Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 21:01, курсовая работа
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность содержания социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.
2. Охарактеризовать особенности социально-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
3.Разработать модель социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.
4. Оценить эффективность применения модели социально-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования
Инклюзивное обучение
и образование предполагает обучение
детей как в обычных
В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Цель инклюзивного образования - поддержать образование для всех не учитывая возраст ребенка.
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в процесс обучения, в частности в процесс дошкольного обучения и воспитания, обеспечивая равноправие среди детей.
Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Описанный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Социальная среда, по его мнению, является важным компонентом в развитии ребенка с отклонениями в развитии
Интеграция/инклюзия — «детище» специальной педагогики, так как «включенный» в общеобразовательную среду ребенок-инвалид остается под ее патронатом: он либо учится в специальной группе при массовом детском саде, воспитывается в смешанной дошкольной группе, либо, учась в обычном классе группе, обязательно получает коррекционную помощь.
Интеграция/инклюзия сближают две образовательные системы — общую и специальную, делая границу между ними проницаемой. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе дошкольного образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
В рамках социально – педагогического сопровождения дошкольников в процессе инклюзивного образования следует создавать новые условия для развития и социализации детей, увеличивать доступ детей с особенностями развития к образованию, осуществлять консультативную работу с родителями. В результате дети и родители сильнее интегрируются в жизнь, приобщившись к культурным и духовным ценностям.
§2. Особенности социально-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Социально - педагогическое сопровождение может рассматриваться как вид практики, которая должна основываться на глубокой и точной теории, определяющие конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка.
Социально– педагогическое сопровождение – это целостная системно - организованная деятельность, в процессе которой создаются социально - психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Целью социально-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является создание условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум. Успешная интеграция возможна при соблюдении специальных условий (которые мы рассмотрим ниже), при хорошем подборе педагогических кадров, соблюдении задач и принципов инклюзивного образования. Для успеха образовательной интеграции немаловажное значение имеет социально – психологический аспект проблемы, в том числе и категория менталитета, влияющего на отношение как общества в целом, так и лиц, принимающих ответственные решения в сфере законодательства, организации и финансирования образования. Можно констатировать, что сегодня в российском общественном сознании сохраняется дефектоориентированный подход.
Задачи социально– педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ:
Среди специальных условий в рамках инклюзивного (интегрированного) обучения по программе социально–педагогичесского сопровождения необходимо:
- сотрудничество с ПМПК;
- взаимодействие с другими
- разработка приемов, методов и
форм повышения
- наличие команды по реализации инклюзивного (интегрированного) обучения: координатор инклюзии, логопед, специальный педагог, социальный педагог, психолог и др.;
- организация деятельности
- наличие специального оборудования и средств, как во всем детском саду, так и на рабочем месте в группе ДОУ
При зачислении ребенка в ДОУ специалисты подробно изучают данные его анамнеза и особенностей раннего развития.
В течение первых двух, а иногда и трех месяцев обучения сопровождают процесс адаптации вновь прибывших детей. Детям дошкольного возраста особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут хлопать в ладоши или топать во время занятия, просить покушать, мешать остальным детям, заниматься). У большинства детей рассеянное внимание, низкая мотивация к выполнению задания на занятии и воспитателю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка, адаптировать его к новым условиям, к окружению.
Необходимо при интеграции ребенка с отклонениями в развитии адаптировать не только самого ребенка, но и весь детский коллектив, подготовить и объяснить, что с ними будет находиться ребенок, у которого нарушено зрения, например, или слух, и этого не надо бояться, не надо смеяться над ним. Консультативная работа идет также и с родителями, которые должны принять этого ребенка и объяснять своему ребенку этот факт.
Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.
В детском саду психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия. Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.
Как показала практика обеспечение индивидуального подхода к ребенку дошкольного возраста с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания его в ДОУ и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей, его социальной адаптации.
Практическое социально-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты сопровождения находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.
В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в образовательное учреждение.
В конце каждого года обучения ПМПК по результатам обследования воспитанников группы дает рекомендации о дальнейших формах обучения ребенка, имеющего отклонения в развитии.
Обязательными направлениями в деятельности социально– педагогического сопровождения детей с ОВЗ при интегрированном (инклюзивном) обучении являются:
Помимо этих основных направлений существует еще ряд других, например
-
создание благоприятных
- оказание конкретной
психолого-педагогической
-аналитическая работа;
- организационная работа
(создание единого
Социально-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Формы обучения, содержание
и план реализации мероприятий
обеспечивающих удовлетворение
особых образовательных
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного
маршрута ребенка с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе об определении формы
и степени его интеграции в образовательную
среду, решается на школьном психолого-медико-
Детям с ограниченными возможностями здоровья такое обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить. Присутствие в детских коллективах инвалидов, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении.
Таким образом, для полноценного включения ребенка в инклюзивное (интегрированное) обучение необходим индивидуальный подход, учет его особенностей развития, наличие отклонения в психическом и (или) физическом развитии, учет структуры дефекта. Удовлетворение потребностей каждого ребенка возможно при разработке модели (программы) социально – педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Новая модель должна предполагать создание условий и внесение изменений необходимых для успешного ее освоение детьми с особыми образовательными потребностями.