Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 17:17, курсовая работа
Актуальность исследования. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.
Введение
1. Теоретические основы сенсорного воспитания в отечественных и зарубежных исследованиях….……………………………………………….6
2. Значение сенсорной культуры для умственного развития ребенка…………….………...............................................................................20
3. Методика работы по сенсорному развитию детей младшего возраста………….………………………………………………………….….30
Заключение………………….…………………………………………..44
Список литературы……………………………………………….……46
Сенсорное воспитание – воспитание, направленное на развитие восприятия детей о внешних свойствах предметов, - должно строиться с учетом изученных психологией закономерностей этого развития.
В своей многовековой практике человечество создало определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребенок как бы получает набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами. Затем, когда появляются более четкие представления о разновидности каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.
Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребенком заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.
Ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления об окружающем мире.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Нормальное умственное развитие детей не возможно без опоры на полноценное восприятие предметов.
Хорошо развитая способность восприятия необходимо современному человеку, и ее нужно развивать, начиная с самого рождения.
Список литературы
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1981. - 224 с.
2. Венгер А.А. К вопросу о формирования причинного мышления у детей дошкольного возраста// Доклады АПН РСФСР, 1957.- № 4.
3. Венгер А.А. Развитие понимания причинности у детей дошкольного возраста. Кандит. дисс. М., 1958.
4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2000. - 109 с.
5. Венгер Л.А. -Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.. - М.: Просвещение, 1978. - 46 с.
6. Венгер Л.А. Восприятие и обучение.- М.: Просвещение, 1969.
7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет.сада. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
8. Давыдова Е. Сказочный мир сенсорной комнаты// Дошкольное воспитание.- 2004. - №2. – с.70-72.
9. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Козлова С.А., Куликова Т.А./ Издательский центр Академия. – М., 2007, 437с.
10. Дошкольная педагогика (конспект лекций). М.: Приор-издат, 2002. – 192с.
11. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. - М. Просвещение, 1963. - 98 с.
12. Запорожец А.В., Усовой А.П. Сенсорное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение. 1963. - 364 с.
13. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание. –М, 2008. - №11. - С.28-32.
14. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М.: Новое знание, 2006. - 345 с.
15. Лыкова И.А., Гаранина Н.К. Художественно-дидактические игры с цветом//Управление ДОУ.- 2010. - №5.
16. Лямина Г.М.- Воспитание и обучение детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1981. - 224 с.
17. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2010.- №1.- С.58-70
18. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. – М.:Просвящение, 1983.- 000с., ил. 2008. - 259 с.
19. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М.: Мозаика - Синтез, 2003. - 150 с.
20. Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. - М, 1965. - 392 с.
21. Поддьяков Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. - М.: Новое время, 1981. - 414 с.
22. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996.
23. Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. - №7. - С. 31-35
24. Психология ощущений и восприятия: Учеб. пос. для вузов/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2008, 358с.
25. Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания). Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьякова.- М.: Просвещение, 1969.
26. Сенсорное воспитание детей дошкольников/ Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой.- М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
27. Скрипченко А. В. Формирование обобщенных способов решения арифметических задач у младших школьников// Вопросы психологии.- 1963.- № 4.
28. Смирнова О.Е., Авдеева И.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М., Просвещение, 1996. - 158 с.
29. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности.// Дошкольное воспитание. – 2006. - №10.- С48-50.
30. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду/ Под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной.- М.: Просвещение, 1965.
31. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2006, 461с.
32. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., 2008.- 371с.
33. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей/ Под ред. Б. Г. Ананьева.- М.: «Известия АПН РСФСР», 1956. вып. 86.
34. Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М. Волумбаева. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009, 249с.
35. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 72 с.
Информация о работе Содержание сенсорного воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста