Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 21:01, курсовая работа
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность содержания социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.
2. Охарактеризовать особенности социально-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
3.Разработать модель социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.
4. Оценить эффективность применения модели социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования
§3. Модель социально-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Актуальность социально-педагогического сопровождения заключается в разработке модели, которая должна существенно изменить всю образовательную ситуацию в ДОУ в рамках инклюзивного образования, посредством организации социально – педагогического сопровождения педагогов, дошкольников, родителей на этапе его внедрения, развития педагогической культуры всех участников образовательного процесса.
Цель: разработка комплекса мер по адаптации дошкольника с ОВЗ.
Для реализации цели нами были поставлены задачи:
- адаптации к новым условиям обучении;
- поддержка в решении
задач личностного и ценностно-
- помощь в решении проблем социализации;
- формирование жизненных навыков;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;
- помощь в построении
конструктивных отношений с
5. Систематическое отслеживание
психолого-педагогического
6. Выявление особых
В модели нами были предложены 4 этапа:
На диагностическом этапе решались следующие задачи:
На информационном этапе работа велась над осуществлением подготовки педагогов к социально-педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ
Основной этап предполагал:
-адаптация ребенка к
дошкольному учреждению в
-развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций;
- реализация правового
статуса ребенка как
- работа с различными группами дошкольников, в том числе имеющих отклонения в развитии;
- работа с семьями-мигрантами, с многодетными семьями, с неполными семьями и др.;
- формирование социально принимаемого поведения детей;
- включенность родителей
в социально-педагогические
- особенности поведения детей 6-7 лет в связи с началом обучения;
- социокультурная роль ДОУ в микрорайоне;
- особенности социализации детей в ДОУ;
- особенности организации досуга дошкольников и др.
Заключительный этап был направлен на подведение итогов всей проделанной работы.
Модель строится с учетом принципов:
- научности – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;
- системности – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
- комплексности - совместная деятельность различных специалистов, всех участников воспитательного процесса в решении задач сопровождения;
- превентивности - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
- открытости – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;
- технологичности - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе;
- взаимодействия – реализация, которого заключается в вовлечении в процесс всех участников. Как это происходит отражено на схеме 1.
Схема1. Схема взаимодействия
социального педагога с
Социальный педагог
Дети с ОВЗ педагоги сверстники родители
специалисты
В итоге рассмотренные этапы работы, имеют свои конкретные задачи, и каждый из этапов различается по содержанию, формам, методам и принципам работы, которые более подробно описаны в таблице 1.
Таблица 1. Этапы работы
Этапы работы |
Содержание деятельности на данном этапе |
Формы работы |
Методы/средства |
Принципы |
Диагностический |
Выявление особенностей развития
ребенка, наиболее важных особенностей
деятельности, сформированности определенных
психологических новообразований, соответствия
уровня развития умений, знаний, навыков,
личностных и межличностных образований
возрастным ориентирам и требованиям
общества. Исследование адаптированнованности
дошкольников с ОВЗ; знакомство с социальным
развитием ребенка с ОВЗ |
Диагностика может быть индивидуальной и групповой, фронтальной |
Различные методики, направленные на диагностику адаптированности ребенка с ОВЗ к условиям инклюзивного образования 1.Сбор Анкетных данных
о ребенке и основные сведения
о семье. Дата рождения и точный
возраст ребенка, полный состав
семьи с указанием возраста, образования
и характера работы всех 2. Данные о здоровье ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз. 3.Особенности воспитания
ребенка, начиная с рождения. Где
и кем воспитывался? В каком
возрасте поступил в 4. Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д.? Как шло развитие речи? Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие? Отношение к ним ребенка. 5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными? Особенности ребенка, тревожащие родителей. Изучение анамнеза семьи (благополучная, неблагополучная, лидер в семье, какие отношения в семье и пр.) Диагностика социального развития ребенка с ОВЗ Диагностика интересов, изучение потребностей, трудностей, отклонений в поведении дошкольников с целью оказания им своевременной социальной помощи. |
Индивидуальный подход; Учет возраста ребенка с ОВЗ; Учет структуры дефекта.
|
Информационный |
Подготовка педагогического коллектива к инклюзивному образованию. Освоение специальных технологий обучения в рамках коррекционной и специальной педагогики. 1.Адекватное отношение к появлению в группе ДОУ особого ребенка: сформировать симпатию, интерес и желание учить ребенка с ОВЗ 2. Принятие педагогом интегрируемого ребенка 3. Необходимо специально учить налаживать контакт с родителями и близким окружением ребенка с ОВЗ |
Групповая и фронтальная форма работы. Консультативная помощь |
Ври подготовке педагогических кадром можно предложить использование следующих методов: - разработать индивидуальную методику работы с ребенком; - организовать
социально-педагогическую - разработать методику реализации взаимоотношений с родителями; - разрешить конфликт
между участниками
|
Принцип сотрудничества и партнерства; Принцип эмпатии; Принцип обучения, воспитания, развития
|
Основной |
Непосредственное взаимодействие ребенка с ОВЗ с педагогом, коллективом. Осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников. Консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье. Изучение социальных условий. |
индивидуальная групповая, фронтальная |
Методы работы с семьей, родителями: -убеждение-разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка; - моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным; - вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы: - готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях; - нравственное упражнение по формированию нравственных качеств; - в налаживании взаимоотношений с ребенком; - в коррекции социально- - в развитии, согласованности
отношений с педагогами в Также это может быть: анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; тренинги; составление социально-психологических паспортов семьи; анализ состояния здоровья детей; советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов; семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальный социальный патронаж семей; психотерапия; родительские собрания на дому. |
Принцип принятия и самопринятия Принцип педагогической защиты Принцип взаимодействия Принцип взаимопонимания |
Итоговый |
Отследить динамику развития по веем критериям, как и что, менялось в ребенка с момента запуска модели и на ее окончание. |
индивидуальная групповая |
Статистическая обработка данных. Количественный и качественный анализ |
Индивидуальный подход; Учет возраста ребенка с ОВЗ; Учет структуры дефекта.
|
В модели инклюзивного образования необходимо выделить критерии которые взаимосвязаны между собой, плавно перетекающие друг в друга. Каждый критерий имеет свои показатели, характеризующий деятельность, поведение или общение ребенка. Итак, выделяем:
1. Деятельностный критерий
2.Коммуникативный критерий
3. Когнитивный критерий
Деятельностный критерий включает способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями; готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи. В связи с этим следует отразить виды специальный учреждений.
В настоящее время существует восемь основных видов специальных учреждений для детей с различными нарушениями развития.
- специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида ( детский сад для глухих детей);
- специальное (коррекционное)
образовательное учреждение II вида
(детский сад для
- специальное (коррекционное)
образовательное учреждение III вида
(детский сад для незрячих
- специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (детский сад для слабовидящих детей);
- специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи);
- специальное (коррекционное)
образовательное учреждение VI вида
(детский сад для детей с
нарушениями опорно-
- специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (детский сад для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития);
- специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (детский сад для детей с умственной отсталостью).
В любом виде учреждения необходима опора на деятельностный подход, который предполагает:
- учет ведущего вида деятельности, говоря о дошкольниках, имеется в виду игровая деятельность;
- учет возраста ребенка,
- результативность каждого вида деятельности,
- рефлексия деятельности,
- нравственное обогащение видов деятельности,
- сотрудничество педагогов в организации и управлении различными видами деятельности.
- взаимодействие и
Деятельность инклюзивных групп в детском саду направлена на предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями. В их основе лежат идеи дифференциации, уникальности каждого ребенка и концепция использования творческих ресурсов детского сообщества.
Показатели деятельностного критерия:
Коммуникативный критерий направлен на развитие коммуникативных умений, что предполагает взаимодействие ребенка в условиях инклюзивного образования со всеми участниками педагогического процесса: педагогами, родителями, сверстниками. В общении с ребенком с ОВЗ необходим особый подход, об этом мы уже говорили выше, и соблюдение некоторых условий:
- готовность к сотрудничеству (педагоги, родители, дети),
- развитие способности к созидательной деятельности,
- толерантность, терпимость,
- умение вести диалог,
- умение искать и находить содержательные компромиссы- требования.
Речь ребенка развивается постоянно, а следовательно и коммуникативная функция, это происходит во время игры, занятий, индивидуальной беседе с воспитателем и пр. С этой целью необходимо включать детей в доступные формы взаимодействия с окружающими, привлекая их к речевым ситуациям (в сюжетно-ролевых играх), использовать творческие задания, речевые упражнения, например «Закончи предложение»
Показателями коммуникативного критерия могут выступать:
1. Уровень развития сотрудничества, как оптимального типа взаимодействия, способность видеть действия партнера, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, отношение к результату деятельности.
2. Уровень развития партнерского диалога в детском коллективе: способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, способность к эмпатии.
3. Уровень активности
в речи: умение строить предложения,
грамотно выражать свои мысли,
отвечать на поставленные