Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 17:17, курсовая работа
Актуальность исследования. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.
Введение
1. Теоретические основы сенсорного воспитания в отечественных и зарубежных исследованиях….……………………………………………….6
2. Значение сенсорной культуры для умственного развития ребенка…………….………...............................................................................20
3. Методика работы по сенсорному развитию детей младшего возраста………….………………………………………………………….….30
Заключение………………….…………………………………………..44
Список литературы……………………………………………….……46
Заслуга Ф. Фребеля в том, что он разработал и целую серию подвижных игр для детей, построенных на основе подражания явлениям природы, животным, деятельности людей (например, игры в бабочку, в цветы, в звезды, венки, «Лисица ходит кругом», «Кошки - мышки»). Все игры его сопровождались исполнением песенок. Их написал сам Ф. Фребель и даже выпустил сборник. Невысокую художественную ценность и примитивизм песенок автор понимал и неслучайно призывал читателей воспользоваться его идеями для составления более совершенных стихов и мелодий.
Манипулировании с дарами и в проведении игр (определенные движения, сентиментальные песенки) вызывали справедливую критику со стороны прогрессивных педагогов. Однако: заслуга Фридриха Фребеля в том, что он не только занимался теоретическими вопросами детской игры, но и разработал ее методику, более того, осуществил свои идеи практически в созданных им детских садах. Ф. Фребель был убежден: заложив основы формирования личности в дошкольном возрасте в процессе правильно организованной игры, можно обеспечить дальнейшее воспитание ребенка. Ведь неслучайно он подчеркивал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» (34).
Несмотря на то, что теория детской игры, как и вся педагогическая система Ф. Фребеля, строится на религиозно-мистической основе, именно он наиболее обстоятельно вскрыл ее воспитательное значение, показал, что посредством игры ребенок развивается не только физически, но и духовно - вводится в жизнь, развивает свои органы чувств, усваивает социальные нормы поведения.
Педагогические идеи Ф. Фребеля получили широкое распространение и завоевали признание во всем мире, в том числе и в России. Фребелевские общества, объединяющие представителей прогрессивной русской интеллигенции, содействовали распространению идей великого немецкого педагога, созданию дошкольных учреждений, способствовали улучшению семейного воспитания детей. При этих обществах создавались курсы для подготовки воспитательниц для семей и детских садов по системе Ф. Фребеля.
«Мне кажется, что зря мы М. Монтессори целиком выбросили…» - говорила Надежда Константиновна Крупская на московском собрании педагогов нулевых групп (1931 г.), не раз она обращала внимание теоретиков и практиков дошкольного воспитания на необходимость критического изучения педагогических взглядов и педагогического опыта Ф. Фребеля и М. Монтессори (9).
Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952), первая женщина в Италии, получившей степень доктора медицины. В плане психологического обоснования формирования личности особую роль придавала М. Монтессори «гигиене мышления», называя его «ключом», открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека.
Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это значит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения - это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет - различать все это надо научить ребенка. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов, на основе установившегося в уме прочного порядка, - пишет М. Монтессори, - и составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры» (15). Следовательно, для того чтобы научить мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, то есть правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, то есть через систему упражнений по развитию органов чувств. М. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, звука. Например, для развития тактильного чувства она использовала деревянную дощечку, разделенную на два квадрата. Один из них - с гладкой отполированной поверхностью, другой - с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). Развивать у детей чувство осязания - значит учить их «видеть руками» (13).
Для развития чувства зрения М. Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы - бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов).
Елизавета Ивановна Тихеева - яркий, талантливый педагог, создавшая оригинальную русскую систему дошкольного воспитания. Можно смело утверждать, сколь высок вклад Е.И. Тихеевой в педагогическую науку. Однако говорить, что он досконально изучен, не приходится. И виной тому - многолетние запреты русских ученых, чья деятельность не отвечала «требованиям» власти большевиков. Сторонница прогрессивно-гуманистического направления в педагогике, Е.И. Тихеева считала, что воспитывать маленького человека следует в гармонической цельности «всех природой ему предназначенных способностей и дарований, во всей красе тех духовных и нравственных сил, полный расцвет которых дает право признать венцом творения себе подобного» (29). Гармоничное воспитание личности, по мысли Е.И. Тихеевой, должно базироваться на этических началах.
Решая сложный для педагогики того времени вопрос об источнике и средствах развития ребенка-дошкольника, Е.И. Тихеева пришла к правильному пониманию: именно внешний мир, окружающие ребенка предметы и явления следует рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира - как основные средства развития. Верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, Е.И. Тихеева много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве (29).
Самое серьезное внимание в детском саду, как считала Е.И. Тихеева, следует уделять обучению, то есть учить дошкольника умению наблюдать, свободно говорить на родном языке, считать, рисовать, ухаживать за растениями и животными. Вместе с тем Е.И. Тихеева прекрасно понимала: детский сад не школа, и занятия не должны копировать школьные уроки. Разработанные ею занятия, отличающиеся оригинальной методикой, соответствующие природе ребенка-дошкольника, вошедшие в золотой фонд отечественной дошкольной педагогики, построены на наглядности, с широким использованием дидактических игр и игровых упражнений. Смело можно утверждать: ученый проявила удивительное знание психики дошкольника.
Проблемы сенсорного развития и воспитания дошкольников - центральные в творчестве Е.И. Тихеевой. Общеизвестно: сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств (9). Сущность эстетического воспитания Е.И. Тихеева видела в частом восприятии художественных образов. Воспринимая красоту, «разлитую» вокруг него, отмечала она, ребенок мало-помалу становится чутким ценителем прекрасного. А для этого необходимо развивать его вкус на лучших образцах живописи, музыки, живого художественного слова. В свою очередь эстетические впечатления должны рождать в ребенке доброту. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Е.И. Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, и опирающиеся на него речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты - могучий союзник нравственности.
Да, но каким образом научить ребенка пользоваться чувствами во всей их полноте, предусмотренной природой? Е.И. Тихеева видела один путь - в «организованном знакомстве с окружающей конкретной действительностью и оказании систематической помощи» (29). По ее мнению, внешний мир, представленный сознательно, разумно и систематически, именно та арена, на которой воздвигается здание чувственных восприятий. Заслуга Е.И. Тихеевой в том, что она разработала методику использования дидактического материала, «щедро рассыпанного в природе», методику наблюдений за явлениями природы. Наивернейший путь развития чувств ребенка, его мира восприятий, как она считала, это непосредственная близость с природой, работа в саду, постепенное знакомство с миром животных, растений, насекомых, «экскурсии в природу».
Е.И. Тихеева советовала создавать в каждом саду уголки живой природы, обдуманно подбирать дидактический материал - естественный (семена, цветы, плоды, насекомые, камни, песок), жизненный (мебель, посуда, орудия труда, бросовый материал), искусственный (строительный материал, игры парами, лото, игрушки, картины). Дидактический материал Е.И. Тихеева считала одним из важнейших факторов интеллектуального развития ребенка, однако предупреждала: материал этот должен соответствовать основным запросам и интересам детей; предостерегала педагогов от излишнего увлечения искусственным дидактическим материалом, так называемой «гимнастикой чувств» (или упражнениями по умственной ортопедии). «Вообще, применение дидактического материала с целью развития внешних чувств, - писала Е.И. Тихеева, - требует крайне осторожного, продуманного отношения. Надо, прежде всего, понять, что воспитание внешних чувств есть не цель, а средство; оно должно явиться подготовкой, канвой, облегчающей творческому уму человека возможность проявить себя, вышивать по этой канве самобытные узоры. Осуществить подобное, правильно понимаемое воспитание органов чувств дело не легкое…» (29).
Так же тема сенсорного воспитания в период до 1917 года проанализирована и обобщена в работах Н. Виноградовой, Е.А. Гребенщиковой, Л.М. Казарян, Л.А. Калмыковой, Л.И. Красногорской, П.А. Лебедева, Л.Н. Перелыгиной, М.И. Петровой, А.В. Плеханова, В.В. Реутовой, Н.Т. Спиренковой, Е.К. Сухенко, М.Г. Ярошевского. Большое значение имеет работа О.В. Морозовой, поскольку в ней отражен процесс становления первоначального сенсорного воспитания этого времени.
Обобщенный анализ проблем сенсорного воспитания детей раннего возраста в период с 1917 по 1941 гг. дан в исследованиях Н.К. Беляевой, Л.Н. Литвина. Историко-педагогический анализ литературы второй половины XX столетия показал, что проблемами сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста занимались Ш.А. Абдуллаева, Э.А. Александрян, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина, A. M. Фонарев, СВ. Фонарева. И большинство их касались проблем, как умственного развития, так и развития других сторон личности и совершенствования практической деятельности ребенка.
Хотя особое внимание к развитию чувственного познания у маленьких детей вытекало из вопросов педагогической практики, соответствовало особенностям возраста, авторы предложенных систем не имели в своем распоряжении научных знаний о закономерностях психического развития ребенка и поэтому не могли правильно определить место сенсорного воспитания, его задачи и методы. Частные достижения в области развития сенсорных процессов не приводили к продвижению в общем развитии ребенка. На определенном этапе это привело к известной дискредитации самой идеи сенсорного воспитания. Основной упор в дошкольной педагогике был перенесен на развитие деятельности, речи и речевых форм. Вместе с тем дальнейшие психологические исследования показали, что без направленного сенсорного воспитания, стихийно складывающихся процессов восприятия не достигают у детей достаточного уровня, что в свою очередь тормозит умственное развитие ребенка в целом.
Это и послужило основанием к тому, чтобы на новом уровне рассмотреть вопрос о сенсорном развитии и сенсорном воспитании детей дошкольного возраста. Подобное рассмотрение было предпринято в работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной.
Разработке системы сенсорного воспитания предшествовало проведение широкого фронта экспериментальных исследований, направленных на выявление закономерностей развития восприятия в онтогенезе (Б.Г. Ананьев, З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, Т.О. Гиневская, Т.В. Ендовицкая, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, М.И. Лисина, Я.3. Неверович, А.Г. Рузская, Е.Ф. Рыбалко). Было выяснено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий. Перцептивные действия ориентируют практическую деятельность человека. Именно через усвоение систем сенсорных эталонов и происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта (А.В. Запорожец). В открытии этого кардинального факта и заключается принципиальное отличие понимания закономерностей сенсорного развития в советской психологии от концепций развития восприятия, выдвинутых рядом современных зарубежных психологов (Э.Д. Гибсон, Ж. Пиаже). С точки зрения последних перцептивные действия являются продуктом индивидуального опыта субъекта, его непосредственного "столкновения" с воспринимаемой действительностью.
В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали А.П. Усова, Н. Саккулина. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии (Л. Выготский, Б. Ананьев, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, А. Запорожец, Л. Венгер).
Так, например, Л.А. Венгер отмечает, что для полноценного сенсорного развития необходимо исключить практику знакомства детей раннего возраста с двумя - тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Такое обучение ограничивает круг получаемых ребёнком представлений о свойствах предметов, а заучивание отдельных разновидностей свойств ведёт к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. Главное, на что обращает внимание Л. А Венгер - это чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними (5).
Также современная теория сенсорного развития базируется на сложившемся в советской психологии понимании закономерностей психического развития как процесса присвоения ребенком общественно-исторического опыта человечества, фиксированного в продуктах материальной и духовной культуры (А.Н. Леонтьев). Сенсорное развитие рассматривается при этом как процесс усвоения общественного сенсорного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей.
На основе полученных исследований группой учёных было выявлено, что развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом "сенсорных эталонов" и овладение способами обследования предметов. Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребёнком в том случае, когда он должен эти свойства воссоздать. От того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат содержательной деятельности, увлекающей ребёнка. Условия для зрительного восприятия создаются главным образом в продуктивной деятельности - рисовании, лепке, конструировании; для слухового восприятия - в пении, в движении под музыку, речевом общении. Педагоги - исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включать в обучение дошкольников разным видам деятельности. В этом направлении развилось дальнейшее изучение вопросов сенсорного воспитания в детском саду.
Н. Н. Поддьяков и В. Н. Аванесова выявили, что сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Проблемы сенсорных вопросов, составляющих исходный уровень психологического отражения и психической регуляции, так же занимает существенное место в системе психологической проблематики. Разработка этих проблем важна не только для понимания закономерности психических явлений, но и для решения ряда практических задач: в создании "воспринимающих" и "опознающих" технических устройств, средств отображения информации рационализации трудовой и учебной деятельности дошкольника (22).
Информация о работе Содержание сенсорного воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста