Содержание образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 09:29, реферат

Описание работы

В начале XIX в. в психолого-педагогической литературе появились термины «формальное образование» и «материальное образование», на основе которых впоследствии сформировались два крупных направления в области содержания образования. Однако, сторонники данных теорий при их изучении не уделяли внимания содержанию образования, за что были подвергнуты критике со стороны многих ученых психологов, ведь каждая наука развивает человека именно настолько, насколько хватает ее содержания и именно с той стороны, на которую ее содержание направлено.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………..3
2.Понятие содержания образования……………………………………4
3.Основные направления содержания образования…………………...5
3.1 Физическое воспитание………………………………………5
3.2 Эстетическое воспитание…………………………………….6
3.3 Трудовое воспитание…………………………………………7
3.4 Умственное воспитание………………………………………8
3.5 Нравственное воспитание…………………………………….8
4.Факторы, влияющие на содержание образования…………………...10
4.1 Общественно-ориентированные (социальные) факторы…...10

4.2 Личностно-ориентированные факторы……………………....11
5.Принципы построения содержания образования…………..................12
6.Государственный образовательный стандарт………………………...14
7.Теоретическое представление о содержании образования………….15
8.Основные теории содержания образования………………………….16
8.1 Дидактический материализм (энциклопедизм)……………..16
8.2 Дидактический формализм…………………………………...17
8.3 Дидактический утилитаризм…………………………………18
8.4 Экземпляризм………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………....21

Файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 50.86 Кб (Скачать файл)

В соответствии с излагаемой концепцией, содержание, адекватное социальному опыту, состоит из четырех основных элементов (блоков):

  • опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний;
  • опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу;
  • опыта творческой деятельности в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
  • опыта осуществления эмоционально ценностных отношений в форме личностных ориентации.

Эти элементы образуют состав содержания. Они связаны между собой таким образом, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к следующему. Например, умения формируются на основе знаний, а творческая деятельность предполагает овладение некоторой суммой знаний и простых (продуктивных) умений в данной области творчества. Понятно, что как содержание образования в целом, так и каждый из его элементов выполняет определенные функции в обучении, развитии и воспитании.

 

Основные теории содержания образования

Учеными принято выделять несколько теорий содержания образования:

  • дидактический материализм (энциклопедизм);
  • дидактический формализм;
  • дидактический утилитаризм;
  • экземпляризм;
  • теория дидактического программирования

Дидактический материализм (энциклопедизм)

Теория  энциклопедизма была разработана Я. Коменским. По его мнению, главная задача обучения в школе – передача учащимся огромного количества разнообразных знаний. Исследователем даже был разработан учебник, в котором он поместил информацию, касающуюся необходимых знаний для учащегося. Приверженцем этой теории был и современник Коменского англичанин Дж. Мильтон. В течение 9 лет обучения он предлагал передать учащимся знания по 16 предметам (по родному языку, библейской истории, истории церкви, астрономии, географии, естественной истории, праву, агрономии, всеобщей истории, навигации, архитектуре, медицине, этике, политике, риторике, логике), а также изучить 5 иностранных языков.

Те, кто придерживался этой теории, были твердо уверены в том, что от глубины  понимания предлагаемых тем зависит  количество изученного материала. В  связи с этим ими были разработаны  учебные программы, чрезмерно перегруженные информацией, практически не связанной с другими предметами. Но такая теория совсем не оправдывала себя, потому что школьникам было не под силу усвоить огромный багаж знаний. Самое большее, на что они были способны, – это усвоение отрывочной информации посредством памяти. Несмотря на явную ошибочность этой теории, у нее много сторонников и в наши дни. Доказательством являются создаваемые подобными исследователями учебники.

Дидактический формализм

Временем  возникновения теории дидактического формализма считается XVIII в. Приверженцы этой теории твердо уверовали в то, что обучение – это лишь средство развития способностей и познавательных интересов учеников. Они же предлагали школьнику достигнуть истинной цели, а именно – углубить, расширить и сформировать свои способности и интересы. В качестве основного критерия отбора содержания учебного материала теоретики дидактического формализма рекомендовали использовать формирующую и развивающую ценность учебного предмета. Предметами же, которые в наибольшей степени ее выражают, они считали математику и классические языки. Приверженцы этой теории были уверены и в том, что в силах человека осуществлять перенос знаний, приобретенных в одной области, на другую.

Многие  положения из этой теории были приняты  еще в глубокой древности. Из самых  известных мыслителей, занимавшихся этой проблемой, можно назвать Гераклита («многознание уму не научает») и  Цицерона. Логическим продолжателем  дидактического формализма впоследствии стал Песталоцци. Он считал, что главной  целью обучения является усиление правильности мышления учащихся. Небезызвестный Дистервег  тоже внес в нее свои положения. Основной задачей обучения для него было развитие памяти, мышления и внимания. Сторонники этой теории стали известны тем, что  первыми обратили внимание на необходимость  развития у школьников следующих  категорий:

  • способностей;
  • познавательных интересов;
  • внимания и памяти;
  • представлений;
  • мышления и т. д.

Но, несмотря на ряд преимуществ этой теории, у нее есть и недостатки. Так, для развития интеллектуальных способностей человека, помимо математики и языков, необходим и так называемый фактический материал, способствующий развитию мышления. В этом случае можно  говорить о так называемой диалектической зависимости, а именно – о познании фактов, развивающем мышление. В свою очередь развитие мышления дает возможность овладеть фактическим материалом.

Одним из тех, кто высказал ряд критических замечаний в  адрес этой теории, был К. Д. Ушинский. Он предлагал учителям не только давать ученикам знания, но и приучать их пользоваться полученными знаниями. Он же стал инициатором  объединения теорий дидактического материализма и дидактического формализма. Это дало возможность развиваться  российской педагогике и дальше. Но, хотя с момента возникновения  этих теорий прошло довольно много  времени, споры их сторонников не умолкают и сегодня.

Дидактический утилитаризм

Автором теории дидактического утилитаризма стал американский исследователь Дж. Дьюи. Возникла она в начале XX в. По его мнению, образованием считается непрерывный процесс «реконструкции опыта» человечества. Единственным способом приобрести этот опыт является приобщение школьников к определенным видам деятельности, позволяющим развиваться цивилизованному обществу. В связи с этим в качестве содержания обучения Дьюи предлагал опираться на занятия конструктивного характера.

Что же автор вкладывает в основу этого  понятия? По его мнению, главное –  научить школьника готовить еду, шить, заниматься рукоделием, приобщить  к какому–либо мастерству и т. д. Дьюи полагал, что разнообразие практических занятий активизирует мышление и  трудовые успехи учеников. В качестве видов учебной деятельности он предлагает непременное объединение работы с игрой, вовлечение детей в социальное окружение, экскурсии в музеи  и на производство, наблюдения за окружающей ребенка средой, беседы с людьми разных профессий, участие в общественном труде взрослых.

Свое  логическое продолжение теория дидактического утилитаризма получила в США в  начале XX в. Американским школьникам предлагали самим выбрать предметы. Предметы были разделены на обязательные и  факультативные. На первом месте в  таких школах стояли интересы детей. В результате процесс обучения приобретал «естественный характер».

Несмотря  на ожидания, эта теория не оправдала  себя. В 30–е и 40–е гг. XX в. согласно статистическим данным уровень образования в  США значительно снизился. Виновниками  этого были объявлены как сам  Дж. Дьюи, так и его сторонники. Критика еще более усилилась  в 1957 г., когда в космос был запущен  первый советский спутник. В связи  с этим многие политические деятели  справедливо полагали, что США  отстают только из–за того, что  их система образования недостаточно совершенна. И все же вопреки сделанным выводам США по–прежнему используют эту теорию образования.

 

Экземпляризм

Теория  экземпляризма появилась в Германии в 1958 г. Ее создатели стремились уменьшить объем учебного материала. Но одновременно с этим они хотели сохранить в сознании школьников понятие об окружающем мире. Приверженцы теории экземпляризма были твердо убеждены в том, что непрерывный прогресс науки и связанное с ним обогащение содержания образования противоречат учебным возможностям учеников. Чтобы разрешить это противоречие, они предложили:

  • применение парадигмального образования . Другими словами, глядя на образец, они должны иметь общее понятие обо всем. Например, историю России XIX в. можно в программе представить по ключевым моментам: по политике Александра I, деятельности Сперанского, Отечественной войне 1812 г. и т. д. Благодаря этому школьник получает основные сведения об эпохе, составляя картину жизни того времени. В итоге он сможет отличить один исторический период от другого. Однако этот способ абсолютно не подходит для изучения иностранных языков, где нет подобных ключевых моментов;
  • использование так называемых «тематических» примеров. В этом случае материал рассматривается на основе примеров, через которые может быть представлена та или иная тема. При этом последовательное изложение учебного материала не практикуется. Например, таким способом в советские времена изучалась литература. Однако метод не подходит для познания абсолютно всех предметов. К примеру, при изучении математики он не может быть действенным.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе мы рассмотрели содержание образования как важнейший фактор формирования базовой культуры личности. Нами были приведены точки зрения ученых на различные аспекты исследования содержания образования, изучены основные теории содержания образования, выявлены основы построения содержания образования.

На  основании всего выше изложенного  можно сделать следующие выводы:

  • Образование – основа развития личности, формирования ее основных качеств, взглядов, мировоззрения. От образования напрямую зависит процесс дальнейшей социализации личности. Следовательно, очень важным составляющим в развитии и становлении человека является содержание образования, которое на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания.
  • Главной целью образования является развитие тех свойств личности,  которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.
  • При разработке содержания образования необходимо учитывать как общественные требования к образованию, так и индивидуальные особенности учащегося, которые определяю его собственную заинтересованность в получении знаний и их применении.
  • Для максимально полного воспитания личности необходимо ее всестороннее развитие. Каждый компонент развития личности несет в себе ряд функций, которые в гармонии с функциями других компонентов помогают наиболее эффективному воспитанию человека.
  • Существуют необходимые принципы построения содержания образования, которые формируют правильные критерии образования. Принципы построения содержания образования неразрывно связаны с целями образования, факторами, влияющими на содержание образования, а также с нормативными документами, закрепляющими основные требования к содержанию образования.

Таким образом, образование является средством развития личности и формирования ее базовой культуры с целью включение личности в социально-значимую деятельность.

 

 

Список литературы

 

  1. Коджаспирова Г М Педагоогический словарь/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, 1996, - М.- 247с.

 

  1. Сластенин В А Педагогика/В.А.,Сластенин, И.Ф. Исаев , 1997, - М.: Школа-Пресс. – 512с.

 

  1. Талызина Ф Ф Педагогическая психология/ Ф.Ф. Талызина, 1998, - М.- 315с.
  1. Харламов И Ф Педагогика/И.Ф. Харламов, 1999, - М.: Гардарики. – 520с.

  1. Богус М.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей [Электронный ресурс] //URL:http://window.edu.ru/library/pdf2txt/502/69502/44267/page3

 

  1. Общие основы педагогики [Электронный ресурс] //URL:http://do.gendocs.ru/docs/index-180242.html?page=15#4912361

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Содержание образования