Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 21:01, курсовая работа
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность содержания социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.
2. Охарактеризовать особенности социально-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
3.Разработать модель социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.
4. Оценить эффективность применения модели социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования
Введение
Актуальность проблемы. Интерес к вопросу о внедрении инклюзивного образования в нашей стране исторически обусловлен демократическими преобразованиями начала 90 – х годов. Процесс вхождения России в мировое экономическое сообщество потребовал изменения отношения общества к проблемам людей с особыми образовательными потребностями. С 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155), где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся также дети с задержкой психического развития как особого типа аномалии, проявляющейся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Рост числа детей с различными нарушениями физического и нервно-психического здоровья является актуальной проблемой общества на сегодняшний день, и обуславливает совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации, и предполагает максимальный учет особенностей детей с отклонениями в развитии, а так же требует создание специальных условий, способствующих своевременному и полноценному развитию всех сторон личности ребёнка.В настоящее время различные аспекты проблемы интеграции вызывают повышенный интерес у многих специалистов коррекционной направленности. В современной специальной психологии существуют теоретико-экспериментальные разработки, раскрывающие общие и специфические закономерности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в сравнении с нормально развивающими сверстниками (Н.Л.Белопольская, 1999; Е.Е.Дмитриева, 2005; М.В.Жигорева, 2009; НА.Киселева, 2008; И.А.Коробейников, 2002; Т.Н.Князева, 2005, 2011;И.Ю.Левченко, 2000, 2006; Е.А.Медведева, 2007; Н.М.Назарова, 2006; Л.И.Плаксина, 1998, 2006; К.Рейсвелкван, 2004; Л.Э.Семенова, 2009, 2010; Т.Н.Симонова, 2009, 2011; Е.А.Стребелева, 1996, 2000, 2009; В.В.Ткачева 2005' 2009; О.Н.Усанова, 1999, 2003; У.В.Ульенкова, 1983, 1990, 2008;Н.В.Шутова' 2009 и др.).
Отечественные специалисты создали учитывающую «российский фактор» концепцию интегрированного обучения и воспитания (НЛ.Белопольская, 1999-Е.Е.Дмитриева, 2005; М.В.Жигорева, 2009; И.А.Коробейников, 2002; Т.Н.Князева, 2005; И.ЮЛевченко, 2000, 2005; И.И.Мамайчук, 2001, 2004; Н.Н.Малофеев, 2003, 2009; Е.А.Медведева, 2007; К.Рейсвепкван, 2004; Л.Э.Семенова, 2010-Е.А.Стребелева, 2009; В.В.Ткачева, 2005, 2009; У.В.Ульенкова, 1983, 1990 2005-Н.Д.Шматко, 2003, 2008, 2009; Л.М.Шипицына, 1997, 2001, 2004, 2007; Н.В.Шутова, 2009 и др.), которая опирается на следующие основополагающие принципы: линия интеграции должна идти через обеспечение «психологической готовности» детей к совместному обучению;выработку родительской толерантности; раннюю дифференциацию, коррекцию и контроль за развитием детей; учет зон актуального, ближайшего и перспективного развития; разработку конкретных программ социально-педагогической, психологической помощи для оптимальной реализации возрастных возможностей детей; готовность учреждения к приему детей с ограниченными возможностями здоровья; оказание квалифицированной консультативной помощи педагогам и родителям; подготовку педагогов – специалистов по данному профилю.
Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, как первоначальная ступень развития, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.
Таким образом, инклюзивное образование, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей, и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом. Важно создать условия для обучения таких детей, независимо от форм проявления будь то задержка развития, нарушение зрения, нарушение слуха и так далее. На сегодняшний день при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования, инклюзия в детских садах становится более доступной и реальной. Педагоги всё больше отходят от фронтальных форм обучения дошкольников, широко внедряя интегрированные формы работы с дошкольниками. Формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка, внедряется модульная организация образовательных программ. Всё это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности, что можно пронаблюдать на детях, которые, имея определённые проблемы в развитии, иногда попадают в обычные группы детского сада. То есть ребёнок, являясь активным субъектом своей жизнедеятельности с одной стороны, окружен квалифицированной помощью специалистов, но с другой - проблема социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования не достаточно разработана. На сегодняшний день не существует целостной инновационной концепции социально-педагогического сопровождения процесса развития дошкольников в условиях инклюзивного образования.Наше общество пока не готово к введению интегрированного обучения в систему общего образования, поскольку недостаточно отработаны как нормативно-правовые, так и содержательные аспекты обучения особых детей, не определены их права в отношении получения цензового образования. Эти и другие проблемы нашли свое отражение в исследованиях Т.Н.Волковской, Е.Е. Дмитриевой,
А.А. Дмитриева, И.Ю. Комарковой, В.И. Курбатова, Н.А. Киселевой, А.Р. Маллера, Н.М. Назаровой, Г.Н. Пенина, К. Рейсвепкван, У.В. Ульенковой, Н.Д.Шматко, Л.М. Шипициной и др. Одной из основных проблем интегрированного обучения является недостаточная подготовленность и нехватка специалистов, в частности, практических психологов и педагогов.
В последние годы растет и число исследований, в которых дошкольные этапы рассматриваются уже в контексте проблемы реформирования системы дошкольного воспитания и обучения в части инклюзии (Н.Н.Малофеев, М.М.Маркович, Н.Д.Шматко). Однако в практическом плане отечественная система дошкольного образования столкнулась с рядом трудностей. Во-первых, при расширении границ инклюзии, если придать данному процессу организованный характер, остается неясным, как обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции; во-вторых, наличие материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения в массовых дошкольных образовательных учреждениях; в третьих, каким образом максимально приблизить разнообразные виды помощи (медико-социальную, социально-педагогическую и коррекционно-развивающую) к месту жительства ребенка, а также обеспечить родителей необходимой консультативной поддержкой. А главная из них - возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки. Как показывает опыт работы образовательных дошкольных учреждений, осуществляющих обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, даже те педагоги, которые целенаправленно и сознательно создают условия для развития личности ребенка, не в полной мере обладают необходимыми профессиональными компетенциями к сопровождению этих детей в условиях интеграции в массовую общеобразовательную среду. К тому же следует учитывать факторы, препятствующие успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. Такими факторами является общий уровень их психического развития (когнитивной, социальной, эмоциональной сфер). Поиск путей разрешения данного противоречия определил проблему нашего исследования, которая состоит в раскрытии содержания социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования и его эффективности. Таким образом, цель исследования: изучить и охарактеризовать содержание социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: социально-педагогическое сопровождение дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Предмет исследования: содержание социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Основные гипотезы исследования:
Эффективное социально-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо и возможно в специально организованной среде инновационного инклюзивного образования.
Сущность социально-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования составляет особая социально-педагогическая среда, построенная на детско-взрослом взаимодействии, сотрудничестве, содействии, сопричастности и обеспечении поддержки в решении проблем инклюзивного образования.
Эффективная результативность социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования обеспечивается через содержательную и технологическую сторону диагностической, коррекционной и развивающей работы.
Таким образом, конкретизируя гипотезы, можно сказать, что сущность социально-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования заключается в создании специальных условий для эффективного взаимодействия дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья, со значимыми взрослыми и сверстниками на основе партнёрских субъект-субъектных отношений. Критериями уровня развития социально-педагогического сопровождения дошкольников является специфическая система компетенций, обеспечивающая постепенное формирование у детей системы социальных навыков поведения и развитие продуктивных форм общения со взрослыми и сверстниками.
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность
2. Охарактеризовать особенности
социально-педагогического
3.Разработать модель
4. Оценить эффективность
применения модели социально-
I. Теоретические
аспекты социально-
§1. Сущность категории социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования
Сопровождение ребенка можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процессав решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех специалистов.
Социально-педагогическое сопровождение включает следующие компоненты:
К основным направлениям деятельности специалистов службы социально - педагогического сопровождения относятся:
Говоря об инклюзии и интеграции, сразу срабатывает ассоциация детей с особыми образовательными потребностями. Интеграция как форма социального бытия предусматривает осуществление неограничиваемого участия человека с особыми потребностями во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей, причем это право закреплено законодательно в большинстве развитых странах.
В настоящее время использование термина инклюзия различна и в России, и за рубежом. Инклюзия рассматривается как:
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями[4].
Инклюзивные детские сады — очень гибкие в этом смысле, так как позволяют воспитатели подстраиваются под интересы и нужды детей, способствовать тому, чтобы дети с инвалидностью получали необходимые услуги и поддержку, проводят работу с родителями, сотрудничают с другими детскими садами, обмениваясь опытом.
Участниками инклюзивной системы становятся: дети с ограниченными возможностями, их здоровые сверстники, педагогический состав, администрация и персонал дошкольного образовательного учреждения, родители.
Права детей на развитие, получение адекватных их психофизическим и личностным особенностям образования признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией (ст. 10), другими международными законодательными актами. В Конвенции о правах ребёнка в Статье 23. говорится, что дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь. Пункт 3 статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.