Содержание образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 09:29, реферат

Описание работы

В начале XIX в. в психолого-педагогической литературе появились термины «формальное образование» и «материальное образование», на основе которых впоследствии сформировались два крупных направления в области содержания образования. Однако, сторонники данных теорий при их изучении не уделяли внимания содержанию образования, за что были подвергнуты критике со стороны многих ученых психологов, ведь каждая наука развивает человека именно настолько, насколько хватает ее содержания и именно с той стороны, на которую ее содержание направлено.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………..3
2.Понятие содержания образования……………………………………4
3.Основные направления содержания образования…………………...5
3.1 Физическое воспитание………………………………………5
3.2 Эстетическое воспитание…………………………………….6
3.3 Трудовое воспитание…………………………………………7
3.4 Умственное воспитание………………………………………8
3.5 Нравственное воспитание…………………………………….8
4.Факторы, влияющие на содержание образования…………………...10
4.1 Общественно-ориентированные (социальные) факторы…...10

4.2 Личностно-ориентированные факторы……………………....11
5.Принципы построения содержания образования…………..................12
6.Государственный образовательный стандарт………………………...14
7.Теоретическое представление о содержании образования………….15
8.Основные теории содержания образования………………………….16
8.1 Дидактический материализм (энциклопедизм)……………..16
8.2 Дидактический формализм…………………………………...17
8.3 Дидактический утилитаризм…………………………………18
8.4 Экземпляризм………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………....21

Файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 50.86 Кб (Скачать файл)

 

Факторы, влияющие на содержание образования.

Одной из ведущих детерминант  содержания образования является его  цель, в которой находят концентрированное  выражение как интересы общества, так и интересы личности. На основании этого может быть выделено два вида факторов, влияющих на содержание образования: общественно -ориентированные факторы и личностно - ориентированные факторы.

Общественно-ориентированные (социальные) факторы

Поскольку образование складывается под влиянием основных потребностей общества и своей целью имеет  их удовлетворение, то можно сделать  вывод о том, что одним из объективных  общественно-ориентированных факторов, влияющих на содержание образование, являются изменяющиеся потребности общества. Еще в XIX в., например, в большинстве стран мира школьное образование ограничивалось лишь изучением основ счета, письма и чтения. Но с развитием технических основ производства, науки и духовной жизни общества требования к содержанию школьного образования возрастали. Под влиянием этого стал расширяться объем и повышаться теоретический уровень естественно-математических знаний, усваиваемых в школе, более основательно изучаться предметы гуманитарного цикла – язык, литература, история и др. В связи с развитием производства уровень требований к общенаучной, технической и профессиональной подготовке молодежи постепенно повышался, и в настоящее время почти во всех странах мира не прекращаются поиски путей совершенствования содержания школьного образования, его модернизации.

Также в группе социальных факторов, влияющих на содержание образование можно выделить изменения в развитии науки и техники, которые сопровождаются разработкой новых теоретических идей и коренными технологическими усовершенствованиями. Так, например,  достижения в изучении той или иной области знаний могут нанести коренной перелом на представления общества об окружающем мире, на общественное мировоззрение и общепринятые ценности, что, в свою очередь, принесет необходимость изменения содержания образования, поскольку оно должно полностью соответствовать уровню развития данного общества.

Кроме объективных социальных факторов, детерминирующих содержание образования, учеными также выделяются и субъективные факторы. К таким  факторам относятся политика и идеология общества. Так, например, в середине XIX в. некоторые государственные деятели России пытались доказывать, что простому народу образование не только не приносит пользы, но даже вредит. На протяжении многих лет в истории нашего государства образование было дифференцированно, то есть содержание образования для представителей какого-либо класса общества было особенным.

Также небольшое влияние  на содержания школьного образования имеет и такой субъективный общественный фактор, как методологические позиции ученых. В качестве основы различных позиций и взглядов по вопросам содержания образования выступает то, как тот или иной ученый трактует вопрос об умственном развитии школьников под влиянием учебной работы.

Личностно-ориентированные  факторы 

Цель современного образования - развитие тех свойств личности,  которые нужны ей для включения в социально ценную деятельность. 

Первым личностно-ориентированным  фактором, влияющим на содержание образования, являются интеллектуальные возможности учащегося, которые в свою очередь могут зависеть от таких факторов как возрастные особенности, социальное положение учащегося, его интересы, врожденные способности и т.д. Все это несомненно влияет на содержание образования. Примером данной взаимосвязи является наличие в школах специальных программ с уклоном к гуманитарным, физико-математическим и биологическим наукам.

Человек -  система  динамическая,  становящаяся  личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой.  Следовательно,  с точки зрения структуры содержания образования полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в ее динамике.

Динамика  личности как процесс  ее  становления  представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта,  которое и составляет онтогенетическое развитие человека, а значит, может являться личностно-ориентированным фактором содержания образования. Осуществляется развитие человека в процессе деятельности.  Другими словами, деятельность имеет одним из своих продуктов развитие самого  субъекта.  Речь  идет  об учении как ведущем виде деятельности,  обеспечивающем необходимые условия для успешного развития личности и сочетающемся с  другими видами деятельности (трудовой,  игровой, общественной). Исходя из этого, деятельность личности выступает основным личностно-ориентированным фактором, влияющим на содержание образования.  Более того, его можно определить, по В. С. Ледневу,  как содержание особым образом организованной  деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.

 

Принципы и критерии построения содержания образования.

Основанием для отбора содержания образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию, и критерии, выступающие в качестве инструмента определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, формулируя ряд принципов построения содержания образования, опираются на то, что каждый принцип означает, что содержание образования должно быть насыщено таким учебным материалом, который помогает обеспечить достижение целей, стоящих перед общеобразовательной школой. Однако, сознавая тот факт, что перечисляемые ими принципы могут указывать только общее направление для отбора конкретного содержания, в осуществлении самого отбора, авторы пытаются обосновать более частные основания. Они сводятся к следующему:

  • в содержание образования включаются научные знания, отображающие современную картину мира. Это - совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы;
  • в содержание образования включается все, что имеет общеобразовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности;
  • в содержании образования необходима оптимально доступная и экономная логика развертывания основных знаний при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий;
  • в основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания;
  • сознательность усвоения и развития научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей;
  • в содержание образования для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом;
  • необходимо реализовать межпредметные связи.

 
Сопоставляя их подходы к обоснованию системы принципов конструирования содержания образования, можно легко заметить, что вся представленная ими номенклатура принципов полностью отражается в следующих трех основных принципах, предложенных В.В. Краевским и дополненных нами:

  • принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества;
  • принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана;
  • принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.

 
Указанные принципы являются главными ориентирами для определения  того, что следует, а что не следует  включать в состав содержания образования. В соответствии с перечисленными факторами и принципами формирования и конструирования содержания школьного  образования в педагогической науке  разработана следующая общедидактическая  система критериев отбора (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

  • критерий целостного отражения в содержании школьного образования задач формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества, предусматривающий выделение типичных аспектных проблем тех областей знаний, которые изучаются в школе, и методов науки, важных с общеобразовательной точки зрения и доступных учащимся.
  • критерий высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый отдельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин, изучаемых в школе.
  • критерий соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста.
  • критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.
  • критерий учета международного опыта построения содержания общего среднего образования.
  • критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Государственный образовательный стандарт

Образовательным стандартом называется система основных параметров, которые принимаются  в виде государственной нормы  образованности. Эта норма отражает общественный идеал образования и учитывает возможности отдельного человека и системы образования по достижению этого идеала.

Стандарт  образования был утвержден в  Законе РФ «Об образовании» и декларирует  обязательный уровень требований к  подготовке выпускников. Согласно этому  стандарту определяются содержание образования, методы, формы, средства обучения и контроля. В Законе РФ записано, что стандарт включает лишь минимально необходимый уровень образованности выпускников школы. Несмотря на существующие государственные стандарты, в каждом отдельном учебном заведении  содержание образования может варьироваться, т. е. иметь небольшие отступления  от установленной нормы.

Что касается государственного стандарта  общего среднего образования, то сюда входят, во–первых, базовый учебный  план, во–вторых, образовательные стандарты  – как для школы, так и для  всех учебных предметов, в–третьих, требования к минимальному уровню усвоения материала для начальной, основной и старшей ступеней. Согласно принятому  стандарту содержание образования  по каждому учебному предмету содержит две основные части:

  • неизменяемое инвариантное ядро;
  • вариативную часть, постоянно обновляющуюся и изменяющуюся.

В государственном стандарте общего среднего образования принято выделять три составные части:

  • федеральную;
  • национально–региональную;
  • школьную.

Федеральная часть рассматривается как нормативная. Ее нормативы обеспечивают общее образовательное пространство в государстве. Национально–региональная часть, связанная с регионами, отражает особенности той или иной местности. Она определяет нормы образованности при изучении родного языка и литературы, истории, географии и других предметов, которые отражают специфику местности и ее жителей. Школьная часть находится в компетенции школы. Она отражает ее направленность и специфику.

В состав федеральной и национально–региональной частей входят:

  • содержание образования, на каждом уровне обучения представленное государством;
  • требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках требующегося объема содержания;
  • максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников, распределенный по годам обучения.

Школьники должны выполнять требования образовательного стандарта. Тем не менее, у них  есть возможность самим определять уровень овладения учебным материалом. В этом случае они могут ограничиться минимальными требованиями, снизив, таким  образом, нагрузку. При этом они смогут реализовать свои творческие возможности  и склонности в других направлениях обучения. Государственный стандарт является базой создания учебных  планов и программ, учебников и  учебных пособий.

 

Теоретическое представление  о содержании образования

Содержание образования  формируется на нескольких уровнях, иерархически расположенных. Первый уровень  – теоретического представления, на котором определяются дидактические  основания отбора содержания образования  в целом, не разделенного на отдельные  предметы.

Разработка  теоретического представления о  содержании образования осуществляется на уровне общей теории. Представление, сформированное на уровне общей теории, по необходимости будет системным. В нем различаются состав (элементы), связи между элементами и функции передаваемого социального опыта в его педагогической трактовке. Здесь в общем виде:

  • устанавливается чему необходимо и возможно обучить школьников;
  • выделяется каждый крупный элемент содержания, воплощающий определенную педагогическую цель образования;
  • устанавливаются образующие систему связи между элементами;
  • разграничиваются функции между ними.

Информация о работе Содержание образования