Содержание организационно-методической работы учителя по развитию универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том что, за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса: подготовки обучающихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию; успешно решать жизненные задачи; уметь сотрудничать и работать в группе; быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 5
1.1. Концепция развития универсальных учебных действий 5
1.2.Универсальные учебные действия. Требования ФГОС 8
1.3. Организационно-методическая работа учителя по
формированию учебно-универсальных учебных действий
при внедрении ФГОС НОО 15
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 20
Разработка, реализация и анализ урока русского
языка по формированию УУД 20
Анализ работы МО учителей начальных классов
МОАУ СОШ № 2 г. Благовещенска 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

работа по формированию УУД КУРСОВАЯ.docx

— 96.60 Кб (Скачать файл)

Согласно плану работы МО учителей начальных классов, заседания планируется провести шесть раз в год: в августе, в сентябре, в октябре, январе, апреле, мае.

На заседаниях августа - января педагоги изучили:

- Понятие универсальных учебных действий учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе (на основе ФГОС-2).

- ФГОС-2. «Изменения в деятельности участников образовательного процесса»

- Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно-ориентированных технологий. Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов.

- «Особенности оценивания учебных достижений младших школьников»

- Планируемые предметные результаты начального общего образования по предметам (ФГОС-2).

В рамках повышения самообразования и качества эффективности воспитательной работы учителя Капшук Н.А. и Бессарабова Е.В. приняли участие в работе обучающих семинаров.

На практических занятиях показали: педагогическое мастерство в повышении качества образования в начальной школе в условиях ФГОС-2; определили в своей работе наиболее эффективные формы и технологии сохранения здоровья детей в аспекте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Обучающиеся под руководством учителей начальной школы приняли участие:

В районных олимпиадах по русскому языку, математике (4 класс); фестиваль иностранных языков (4 класс);

Приняли участие в районной предметной «Неделе начальных классов» (1-4 классы).

На основании материала, изложенного во второй главе можно сделать вывод, что в процессе систематической работы на уроках русского языка мы формировали и развивали у обучающихся регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Обучающиеся учились фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учились сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Таким образом, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Анализ нормативной, психолого-педагогической, методической литературы, проведенный в первой главе, позволил нам выявить, что новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 Разработка, проведение и анализ урока, проведенный во второй главе, показывает, что учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

УУД на уроках русского языка в начальной школе являются:

- умение обучающихся использовать языком с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях  общения;

-умение выбирать адекватные  языковые средства для успешного  решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей  разных видов речи и ситуаций  общения;

-стремление к более точному  выражению собственного мнения  и позиции; умение задавать вопросы.

Специфика педагогической работы такова, что для педагогической деятельности учитель должен владеть знанием предмета, методикой, знанием педагогики и психологии, иметь высокий уровень культуры, знать приёмы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией, т.е. должен постоянно совершенствоваться и самообразовываться, а это одна из первоочередных задач МО. Анализ работы МО учителей начальных классов МОАУ СОШ №2 показал, что одной из задач МО стала задача по созданию системы работы по формированию УУД обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2010.- 217с.
    2. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения. Учеб.-метод. пособие / Е.Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. -- М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с.
    3. Бородина М.В. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе (на основе ФГОС-2). //Управление в нач. школе, №12, 2009.- С. 9
    4. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы Текст. / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. -СПб. : КАРО, 2007. -144 с.
    5. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. - М., 2001. - 307с.
    6. Волков, А. Е. Модель «Российское образование -- 2020» Текст. / А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. - 2009. № 1. - С. 32-64.
    7. Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте Текст. / И. Ю. Гутник. СПб. : Книжный Дом, 2008. - 248 с.
    8. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2012. - №3. -с. 105.
    9. Дронова Г.П. Изменения в деятельности участников образовательного процесса //Управление в нач. школе», №8, 2011г ,с.19
    10. Жиркова Н.В. Оценка достижений планируемых результатов. //Начальная школе», 2011 №10, с.17
    11. Жиркова Н.В. Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно-ориентированных технологий. Начальная школа, 2010,- №10,  с.35

12.  Зайцева И. И. Технологическая  карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. Пилотный выпуск. - С. 4-6

    1. Иванов С.В., Русский язык. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. - М.: Вентана-Граф, 2010 - 124с.
    2. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /[Электронный ресурс],- режим доступа,-  http//:www. standart. edu. ru. - (дата обращения 03.03.2014)
    3. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.- 117с.
    4. Ковалева Г.С . Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.М., 2009. - 98с.
    5. Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь «Пиши грамотно» №1.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 67с.

18. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.

19. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – //М.: Просвещение, 2009. – 59с.– (Стандарты второго поколения)

20.  Кондаков А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.- 174с.

21. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования. – 2008. – 352 с.

22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.

23. Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы Текст. / Н.В. Лежнева // Завуч нач. школы. 2012. - № 1. - С.14.

24. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С.46-54

25. Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155

26. Панфилова И.П. Планируемые предметные результаты начального общего образования по предметам (ФГОС-2). // Начальная школа» №5, 2011г, с.38

27. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться // Начальная школа.- 2010, -  №2 С. 39-42

28. Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). М., 2009.- 328с.

29. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.

30. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения.)

31. Текнеджян Т.В., Аверкиева Л.А. Система методической работы школы на этапе перехода к реализации деятельностного метода обучения. //М.: Просвещение,-  2008.- 234с.

32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – [Электронный ресурс].- режим доступа http//standart.edu.ru,- (дата обращения 20.02.2014)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ  1

 

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ

 

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Частица не с глаголами”.

Задачи урока.

Предметно-содержательная: формировать умение написания частицы не с глаголами.

Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний учащихся.

Оборудование урока.

  1. Интерактивная доска.

  1. Раздаточный материал.

  1. Учебник: С.В.Иванов, Русский язык. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  1. Рабочая тетрадь «Пиши грамотно» №1 М.И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2009.

Ход урока

1. Организационный  момент.

Учитель: Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?

Дети: Да.

2. Чистописание.

Бб Бб бу бл бр об аб Бу Бл Бр

                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бьет, бежит, большой, разбудил

Учитель: Ребята назовите слово, которое можно считать лишним (большой)

Дети: «Большой» - поясняют, что это слово является прилагательным, а остальные – глаголы. Дают определение, какие слова называют глаголами и вспоминают, что они уже знают об этой части речи

3. Изучение новых  знаний.

Учитель: на интерактивной доске, дается группа слов:

Говорил-               Пишет-                   Сказали-                      Поем-

Предлагаю записать глаголы с такой же основой, но придать им противоположное значение. Одного ученика просим записать полученные слова за створкой доски, а остальные дети работают на местах. После самостоятельной работы сравниваем полученные результаты. Выясняется, что кто-то написал глаголы в таком виде: неговорил, непишет и т.д. А часть детей так: не говорил. Возникает вопрос: Кто же прав? И что такое не?

Проблемная ситуация, возникшая на уроке, позволяет учащимся сформулировать тему урока: «Правописание глаголов со словом не».

 А цели урока дети назвали следующие:

1. Научиться писать глаголы со  словом не.

2.Узнать, к какой части речи  относится это маленькое слово.

Учитель: Проблемную ситуацию предлагаю разрешить с помощью материала учебника из рубрики «Давай подумаем».

Информация о работе Содержание организационно-методической работы учителя по развитию универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы