Социально-педагогическое сопровождение дошкольников в условиях инклюзивного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность содержания социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.
2. Охарактеризовать особенности социально-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
3.Разработать модель социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.
4. Оценить эффективность применения модели социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования

Файлы: 1 файл

2 2.docx

— 74.79 Кб (Скачать файл)

 

 Инклюзивное обучение  и образование  предполагает обучение  детей как в обычных образовательных  учреждениях, так и сохранение   коррекционных школ и интернатов. Некоторые дети из специальных  учреждений могут   интегрироваться  в общеобразовательные учреждения, чтобы освободить место для  тех, которые раньше считались  необучаемыми, тяжелыми детьми. Ведь  им    нужны  специальные  учебники и программы,   учителя-специалисты, подготовленные для работы именно  с такими детьми.  Надо строить  практику инклюзии, постепенно ее  расширяя, а не рушить уже то, что работает, и работает неплохо. Ведь известно, что  в России  себя оправдала система спецучреждений. Созданы и продолжают укрепляться международно-правовые основы, поддерживающие развитие инклюзивного образования. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ребенка дошкольного возраста и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого из них.

В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

 Цель инклюзивного  образования -  поддержать образование для всех не учитывая возраст ребенка.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в процесс обучения, в частности в процесс дошкольного обучения и  воспитания, обеспечивая равноправие среди детей.

Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Описанный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Социальная среда, по его мнению, является важным компонентом в развитии ребенка с отклонениями в развитии

Интеграция/инклюзия — «детище» специальной педагогики, так как «включенный» в общеобразовательную среду ребенок-инвалид остается под ее патронатом: он либо учится в специальной группе при массовом детском саде, воспитывается в смешанной дошкольной группе, либо, учась в обычном классе группе, обязательно получает коррекционную помощь. 

Интеграция/инклюзия сближают две образовательные системы — общую и специальную, делая границу между ними проницаемой. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе дошкольного образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

В рамках социально – педагогического сопровождения дошкольников в процессе инклюзивного образования следует создавать новые условия для развития и социализации детей,  увеличивать доступ детей с особенностями развития к образованию, осуществлять консультативную работу с родителями. В результате дети и родители сильнее интегрируются в жизнь, приобщившись к культурным и духовным ценностям.

 

§2. Особенности социально-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Социально - педагогическое сопровождение может рассматриваться как вид практики, которая должна основываться на глубокой и точной теории, определяющие конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка.

Социально– педагогическое сопровождение – это целостная системно -  организованная деятельность, в процессе которой создаются социально - психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Целью социально-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является создание условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум. Успешная интеграция возможна при соблюдении специальных условий (которые мы рассмотрим ниже), при хорошем подборе педагогических кадров, соблюдении задач и принципов инклюзивного образования. Для успеха образовательной интеграции немаловажное значение имеет социально – психологический аспект проблемы, в том числе и категория менталитета, влияющего на отношение как общества в целом, так и лиц, принимающих ответственные решения в сфере законодательства, организации и финансирования образования. Можно констатировать, что сегодня в российском общественном сознании сохраняется дефектоориентированный подход. 

Задачи социально– педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ:

  1. Создать для ребенка благоприятный микроклимат в группе сверстников и в педагогическом коллективе
  2. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер
  3. Оказывать помощь детям, нуждающиеся в особых образовательных программах  с использованием специальных форм обучения
  4. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию имеющихся нарушений
  5. Повышать компетентность педагогов, родителей.

Среди специальных условий в рамках инклюзивного (интегрированного) обучения по программе социально–педагогичесского сопровождения необходимо:

- сотрудничество с ПМПК;

- взаимодействие с другими инклюзивными  учреждениями, обмен опытом, технологиями, документацией;

- разработка приемов, методов и  форм повышения профессиональной  компетентности специалистов;

- наличие команды по реализации  инклюзивного (интегрированного) обучения: координатор инклюзии, логопед, специальный  педагог, социальный педагог, психолог  и др.;

- организация деятельности специалистов  согласно вышеупомянутым задачам;

- наличие специального  оборудования и средств, как во  всем детском саду, так и на рабочем месте в группе ДОУ

При зачислении ребенка в ДОУ специалисты подробно изучают данные его анамнеза и особенностей раннего развития.

В течение первых двух, а иногда и трех месяцев обучения сопровождают процесс адаптации вновь прибывших детей. Детям дошкольного возраста особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут хлопать в ладоши или топать во время занятия, просить покушать, мешать остальным детям, заниматься). У большинства детей рассеянное внимание, низкая мотивация к выполнению задания на занятии и воспитателю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка, адаптировать его к новым условиям, к окружению.

Необходимо при интеграции ребенка с отклонениями в развитии адаптировать не только самого ребенка, но и весь детский коллектив, подготовить и объяснить, что с ними будет находиться ребенок, у которого нарушено зрения, например, или слух, и этого не надо бояться, не надо смеяться над ним. Консультативная работа идет также и с родителями, которые должны принять этого ребенка и объяснять своему ребенку этот факт.

Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

В детском саду психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия. Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

Как показала практика обеспечение индивидуального подхода к ребенку дошкольного возраста с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания его в ДОУ и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей, его социальной адаптации.

Практическое социально-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты сопровождения находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в образовательное учреждение.

В конце каждого года обучения ПМПК по результатам обследования воспитанников группы дает рекомендации о дальнейших формах обучения ребенка, имеющего отклонения в развитии.

Обязательными направлениями в деятельности социально– педагогического сопровождения детей с ОВЗ при интегрированном (инклюзивном) обучении являются:

  1. Диагностическое направление - направлено на своевременное выявление особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, планирование на их основе коррекционной работы, разработка рекомендаций по оказанию психолого – медико – педагогической помощи;
  2. Индивидуальная и групповая коррекционно – развивающая работа – включает специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков физического и психического характера.
  3. Консультативное направление – обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого – педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся.
  4. Информационно- просветительская работа – направленная на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса – учащиеся (имеющие отклонения в развитии и не имеющие), их родители и педагогический коллектив.

Помимо этих основных направлений существует еще ряд других, например

- создание благоприятных социально-педагогических  условий для развития личности, успешности обучения;

- оказание конкретной  психолого-педагогической помощи  ребенку;

-аналитическая работа;

- организационная работа (создание единого информационного  поля школы, ориентированного на  всех участников образовательного  процесса — проведение школьных  социально-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

Социально-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

 Формы обучения, содержание  и план реализации мероприятий  обеспечивающих удовлетворение  особых образовательных потребностей  детей с ограниченными возможностями  здоровья, их интеграцию в образовательном  учреждении и освоение ими  основной образовательной программы  начального общего образования 

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.

Детям с ограниченными возможностями здоровья такое обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить. Присутствие в детских коллективах инвалидов, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении.

Таким образом,  для полноценного включения ребенка  в инклюзивное (интегрированное) обучение необходим индивидуальный подход, учет его особенностей развития, наличие отклонения в психическом и (или) физическом развитии, учет структуры дефекта. Удовлетворение  потребностей каждого ребенка возможно при разработке модели (программы) социально – педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями здоровья.  Новая модель должна предполагать создание условий и внесение изменений необходимых для успешного ее освоение детьми с особыми образовательными потребностями.

Информация о работе Социально-педагогическое сопровождение дошкольников в условиях инклюзивного образования