Состояние проявления коммуникативной компетентноти детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Тема становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна потому, что, множество негативных и деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее) среди молодежи имеют свои истоки в раннем детстве. Следовательно, актуальность проведенного нами исследования состояния проявления коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР достаточно очевидна.
Цель исследования – изучить особенности состояния проявления коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3-4
Глава I. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………………..5-16
1.1 Характеристика коммуникативной компетентности……………………5-9
1.2 Особенности состояния проявления коммуникативной компетентности детей с нормативным развитием речи……………………………….……..9-13
1.3 Особенности состояния проявления коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи…………………………………...13-16
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..16
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей состояния проявления коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи ………………………………………………….…….17-23
2.1Диагностические методики и организация проведения эксперимента…………………………………………….……17-19
2.2Анализ результатов исследования……………………………………19-23
Выводы по 2 главе……………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………….24-25
Список литературы…………………………………………….……26-27
Приложение…………………………………………………….……..28-37

Файлы: 1 файл

состояние проявления комм.комп-ти детей с онр.docx

— 59.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4

Глава I. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………………..5-16

1.1 Характеристика коммуникативной  компетентности……………………5-9

1.2 Особенности состояния проявления коммуникативной компетентности детей с нормативным развитием речи……………………………….……..9-13

    1. Особенности состояния проявления коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи…………………………………...13-16

Выводы по 1 главе…………………………………………………………..16

Глава II. Экспериментальное изучение особенностей состояния проявления коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи  ………………………………………………….…….17-23

2.1Диагностические методики и организация  проведения эксперимента…………………………………………….……17-19

2.2Анализ  результатов исследования……………………………………19-23

Выводы по 2 главе……………………………………………………….23

Заключение…………………………………………………………….24-25

Список  литературы…………………………………………….……26-27

Приложение…………………………………………………….……..28-37

 

Введение

В настоящее  время значительно возросли требования к овладению правильной, чистой речью, так как имеет большое значение для формирования полноценной личности и развития коммуникативных навыков. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступают в общение, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной деятельности. Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. От уровня овладения навыками общения зависит не только адаптация детей в образовательном учреждении, но и их социализация, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни.

Важнейшей составной частью коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) является преодоление трудностей общения с взрослыми и сверстниками. Общение является основной сферой проявления специфически человеческих эмоций и вообще психических состояний, необходимым условием формирования психологических свойств личности, ее сознания и самосознания. Личность формируется в системе общественных отношений, в которые она включена социально необходимым образом посредством деятельности и общения.

Несмотря  на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует  целостное представление о закономерностях  становления навыков общения  у данной категории детей и  возможностях их целенаправленного  развития.

Тема  становления  межличностных отношений  чрезвычайно актуальна потому, что,  множество негативных и  деструктивных  явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее) среди  молодежи имеют свои истоки в раннем детстве. Следовательно, актуальность проведенного нами исследования состояния проявления  коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР достаточно очевидна.

Цель исследования – изучить особенности состояния проявления  коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР.

Объект исследования – состояние проявления  коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР.

Предмет исследования – особенности состояния проявления  коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР.

Задачи исследования:

    1. Проанализировать научную психолого-педагогическую  литературу, посвященную проблеме особенностей проявления коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР.
    2. Выявить особенности проявления коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР.
    3. Подобрать диагностические методики.
    4. Осуществить экспериментальное  исследование, направленное  на выявление состояния проявления коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
    5. Проанализировать получившиеся результаты.

Методы  исследования:     1. теоретический (анализ литературы),   2.экспериментальный,  3. статистический.

База исследования: МДОУ «Детский сад комбинированного вида №38» г. Череповца.

Структура работы: курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

Глава I. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования

    1. Характеристика коммуникативной компетентности

Коммуникативный компонент – способность  налаживать речевое взаимодействие с партнером, устанавливать с  ним диалогические, личностные отношения  в зависимости от ситуации общения, на наш взгляд, имеет приоритетное значение в общем составе коррекционного воздействия [2]. 

Общение – взаимодействие двух (или  более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью  налаживания отношений и достижения общего результата [4].

Петровская Л.А. определяет коммуникативную  компетентность как совокупность навыков  и умений, необходимых для эффективного общения [12].

Емельянов Ю.Я. рассматривает это  понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными  и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения, а также выделяет меру коммуникативной  компетентности – степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других [3]. 

Столяренко Л.Д. рассматривает понятие  коммуникативной компетентности как  систему внутренних ресурсов, необходимых  для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [19].

Е.В. Сидоренко считает, что коммуникативная  компетентность – совокупность коммуникативных  способностей; адекватных коммуникативным  задачам и достаточных для  их решений коммуникативных умений и коммуникативных знаний [17]. 

Коммуникативная  компетентность - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

В ее структуре выделяют следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.

Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение  и существование каждого в  остальных, что означает следующее:

- содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует  с ними, проявляется в них;

- все компоненты (направления) должны  быть включены в работу;

- более эффективным считается  занятие, обеспечивающее развитие  ребенка по всем или многим  обозначенным направлениям.

Раскроем смысл каждого компонента, обозначим его значение в коммуникативной  компетентности и желаемый уровень  для дошкольника.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне  общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях  и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения. Каково значение этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности.

Для возрастного уровня старшего дошкольника  актуальны и доступны знания о  самом себе и других людях. В ограниченной степени – о личностных качествах, проявляющихся в общении.

Ценностно-смысловой компонент  – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и  другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека. Например, для обращения с просьбой к кому-либо о чем-то для себя важно, какой смысл это имеет для просящего.

Если, по его мнению, просить –  значит показывать свою зависимость  или слабость, что недопустимо, то он не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что "никто  никому ничего не должен", и поэтому  боится получить отказ, то он тоже не может  попросить. Подобные ситуации наблюдаются  в детском саде: ребёнок плачет и не может попросить у другого  ребёнка игрушку. В этом случае "работает" личностный смысл, который не позволяет  просить.

Начиная с дошкольного периода следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним). Именно это не только облегчает, "разрешает" общение, но и делает его нравственным. Ведь если Я уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий. В отличие, например, от ситуации, когда индивид уважает себя, а остальных – нет. В его общении часто сквозит пренебрежение к окружающим, поэтому они не хотят с ним контактировать. Такой человек также чаще использует манипулятивные способы общения.

Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентность младшего школьника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Дошкольный период наиболее сензитивен для воспитания личностных черт, в младшем школьном возрасте многие из них уже заложены, но изменения (развитие и коррекция) вполне возможны. У более старших детей коррекция потребует существенных усилий.

Эмоциональный компонент коммуникативной  компетентности связан прежде всего с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка [11].

Общепринятого подхода к классификации  коммуникативных умений не существует. В основе нашей позиции – ориентация на опыт детей.

Условно коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:

- базовые, отражающие содержательную  суть общения: приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке,  помощи, об услуге; оказание поддержки,  помощи, услуги; благодарность; отказ;  прощение;

- процессуальные, обеспечивающие  общение как процесс: умение  анализировать ситуацию коммуникации  с точки зрения чувств и  состояний партнеров, производимых  ими воздействий; говорить перед  другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться [12]. 

Таким образом, коммуникативная компетентность – это целостная система психических  и поведенческих характеристик  человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

    1. Особенности состояния проявления коммуникативной компетентности детей с нормативным развитием речи

Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей  начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается.

М.И. Лисина выдвинула четыре критерия для выявления наличия у ребёнка потребности в общении.

Первым является интерес  и внимание к другому человеку. В этом критерии обнаруживается направленность его на познание другого, который становится объектом особой активности ребёнка.

Вторым критерием выступает  его эмоциональное отношение  к другому человеку, свидетельствующее о неравнодушном, пристрастном отношение к нему.

Третий критерий включает инициативные действия, направленные на привлечение к себе внимания партнёра. Они имеют своей целью проявить себя, вовлечь партнёра в совместные действия и то же время увидеть свои возможности через реакцию другого человека.

Четвёртым критерием служит чувствительность ребёнка к отношению  другого, в которой обнаруживается готовность принять инициативу другого и ответить на неё. Этот критерий выявляет также способность ребёнка воспринять оценку и отношение к себе партнёра по общению, согласовать (или перестроить) свои действия в соответствии с ними [8].

В течение дошкольного детства  избирательность в общении со сверстниками возрастает - если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнёров  по общению, то с 6-7 лет они стараются  общаться с конкретными детьми, которых  трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.

Информация о работе Состояние проявления коммуникативной компетентноти детей с ОНР