Социально-психологические особенности взаимодействия участников образовательного процесса
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2015 в 14:06, курсовая работа
Описание работы
Образование задает цель, смысл и содержательное наполнение образовательному процессу. Однако специфика образовательного процесса выражается и собственными движущими силами. К числу таких движущих сил относится взаимодействие между его субъектами. В высшем образовании на характер взаимодействия влияет, прежде всего, потребность в формировании субъекта профессиональной деятельности, что, в свою очередь, невозможно без изменения личностной и профессиональной позиции его участников. С социально-психологической точки зрения речь идет о специфической базовой ситуации – ситуации, когда один человек (студент) заявляет о своем желании занять «взрослую позицию» – позицию профессионала в определённой сфере социума. Начинается путь, основное содержание которого адекватно выражается понятием субъективации.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 5 1.1. Понятие образовательного процесса 5 1.2. Особенности студентов в образовательном процессе 16 Глава 2. Исследование психолого-педагогических особенностей взаимодействия участников образовательного процесса 22 2.1. Организация и методы исследования 22 2.2. Анализ результатов исследования 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Студенты в настоящее время
предстают в качестве субъектов образовательного
процесса в наименьшей степени по сравнению
с руководством и преподавателями.
Наиболее явно их позиция проявляется
в выборе вуза, факультета, специальности,
мотивации на учебу, более полном использовании
возможностей, как самих вузов, так и потенциала
преподавателей. В последние годы студенты
стали активно проявлять себя и в области
образования, и в сфере своей жизни (общежития,
питание, досуг). Их позиции в рамках, заданных
вузом, позволяют проявить свой потенциал,
личностные интересы и способности в выборе
курсовых и дипломных работ, спецкурсов,
выборе рабочих мест в процессе учебы,
в общественной жизни.
Потребности студентов в последние
годы стали для вузов ориентиром в формировании
учебных программ (особенно это касается
магистратуры), ориентации их на новые
направления, области практического знания,
ранее не представленные в учебных планах.
Заметной стала реакция студентов
на состояние общежитий, качество питания
и другие их нужды.
Родительский корпус в вузе
практически не представлен, но, несмотря
на это, он имеет огромное влияние на его
жизнедеятельность, хотя это влияние носит
опосредованный характер. Основное воздействие
этого участника вузовской жизнедеятельности
ощущается в экономическом аспекте –
финансировании обучения студентов, выбирающих
как платную основу, так и бюджетную.
Главное воздействие семьи
состоит в ее сильнейшей мотивации на
дальнейшую учебу детей, на получение
ими высшего образования. Для осуществления
этой цели современная семья вносит вклад
в социокультурный капитал школьников,
обеспечивая знание компьютера, иностранных
языков, общекультурную подготовку. Незримый,
опосредованный вклад семьи вузы все чаще
ощущают при выборе семьей конкретного
учебного заведения, когда ведущими критериями
для нее становятся данные ЕГЭ и рейтинг-бренд
вуза.
В общем виде субъект образовательного
процесса понимается как лицо, обладающее
информацией, юридическими правами, проявляющее
активность и избирательность, а также
использующее свои возможности в реальной
жизнедеятельности.
Обучаясь и развиваясь, студенты
становятся все более способными к выбору
тех видов и форм деятельности, которые
соответствуют их представлениям о будущем
– профессии, карьере, образе жизни.
Исходным, базовым фактором
в момент учебы в вузе выступает современное
отношение студенчества к учебе как основному
виду деятельности студента, соответствующему
его статусу и позиции (речь идет о студентах
дневного обучении). Давно миновали времена,
когда студент только учился. Сегодняшний
студент очень часто совмещает учебу с
подработкой, иногда и с постоянной работой.
Вынужденность такого поведения
сталкивает исследователей с объектом
уже иного типа – более активным, гибким,
часто менее ответственным перед учебными
обязательствами, с системой ценностей,
подверженной ситуативным колебаниям.
Создание собственной, приемлемой
для личности, системы установок и ценностей
происходит именно в субъектном поле как
области выбора, столкновения различных
ценностных позиций с последующим возникновением
различных паттернов, которые в свою очередь
претерпевают изменения под воздействием
обстоятельств, проблем и реакции личности
на них.
Существующее положение, связанное
с модернизацией высшей школы, позволяет
современным студентам проявить свой
потенциал, личностные способности в различных
областях. Сама мера избирательности студентов,
цели, которые они ставят перед собой,
и выступают критерием формирования собственной,
личностно значимой позиции. Так, для части
студентов, ведущей целью выступает ориентированность
на учебу в избранном ими направлении,
для других – успешная учеба как будущий
потенциал для трудоустройства, для третьих
– включение в практическую деятельности
на раннем этапе учебы и т.д. Этот поиск,
конструирование собственного пути и
демонстрируют их выбор как субъекта,
активно и самостоятельно проектирующего
свои жизненные траектории.
В самом процессе обучения студенты
проявляют себя при выборе тематики курсовых
и дипломных работ, спецкурсов, поиске
и выборе рабочих мест, в процессе учебы
и практики, форм внеучебной деятельности.
Потребности рынка труда и самих студентов
в последние годы становятся для вузов
ориентиром в формировании учебных программ
(особенно для магистров), направленности
их на области практического знания, ранее
не представленные в учебных планах.
Родители будущих студентов,
ориентированы, скорее, на представления
о важности образования как такового и
престижность позиции вуза. Если учесть,
что родители современных студентов получали
опыт образования и профессионального
выбора в кардинально отличных социальных
условиях, можно сделать вывод, что и позиция
семьи ориентирована на стратегию получения
«выгодного», то есть перспективного образования,
укрепляющего, по мнению родителей, шансы
на успешность на рынке труда.
Можно сказать, что цель семьи
заключена в надежности полученного образования,
где критериями выступают престиж вуза
и качество образования.
Глава 2. Исследование
психолого-педагогических особенностей
взаимодействия участников образовательного
процесса
2.1.
Организация и методы исследования
В период обучения студенты
бывают вовлечены во множество взаимоотношений
- с одногруппниками, однокурсниками, преподавателями,
учебным персоналам и т. д.
В этом возрасте большая часть
студентов предпочитает объединяться
не только по принадлежности к определённой
академической группе, но и по интересам
(посещение клубов, секций, занятий). Всё
вышеперечисленное активно влияет на
формирование социальных ролей и межличностных
взаимоотношений; при этом, по мнению специалистов,
чем больше у человека социальных ролей
и социального общения, тем большим опытом
он будет обладать при построении взаимоотношений.
Социальный опыт индивида - опыт
участия человека в различных видах деятельности
и межличностного взаимодействия при
исполнении комплекса социальных ролей,
наложивший отпечаток на понимание жизни
и отношение к ее различным проявлениям,
определивший содержание установок и
знаний человека, уровень развития его
умений и навыков.
Социальный опыт всегда является
результатом активного взаимодействия
человека с окружающим миром. Овладеть
социальны опытом - значит не просто усвоить
сумму сведений, образцов, а научиться
тем способам деятельности и общения,
результатом которых он (опыт) и является.
П. Линвилл считает, что сложность личности,
характеризуемая большим социальным опытом,
многогранность самосознания лучше всего
защищают человека от стрессов.
Цель исследования - получение
новых научных знаний о взаимоотношениях
студентов.
Задачи исследования:
1. Выявить количество социальных
ролей студентов 1-3 курса.
2. Оценить формирование межличностных
взаимоотношений студентов на 1-3 курсе
обучения в вузе.
Методы исследования: анализ
научной и научно-популярной литературы;
анкетирование; методы статистической
обработки данных.
Организация и результаты исследования.
Исследование было организовано и проведено
в ________. В исследовании
принимали участие 35 студентов (из них:
студенты первого курса в количестве 10
человек, второго курса - 13, третьего - 12).
2.2.
Анализ результатов исследования
Анализ ответов на вопрос анкеты
«Как ты оцениваешь свое отношение к одногруппникам
по пятибалльной шкале?» показал, что среди
студентов 1 курса половина оценивает
на «4». Начальная стадия обучения подразумевает
знакомство с группой, интуитивно студенты
окрашивают позитивно свое отношение
к одногруппникам, обосновывая тем, что
они открыты для контакта.
В течение обучения колебание
процентов на уровне «4» совсем незначительное,
что, в основном, оправдывает ожидания
первокурсников и подтверждает позитивное
отношение учащихся к одногруппникам.
Однако в данной таблице присутствует
довольно большой процент отношения на
уровне «3», особенно на третьем курсе.
Данное явление объясняется
долгим знакомством, которое не всегда
положительно сказывается на отношениях
и может порождать конфликты среди обучающихся
внутри группы.
Если касаться общей статистики,
то больше половины опрошенных студентов
склонны к положительной и наивысшей оценке
отношений с одногруппниками, что подтверждает
достаточный для данного возраста и социального
положения уровень социализации.
Таблица 1
Оценка отношений студентов
к одногруппникам
Вопрос
«Твоё отношение
к одногруппникам по 5-ти балльной системе», %
Варианты
Ответов
1
2
3
4
5
1 курс (n=10)
7
7
50
36
2 курс(n=13)
6
11
56
28
3 курс(n=12)
31
42
27
Студенты (N=35)
4
11
48
29
Ответы на вопрос: «Как, на твой
взгляд, группа относится к тебе?» показали,
что большинство опрошенных расценивают
отношение одногруппников к себе, как
«хорошее» и «положительное». Стоит также
обратить внимание, что ¼ всех опрошенных
испытывают недостаток комфортного общения
с людьми, с которыми проводят большую
часть времени данного отрезка своей жизни.
Процент довольно высок, что
позволяет говорить о высокой возможности
возникновения и развития у студентов
комплексов, связанных со сложностью нахождения
собственного места в обществе, идентификацией
своей личности, ощущения своей индивидуальности,
общения в социуме.
Таблица 2.
Оценка отношений одногруппников
к студенту, по его мнению
Вопрос
«Как, на твой взгляд,
группа относится к тебе?», %
Варианты
Ответов
Душа
Компании
Положительно
Безразлично
Отрицательно
1 курс (n=10)
36
36
28
-
2 курс(n=13)
33
50
17
-
3 курс(n=12)
23
42
31
4
Студенты (N=35)
29
43
26
2
Анализ вопроса: «Есть ли у тебя
близкий друг в группе?», отразил уровень
сплоченности студентов. Больше половины
опрошенных ответили положительно на
данный вопрос.
Примечательно то, что, несмотря
на наличие близких друзей в группах, студенты
отмечали, что не всегда могут быть довольны
отношением целой группы к себе. При этом
была замечена следующая тенденция: студенты,
которые имеют друзей в группе, переносили
свое положительное отношение к данным
людям на всю группу, и также отношение
данных нескольких людей переносили как
положительное отношение всей группы.
Также было замечено, что довольно
высок процент тех, кто отмечал наличие
друзей в группе, но таких, с которыми за
пределами ВУЗа общения у студента нет.
Таблица 3.
Наличие близких отношений
студентов внутри группы
Вопрос
«Есть ли у тебя близкий
друг в группе?», %
Среднее
количество
близких друзей
Варианты
ответов
Да
Нет
1 курс (n=10)
50
50
3
2 курс(n=13)
100
-
2
3 курс(n=12)
69
31
2
Студенты (N=35)
74
26
2
Уровень сплоченности группы
мы попытались выявить у студентов, задавая
им вопрос: «Готов ли ты помочь одногруппнику
в возникшей у него проблеме?» Как правило,
почти все студенты отвечали положительно
на данный вопрос, что свидетельствует
как о высоких моральных качествах и воспитании
опрашиваемых, так и о желании быть в малой
группе «на хорошем счету».
Таблица 4.
Уровень сплоченности одногруппников
Вопрос
«Готов ли ты помочь
одногруппнику в возникшей у него проблеме?», %