Содержание организационно-методической работы учителя по развитию универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том что, за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса: подготовки обучающихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию; успешно решать жизненные задачи; уметь сотрудничать и работать в группе; быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 5
1.1. Концепция развития универсальных учебных действий 5
1.2.Универсальные учебные действия. Требования ФГОС 8
1.3. Организационно-методическая работа учителя по
формированию учебно-универсальных учебных действий
при внедрении ФГОС НОО 15
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 20
Разработка, реализация и анализ урока русского
языка по формированию УУД 20
Анализ работы МО учителей начальных классов
МОАУ СОШ № 2 г. Благовещенска 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

работа по формированию УУД КУРСОВАЯ.docx

— 96.60 Кб (Скачать файл)

Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. [24, c.46].

Основным назначением Фундаментального ядра в системе сопровождения стандартов является определение:

  1. системы базовых национальных ценностей, определяющих

самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;

  1. система основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;

  1. системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования. [19, С.24].

В связи с этим приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Развитие личности в системе образования, в связи со стандартами второго поколения, обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта [3, c.9].

В более узком, собственно психологическом значении, термин универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия представлены в каждом разделе Стандарта.

Программа формирования УУД представлена в планируемых результатах      освоения междисциплинарных программ двух уровней          [15, c.63]: 
- выпускник научится (зона актуального развития); 
- выпускник получит возможность научиться (зона ближайшего развития)/

В рамках системы оценки достижения планируемых результатов в начальной школе УУД представлены как на базовом уровне (задания для проверки должны быть ориентированы не только на предметные компетенции, но и на метапредметные), так и на повышенном уровне. 
В Стандарте представлены четыре вида УУД, рассмотрим их на рисунке 1:



 


 

Рисунок 1.  Виды УУД

Как видно из рисунка (1) выделяют четыре вида универсальных учебных действий. Остановимся на каждом из них более подробно.

  1. Личностные УУД.

В Фундаментальном ядре определяется: «В блок личностных универсальных учебных действий входит:

- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации обучающихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению);

- знание моральных норм;

- умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- ориентации в социальных ролях  и межличностных отношениях. 
Личностные универсальные учебные действия раскрывают личностные результаты, в связи с этим оценка достижения личностных результатов проводится в ходе неперсонифицированных процедур (индивидуальный прогресс ребенка рассматривается только по просьбе или с разрешения родителей) [32].

2) Познавательные УУД.

В состав познавательных универсальных учебных действий входят:

- общеучебные УУД;

- логические УУД и постановка и решение проблем, при этом в разделе общеучебные УУД выделяется особая группа знаково-символические УУД.

Этот блок коррелирует не только с другими блоками (регулятивные), но и с другими программами (Чтение: работа с информацией). 
Обще учебные универсальные действия включают:

- самостоятельное выделение и  формулирование познавательной  цели; 
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 
- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное  построение речевого высказывания  в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных  способов решения задач в зависимости  от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка процесса  и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление  цели чтения и выбор вида  чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; 
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

В познавательных УУД выделяются наряду с обще учебными еще два раздела – логические УУД постановка и решение проблем.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью  выделения признаков (существенных, несущественных); 
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; 
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; 
- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи  рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их  обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов  решения проблем творческого  и поискового характер [32].

3) Регулятивные УУД.

В Фундаментальном ядре содержания общего образования регулятивные действия раскрываются с точки зрения структуры учебной деятельности: В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию обучающимся своей учебной деятельности:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование – предвосхищение  результата и уровня усвоения  знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения  способа действия и его результата  с заданным эталоном с целью  обнаружения отклонений и отличий  от эталона;

- коррекция – внесение необходимых  дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание  учащимся того, что уже усвоено  и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий» [32].

В состав регулятивных учебных действий входят:

- целеполагание

- планирование

- прогнозирование

- контроль (коррекция)

- саморегуляция

- оценка.

4) Коммуникативные УУД.

В Фундаментальном ядре содержания общего образования коммуникативные УУД рассматриваются достаточно широко, с точки зрения социализации младшего школьника: «Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [32].

К коммуникативным действиям относятся:

-планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками : определение цели, функций участников, способов взаимодействия

-постановка вопросов – инициативное  сотрудничество в поиске и  сборе информации

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и  оценка альтернативных способов  разрешения конфликта, принятие  решения и его реализация

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- владение монологической и  диалогической формами речи в  соответствии с грамматическими  и синтаксическими нормами родного  языка.

В состав коммуникативных учебных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.

Таким образом, Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В ФГОС представлен состав УУД, даны определения каждому действию.

 

 

1.3 Организационно-методическая работа учителя по формированию УУД    при внедрении ФГОС НОО

 

 

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера [21, c.96].

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования [22, c.273].

Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД [23, c.14].

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от её специально-предметного содержания [24, c.46].

Организационно-методическая работа учителя по формированию УУД включает в себя следующие технологии [25, c.152]:

1) Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания.

2) Учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами.

3) Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.

4) Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.

5) Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.

Информация о работе Содержание организационно-методической работы учителя по развитию универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы