Социально-педагогические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе подросткового возраста, выявлении характерных для этого периода особенностей конфликтных ситуаций и способов их преодоления.

Задачи исследования:
Методологический анализ особенностей конфликтных ситуаций и способов их преодоления в подростковом возрасте.
Раскрыть понятие конфликта и основные механизмы его протекания.
Рассмотреть причины возникновения конфликтов в подростковой среде.

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 541.00 Кб (Скачать файл)

Актуальность  исследования.

Конфликт является одной  из универсальных характеристик  мира и основной движущей силой его  развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований.

Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации.

Конфликт рассматривается на разных уровнях личности. Внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличностных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональными переживаниями человека. В той же степени внутренние конфликты человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут переходить с одного уровня на другой. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимодействии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др.; конфликт, который возникает между участниками отдельных групп, может стать началом межгруппового конфликта.

Первые теоретические и экспериментальные  исследования межличностных конфликтов были проведены Куртом Левиным, который рассматривал их в контексте удовлетворения - неудовлетворения потребностей личности. Конфликт характеризуется им как "ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные силы приблизительно равной величины", то есть к межличностным конфликтам Курт Левин относит противоречия между потребностями человека и внешними вынуждающими силами.

В последние десятилетия нового столетия вопросы изучения конфликтных  ситуаций и способов их преодоления  приобретают новое социально  психологическое, психолого-педагогическое, нравственно-этическое звучание. Современные акценты в исследованиях способов преодоления конфликтных ситуаций определяются и приобретают многоуровневое содержание в логике изучения их онтогенетических механизмов.

В работах  зарубежных ученых (Ральф Дарендорф, Н.М. Дойч, Георг Зиммель, Л.А. Козер, Курт Левин, Толкотт Парсонс, Карен Хорни и др.), а также в трудах отечественных исследователей (К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, В.И. Журавлев, Н.И. Леонов, В.Н. Мясищев, В.В. Новиков, Н.Н. Обозов, Л. А. Петровская, Б.И. Хасан и другие) разработаны теоретико-методологические подходы к анализу межличностных конфликтов, представлены различные взгляды на природу конфликта, его социальную роль, даны разнообразные определения конфликта, понятийный аппарат его описания, рассмотрены способы разрешения конфликтных ситуаций.

Противоречия социальной среды (экономические, нравственно-этические, ментальные и т.п.) особенно остро  проявляются в кризисные периоды  развития. Содержание противоречий формирует конфликтные ситуации и определяет механизмы их возникновения и протекания, а если учесть, что в подростковый период острота противоречий обостряется, то возникает определенная необходимость в поиске эффективных способов и приемов их преодоления.

Таким образом, актуальность изучения вопроса преодоления конфликтных  ситуаций в подростковом возрасте обусловлен экономическими и социальные условиями, с одной стороны, а также потребностями  воспитательного процесса, с другой.

Тема исследования: «Конфликты в подростковой среде. Типы и способы их решения».

Проблемой данного выпускного квалификационного исследования является выявление влияния конфликтных ситуаций и путей их разрешения в подростковой среде.

Цель исследования заключается в анализе подросткового возраста, выявлении характерных для этого периода особенностей конфликтных ситуаций и способов их преодоления.

Объектом исследования являются конфликтные ситуации и способы их преодоления в подростковой среде.

Предмет исследования - особенности конфликтных ситуаций, характерных для подросткового возраста и способов их преодоления.

Гипотеза исследования. Подростковый возраст определяет специфические особенности конфликтных ситуаций и формирование стратегий и способов их преодоления. Особенности подросткового периода проявляются в том, что реальные жизненные ситуации приобретают субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления.

Задачи исследования:

  • Методологический анализ особенностей конфликтных ситуаций и способов их преодоления в подростковом возрасте.
  • Раскрыть понятие конфликта и основные механизмы его протекания.
  • Рассмотреть причины возникновения конфликтов в подростковой среде.
  • Исследовать особенности поведения подростков в конфликтной ситуации.
  • Проанализировать способы и методы предупреждения  и разрешения конфликтных ситуаций.
  • Представить опытно - экспериментальные  материалы по обучению подростков способам разрешения конфликтов.

  
Методологической основой исследования является:

 — психология социальных ситуаций (Курт Левин, Л.Ф. Бурлачук, С.Л. Рубинштейн).

—  психология онтогенетического развития (Эрик Эриксон, Л.И. Божович).

— психология кризиса (G. Caplan, T.Indemann Е., Moos RfNL, Ф.Е. Василюк).

— психология конфликта в онтогенетическом развитии (3игмунд Фрейд, Курт Левин, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, Г.И. Цукерман).

— концепция психологической устойчивости личности (Е.П. Крупник).

— психология преодоления (R.S.Lazarus, Е.Ф. Томе, Ф.Е. Василюк, С.С. Нартова-Бочавер).

  • Психология социальных ситуаций (Курт Левин, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, Мария Тышкова, С.Л. Рубинштейн.).
  • Психология онтогенетического развития (Эрик Эриксон, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, B.C. Мухина, Г.И. Цукерман).
  • Психология кризиса (Caplan G, Lindemann Е., Moos R. N., Б. С.  Братусь, Ф. Е. Василюк).
  • Психология конфликта в онтогенетическом развитии (3игмунд Фрейд, Курт Левин, Д. И. Фельдштейн, Л. И. Божович, Г. И. Цукерман).
  • Концепция психологической устойчивости личности (Е. П. Крупник).
  • Психология преодоления (Lazarus R. S, Folkman S, Г. Томе, Б. Ф. Поршнев, Л. И. Анцыферова, Ф. Е. Василюк, С. К. Нартова-Бочавер).

 

Методы исследования: проведенное дипломное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели:

-  теоретические методы:  анализ педагогической и психологической литературы, документов, материалов периодической печати, методических разработок по теме исследования;

- эмпирические методы: беседы, тестирование, интервьюирование, социологические исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость дипломного исследования определяется тем, что процесс конфликтных ситуаций рассмотрен с позиции психолого-педагогической теории развивающего обучения. Представлено теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное доказательство эффективности предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций в подростковой среде.

Практическая  значимость исследования заключается в возможном использовании методических материалов (тесты, психологические игры и т.п.) при разработке и реализации инновационных программ по улучшению климата и разрешению конфликтных ситуаций  в подростковой среде.

 

Положения, выносимые  на защиту:

  • Психологические особенности подросткового возраста определяют как специфику конфликтных ситуаций, так и особенности стратегий их преодоления, в результате чего реальные жизненные ситуации приобретают субъективно конфликтное содержание и специфические для подростковой среды стратегии их преодоления.
  • Для стратегий преодоления конфликтных ситуаций в подростковом возрасте характерна следующая типология поведения:

- защитное, характеризующееся  пассивностью и неосознанностью  поведения; 

- ситуативное, направленное на  снижение психического напряжения, возникающего при столкновении  подростка с конфликтной ситуацией;

- нормативное, характеризуемое ориентацией на нормы и правила, принятые в социуме, социально  одобряемое;

- творческое, предполагающее  осознанный выбор стратегий, активное  неведение подростка в овладении  ситуацией, творческий характер  используемых стратегий.

  • Типология поведения в конфликтных ситуаций соотносима со специфическими способами преодоления противоречий в конфликтных ситуациях в подростковой среде.

Структура исследовательской  работы. Выпускная квалификационная  работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка используемой литературы.

Основное содержание выпускной  квалификационной работы.

Во введении определены: актуальность, цель, проблема, объект, предмет, гипотеза, методология, задачи, метод, а также обоснованная научная новизна дипломного исследования, теоретическая и практическая значимость, возможность использования проделанного исследования.

В первой главе «Психолого-педагогического анализ конфликта в подростковом возрасте» рассмотрены конфликтные ситуации в учебной сфере. Представлен психолого-педагогический анализ конфликта в подростковом возрасте. Рассмотрено понятие конфликта, конфликтной ситуации. Проанализирована и дана общая психолого-педагогическая  характеристика подросткового возраста. Раскрыты причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте, а также особенности поведения подростков в конфликтной ситуации.

Во второй главе «Эмпирический анализ содержания реальных конфликтных ситуаций и способов их преодоления в подростковый период» Предложен эмпирический анализ содержания конфликтных ситуаций и способов, их преодоления в подростковом периоде. Разработан эмпирический анализ стратегий преодоления конфликтных ситуаций, используемых подростками.

В заключении обобщены результаты научного исследования.

Библиографический список включает в себя  29 источников.

Общий объем  дипломной работы составляет 119 листов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогический анализ конфликта в подростковом возрасте.

    1. Понятие конфликта, конфликтной ситуации. 

Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений  конфликта: «Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых  друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных действиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями».

В соответствии с данным определением выделяют четыре вида конфликтов:

  • внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
  • межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
  • межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
  • личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

Существуют особенно в философских трудах, более широкие  толкования понятия “конфликт”, где  он часто идентифицируется как присущая борьба противоположностей, любому взаимодействию людей. Такой вывод подверг убедительной критике психолог Ф.М.Бородкин, который показал, что в этом случае всякую борьбу за свое существование любых живых организмов, начиная с простейших, вынуждены объявить конфликтом. В то же время приписывание конфликтному взаимодействию категории цели позволяет выделять в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, т.е. к осознанию своей позиции, позиций других участников конфликта, планированию своих действий, сознательному использованию средств. По мнению Ф.М.Бородкина «угроза конфликта со стороны “своих” должна быть одним из самых древних и интимных механизмов стимулирования определенного поведения, так же как и поощрение”. При этом избежание конфликта, выступающее во многих случаях мотивом деятельности, может быть как прямым уходом в сторону, покиданием арены борьбы, так и конструктивным устранением самой конфликтной ситуации за счет ее обновления или уничтожения. [21, с.23].

Чтобы спрогнозировать  конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает  в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.

Информация о работе Социально-педагогические конфликты