда свидетельствует о ее неустойчивости [27, с. 59 - 61].
Педагогически несостоятельные семьи, как и конфликтные, не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль. На практике педагогически несостоятельные семьи – наиболее труднодоступные для выявления причин и неблагоприятных условий, оказавших негативное воздействие на детей, чаще всего характеризующиеся наиболее типичными, неправильно сложившимися педагогическими стилями в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.
Традиционно в педагогической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: 1) авторитарный – основывается на подавлении ребенка и навязывании ему своего мнения и своей системы ценностей; 2) демократический – во главу угла ставится интересы ребенка, его мироощущение. Родители при этом стараются дать ребенку развиваться более-менее самостоятельно, лишь аккуратно подталкивая его в нужном, общепринятом направлении, сопровождая его развитие спокойными объяснительными беседами. Этот стиль характеризуется словом – «согласие»; 3) попустительский – отношения родителей носят характер полного невмешательства, при этом ребенок предоставлен самому себе. Такие стили возникают из-за системы ценностей, принятой в семье и, в течение жизни иногда могут меняться, ведь воспитание ребенка – это сложный и длительный процесс .
Одной из проблем неблагополучия является проблема неполных семей. Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми . Отличительными особенностями неполной семьи являются наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей (или одного ребенка). Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. Неполные семьи – сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту.
Различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами. Соответственно, такие неполные семьи называются нетипичными, среди них в свою очередь можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки [27, с. 110].
Есть дополнительная категория – так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях.
Лишенные возможности повседневного общения с родителями, которые вынуждены заботиться об экономическом поддержании семьи, дети растут как бы в неполной семье, не получая нормального родительского воспитания [27, с. 105-106].
Таким образом, каждый тип неблагополучной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с воздействием негативных экономических факторов, характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств. Каждый тип неблагополучной семьи, соответственно, определяет направления работы с ней социального педагога.
Определение приоритетности
мероприятий в области
Современная система социальной защиты Республики Беларусь существенно меняет свой облик, постепенно освобождаясь от устаревших стереотипов и формализованных подходов, адаптируя лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта
В Республике Беларусь социальное законодательство к настоящему времени представляет собой широкий спектр юридических документов, развивающихся в духе международных правовых актов по правам человека обеспечивающих защиту граждан в различных ситуациях, относящихся к категории социального риска. Множественность данных нормативно-правовых актов обусловлена, во-первых, все более широким охватом правовой регламентацией ситуаций социального риска и, во-вторых, совершенствованием механизма регулирования социальной защиты в конкретных ситуациях .
Предприняты законодательные меры по усилению ответственности родителей за воспитание детей, что предусмотрено положениями Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2003). В нем впервые введено понятие «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении». Уточнение его содержания и критерии отнесения детей к упомянутой категории даны в Инструкции Министерства образования о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите.
В 2004 г. определение «дети, нуждающиеся в государственной защите» включено в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. В итоге, к 2006 г. более 39,5 тыс. детей из 22 тыс. семей признаны находящимися в социально опасном положении, а 3,5 тыс. несовершеннолетних, не имеющих сиротского статуса, отнесены к нуждающимся в государственной защите[17] .
Ведется работа по совершенствованию правового механизма защиты прав детей в Республике Беларусь. Назовем следующие основные подходы в совершенствовании правового механизма:
1) создание правовых условий для улучшения положения семей и детей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах, перераспределение государственных ресурсов в пользу таких семей, обеспечение их адресной социальной защиты, учет в жилищной политике числа детей в семье и возможностей рождения детей в целях улучшения демографической ситуации, обеспечение бесплатности и доступности для всех детей базовых услуг здравоохранения и образования;
2) систематизация законодательства, пересмотр декларативных и противоречащих друг другу норм, преимущественный переход к нормам прямого действия, имеющим финансовые и организационные механизмы реализации[3] .
В Республике формируется система социально-педагогической помощи семьям и детям, практикуется создание временно приемных семей, в которые можно определить детей, оказавшихся в неблагополучных жизненных ситуациях, оказание неотложной психолого-педагогической помощи, индивидуальное консультирование. В Минске создана первая в Беларуси социально-психологическая служба по упреждению всех форм насилия над детьми «Дети – не для насилия»[20].
Осуществлены меры по обеспечению реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
Сформирована модель работы органов управления и учреждений образования, обеспечивающая реализацию Декрета. Разработан и реализуется комплекс мер по совершенствованию работы по реализации названного Декрета, проводится межведомственный мониторинг его реализации [11, с. 83].
Работа строится на основе регламентирующих документов: 1) Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях, 2) Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2011 – 2015 годы, 3) Приказ о совершенствовании идеологической и воспитательной работы, 4) Приказ о совершенствовании работы БРСМ, 5) Программа сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2011 – 2014 гг. и многие другие.
Проведена республиканская научно-практическая конференция по предупреждению попадания несовершеннолетних в социально опасное положение, профилактике суицидов и насилия, в которой приняли участие 150 специалистов органов управления образованием, здравоохранением, внутренних дел, научная и педагогическая общественность.
Ведется планомерная работа по подготовке молодежи к семейной жизни, действуют школы молодой семьи, клубы молодых родителей, клубы и общества взаимопомощи и взаимоподдержки, клубы неполной семьи, налажена система консультаций и тренингов для подростков и их родителей, действуют клубы практического психолога «Познай себя» для подростков, выявляется психологическая готовность детей к школе.
При работе с семьями главной задачей является: 1) помочь родителям найти подходящую систему воспитания, альтернативные методы, чтобы набор средств родительского воздействия исключал телесные наказания; 2) дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям, а устанавливая для маленьких членов семьи определенные рамки поведения.
В учреждениях образования работа с родителями начинается с выявления и социального патронажа семей с неблагополучным микроклиматом. В ходе этой работы устанавливаются контакты с семьей, собирается информация о социальной ситуации с использованием различных источников. Организуются консультирование, проводятся беседы специалистами психологом и социальным педагогом. Активно проводится информационно-просветительская работа как конкретно с «проблемными» семьями.
С целью необходимого информирования родителей о проблеме насилия в семье выпускаются памятки для родителей. Также для родителей организуются педагогические гостиные, «круглые столы», лектории. В работе с детьми используются программы взаимодействия специалистов по социальной работе, социальных педагогов и психологов школ. Проводится профилактическая работа с детскими коллективами, которая включает беседы, лекции с целью разъяснения опасности насилия и ориентации детей на то, чтобы, находясь в трудной жизненной ситуации, они в любой момент смогли бы обратиться за помощью.
Кроме того, проект международной технической помощи по предотвращению насилия на гендерной почве будет в 2011 – 2013 гг. реализован в Беларуси совместно с Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА).
В Беларуси принят закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», предусматривающий меры по предупреждению насилия в семье.
Ведь именно профилактика любого явления, своевременное вмешательство – залог успешной борьбы с рассматриваемой проблемой.
Среди достижений в общественной жизни и социальной политике можно назвать тот факт, что с каждым годом проблема насилия над детьми в стране становится более открытой и дискутируемой. Проводятся различные мероприятия и акции, пресс-конференции и передачи в прямом эфире, в СМИ публикуются статьи с целью информирования широкой общественности, восполнения у нее недостатка сведений ил коррекции неверной информации о фактах насилия в отношении несовершеннолетних, издается специальная литература.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей на базе средней школы