Социально-психологические особенности взаимодействия участников образовательного процесса  

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2015 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Образование задает цель, смысл и содержательное наполнение образовательному процессу. Однако специфика образовательного процесса выражается и собственными движущими силами. К числу таких движущих сил относится взаимодействие между его субъектами. В высшем образовании на характер взаимодействия влияет, прежде всего, потребность в формировании субъекта профессиональной деятельности, что, в свою очередь, невозможно без изменения личностной и профессиональной позиции его участников. С социально-психологической точки зрения речь идет о специфической базовой ситуации – ситуации, когда один человек (студент) заявляет о своем желании занять «взрослую позицию» – позицию профессионала в определённой сфере социума. Начинается путь, основное содержание которого адекватно выражается понятием субъективации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 5
1.1. Понятие образовательного процесса 5
1.2. Особенности студентов в образовательном процессе 16
Глава 2. Исследование психолого-педагогических особенностей взаимодействия участников образовательного процесса 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

13-403_взаимодействие участников (52%).docx

— 88.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Касаясь вопроса о социальном опыте, еще раз отметим зависимость между количеством социальных ролей, которые несут в себе студенты и уровнем их подготовки к взаимодействию с обществом: чем больше показатель, тем студент более социализирован.

Для удобства студентов в анкете были приведены примеры социальных ролей (сын/дочь, брат/сестра, студент, староста, юноша/девушка и т. д.). Нормой и оптимальным количеством в данном вопросе является показатель «от 5 до 8».

На первом курсе студенты характеризуются небольшим кругом взаимодействия внутри группы и за пределами вуза. Как правило, с каждым годом количество ролей у студента возрастает, данная тенденция прослеживается и в ниже приведенной таблице.

 

 

 

 

Таблица 6

Уровень подготовки студентов к взаимодействию с обществом

Вопрос

«Сколько социальных ролей ты в себе несешь?», %

Варианты

ответов

2—4

5—8

9 и больше

1 курс (n=10)

57

38

7

2 курс(n=13)

39

44

17

3 курс(n=12)

27

54

19

Студенты (N=35)

38

47

15


 

 

 

Анализ последнего вопроса помогает отразить целостную картину взаимодействия студента с одногруппниками. Несмотря на довольно высокие проценты вышеприведенных ответов, которые показывают хороший уровень социального развития студентов и их положительной ролью в группе, почти половина опрошенных заявила, что атмосфера внутри студенческих групп является некомфортной.

Также стоит обратить внимание на то, что большинство студентов отметили существование небольших группировок, объединений внутри одной группы, что приводит в целом к разобщению студентов.

Как правило, данные группы не контактируют между собой, и отношение внутри этих малых групп автоматически проецируется на большую группу: если студенту комфортно в малой группе, он склонен преувеличивать свое отношение и отношение целой группы к нему.

Если же студент не смог вписаться ни в одну из существующих групп, то и в процент некомфортного пребывания в общей группе возрастает.

 

 

 

Таблица 7.

Оценка студентами внутригрупповой психологической атмосферы

Вопрос

«Устраивает ли тебя атмосфера общения, которая существует в твоей студенческой группе?»

Варианты

Ответов

Да

Нет

Безразлично

1 курс (n=10)

36

43

21

2 курс(n=13)

50

17

33

3 курс(n=12)

27

54

19

Студенты (N=35)

36

40

24


 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проблемы развития взаимодействия субъектов  образовательного процесса университета обусловлена: эволюционными тенденциями в образовании при вхождении России в мировое образовательное пространство и реализации договоренностей Болонского процесса; модернизацией высшего образования внедряющего тьюторское сопровождение студентов, чтобы обеспечить возможность для разворачивания его индивидуальной образовательной траектории; недостаточной  разработанностью внедрения  консультационный и  модерирующих функций современного преподавателя в образовательный  процесс вуза.

Взаимодействие способствует развитию аксиологического потенциала  как  студента, так и преподавателя. Оно способствует развитию творческой активности взаимодействующих, гуманизации их отношений, если является развивающимся и сообразным в любой период их жизнедеятельности сложившейся ситуации развития, в которой находят свое отражение объективные условия (социокультурные, возрастные, индивидуальные) и  субъективные (личностные возможности, потребности, ожидания, устремления,

Взаимодействие успешно развивается и оказывается своевременным при соответствующем подходе к его организации. Суть его – в выявлении логики развития жизнедеятельности студентов и преподавателей в конкретном  образовательном процессе, отборе и  «выстраивании» различных  вариантов взаимодействия, методической инструментовке их реализации. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Айсмонтас Б.Б., Уддин Актхер Мд. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере студентов-психологов) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. - №4.
  2. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 558 с.
  3. Балашова Ю. В. Когнитивные и личностные особенности студентов очного и дистанционного обучения: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 180 с.
  4. Батаршев А. В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004. - 246 с.
  5. Витвицкая Л. А. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета: монография / Л. А. Витвицкая. – М: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 283 с.
  6. Витвицкая Л. А. Субъекты образовательного процесса университета: проблемы взаимодействия // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки» – 2009. – № 4 С.63 – 66
  7. Витвицкая Л. А. Университетское образование в контексте глобализации: учебное пособие / Л. А. Витвицкая. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – 150 с.
  8. Духновский С. В. Нарушение личного пространства как причина дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса // Научный информационно-аналитический журнал «Образование и общество». – 2012. – № 3 (74) – С. 47-50.
  9. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
  10. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: «Питер», 2009. – 194 с.
  11. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 4 (15).
  12. Килинская Н. В. К вопросу о становлении личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования / Н. В. Килинская // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 82-85.
  13. Крысько В. Г. Социальная психология: учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.
  14. Ломов Б. Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. - 1979. - № 8. - С. 34-47.
  15. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Наука, 1976. - С.64-93.
  16. Немов Р. С. Социальная психология: краткий курс / учебник. - СПб.: «Питер», 2008. – С. 112-117.
  17. Ольховая Т. А. Ценностно-синергетический подход к исследованию проблемы становления субъектности студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. - № 2. - 2011. - С. 268-273.
  18. Повзун В. Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании. – Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - СПб., 2005. 46 с.
  19. Семечкин Н. И. Социальная психология / учебник для вузов. - СПб., «Питер», 2004. С. 92-93.
  20. Старцев М. В. Взаимодействие субъектов образовательного процесса вуза в личностью ориентированной парадигме образования / М. В. Старцев // Формирование специалиста в условиях региона: новые подходы: материалы IV Всерос. науч. конф. / Тамб. филиал Моск. гос. ун-та культуры. - М.; Тамбов, 2004. - С. 10-12.
  21. Старцев M. B. Особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе / М. В. Старцев, И. А. Шаршов // Научно-методическое обеспечение создания инновационно-образовательной среды: региональный аспект: материалы Всерос. науч.-практ. Intemet-конф. / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина - Тамбов, 2005. - С. 65-68.
  22. Чупрова Л. В. К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации / Л. В. Чупрова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 167-170.

 

 

 


Информация о работе Социально-психологические особенности взаимодействия участников образовательного процесса