Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 23:40, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе подросткового возраста, выявлении характерных для этого периода особенностей конфликтных ситуаций и способов их преодоления.
Задачи исследования:
Методологический анализ особенностей конфликтных ситуаций и способов их преодоления в подростковом возрасте.
Раскрыть понятие конфликта и основные механизмы его протекания.
Рассмотреть причины возникновения конфликтов в подростковой среде.
Выделяют следующие
виды тактик воздействия на оппонента.
Учитывая данные тактики педагог должен
уметь их внедрять в свою работу с подростками
по разрешению создавшегося конфликта.
Тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в конфликтах, где объект материален. Это могут быть как межличностные конфликты (самовольное заселение в квартиру, например), так и межгрупповые и межгосударственные. Для конфликтов между группами и государствами такая тактика чаще всего представляет собой сложную, состоящую из ряда этапов деятельность, включающую политические, военные, экономические и иные средства.
Тактика физического насилия (ущерба). Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений (вплоть до убийства), блокирование чужой деятельности, причинение боли и т.п.
Тактика психологического насилия (ущерба). Данная тактика вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь. Ее проявления: оскорбление, грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, унижение, жесткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях. Часто (более 40%) применяется в межличностных конфликтах (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов).
Тактика давления. Спектр приемов включает предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, шантаж. В конфликтах по вертикали применяется в двух из трех ситуаций (А.И. Шипилов).
Тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне. Это могут быть публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудавшаяся попытка самоубийства, (бессрочные голодовки, перекрытие железнодорожных путей, автомагистралей, использование транспарантов, плакатов, лозунгов и т.п.).
Санкционирование. Воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения.
Тактика коалиций. Цель — усиление своего ранга в конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении в СМИ, различные органы власти. Используется в более чем одной трети конфликтов.
Тактика фиксации своей позиции — наиболее часто применяемая тактика (в 75—80% конфликтов). Основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д.
Тактика дружелюбия. Включает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение.
Тактика сделок. Предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.
Тактики бывают жесткие, нейтральные и мягкие. В конфликтах применение тактик обычно идет от мягких к более жестким. Конечно, бывает и резкое, внезапное применение жестких приемов по отношению к участнику (например, внезапное нападение, начало войны и т.п.). Кроме того, выделяют рациональные (фиксация своей позиции, дружелюбие, санкционирование) и иррациональные (давление, психологическое насилие) тактики).
Разберем классификацию конфликтов. Если в качестве оснований для классификации выбирать существенные признаки конфликтов, то она будет называться естественной. Такие классификации имеют познавательное значение. Примером классификации такого рода служит группировка конфликтов в зависимости от вида противоречий, лежащих в их основе; особенностей субъектов конфликта; характера и масштабов ущерба, нанесенного в результате конфликта, и др.
Классификация, в основе которой лежит существенный признак конфликта, называется типологией. В результате типологии выделяется ряд типов конфликтов. Сам тип выступает единицей разделения множества конфликтов по выбранному основанию классификации.
Разнообразие конфликтов во многом определяется заложенными в них причинно-мотивационными связями. Учитывая это, Н.В. Гришина в результате изучения производственных конфликтов выделила конфликты, возникающие как реакция на препятствие к достижению первичных, т.е. основных, целей трудовой деятельности; препятствие к достижению вторичных, имеющих личный характер целей совместной трудовой деятельности; поведение, не соответствующее принятым нормам отношений, и поведение людей в совместной трудовой деятельности, не отвечающее их ожиданиям; личные конфликты, возникающие в силу личных особенностей членов трудового коллектива. [8, с.93].
Межличностные конфликты в зависимости от характера отношений подчиненности между оппонентами можно классифицировать на конфликты “по вертикали”, “по горизонтали” и “по диагонали” — когда оппоненты находятся в отношениях косвенной подчиненности.
Базисная типология конфликтов позволяет определить границы объектного поля конфликтологии и выделить в нем наиболее общие структурные единицы. Она включает конфликты с участием человека: социальные и внутриличностные. Социальные конфликты включают: межличностные, между личностью и группой, между малыми, средними, большими социальными группами, межгосударственные.
Внутриличностные конфликты: между “хочу” и “хочу”, между “хочу” и “не могу”, между “хочу” и “нужно”, между “могу” и “не могу”, между “нужно” и “нужно”, между “нужно” и “не могу”. В принципе в основе классификации может лежать любой признак конфликта.
Проблема выявления
причин возникновения конфликтов занимает
ключевое место в поиске путей
их предупреждения и конструктивного
разрешения. Без знания движущих сил
развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное
воздействие. На основе только описательных
моделей конфликта нецелесообразно решительно
вмешиваться в его естественное развитие.
Мы знаем, что происходит во время конфликта.
Возникновение и развитие конфликтов
обусловлено действием четырех групп
факторов и причин: объективных, организационно-управленческих,
социально-психологических и личностных.
Первые две группы факторов носят объективный
характер, третья и отвергая — субъективный.
К числу объективных причин конфликтов
можно отнести главным образом те обстоятельства
социального взаимодействия людей, которые
привели к столкновению их интересов,
мнений, установок и т.п. Объективные причины
приводят к созданию предконфликтной
обстановки — объективного компонента
предконфликтной ситуации.
Субъективные причины
конфликтов в основном связаны с
теми индивидуальными
Любая объективная причина играет свою роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в том числе по причине действия субъективных факторов. Большинство объективных причин субъективны. В свою очередь субъективные причины конфликтов объективно детерминированы. В основе субъективной причины конфликта может лежать фактор, от человека мало зависящий, т.е. объективный фактор.
Нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами. В то же время трудно найти предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликтным способом. В любом межличностном конфликте всегда ту или иную роль играет субъективный фактор. Если человек субъективно не примет решение о начале конфликтного противодействия, конфликта не будет. Поэтому практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин.
Существуют различные
точки зрения на роль социально-психологических
причин в возникновении конфликтов.
Информационные модели конфликтной ситуации.
По-другому этот субъективный компонент
конфликтной ситуации называют восприятием участниками конфликта. Он является
исключительно важным для понимания возникновения
и развития конфликта. [14, с.49].
Проблема образов (информационных моделей) конфликтной ситуации, имеющихся у каждой из участвующих сторон, стала рассматриваться в конфликтологии, в социальной психологии сравнительно недавно. Под образом конфликтной ситуации понимается субъективная картина данной ситуации, складывающаяся в психике каждого участника. Она включает в себя: представление оппонентов о самих себе (своих целях, мотивах, ценностях, возможностях и т.д.); о противостоящей стороне (ее целях, мотивах, ценностях, возможностях и т.д.); каждого участника о том, как другой воспринимает его; о среде, в которой складываются конкретные отношения.
Именно идеальные картины
Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной.
Исходя из этого выделяют четыре случая:
• Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.
• Объективная конфликтная
• Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта).
• Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками. Такой случай может быть назван адекватно воспринимаемым конфликтом.
Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью искаженности и неопределенности. Поэтому именно эта “неопределенность” исхода является необходимым условием возникновения конфликта, ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение. [8, с.96].
При нейтральном взаимодействии ситуация общения воспринимается, как правило, адекватно. Конечно, происходят определенное искажение и потеря информации как в ходе коммуникации, так и в результате специфики социальной перцепции, о чем уже сказано выше при рассмотрении генезиса конфликта. Это вполне естественно, так как информация не обезличена, а имеет личностный смысл. Однако в конфликтной ситуации восприятие претерпевает особенные изменения возрастает степень субъективности восприятия.
Степень искажения конфликтной ситуации — не постоянная величина. Это могут быть незначительные отклонения, например, в кратковременных конфликтах. Однако исследования социально-перцептивных процессов в трудных ситуациях взаимодействия показывают, что искажения в восприятии ситуации способны достигать значительных масштабов.
Рассмотрим, в чем состоит искажение конфликтной ситуации.
1. Искажение конфликтной ситуации в целом. В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом.
• Конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются. Происходит схематизация конфликтной ситуации. Выделяются некоторые основные устойчивые связи и отношения.
• Уменьшается перспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу “здесь и теперь”.
• Восприятие ситуации происходит в полярных оценках по типу “черное — белое”.
• Господствует категоричность оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям.
• Происходит фильтрация информации и интерпретация в том русле, которое соответствует своим предубеждениям.
2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.
А. Собственная мотивация. Собственные
помыслы оцениваются как
Б. Мотивы оппонента
3. Искажение восприятия действий, высказываний, поступков.
А. Собственная позиция. Обычно фиксируется нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность.
Целевая составляющая рассматривается в русле “Я прав, поэтому я должен победить!”.Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах: я все делаю правильно (самоподдержка);
по-другому в этой ситуации невозможно поступить (это единственно верное решение);
он сам виноват, что мне приходится так действовать (возложение ответственности на другого);