Содержание сенсорного воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы сенсорного воспитания в отечественных и зарубежных исследованиях….……………………………………………….6
2. Значение сенсорной культуры для умственного развития ребенка…………….………...............................................................................20
3. Методика работы по сенсорному развитию детей младшего возраста………….………………………………………………………….….30
Заключение………………….…………………………………………..44
Список литературы……………………………………………….……46

Файлы: 1 файл

сенсорное развитие.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение сенсорной культуры для умственного развития ребенка

 

В работах Л.А. Венгера дано определение сенсорного развития ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания (7).

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала.

В работах Э. Г. Пилюгиной, Л. А. Венгер сказано, что без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв (7).

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физкультурой.

Как утверждают ученые (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер) дело не в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значения высокого уровня такого значения для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других важнейших свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Значение сенсорного развития ребенка для будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культуры (7).  

Задачи сенсорного воспитания  дошкольников вытекают из основных направлений развития восприятия и представлений о внешних свойствах предметов.

Л.А. Венгер, В.С. Мухина указывают такие задачи:

1) ознакомление  с сенсорными эталонами;

2) обучение детей  способам использования сенсорных  эталонов;

3) обучение планомерному  обследованию предметов (24).

А.В. Запорожцем  был предложен термин «сенсорные эталоны»- общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Ознакомление с сенсорными эталонами в младшем дошкольном возрасте предполагает организацию усвоения представлений о цветах спектра и их оттенках по светлоте, о геометрических фигурах и их изменениях по пропорциям, об отношениях предметов по величине и отдельным их измерениям. Так же ознакомление при помощи собственных действий: самостоятельное изготовление и изменение цветов (окраска воды и смешивание красок), геометрических фигур, составление рядов из предметов разной величины.

Ознакомление с сенсорными эталонами в старшем дошкольном возрасте предполагает выполнение заданий, требующих понимания закономерностей, лежащих в основе выделения и систематизации сенсорных эталонов – участие восприятия и мышления. Например, группировка разных оттенков одного цвета или разновидностей фигур, относящейся к одной геометрической форме, расположение предметов в определенной последовательности в зависимости от постепенного нарастания или убывания светлоты, величины (24).

При ознакомлении с сенсорными эталонами дети усваивают и их названия, но это не должно становиться главным в обучении. Обучение способам использования сенсорных эталонов предполагает постепенный перевод детей от использования реальных образцов к использованию усвоенных представлений.

При обучении планомерному обследованию предметов в младшем и среднем дошкольном возрасте используются задачи типа загадок, составление изображений предметов  из частей, руководство словесным описанием предметов.  В старшем дошкольном возрасте используются задания, требующие от детей подробное словесное описание предметов и их свойств.

В работах Л.А. Венгер, Э. Г. Пилюгиной указаны следующие понятия:

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию.

Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ (7).

В работах А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, А. П. Усовой сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов детей: ощущений, восприятия, представлений (6; 26). Одним из важнейших моментов сенсорного воспитания является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых качествах предметов. А. В. Запорожец по этому поводу  пишет: «В процессе общественно-исторической практики человечество…. выделило из всей массы воспринимаемых воздействий определенные системы, или закономерно построенные ряды форм, цветов, величин и других воспринимаемых качеств вещей, которые получают определенное речевое обозначение. Овладевая такими рода системами, индивид получает как бы набор мерок, или эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение, найти ему место в ряду других» (3). В основе построения системы сенсорных эталонов лежат определенные принципы, а именно принципы сериации и классификации. Усвоение детьми таких систем – это длительный и сложный процесс. Полное овладение ими происходит в школьном возрасте.

В период дошкольного детства в процессе специального обучения дети овладевают подобными системами лишь в первоначальной форме. В работах Л. А. Венгера дан содержательный анализ последовательных этапов этого процесса – от усвоения отдельных элементов системы к усвоению некоторых принципов построения таких систем. Л. А. Венгер вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов – перцептивный и интеллектуальный (6). Выделение перцептивного пути имеет важное значение для разработки способов сенсорного восприятия младших дошкольников, которым еще недоступен интеллектуальный путь овладения такого рода системами.

Системы сенсорных эталонов, будучи усвоены ребенком в качестве основных средств осуществления перцептивных действий. Сопоставляя вновь воспринимаемые качества предметов с соответствующими элементами этих систем, ребенок точнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленность и организованность.

Как показали исследования Л. А. Венгера, Н. П. Сакулиной, усвоение детьми систем сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень.

Овладение систематизированными занятиями о чувственных качествах вещей происходит в процессе определенной организации познавательной деятельности детей. При этом особую роль играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов, которые могут быть использованы в процессе познания многих качеств определенного рода. «Так, - пишет А.В. Запорожец, - для восприятия любой формы, важное значение имеет познавательное обведение контура предмета ощупывающей рукой или взором; для определения любой фактуры предмета требуется своеобразное поглаживание его поверхности ладонью или кончиками пальцев» (2).

А. В. Запорожец особо подчеркивает значение тесного взаимодействия между усвоением систем сенсорных эталонов и формированием обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования предметов зависит структура формируемых образов и особенности их функционирования. Чем универсальнее функциональные возможности сформированного образа, тем большую роль он может сыграть в умственном и сенсорном воспитании.

Важные данные по этому вопросу были получены в работах, выполненных под руководством А. В. Запорожца и А. П. Усовой. В этих исследованиях была разработана определенная организация познавательной деятельности детей на занятиях при ознакомлении с такими важными свойствами предметов, как форма, цвет, величина. Эта познавательная деятельность выступала как обобщенная система действий, направленная на обследование основных свойств предметов (30).

В работах Н. П. Сакулиной сказано о том, что тесная связь умственного воспитания с сенсорным обуславливается тем, что сенсорное воспитание осуществляется в процессе различных видов детской продуктивной деятельности: изобразительной, конструирования, труда в природе. Эти виды деятельности требуют активного участия как сенсорных, так и умственных процессов в их тесном взаимодействии. Обобщенные способы обследования формы предметов имеют важное значение для развертывания тех мыслительных процессов, которые необходимы в осуществлении детского конструирования, изобразительной деятельности. Как показано в ряде исследований по сенсорному воспитанию (25,30), процесс той или иной продуктивной деятельности развертывается в определенной последовательности – одни части объекта могут быть воспроизведены лишь на основе и после создания других частей. Для правильного конструирования объекта необходимо мысленно воспроизвести его части в нужной последовательности.

Гибкость и подвижность сформированных у детей образов играют при этом решающую роль.

Умение детей обследовать внешние свойства предмета оказалось плодотворным для формирования операций сравнения и обобщения.

Необходимо отметить, что дети, как правило, слабо владеют умением самостоятельно сравнивать предметы. В этом случае необходимо научиться выделять соответствующие параметры, по которым развертывается процесс сравнения. Это представляет особую трудность для ребенка.

Сформированный у детей общий способ обследования формы предметов, ведущий к построению целостно-расчлененного образа, оказался важным для последующего формирования мысленных процессов сравнения предметов (по форме) и выделение их общих признаков. Вначале дети сравнивали предметы по их общей целостной форме, затем последовательно выделяли основные части предметов и сравнивали их в соответствующем порядке. После этого развертывалось сравнение предметов в плане взаимосвязи их частей. Это обеспечивало высокую результативность процесса сравнения, дети легко замечали (и словестно квалифицировали) сходство и различие формы двух (или нескольких) предметов, как в целом, так и по отдельным частям, по пространственному положению частей.

А. В. Запорожец, критикуя формальный характер зарубежных систем сенсорного воспитания, выдвинул интересное положение, о повышении уровня осмысленности процессов  восприятия детей, на основе подведения их к пониманию связи внешних свойств предметов с внутренними, скрытыми свойствами. В этом плане восприятие внешних свойств предметов выступает как один из важных этапов познания, подготавливающий следующий этап, в процессе которого происходит отражение внутренних, скрытых свойств вещей.

При ознакомлении детей с тем или иным качеством вещи (формой, цветом, величиной) важно подвести их к пониманию того, что это внешнее качество может служить определенным проявлением другого свойства, которое от нас скрыто. Например, цвет плода выступает как признак его зрелости, по форме предмета можно судить о его назначении.

Исследования, проведенные в Институте дошкольного воспитания, показали, что правильно организованное педагогом обследование формы предметов создает базу для познания детьми общей связи между внешней формой предметов и их жизненным назначением. Эта связь не может быть вычленена в процессе непосредственного восприятия этих явлений. Требуется определенный анализ каждого её элемента и умения соотносить их между собой. При этом способе анализа в значительной мере определяют и успех соотнесения указанных элементов. Сформированное у детей умение вычленять существенные признаки формы значительно облегчило им установленные зависимости между формой предмета и его функционированием. Важно отметить, что усвоение детьми этой общей зависимости играет положительную роль, как для умственного воспитания детей, так и для развития детской продуктивной деятельности.

Информация о работе Содержание сенсорного воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста