Социально-педагогическое сопровождение дошкольников в условиях инклюзивного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность содержания социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.
2. Охарактеризовать особенности социально-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
3.Разработать модель социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.
4. Оценить эффективность применения модели социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования

Файлы: 1 файл

2 2.docx

— 74.79 Кб (Скачать файл)

 

§3. Модель социально-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Актуальность  социально-педагогического сопровождения заключается в разработке модели, которая должна существенно изменить всю образовательную ситуацию в ДОУ в рамках инклюзивного образования, посредством организации социально – педагогического сопровождения педагогов, дошкольников, родителей на этапе его внедрения, развития педагогической культуры всех участников образовательного процесса.

Цель: разработка комплекса мер по адаптации дошкольника с ОВЗ.

Для реализации цели нами были поставлены задачи:

    1. Организация социально-педагогического сопровождения дошкольников, педагогов, родителей в условиях инклюзивного образования;
    2. Развитие социально-педагогической компетентности (психологической культуры) дошкольников, родителей, педагогов.
    3. Сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования:

- адаптации к новым условиям обучении;

- поддержка в решении  задач личностного и ценностно-смыслового  самоопределения и саморазвития;

- помощь в решении проблем социализации;

- формирование жизненных навыков;

- формирование навыков  позитивного коммуникативного общения; 

- профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы; 

- помощь в построении  конструктивных отношений с родителями  и сверстниками; профилактика девиантного поведения.

5. Систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса  ребенка и динамики его психологического  развития в процессе школьного  обучения, подбор методов и средств  оценки сформированности универсальных учебных действий.

6. Выявление особых образовательных  потребностей детей с ограниченными  возможностями здоровья, обусловленных  недостатками в их физическом  и (или) психическом развитии и  осуществление индивидуально-ориентированной  психолого-медико-педагогической помощи  таким детям.

В модели нами были предложены 4 этапа:

  1. Диагностический;
  2. Информационный;
  3. Основной;
  4. Заключительный.

На диагностическом этапе решались следующие задачи:

  1. Оценка степени адаптированности дошкольников с ОВЗ
  2. Оценка ситуаций социального развития дошкольников с ОВЗ

На информационном этапе работа велась над осуществлением подготовки педагогов к социально-педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ

Основной этап предполагал:

  1. Включение дошкольников с ОВЗ в совместную деятельность с педагогами
  2. Осуществление полноценной социальной и образовательной интеграции дошкольников с ОВЗ  в среду с нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения
  3. Привлечение педагогов к совместной работе с дошкольниками с ОВЗ.
  4. Проведение социальной работы с дошкольников с ОВЗ:

-адаптация ребенка к  дошкольному учреждению в рамках  инклюзивного образования;

-развитие индивидуальных  особенностей ребенка, прогнозирование  его социально-ролевых функций;

-  реализация правового  статуса ребенка как гражданина  и осознание им этого;

-  работа с различными  группами дошкольников, в том  числе имеющих отклонения в  развитии;

- работа с семьями-мигрантами, с многодетными семьями, с неполными  семьями и др.;

-  формирование социально  принимаемого поведения детей;

- включенность родителей  в социально-педагогические процессы  ДОУ;

- особенности поведения  детей 6-7 лет в связи с началом  обучения;

- социокультурная роль  ДОУ в микрорайоне;

- особенности социализации  детей в ДОУ;

- особенности организации  досуга дошкольников и др.

  1. Оказание необходимой поддержки воспитанникам
  2. Обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенок, приемам и методом воспитания и обучение, оказание им помощи.

Заключительный этап был направлен на подведение итогов всей проделанной работы.

Модель строится с учетом принципов:

- научности – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;

- системности – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;

- комплексности - совместная деятельность различных специалистов, всех участников воспитательного процесса в решении задач сопровождения;

- превентивности - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

- открытости – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;

- технологичности -  использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе;

- взаимодействия – реализация, которого заключается в вовлечении в процесс всех участников. Как это происходит отражено на схеме 1.

 

 Схема1. Схема взаимодействия  социального педагога с участниками  образовательного процесса.

 

                              Социальный педагог



 Дети с ОВЗ         педагоги      сверстники родители

специалисты

В итоге рассмотренные этапы работы, имеют свои конкретные задачи, и каждый из этапов различается по содержанию, формам, методам и принципам работы, которые более подробно описаны в таблице 1.

Таблица 1. Этапы работы

Этапы работы

Содержание деятельности на данном этапе

Формы работы

Методы/средства

Принципы

 

Диагностический

Выявление особенностей развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Исследование адаптированнованности дошкольников с ОВЗ; знакомство с социальным развитием ребенка с ОВЗ 

Диагностика может быть индивидуальной и групповой, фронтальной

Различные методики, направленные на диагностику адаптированности ребенка с ОВЗ к условиям инклюзивного образования

1.Сбор Анкетных данных  о ребенке и основные сведения  о семье. Дата рождения и точный  возраст ребенка, полный состав  семьи с указанием возраста, образования  и характера работы всех членов  семьи и родственников, принимающих  участие в воспитании ребенка. Изменения состава семьи и  реакция ребенка на них. Бытовые  условия жизни.

2. Данные о здоровье  ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз.

3.Особенности воспитания  ребенка, начиная с рождения. Где  и кем воспитывался? В каком  возрасте поступил в дошкольное  учреждение? Как проходила адаптация, как складывались отношения с  детьми и педагогами? Резкие перемены  в обстановке (переезд, разлука с  близкими людьми и т. п.) и реакция  ребенка на них.

4. Характеристика  развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д.? Как шло развитие речи? Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие? Отношение к ним ребенка.

5. Какие еще моменты  в развитии ребенка родители  считают существенными? Особенности ребенка, тревожащие родителей.

Изучение анамнеза семьи (благополучная, неблагополучная, лидер в семье, какие отношения в семье и пр.)

Диагностика социального развития ребенка с ОВЗ

Диагностика интересов, изучение потребностей, трудностей, отклонений в поведении дошкольников с целью оказания им своевременной социальной помощи.

Индивидуальный подход;

Учет возраста  ребенка с ОВЗ;

Учет структуры дефекта.

 

 

Информационный

Подготовка педагогического коллектива к инклюзивному образованию. Освоение  специальных технологий обучения в рамках коррекционной и специальной педагогики. 1.Адекватное отношение к появлению в группе ДОУ особого ребенка: сформировать симпатию, интерес и желание учить ребенка с ОВЗ

2. Принятие педагогом  интегрируемого ребенка

3. Необходимо специально учить налаживать контакт с родителями и близким окружением ребенка с ОВЗ

Групповая и фронтальная форма работы.

Консультативная помощь

Ври подготовке педагогических кадром можно предложить использование следующих методов:

- разработать индивидуальную  методику работы с ребенком;

- организовать  социально-педагогическую работу  с группой;

- разработать методику  реализации взаимоотношений с родителями;

- разрешить конфликт  между участниками образовательного  процесса.

 

Принцип сотрудничества и партнерства;

Принцип эмпатии;

Принцип обучения, воспитания, развития

 

Основной

Непосредственное взаимодействие ребенка с ОВЗ с педагогом, коллективом.

Осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников.

Консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье.

Изучение социальных условий.

индивидуальная групповая, фронтальная

Методы работы с семьей, родителями:

-убеждение-разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

- моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

- вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

- готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

- нравственное упражнение по формированию нравственных качеств;

- в налаживании взаимоотношений с ребенком;

- в коррекции социально-педагогической  работы со своим ребенком;

- в развитии, согласованности  отношений с педагогами в интересах  совершенствования социально-педагогической  работы с ребенком.

Также это может быть:

анкетирование детей и родителей;

опросники;

тесты;

тренинги;

составление социально-психологических паспортов семьи;

анализ состояния здоровья детей;

советы по преодолению сложных жизненных ситуации;

консультации специалистов;

семейная терапия;

индивидуальные беседы;

индивидуальный социальный патронаж семей;

психотерапия;

родительские собрания на дому.

Принцип принятия и самопринятия

Принцип педагогической защиты

Принцип взаимодействия

Принцип взаимопонимания

Итоговый

Отследить динамику развития по веем критериям, как и что, менялось в ребенка с момента запуска модели и на ее окончание.

индивидуальная  групповая

Статистическая обработка данных. Количественный и качественный анализ

Индивидуальный подход;

Учет возраста  ребенка с ОВЗ;

Учет структуры дефекта.

 


 

В модели инклюзивного образования необходимо выделить критерии которые взаимосвязаны между собой, плавно перетекающие друг в друга. Каждый критерий имеет свои показатели, характеризующий деятельность, поведение или общение ребенка. Итак, выделяем:

1. Деятельностный критерий

2.Коммуникативный критерий

3. Когнитивный критерий

Деятельностный критерий включает способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями; готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи. В связи с этим следует отразить виды специальный учреждений.

В настоящее время существует восемь основных видов специальных учреждений для детей с различными нарушениями развития.

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида ( детский сад для глухих детей);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (детский сад для слабослышащих  и позднооглохших детей);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (детский сад для незрячих детей);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (детский сад для слабовидящих  детей);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (детский сад для детей с  тяжелыми нарушениями речи);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (детский сад для детей с  нарушениями опорно-двигательного  аппарата);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (детский сад для детей с  трудностями в обучении - задержкой  психического развития);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (детский сад для детей с  умственной отсталостью).

В любом виде учреждения необходима опора на деятельностный подход, который предполагает:

- учет ведущего вида деятельности, говоря о дошкольниках, имеется в виду игровая деятельность;

- учет возраста ребенка,

- результативность каждого вида деятельности,

- рефлексия деятельности,

- нравственное обогащение видов деятельности,

- сотрудничество педагогов в организации и управлении различными видами деятельности.

- взаимодействие и сотрудничество  всех участников педагогического  процесса (см.схему 1).

Деятельность инклюзивных групп в детском саду направлена на предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями. В их основе лежат идеи дифференциации, уникальности каждого ребенка и концепция использования творческих ресурсов детского сообщества.

Показатели деятельностного критерия:

  1. Умение ребенка сорганизовывать свои интересы в совместной деятельности, в игре,
  2. Развитие в процессе деятельности социальных способностей — умения договариваться с другими, находить компромисс и совместные решения, распределять активность, согласовывать свои действия, выбирать, планировать собственную деятельность, выполнять разные социальные роли, оказывать взаимопомощь и поддержку, уметь исполнять поручения.
  3. Со стороны педагога этот критерий может отражаться в наборе теоретической и практической готовности.

Коммуникативный критерий направлен на  развитие коммуникативных умений, что предполагает взаимодействие ребенка в условиях инклюзивного образования со всеми участниками педагогического процесса: педагогами, родителями, сверстниками. В общении с ребенком с ОВЗ необходим особый подход, об этом мы уже говорили выше, и соблюдение некоторых условий:

-  готовность к сотрудничеству (педагоги, родители, дети),

- развитие способности к созидательной деятельности,

- толерантность, терпимость,

- умение вести диалог,

- умение искать и находить содержательные компромиссы- требования.

Речь ребенка развивается постоянно, а следовательно и коммуникативная функция, это происходит во время игры, занятий, индивидуальной беседе с воспитателем и пр.  С этой целью необходимо включать детей в доступные формы взаимодействия с окружающими, привлекая их к речевым ситуациям (в сюжетно-ролевых играх), использовать творческие задания, речевые упражнения, например «Закончи предложение»

Показателями коммуникативного критерия могут выступать:

1. Уровень развития сотрудничества, как оптимального типа взаимодействия, способность видеть действия партнера, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, отношение к результату деятельности.

2. Уровень развития партнерского  диалога в детском коллективе: способность слушать партнера, способность  договариваться с партнером, способность  к эмпатии.

3. Уровень активности  в речи: умение строить предложения, грамотно выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы.

Информация о работе Социально-педагогическое сопровождение дошкольников в условиях инклюзивного образования