Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 11:22, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том что, за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса: подготовки обучающихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию; успешно решать жизненные задачи; уметь сотрудничать и работать в группе; быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 5
1.1. Концепция развития универсальных учебных действий 5
1.2.Универсальные учебные действия. Требования ФГОС 8
1.3. Организационно-методическая работа учителя по
формированию учебно-универсальных учебных действий
при внедрении ФГОС НОО 15
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 20
Разработка, реализация и анализ урока русского
языка по формированию УУД 20
Анализ работы МО учителей начальных классов
МОАУ СОШ № 2 г. Благовещенска 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. [24, c.46].
Основным назначением Фундаментального ядра в системе сопровождения стандартов является определение:
В связи с этим приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Развитие личности в системе образования, в связи со стандартами второго поколения, обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта [3, c.9].
В более узком, собственно психологическом значении, термин универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия представлены в каждом разделе Стандарта.
Программа формирования УУД представлена
в планируемых результатах
освоения междисциплинарных программ
двух уровней
[15, c.63]:
- выпускник научится (зона актуального
развития);
- выпускник получит возможность научиться
(зона ближайшего развития)/
В рамках системы оценки достижения планируемых
результатов в начальной школе УУД представлены
как на базовом уровне (задания для проверки
должны быть ориентированы не только на
предметные компетенции, но и на метапредметные),
так и на повышенном уровне.
В Стандарте представлены
четыре вида УУД, рассмотрим их на рисунке
1:
Рисунок 1. Виды УУД
Как видно из рисунка (1) выделяют четыре вида универсальных учебных действий. Остановимся на каждом из них более подробно.
В Фундаментальном ядре определяется: «В блок личностных универсальных учебных действий входит:
- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации обучающихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению);
- знание моральных норм;
- умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- ориентации в социальных ролях
и межличностных отношениях.
Личностные универсальные учебные действия раскрывают
личностные результаты, в связи с этим
оценка достижения личностных результатов
проводится в ходе неперсонифицированных
процедур (индивидуальный прогресс ребенка
рассматривается только по просьбе или
с разрешения родителей) [32].
2) Познавательные УУД.
В состав познавательных универсальных учебных действий входят:
- общеучебные УУД;
- логические УУД и постановка и решение проблем, при этом в разделе общеучебные УУД выделяется особая группа знаково-символические УУД.
Этот блок коррелирует не только с другими
блоками (регулятивные), но и с другими
программами (Чтение: работа с информацией).
Обще учебные универсальные
действия включают:
- самостоятельное выделение и
формулирование познавательной
цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
применение методов
информационного поиска, в том числе
с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное
построение речевого
- выбор наиболее эффективных
способов решения задач в
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка
средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы,
самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого
и поискового характера.
В познавательных УУД выделяются наряду с обще учебными еще два раздела – логические УУД постановка и решение проблем.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью
выделения признаков (существенных,
несущественных);
- синтез – составление целого из частей,
в том числе самостоятельное достраивание
с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения,
сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание
3) Регулятивные УУД.
В Фундаментальном ядре содержания общего образования регулятивные действия раскрываются с точки зрения структуры учебной деятельности: В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию обучающимся своей учебной деятельности:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
-прогнозирование –
- контроль в форме сличения
способа действия и его
- коррекция – внесение
- оценка – выделение и
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий» [32].
В состав регулятивных учебных действий входят:
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- контроль (коррекция)
- саморегуляция
- оценка.
4) Коммуникативные УУД.
В Фундаментальном ядре содержания общего образования коммуникативные УУД рассматриваются достаточно широко, с точки зрения социализации младшего школьника: «Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [32].
К коммуникативным действиям относятся:
-планирование учебного
-постановка вопросов –
- разрешение конфликтов –
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- владение монологической и
диалогической формами речи в
соответствии с
В состав коммуникативных учебных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.
Таким образом, Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В ФГОС представлен состав УУД, даны определения каждому действию.