Согласно плану работы МО учителей
начальных классов, заседания планируется
провести шесть раз в год: в августе, в
сентябре, в октябре, январе, апреле, мае.
На заседаниях августа - января
педагоги изучили:
- Понятие универсальных учебных
действий учащихся. Способы формирования
УУД на уроках в начальной школе (на основе
ФГОС-2).
- ФГОС-2. «Изменения в деятельности
участников образовательного процесса»
- Формирование ключевых компетенций
младших школьников, на основе развивающих
личностно-ориентированных технологий.
Системно-деятельностный подход как основа
новых образовательных стандартов.
- «Особенности оценивания учебных
достижений младших школьников»
- Планируемые предметные результаты
начального общего образования по предметам
(ФГОС-2).
В рамках повышения самообразования
и качества эффективности воспитательной
работы учителя Капшук Н.А. и Бессарабова
Е.В. приняли участие в работе обучающих
семинаров.
На практических занятиях показали:
педагогическое мастерство в повышении
качества образования в начальной школе
в условиях ФГОС-2; определили в своей работе
наиболее эффективные формы и технологии
сохранения здоровья детей в аспекте реализации
национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа».
Обучающиеся под руководством
учителей начальной школы приняли участие:
В районных олимпиадах по русскому
языку, математике (4 класс); фестиваль
иностранных языков (4 класс);
Приняли участие в районной
предметной «Неделе начальных классов»
(1-4 классы).
На основании материала, изложенного
во второй главе можно сделать вывод, что
в процессе систематической работы на
уроках русского языка мы формировали
и развивали у обучающихся регулятивные,
познавательные, коммуникативные действия.
Обучающиеся учились фиксировать затруднения
в собственной деятельности, выявлять
причины этих затруднений, определять
цель своей дальнейшей работы, выбирать
средства и способы достижения поставленной
цели, осуществлять поиск необходимой
информации. Ученики учились сравнивать,
анализировать, делать вывод, формулировать
своё мнение и позицию, координировать
различные позиции в сотрудничестве.
Таким образом, включение в
урок проблемных ситуаций, построение
урока в технологии деятельностного метода
обучения способствует формированию универсальных
учебных действий у обучающихся, даёт
возможность детям вырасти людьми, способными
понимать и оценивать информацию, принимать
решения, контролировать свою деятельность
в соответствии поставленными целями.
А это именно те качества, которые необходимы
человеку в современных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ нормативной, психолого-педагогической,
методической литературы, проведенный
в первой главе, позволил нам выявить,
что новые социальные запросы, отраженные
в тексте ФГОС, определяют цели образования
как общекультурное, личностное и познавательное
развитие обучающихся, обеспечивающие
такую ключевую компетенцию образования,
как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной
системы образования является формирование
совокупности универсальных учебных действий,
обеспечивающих компетенцию «научить
учиться», а не только освоение обучающимися
конкретных предметных знаний и навыков
в рамках отдельных дисциплин. Сформированность
универсальных учебных действий является
также и залогом профилактики школьных
трудностей.
В широком значении «универсальные
учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование
путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.
Разработка, проведение и анализ
урока, проведенный во второй главе, показывает,
что учебный предмет «Русский язык» обеспечивает
формирование личностных, познавательных,
коммуникативных и регулятивных действий.
Работа с текстом открывает возможности
для формирования логических действий
анализа, сравнения, установления причинно-следственных
связей.
УУД на уроках русского языка в начальной
школе являются:
- умение обучающихся использовать языком
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения учебных
задач;
- умение ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях
общения;
-умение выбирать адекватные
языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач (диалог,
устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей
разных видов речи и ситуаций
общения;
-стремление к более точному
выражению собственного мнения
и позиции; умение задавать вопросы.
Специфика педагогической работы
такова, что для педагогической деятельности
учитель должен владеть знанием предмета,
методикой, знанием педагогики и психологии,
иметь высокий уровень культуры, знать
приёмы риторики, основы мониторинга,
обладать большой эрудицией, т.е. должен
постоянно совершенствоваться и самообразовываться,
а это одна из первоочередных задач МО.
Анализ работы МО учителей начальных классов
МОАУ СОШ №2 показал, что одной из задач
МО стала задача по созданию системы работы
по формированию УУД обучающихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные
учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли. – М.: Просвещение. 2010.- 217с.
- Аргунова Е.Р. Активные методы обучения. Учеб.-метод. пособие / Е.Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. -- М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с.
- Бородина М.В. Способы формирования
УУД на уроках в начальной школе (на основе
ФГОС-2). //Управление в нач. школе, №12, 2009.- С. 9
- Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы Текст. / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. -СПб. : КАРО, 2007. -144 с.
- Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. - М., 2001. - 307с.
- Волков, А. Е. Модель «Российское образование
-- 2020» Текст. / А. Е. Волков и др. // Вопросы
образования. - 2009. № 1. - С. 32-64.
- Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте Текст. / И. Ю. Гутник. СПб. : Книжный Дом, 2008. - 248 с.
- Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2012. - №3. -с. 105.
- Дронова Г.П. Изменения в деятельности
участников образовательного процесса
//Управление в нач. школе», №8, 2011г ,с.19
- Жиркова Н.В. Оценка достижений планируемых результатов. //Начальная школе», 2011 №10, с.17
- Жиркова Н.В. Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно-ориентированных технологий. Начальная школа, 2010,- №10,
с.35
12. Зайцева И. И. Технологическая
карта урока. Методические рекомендации
/ И Зайцева // Педагогическая мастерская.
Всё для учителя! 2011. Пилотный выпуск. -
С. 4-6
- Иванов С.В., Русский язык. 4 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений
/С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. - М.: Вентана-Граф, 2010 - 124с.
- Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская
К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения
общеобразовательных программ. /[Электронный ресурс],- режим доступа,- http//:www. standart. edu. ru. - (дата обращения 03.03.2014)
- Ковалева Г.С. Планируемые результаты
начального общего образования / Под ред.
Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.- 117с.
- Ковалева Г.С . Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2
ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.М.,
2009. - 98с.
- Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь «Пиши грамотно»
№1.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 67с.
18. Кузнецов А.А. О школьных стандартах
второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное
образование: инновации и эксперимент.
- 2008. - № 2. - С. 3-6.
19. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное
ядро содержания общего образования. –
//М.: Просвещение, 2009. – 59с.– (Стандарты
второго поколения)
20. Кондаков А.М. Концепция федеральных
государственных образовательных стандартов
общего образования: проект / Рос. акад.
образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.
Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.- 174с.
21. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе.
Учебное пособие – М.: Центр педагогического
образования. – 2008. – 352 с.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.
М.: Смысл; Издательский центр «Академия»,
2004. – 352 с.
23. Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном
обучении: из опыта работы начальной школы
Текст. / Н.В. Лежнева // Завуч нач. школы.
2012. - № 1. - С.14.
24. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений
с введением ФГОС начального общего образования:
(Статья) // Науч. - практ. жур.«Академический
вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. –
Вып. 1(3). – С.46-54
25. Петрова И. В. Средства и методы
формирования универсальных учебных действий
младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой
ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155
26. Панфилова И.П. Планируемые
предметные результаты начального общего
образования по предметам (ФГОС-2). // Начальная
школа» №5, 2011г, с.38
27. Пономарева Е.А. Универсальные
учебные действия или умение учиться // Начальная школа.- 2010, - №2 С. 39-42
28. Примерные программы начального
общего образования: В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты
второго поколения). М., 2009.- 328с.
29. Проектирование основной
образовательной программы образовательного
учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
30. Савинов Е.С. Примерная основная
образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа /. - М., 2010.
- (Стандарты второго поколения.)
31. Текнеджян Т.В., Аверкиева Л.А. Система
методической работы школы на этапе перехода
к реализации деятельностного метода
обучения. //М.: Просвещение,- 2008.- 234с.
32. Федеральный государственный
образовательный стандарт начального
общего образования. – [Электронный ресурс].-
режим доступа http//standart.edu.ru,- (дата обращения 20.02.2014)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО
ЯЗЫКА В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ
Цель урока: организовать деятельность
учащихся по изучению и первичному закреплению
орфограммы “Частица не с глаголами”.
Задачи урока.
Предметно-содержательная:
формировать умение написания частицы
не с глаголами.
Деятельностно-коммуникативная:
развивать орфографическую зоркость,
речь учащихся.
Ценностно-ориентационная:
способствовать воспитанию доброжелательности,
взаимопонимания через организацию работы
в парах, группах.
Тип урока: изучение и первичное закрепление
новых знаний учащихся.
Оборудование урока.
Интерактивная доска.
Раздаточный материал.
Учебник: С.В.Иванов, Русский язык. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Рабочая тетрадь «Пиши грамотно» №1 М.И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2009.
Ход урока
1. Организационный
момент.
Учитель: Сегодня на уроке вас ожидает
много интересных заданий. Вы готовы?
Дети: Да.
2. Чистописание.
Бб Бб бу бл бр об аб Бу Бл Бр
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бьет, бежит, большой, разбудил
Учитель: Ребята назовите слово, которое
можно считать лишним (большой)
Дети: «Большой» - поясняют, что это
слово является прилагательным, а остальные
– глаголы. Дают определение, какие слова
называют глаголами и вспоминают, что
они уже знают об этой части речи
3. Изучение новых
знаний.
Учитель: на интерактивной доске, дается группа
слов:
Говорил-
Пишет-
Сказали-
Поем-
Предлагаю записать глаголы с такой же
основой, но придать им противоположное
значение. Одного ученика просим записать
полученные слова за створкой доски, а
остальные дети работают на местах. После
самостоятельной работы сравниваем полученные
результаты. Выясняется, что кто-то написал
глаголы в таком виде: неговорил, непишет и т.д.
А часть детей так: не говорил. Возникает
вопрос: Кто же прав? И что такое не?
Проблемная ситуация, возникшая на уроке,
позволяет учащимся сформулировать тему
урока: «Правописание глаголов
со словом не».
А цели урока дети назвали следующие:
1. Научиться писать глаголы со
словом не.
2.Узнать, к какой части речи
относится это маленькое слово.
Учитель: Проблемную ситуацию предлагаю
разрешить с помощью материала учебника
из рубрики «Давай подумаем».