Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 11:22, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том что, за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса: подготовки обучающихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию; успешно решать жизненные задачи; уметь сотрудничать и работать в группе; быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 5
1.1. Концепция развития универсальных учебных действий 5
1.2.Универсальные учебные действия. Требования ФГОС 8
1.3. Организационно-методическая работа учителя по
формированию учебно-универсальных учебных действий
при внедрении ФГОС НОО 15
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 20
Разработка, реализация и анализ урока русского
языка по формированию УУД 20
Анализ работы МО учителей начальных классов
МОАУ СОШ № 2 г. Благовещенска 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
2.1 Разработка и реализация и анализ урока русского языка по формированию УУД
Практическая часть исследования проводилась во время прохождения учебной практики в качестве учителя начальных классов. Базой исследования послужил 4-А класс МОАУ СОШ №2 г. Благовещенска. Классный руководитель - Капшук Наталья Анатольевна. Изучение русского языка осуществляется по учебнику Издательского центра «Вентана-Граф», авторы: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова из УМК «Школа 21 века» [13].
Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим предметам.
Начальный курс русского языка в УМК «Школа 21 века» представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Содержание программы по русскому языку в данном учебно-методическом комплекте обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных[8, c.105].
Рассмотрим формирование УУД на примере урока по теме: «Правописание не с глаголами». Конспект урока в Приложении А.
Урок начинается с этапа чистописания, цель которого не только работа над каллиграфией, но и актуализация знаний, необходимых при изучении новой темы.
Учащиеся комментируют встретившиеся в данных словах орфограммы и повторяют правила, которые надо было вспомнить, чтобы правильно их написать. Учитель просит назвать слово, которое можно считать лишним (большой). Обучающиеся поясняют, что это слово является прилагательным, а остальные – глаголы.
На данном этапе формировались познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие.
На следующем этапе урока – изучении нового материала, проводимого с опорой на интерактивную доску, обучающимся дается группа слов и предлагается записать глаголы с такой же основой, но придать им противоположное значение. После самостоятельной работы выясняется, что кто-то написал глаголы в таком виде: неговорил, непишет и т.д. А часть детей так: не говорил, не пишет. Проблемная ситуация, возникшая на уроке, позволяет обучающимся сформулировать тему урока.
На этом этапе урока формировались коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
А также регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.
Проблемную ситуацию предлагается разрешить с помощью материала учебника из рубрики «Давай подумаем». Обучающиеся читают текст учебника и выясняют, кто же из них выполнил работу правильно, а кому надо будет исправить ошибки.
На данном этапе формировались познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения.
Регулятивные УУД: вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.
На этапе закрепления полученных знаний ученикам предлагается дифференцированная самостоятельная работа.
На этом этапе урока формировались регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Коммуникативные УУД: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения.
На заключительном этапе урока шло формирование коммуникативных УУД: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.
Средством формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в УМК «Школа21 века» являются тексты учебников, его методический аппарат; технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Кроме метапредметных результатов (формирования УУД), содержание рабочей программы УМК «Школа 21 века» по русскому языку позволяет достичь и высокого уровня предметных результатов, обеспечивающих обучаюимся возможность успешного обучения на следующей ступени общего образования.
Личностными результатами изучения курса
«Русский язык» являются следующие умения
и качества:
– любовь и уважение к Отечеству, его языку,
культуре;
– интерес к чтению, потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных
текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесенное
и написанное слово.