Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 23:40, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе подросткового возраста, выявлении характерных для этого периода особенностей конфликтных ситуаций и способов их преодоления.
Задачи исследования:
Методологический анализ особенностей конфликтных ситуаций и способов их преодоления в подростковом возрасте.
Раскрыть понятие конфликта и основные механизмы его протекания.
Рассмотреть причины возникновения конфликтов в подростковой среде.
Актуальность исследования.
Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований.
Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации.
Конфликт рассматривается на разных уровнях личности. Внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличностных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональными переживаниями человека. В той же степени внутренние конфликты человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут переходить с одного уровня на другой. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимодействии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др.; конфликт, который возникает между участниками отдельных групп, может стать началом межгруппового конфликта.
Первые теоретические и
В последние десятилетия нового столетия вопросы изучения конфликтных ситуаций и способов их преодоления приобретают новое социально психологическое, психолого-педагогическое, нравственно-этическое звучание. Современные акценты в исследованиях способов преодоления конфликтных ситуаций определяются и приобретают многоуровневое содержание в логике изучения их онтогенетических механизмов.
Противоречия социальной
среды (экономические, нравственно-этические,
ментальные и т.п.) особенно остро
проявляются в кризисные
Таким образом, актуальность изучения
вопроса преодоления
Тема исследования: «Конфликты в подростковой среде. Типы и способы их решения».
Проблемой данного выпускного квалификационного исследования является выявление влияния конфликтных ситуаций и путей их разрешения в подростковой среде.
Цель исследования заключается в анализе подросткового возраста, выявлении характерных для этого периода особенностей конфликтных ситуаций и способов их преодоления.
Объектом исследования являются конфликтные ситуации и способы их преодоления в подростковой среде.
Предмет исследования - особенности конфликтных ситуаций, характерных для подросткового возраста и способов их преодоления.
Гипотеза исследования. Подростковый возраст определяет специфические особенности конфликтных ситуаций и формирование стратегий и способов их преодоления. Особенности подросткового периода проявляются в том, что реальные жизненные ситуации приобретают субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления.
Задачи исследования:
Методологической основой
исследования является:
— психология социальных ситуаций (Курт Левин, Л.Ф. Бурлачук, С.Л. Рубинштейн).
— психология онтогенетического развития (Эрик Эриксон, Л.И. Божович).
— психология кризиса (G. Caplan, T.Indemann Е., Moos RfNL, Ф.Е. Василюк).
— психология конфликта в онтогенетическом развитии (3игмунд Фрейд, Курт Левин, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, Г.И. Цукерман).
— концепция психологической устойчивости личности (Е.П. Крупник).
— психология преодоления (R.S.Lazarus, Е.Ф. Томе, Ф.Е. Василюк, С.С. Нартова-Бочавер).
Методы исследования: проведенное дипломное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели:
- теоретические методы: анализ педагогической и психологической литературы, документов, материалов периодической печати, методических разработок по теме исследования;
- эмпирические методы: беседы, тестирование, интервьюирование, социологические исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость дипломного исследования определяется тем, что процесс конфликтных ситуаций рассмотрен с позиции психолого-педагогической теории развивающего обучения. Представлено теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное доказательство эффективности предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций в подростковой среде.
Практическая значимость исследования заключается в возможном использовании методических материалов (тесты, психологические игры и т.п.) при разработке и реализации инновационных программ по улучшению климата и разрешению конфликтных ситуаций в подростковой среде.
Положения, выносимые на защиту:
- защитное, характеризующееся
пассивностью и
- ситуативное, направленное на
снижение психического
- нормативное, характеризуемое ориентацией на нормы и правила, принятые в социуме, социально одобряемое;
- творческое, предполагающее
осознанный выбор стратегий,
Структура исследовательской работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка используемой литературы.
Основное содержание выпускной квалификационной работы.
Во введении определены: актуальность, цель, проблема, объект, предмет, гипотеза, методология, задачи, метод, а также обоснованная научная новизна дипломного исследования, теоретическая и практическая значимость, возможность использования проделанного исследования.
В первой главе «Психолого-педагогического анализ конфликта в подростковом возрасте» рассмотрены конфликтные ситуации в учебной сфере. Представлен психолого-педагогический анализ конфликта в подростковом возрасте. Рассмотрено понятие конфликта, конфликтной ситуации. Проанализирована и дана общая психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Раскрыты причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте, а также особенности поведения подростков в конфликтной ситуации.
Во второй главе «Эмпирический анализ содержания реальных конфликтных ситуаций и способов их преодоления в подростковый период» Предложен эмпирический анализ содержания конфликтных ситуаций и способов, их преодоления в подростковом периоде. Разработан эмпирический анализ стратегий преодоления конфликтных ситуаций, используемых подростками.
В заключении обобщены результаты научного исследования.
Библиографический список включает в себя 29 источников.
Общий объем дипломной работы составляет 119 листов.
Глава 1. Психолого-педагогический анализ конфликта в подростковом возрасте.
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений конфликта: «Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных действиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями».
В соответствии с данным определением выделяют четыре вида конфликтов:
Существуют особенно
в философских трудах, более широкие
толкования понятия “конфликт”, где
он часто идентифицируется как присущая
борьба противоположностей, любому взаимодействию
людей. Такой вывод подверг
Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.