Касаясь вопроса о социальном
опыте, еще раз отметим зависимость между
количеством социальных ролей, которые
несут в себе студенты и уровнем их подготовки
к взаимодействию с обществом: чем больше
показатель, тем студент более социализирован.
Для удобства студентов в анкете
были приведены примеры социальных ролей
(сын/дочь, брат/сестра, студент, староста,
юноша/девушка и т. д.). Нормой и оптимальным
количеством в данном вопросе является
показатель «от 5 до 8».
На первом курсе студенты характеризуются
небольшим кругом взаимодействия внутри
группы и за пределами вуза. Как правило,
с каждым годом количество ролей у студента
возрастает, данная тенденция прослеживается
и в ниже приведенной таблице.
Таблица 6
Уровень подготовки студентов
к взаимодействию с обществом
Вопрос |
«Сколько социальных
ролей ты в себе несешь?», % |
Варианты
ответов |
2—4 |
5—8 |
9 и больше |
1 курс (n=10) |
57 |
38 |
7 |
2 курс(n=13) |
39 |
44 |
17 |
3 курс(n=12) |
27 |
54 |
19 |
Студенты (N=35) |
38 |
47 |
15 |
Анализ последнего вопроса
помогает отразить целостную картину
взаимодействия студента с одногруппниками.
Несмотря на довольно высокие проценты
вышеприведенных ответов, которые показывают
хороший уровень социального развития
студентов и их положительной ролью в
группе, почти половина опрошенных заявила,
что атмосфера внутри студенческих групп
является некомфортной.
Также стоит обратить внимание
на то, что большинство студентов отметили
существование небольших группировок,
объединений внутри одной группы, что
приводит в целом к разобщению студентов.
Как правило, данные группы
не контактируют между собой, и отношение
внутри этих малых групп автоматически
проецируется на большую группу: если
студенту комфортно в малой группе, он
склонен преувеличивать свое отношение
и отношение целой группы к нему.
Если же студент не смог вписаться
ни в одну из существующих групп, то и в
процент некомфортного пребывания в общей
группе возрастает.
Таблица 7.
Оценка студентами внутригрупповой
психологической атмосферы
Вопрос |
«Устраивает ли тебя
атмосфера общения, которая существует
в твоей студенческой группе?» |
Варианты
Ответов |
Да |
Нет |
Безразлично |
1 курс (n=10) |
36 |
43 |
21 |
2 курс(n=13) |
50 |
17 |
33 |
3 курс(n=12) |
27 |
54 |
19 |
Студенты (N=35) |
36 |
40 |
24 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность
проблемы развития взаимодействия субъектов
образовательного процесса университета
обусловлена: эволюционными тенденциями
в образовании при вхождении России в
мировое образовательное пространство
и реализации договоренностей Болонского
процесса; модернизацией высшего образования
внедряющего тьюторское сопровождение
студентов, чтобы обеспечить возможность
для разворачивания его индивидуальной
образовательной траектории; недостаточной
разработанностью внедрения консультационный
и модерирующих функций современного
преподавателя в образовательный процесс
вуза.
Взаимодействие
способствует развитию аксиологического
потенциала как студента, так и
преподавателя. Оно способствует развитию
творческой активности взаимодействующих,
гуманизации их отношений, если является
развивающимся и сообразным в любой период
их жизнедеятельности сложившейся ситуации
развития, в которой находят свое отражение
объективные условия (социокультурные,
возрастные, индивидуальные) и субъективные
(личностные возможности, потребности,
ожидания, устремления,
Взаимодействие успешно развивается
и оказывается своевременным при соответствующем
подходе к его организации. Суть его –
в выявлении логики развития жизнедеятельности
студентов и преподавателей в конкретном
образовательном процессе, отборе и
«выстраивании» различных вариантов
взаимодействия, методической инструментовке
их реализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Айсмонтас Б.Б., Уддин Актхер Мд. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере студентов-психологов) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. - №4.
- Аронсон Э. Социальная психология.
Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 558 с.
- Балашова Ю. В. Когнитивные и личностные особенности
студентов очного и дистанционного обучения: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 180 с.
- Батаршев А. В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004. - 246 с.
- Витвицкая Л. А. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета: монография / Л. А. Витвицкая. – М: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 283 с.
- Витвицкая Л. А. Субъекты образовательного процесса университета: проблемы взаимодействия // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки» – 2009. – № 4 С.63 – 66
- Витвицкая Л. А. Университетское образование в контексте глобализации: учебное пособие / Л. А. Витвицкая. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – 150 с.
- Духновский С. В. Нарушение личного пространства
как причина дисгармонии межличностных
отношений субъектов образовательного
процесса // Научный информационно-аналитический
журнал «Образование и общество». – 2012.
– № 3 (74) – С. 47-50.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология:
Учебник для вузов. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
- Ильин Е. П. Психология общения
и межличностных отношений. - СПб.: «Питер», 2009. – 194 с.
- Исаева Е.Р. Новое поколение
студентов: психологические особенности,
учебная мотивация и трудности в процессе
обучения первого курса // Медицинская
психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 4 (15).
- Килинская Н. В. К вопросу о становлении личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования / Н. В. Килинская // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 82-85.
- Крысько В. Г. Социальная психология: учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.
- Ломов Б. Ф. Категория общения и деятельности
в психологии // Вопросы философии. - 1979. - № 8. - С. 34-47.
- Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция
поведения индивида // Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Наука, 1976. - С.64-93.
- Немов Р. С. Социальная психология: краткий курс / учебник. - СПб.: «Питер», 2008. – С. 112-117.
- Ольховая Т. А. Ценностно-синергетический
подход к исследованию проблемы становления субъектности студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. - № 2. - 2011. - С. 268-273.
- Повзун В. Д. Ценностное самоопределение
личности в университетском образовании.
– Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - СПб., 2005. 46 с.
- Семечкин Н. И. Социальная психология / учебник
для вузов. - СПб., «Питер», 2004. С. 92-93.
- Старцев М. В. Взаимодействие субъектов
образовательного процесса вуза в личностью
ориентированной парадигме образования
/ М. В. Старцев // Формирование специалиста
в условиях региона: новые подходы: материалы
IV Всерос. науч. конф. / Тамб. филиал Моск. гос. ун-та культуры. - М.; Тамбов, 2004. - С. 10-12.
- Старцев M. B. Особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе / М. В. Старцев, И. А. Шаршов // Научно-методическое
обеспечение создания инновационно-образовательной среды: региональный аспект: материалы Всерос. науч.-практ. Intemet-конф. / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина - Тамбов, 2005. - С. 65-68.
- Чупрова Л. В. К вопросу об образовательном
процессе в вузе в контексте его гармонизации
/ Л. В. Чупрова // Проблемы и перспективы развития образования:
материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 167-170.