Социально-педагогическое сопровождение дошкольников в условиях инклюзивного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность содержания социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.
2. Охарактеризовать особенности социально-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
3.Разработать модель социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.
4. Оценить эффективность применения модели социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования

Файлы: 1 файл

2 2.docx

— 74.79 Кб (Скачать файл)

В когнитивном критерии следует отметить роль социализации ребенка с ОВЗ, которая происходит в процессе усвоения опыта совместной деятельности, общения со сверстниками и взрослыми, связанной с ведущим видом деятельности, когнитивно-мотивационными характеристиками личности.

Коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде разобщенности, изолированности ребенка от сверстников, доминирования собственных интересов, неумению не только учитывать содержательную линию поведения, но понимать намерения собеседника или игрового партнера.

В процессе совместных игр у детей зачастую наблюдается стремление к игнорированию и подавлению программы действий другого ребенка, разрешению коммуникативно- деятельностных проблем силовым способом, повышению конфликтности и, главное, их несостоятельности находить конструктивные выходы из конфликтов. Это приводит к резкому отставанию в усвоении ими социальных форм поведения, снижению уровня благополучия и психологической безопасности ребенка в системе «сверстник—детское сообщество—социум».

Проблемы развития взаимоотношений в группе сверстников, восприятия сверстника как объекта взаимодействия, а также исследование причин конфликтов в детском сообществе в детской психологии активно разрабатывались в конце прошлого и начале нынешнего веков. Все авторы подчеркивали положительное влияние взаимодействия со сверстником на социально-личностное развитие дошкольника.

В исследованиях по генетической и социальной психологии рассматривается влияние совместной деятельности на развитие мышления с позиции социокогнитивного подхода.

Показатели когнитивного критерия:

  1. способность к принятию решений,
  2. сознательная активность, мотивация,
  3. сформированность статусно-ролевой позиции в ситуациях общения, игры;
  4. усвоение социальной роли.

Сущность  социально-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования составляет особая социально-педагогическая среда, построенная на детско-взрослом взаимодействии, сотрудничестве, содействии, сопричастности и обеспечении поддержки в решении проблем инклюзивного образования, а именно:

- соблюдение всех этапов  работы; включая содержательный  и технологический компонент;

- преемственность диагностической, коррекционной и развивающей работы.

- взаимодействие с другими инклюзивными  учреждениями, обмен опытом, технологиями, документацией;

- разработка приемов, методов и  форм повышения профессиональной  компетентности специалистов;

- наличие команды по реализации  инклюзивного (интегрированного) обучения: координатор инклюзии, логопед, специальный  педагог, социальный педагог, психолог  и др.;

- наличие специального оборудования и средств.

 

§4. Эффективность применения модели социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования

Разработанная нами модель социально – педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования позволит нам активно включать в процесс все категории детей дошкольного возраста

Разработанные этапы и критерии позволят определиться с индивидуальным маршрутом дошкольника, имеющего ОВЗ, и будут способствовать личностному росту ребенка.

Эффективность заключатся, будет и в повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся. Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса при переходе на ФГОС ООО.  Создание системы социально – педагогического  сопровождения затрагивает все компоненты образовательного процесса, вовлекая педагогов, специалистов, родителей,  детский коллектив в процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Данную модель можно применять в дошкольных учреждениях, использовать для рекомендаций дефектологов, логопедов, применять при разработке различных пособий, касающихся инклюзивного (интегративного) образования в специальной педагогике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1998.
  2. Баршай В.М. Активные игры для детей: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  3. Бахтин А.И. Эффективность использования образовательного потенциала. - М.: Наука, 1989.
  4. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьников. 1994. №2
  5. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков /Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1999.
  6. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно - практической конференции (20— 22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. Ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.
  7. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт/ авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова,  Волгоград : Учитель, 2012.
  8. Липский И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс // Педагогика. – 2001. - № 1.
  9. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. №4, 1997.
  10. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами развития.-СПб.: Речь,2001.
  11. Основы социальной работы. Отв. ред. П.Д. Павленок. М.:2001г.
  12. Основы специальной психологии //Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.
  13. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990.- С.92-108 7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «Академия», 2000.
  14. Р. С. Немов Психология. Книга 1. М., 1998 год.
  15. Развитие личности // коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий./ Под.ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова.- С.Пб.: Лениздат, 1987.-С.87.-88.
  16. Сборник программ трудового обучения глубоко умственно отсталых детей в домах-интернатах. - М., 1985.
  17. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «Академия», 2000.
  18. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Санкт Петербург: Питер, 2004.
  19. Словарь справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М. Юристь, 1997.
  20. Смирнов С.А. Педагогика: Педагогические теории, система, технологии. – М.: «Академия», 2000.
  21. Социальная педагогика. Курс лекций. / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001.
  22. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. – М.,1990.
  23. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста-СПб.:Изд-во «Питер»,2000.
  24. Филонов Г.Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. - М.: ЦСП РАО, 1995.
  25. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке // Педагогика. - 1996. - N 6.
  26. Фирсов М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  27. Холостова Е.И., Сорвина А. С. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2002.
  28. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002

 

 

 


Информация о работе Социально-педагогическое сопровождение дошкольников в условиях инклюзивного образования