Содержание организационно-методической работы учителя по развитию универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том что, за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса: подготовки обучающихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию; успешно решать жизненные задачи; уметь сотрудничать и работать в группе; быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 5
1.1. Концепция развития универсальных учебных действий 5
1.2.Универсальные учебные действия. Требования ФГОС 8
1.3. Организационно-методическая работа учителя по
формированию учебно-универсальных учебных действий
при внедрении ФГОС НОО 15
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 20
Разработка, реализация и анализ урока русского
языка по формированию УУД 20
Анализ работы МО учителей начальных классов
МОАУ СОШ № 2 г. Благовещенска 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

работа по формированию УУД КУРСОВАЯ.docx

— 96.60 Кб (Скачать файл)

6) Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и выбирать критерии для оценки.

7) Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились.

8) Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – «чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока».

9) Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.

10) Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.

11) Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

12) Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

13) Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

14) Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

15) Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.

16) Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

17) Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально. Главное – уметь учиться на ошибках.

18) Учитель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

19) Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

20) Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.

21) Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

22) Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.

23) Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

24) Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.

25) Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

26)Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.

27) Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.

28) Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.

29) Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

30) Учитель учит детей планировать свой досуг.

31) Учитель организует конструктивную совместную деятельность.

Таким образом, на основании материала, изложенного в первой главе можно сделать вывод, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе – это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития –эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

 

2.1 Разработка и реализация и анализ урока русского языка по формированию УУД

 

 

Практическая часть исследования проводилась во время прохождения учебной практики в качестве учителя начальных классов. Базой исследования послужил 4-А класс МОАУ СОШ №2 г. Благовещенска.  Классный руководитель - Капшук Наталья Анатольевна. Изучение русского языка осуществляется по учебнику Издательского центра «Вентана-Граф», авторы: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова  из УМК «Школа 21 века» [13].

Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим предметам.

Начальный курс русского языка в УМК «Школа 21 века» представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Содержание программы по русскому языку в данном учебно-методическом комплекте обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных[8, c.105].

Рассмотрим формирование УУД на примере урока по теме: «Правописание не с глаголами». Конспект урока в Приложении А.

Урок начинается с этапа чистописания, цель которого не только работа над каллиграфией, но и актуализация знаний, необходимых при изучении новой темы.

Учащиеся комментируют встретившиеся в данных словах орфограммы и повторяют правила, которые надо было вспомнить, чтобы правильно их написать. Учитель просит назвать слово, которое можно считать лишним (большой). Обучающиеся поясняют, что это слово является прилагательным, а остальные – глаголы.

На данном этапе формировались познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие.

На следующем этапе урока – изучении нового материала, проводимого с опорой на интерактивную доску, обучающимся дается группа слов и предлагается записать глаголы с такой же основой, но придать им противоположное значение. После самостоятельной работы выясняется, что кто-то написал глаголы в таком виде: неговорил, непишет и т.д. А часть детей так: не говорил, не пишет. Проблемная ситуация, возникшая на уроке, позволяет обучающимся сформулировать тему урока.

На этом этапе урока формировались коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

А также регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.

Проблемную ситуацию предлагается разрешить с помощью материала учебника из рубрики «Давай подумаем». Обучающиеся читают текст учебника и выясняют, кто же из них выполнил работу правильно, а кому надо будет исправить ошибки.

На данном этапе формировались познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения.

Регулятивные УУД: вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.

На этапе закрепления полученных знаний ученикам предлагается дифференцированная самостоятельная работа.

На этом этапе урока формировались регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения.

На заключительном этапе урока шло формирование коммуникативных УУД: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.

Средством формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в УМК «Школа21 века» являются тексты учебников, его методический аппарат; технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Кроме метапредметных результатов (формирования УУД), содержание рабочей программы УМК «Школа 21 века» по русскому языку позволяет достичь и высокого уровня предметных результатов, обеспечивающих обучаюимся возможность успешного обучения на следующей ступени общего образования.

Личностными результатами изучения курса «Русский язык» являются следующие умения и качества: 
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 
– интерес к чтению, потребность в чтении; 
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; 
– интерес к изучению языка; 
– осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

 

 

2.2 Анализ работы МО учителей начальных классов МОАУ СОШ № 2 г. Благовещенска

 

 

Главным помощником для учителей в формировании УУД в соответствии с ФГОС - 2, становятся школьные методические объединения учителей начальных классов. Здесь есть возможность практически подойти к решению вопросов, спланировать и реализовать новые задачи.

В 2013-2014 учебном году МО учителей начальных классов МОАУ СОШ №2, работает по проблеме: повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС – 2).

Цель: совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС – 2 путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.

Задачи:

  1. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС – 2 через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
  1. Активно внедрять в педагогическую деятельность современные образовательные технологии в рамках урока и внеурочной деятельности, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.

  1. Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся;

  1. Планирование работы над самообразованием, изучение, обобщение и распространение опыта работы учителей начальных классов по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.

  1. Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.

  1. Совершенствование формы работы с одарёнными детьми.

  1. Осуществление психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих учащихся.

Ожидаемые результаты работы: рост качества знаний обучающихся; овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС; создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.

Направления работы МО учителей начальных классов на 2013-2014 учебный год:

  1. Аналитическая деятельность:

- Анализ методической деятельности за 2012-2013 учебный год и

планирование на 2013-2014 учебный год.

    - Анализ посещения открытых уроков.

- Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).

- Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

2) Информационная деятельность:

- Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

- Знакомство с ФГОС начального общего образования.

- Пополнение тематической папки «Методические объединения учителей начальных классов».

3) Организация методической деятельности:

- Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС-2, подготовки к аттестации.

4) Консультативная деятельность:

- Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.

- Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.

- Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС – 2.

Организационные формы работы: заседания методического объединения; методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности; взаимопосещение уроков педагогами; выступления учителей начальных классов на МО школы, района, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах; посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях города; повышение квалификации педагогов на курсах АПК и ППРО; прохождение аттестации педагогических кадров.

Информация о работе Содержание организационно-методической работы учителя по развитию универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы