Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 23:40, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе подросткового возраста, выявлении характерных для этого периода особенностей конфликтных ситуаций и способов их преодоления.
Задачи исследования:
Методологический анализ особенностей конфликтных ситуаций и способов их преодоления в подростковом возрасте.
Раскрыть понятие конфликта и основные механизмы его протекания.
Рассмотреть причины возникновения конфликтов в подростковой среде.
Существуют сигналы, предупреждающие конфликт.
Среди них:
- кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на самом деле);
- недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);
- инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
- напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);
- дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).
Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта.
На практике педагога больше интересует не столько устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации. Ведь инцидент можно заглушить путем “нажима”, тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива.
Конфликт рассматривается
Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия личность, указывается, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений. Между тем многие учителя отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательной работе. У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову “конфликт”, в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного процесса. Они стремятся избегать конфликтов любыми способами, а при наличии их пытаются гасить внешнее проявление последних.
Большинство ученых считает, что конфликт – это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами. Другие определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы:
-такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством как явление создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом коллективе школьников, старшеклассников особенно, как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями;
-как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей;
-как внутреннюю борьбу порождающую внешние, объективно данные противоречия;
-как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов;
-как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения.
В педагогической литературе чаще обсуждаются предотвращение, ослабление, разрешение конфликтов реже – управление ими. Такие авторы как Д.И. Фельдштейн и Л.И. Воробьева подчеркивают, что школьные педагоги рассматривают конфликты как нежелательное явление, почти как стихийное бедствие, как нечто неуправляемое и выходящее из-под контроля. На протяжении ряда лет практическим работникам школ и внешкольных учреждений важнее было внешнее благополучие, по которому складывалось мнение о качестве и уровне воспитательной работы «...ведь если много этими конфликтами заниматься, да еще широко оповещать о них, как бы у других не сложилось мнение, что в школе много беспорядков, как бы о школе плохо не думали». [11, с.87].
На основании изложенного
можно сделать вывод, что в
течение длительного времени
отсутствовали единые взгляды на природу и причины
возникновения конфликтов; не признавался
сам факт существования противоречий
и конфликтов; само наличие конфликтов
воспринималось как негативное явление,
мешающее нормальному функционированию
педагогической системы и вызывающее
ее структурные нарушения.
Установлено, что противоречия, возникающие
среди подростков, не всегда приводит
к конфликту. От умелого и чуткого педагогического
руководства зависит, вырастет ли противоречие
в конфликт или найдет свое разрешение
в дискуссиях и спорах. Успешное разрешение
конфликта зависит подчас от той позиции,
которую занимает педагог по отношению
к ней (авторитарная, нейтральная, избегание
конфликтов целесообразное вмешательство
в конфликт). Управлять конфликтом, прогнозировать
его развитие и уметь разрешать – своеобразная
“техника безопасности” педагогической
деятельности.
Различают два подхода в подготовке к разрешению конфликтов:
В разумном и педагогически целесообразном разрешении конфликта заложены большие возможности. Реализация этих возможностей будет зависеть от раздумий над фактами, анализа сложившейся обстановки, выявления мотивов, которыми руководствуются школьники (В.В. Давыдов).
“Конфликтная ситуация, как правило, бывает педагогически целесообразна и выступает как активное средство воспитательного воздействия”.[7, с.90].
В.М. Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты подростков зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:
Однако педагогу достаточно часто не хватает культуры и техники взаимодействия с воспитанниками, что приводит к взаимному отчуждению.
Человек с высокой техникой общения характеризуется стремлением не только верно разрешать конфликт, но и понять его причины. Для разрешения конфликтов среди подростков весьма уместен метод убеждения как путь примирения сторон. Он помогает показать подросткам нецелесообразность некоторых форм, которые они используют для разрешения конфликта (драки, присвоение кличек, запугивание и т.п.). В то же время педагоги, используя этот метод, допускают типичную ошибку, ориентируясь только на логику своих доказательств, не учитывая взглядов и мнений самого подростка. Ни логика, ни эмоциональность не достигают цели, если педагог игнорирует взгляды и опыт воспитанника. [23, с.17].
В плане рассматриваемого
вопроса очевидный интерес
Преодоление конфликтов у школьников
А.В. Мудрик рассматривает как особый случай
этой корректировки. В зависимости от
типа конфликта предлагаются следующие
способы его разрешения:
• групповые дискуссии
– особо эффективные при
• индивидуальные беседы, полезные при всех типах конфликтов;
• педагогический маневр – универсальный способ разрешения конфликтов, который заключается в сознательном введении дополнительных факторов, усиливающих общественно ценные мотивы конфликтных изменений его содержания, в подкреплении нравственных усилий отдельных учащихся в их попытках решения конфликтов.
Качество общения при этом будет зависеть от:
• постановки перед школьниками проблем, адекватных их возрастным особенностям, которые ранее не привлекали внимание;
• сообщения неординарной информации, которая в соответствии с возрастными особенностями должна заинтересовать школьников;
• выдвижения перед коллективом или группой учащихся определенной альтернативы, необходимость обсуждения которой объективно диктуется характером жизнедеятельности подростков;
• переориентации интересов членов коллектива или группы учащихся.
Особую роль в корректировке
содержания общения школьников играет
характер общения педагога с учащимися.
В том случае, когда оно доброжелательное,
а тем более доверительное, корректировка
содержания общения ребят происходит под влиянием личности педагога.
Предлагаемые А.В. Мудриком способы разрешения
конфликтов и пути корректировки содержания
общения школьников, на наш взгляд, с наибольшим
воспитательном эффектом могут применяться
для предупреждения и разрешения конфликтов
среди подростков.
Сложность разрешения конфликтов не зависит
от частоты возникновения или вида деятельности,
в которой они произошли. Так, например,
среди непредсказуемых можно выделить
конфликты, происходящие в среде подростков
в процессе общения, во время дискуссии
с друзьями. Это, как правило, спор с высоким
эмоциональным накалом, весьма поверхностной
и нелогичной аргументацией. Они приводят
к общему выводу, а зачастую заканчиваются
ссорой, которая чаще всего бывает недолговременной.
“Наша жизнь именно потому прекрасна,
что мы способны бороться, то есть разрешать
конфликты, смело идти им навстречу, смело
и терпеливо переживать страдания и недостатки”.[17,
с.83].
Теоретический анализ психолого-педагогической конфликтологии приводит к следующим предварительным выводам:
ü в основе конфликта часто лежит объяснимое противоречие, а сам конфликт может носить конструктивный и деструктивный характер;
ü у большинства педагогов сохраняется настороженное отношение к конфликтам среди учащихся;
ü конфликтов не следует “бояться”, поскольку они закономерны;
ü конфликты среди подростков в силу их возрастных особенностей - явление распространенное и обычное;
ü к конфликту часто приводит высокий эмоциональный “накал” в общении;
ü причиной конфликта может служить утверждение
своего “Я”;
внутриличностный конфликт может стать
причиной межличностного конфликта;
ü вмешиваться педагогам в конфликт целесообразно не столько для того, чтобы устранить его, сколько для оказания помощи подростку в познании самого себя, своего товарища, своего учебного коллектива;
ü прежде чем вмешиваться в конфликт, необходимо знать причины его возникновения, иначе вмешательство может приобрести педагогически негативный характер;
ü конфликтная ситуация и конфликт при умелом использовании механизмов управления могут стать эффективными средствами воспитательного воздействия;
ü педагогу необходимы глубокие специальные знания для успешного управления конфликтами среди подростков.
Конфликты могут инициироваться не только объективными, но и субъективными условиями. К объективным обстоятельствам относится, то, что существует более или менее независимо от педагогического процесса, и что создает потенциальную возможность конфликта. Субъективные условия составляют уровень воспитанности и развития детей, осознание степени конфликтности ситуации ее участниками, их морально-ценностные ориентации. Невольное или сознательное нарушение взаимодействия хотя бы одним из участников образовательного процесса (учителем, учеником, коллективом) приводит к возникновению конфликтных ситуаций и, как правило, деформирует развитие личности. В процессе педагогического взаимодействия должны быть открытость, ясное понимание побудительных сил и стратегии, профессионального поведения учителя (социального педагога).
По своей направленности конфликты делятся на следующие виды: