Содержание сенсорного воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы сенсорного воспитания в отечественных и зарубежных исследованиях….……………………………………………….6
2. Значение сенсорной культуры для умственного развития ребенка…………….………...............................................................................20
3. Методика работы по сенсорному развитию детей младшего возраста………….………………………………………………………….….30
Заключение………………….…………………………………………..44
Список литературы……………………………………………….……46

Файлы: 1 файл

сенсорное развитие.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

               Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение  

высшего профессионального образования

 «Московский педагогический государственный университет»

 

                     Факультет дошкольной педагогики  и психологии

                                      Кафедра дошкольной педагогики

 

 

 

Курсовая работа

 

     Содержание сенсорного воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

Выполнила:

Храмцова Анастасия Валерьевна

  Очно-заочная форма обучения

Научный руководитель:

Ерофеева Тамара Ивановна

кандидат педагогических наук, профессор

 

 

 

 

 

 

                                                     Москва, 2014

Содержание

Введение

1. Теоретические основы   сенсорного воспитания в отечественных и зарубежных исследованиях….……………………………………………….6

2. Значение сенсорной культуры для умственного развития ребенка…………….………...............................................................................20

3. Методика работы по сенсорному развитию детей младшего возраста………….………………………………………………………….….30

Заключение………………….…………………………………………..44

Список литературы……………………………………………….……46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.

В процессе развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений.

Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Этот возраст является порой интенсивного сенсорного развития ребенка.

Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (А.В. Запорожец, Л.В. Венгер): ребёнок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве.

Исследования, проведенные российскими психологами, также показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходимо формирование восприятия с раннего возраста путём обучения. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Интересно мнение выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики таких, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известных представителей отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. Они справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трёх лет жизни.

В настоящее время возросла потребность в увеличении в дошкольных учреждениях числа групп для детей раннего возраста. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей раннего возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в практику.

Цель работы – изучение содержания и методов сенсорного воспитания детей.

Объект исследования – процесс сенсорного развития детей раннего возраста.

Предмет исследования - содержание и методы сенсорного воспитания детей

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические  основы сенсорного воспитания  детей.

2. Раскрыть основные понятия сенсорного развития.

3. Охарактеризовать  процесс развитие сенсорных процессов у детей.

4. Определить содержание и методы сенсорного воспитания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы сенсорного воспитания в отечественных и зарубежных исследованиях

 

Проблема развития восприятия окружающего мира, знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности существовала со времён древних цивилизаций. Ещё Платон, изучая древнейшие папирусы в библиотеках Египта, узнал, что детей обучали, используя предметы домашнего обихода. Так, например, детям поручали собрать все чаши в доме и рассортировать, на серебряные, глиняные, деревянные. Или во время плетения венков из цветов и листьев их обучали определению цвета, формы, величины.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Известны различные системы сенсорного воспитания, разработанные педагогами прошлого (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева). Они разрабатывали конкретное содержание и методы ознакомления ребенка с миром вещей, с их свойствами и отношениями. Развитие восприятия и представлений включалось в их работах в более широкую педагогическую систему, подчинялось ее задачам. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания.

Создателем первых детских садов был немецкий педагог Фридрих Вильгельм Фребель, сыгравший выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания.

С именем Ф. Фребеля связано возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании детей. Его мнение: ребенок - носитель божественной сущности; его деятельность и поведение обусловлены инстинктами. Важнейший из них - стремление к деятельности; развитие совершается через самодеятельность, через «развертывание своей сущности». Под самодеятельностью Ф. Фребель понимал стремление человека осуществить свое предназначение как стремление, данное природой каждому индивидууму, благодаря чему отдельный человек, создав собственный мир представлений, соединяет его с внешним миром (34).

Таким образом, по Ф. Фребелю, самодеятельность есть процесс познания объективного мира, самого себя (своей собственной природы), обеспечивающий формирование собственного «я». Поэтому он обращается к родителям с призывом не глушить в детях активность, самодеятельность: «Если вы желаете впоследствии и в надлежащее время помощи от ваших детей, то воспитывайте с ранних пор в них инстинкт деятельности… хотя это стоило вам некоторой борьбы над собою и некоторых жертв; это вознаградит вас сторицею впоследствии, подобно хорошему плоду на хорошей почве» (34).

По убеждению Ф. Фребеля, божественное начало проявляет себя в человеке и через человека в виде четырех основных стремлений: религиозного, стремления к труду, художественного (эстетического) и познавательного. Указанные виды стремлений определяют основные цели воспитания - религиозное и нравственное, физическое и трудовое, эстетическое и умственное.

В единстве с религиозным воспитанием Ф. Фребель рассматривал и воспитание трудолюбия. Ему принадлежит идея о воспитывающем значении труда, это он выдвинул задачу развития творческих сил и способностей ребенка через ручной труд. Особенное внимание, как считал Ф. Фребель, следовало уделять раннему приучению детей к труду, активности и самостоятельности. Духовному же развитию человека в дошкольном возрасте, по Ф. Фребелю, лучше всего способствует игровая деятельность, которая не «есть пустая забава», а «имеет высокий смысл и глубокое значение». Поэтому он и призывал: «заботься о ней, развивай ее, мать! Береги, охраняй ее, отец» (34).

Ф. Фребель считал: свою внутреннюю сущность человек раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм. Каждый человек познает себя в творчестве. Исходя из этой идеи, Ф. Фребель рекомендовал обучать детей рисованию карандашами и красками, пению, лепке из глины и песка, проводить «построительные игры» из кубиков и веток. Подчеркивая важность первоначального умственного развития и воспитания, Ф. Фребель настаивал на необходимости правильного и прочного формирования у ребенка первых представлений, знаний, привычек, стремлений к познанию окружающего мира через непосредственное созерцание предметов.

Рассматривая человека как часть природы, Ф. Фребель отмечал: «сама природа - не только объект познания, но и прочная основа продуктивного и благодатного воспитания и образования отдельного человека, а равно и всего человеческого рода» (9). Вот почему дошкольное учреждение надо окружить садом, где должны быть грядки для детей, чтоб они учились ухаживать за растениями; каждый ребенок должен иметь небольшую грядку (в один квадратный метр) и сажать на ней то, что он захочет. Близость детей к природе - одна из замечательных педагогических идей первой половины XIX века.

Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Ф. Фребель придумал шесть «даров». Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух - трех месяцев, чтобы с их помощью он научился различать цвета, воспринимать различные направления движений. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая, таким образом, его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны, соответственно приговаривая: «Вперед - назад», «Верх - вниз», «Вправо - влево», мать знакомит ребенка с пространственными представлениями.

Показывая, шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом: «Есть мячик - нет мячика», она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием. Обосновывая, почему первой игрушкой должен быть именно шар-мяч, Ф. Фребель правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик).

Второй дар - деревянный шар, цилиндр и куб - предназначался для детей трех - четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Ф. Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью. Кубик своей формой и устойчивостью является противоположностью шару. Шар рассматривался Ф. Фребелем как символ движения, кубик же - как символ покоя и «единства в многообразии» (куб один, но выглядит по-разному в зависимости от того, как он повернут: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если лежит на боковой поверхности.

Третий дар - куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части). С помощью этого дара ребенок получает представление о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать.

Четвертый дар - тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового «дара» прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, остаются.

Пятый дар - это 27 кубиков, причем 21 - цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы каждый. Всего 39 фигур.

Шестой дар - 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 - целых, три разделены пополам (поперек), а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска.

 Пятый и шестой дар применялся и для развития творческих способностей детей (34).

Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Ф. Фребеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира»; для ребенка «уже первые занятия с самим собой способствуют не только упражнению и укреплению тела… но… прежде всего развитию чувств и образованию ума, а также пробуждению внутреннего смысла и настоящей рассудительности» (9).

 Ознакомлению с предметами различной формы Ф. Фребель придавал мистический характер, считая, что через постоянное общение с «дарами» можно подвести детей к уяснению божественной идеи единства и многообразия мира. Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности помогут выкладывание из палочек, переплетение лучин, плетение из полосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом (9).

Информация о работе Содержание сенсорного воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста