Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:20, курсовая работа
Тема становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна потому, что, множество негативных и деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее) среди молодежи имеют свои истоки в раннем детстве. Следовательно, актуальность проведенного нами исследования состояния проявления коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР достаточно очевидна.
Цель исследования – изучить особенности состояния проявления коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР.
Введение…………………………………………………………………3-4
Глава I. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………………..5-16
1.1 Характеристика коммуникативной компетентности……………………5-9
1.2 Особенности состояния проявления коммуникативной компетентности детей с нормативным развитием речи……………………………….……..9-13
1.3 Особенности состояния проявления коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи…………………………………...13-16
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..16
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей состояния проявления коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи ………………………………………………….…….17-23
2.1Диагностические методики и организация проведения эксперимента…………………………………………….……17-19
2.2Анализ результатов исследования……………………………………19-23
Выводы по 2 главе……………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………….24-25
Список литературы…………………………………………….……26-27
Приложение…………………………………………………….……..28-37
Методика 1. Диагностика развития общения со сверстниками. (см. приложение№1) [5].
Разработанная Орловой И.А. и Холмогоровой В.М., эта методика предполагает в процессе наблюдения вести регистрацию отдельных действий ребёнка к сверстнику (интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения).
Цель: выявить уровень
Для определения уровня развития общения со сверстниками предполагается использовать: параметры общения со сверстниками; шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.
Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:
- Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).
- Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).
- Чувствительность (активность) - стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.
- Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).
- Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них). Показателями данного параметра являются: экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников); активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).
Методика 2. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (см. приложение№2) [6].
Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяют небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила представляет лишь тот случай, когда ребенок принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме его родственников, еще не в состоянии его по-настоящему оценить.
С помощью приводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми: доброта., внимательность к людям., правдивость, честность., вежливость., общительность., щедрость., отзывчивость, готовность прийти на помощь., справедливость., жизнерадостность., ответственность.
2.2 Анализ результатов исследования
После завершения работы по отбору методик для проведения констатирующего эксперимента, мы приступили собственно к осуществлению задач второго этапа, используя подобранные методики.
Оценивание детей проходило в следующей последовательности ситуаций общения:
- интерес = 1 балл;
- инициативность = 2 балла;
- чувствительность = 2 балла;
- просоциальные действия =1 балл;
- средства общения: экспрессивно-мимические = 1 балл, активная речь = 4 балла.
Таким образом нами были зарегистрированы и оценены параметры общения со сверстниками всех диагностируемых детей (см.приложение 3). Представим полученные результаты в таблице 1.
Методика 1. Диагностика развития общения со сверстниками.
Таблица №1
Уровни развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста (в баллах).
№ п/п |
Имя, фамилия, возраст ребенка. |
Уровни развития общения со сверстниками |
1. |
Ника (5,5 лет) |
2 - средний |
2. |
Егор (5 лет) |
|
3. |
Даниил (6 лет) |
2 - средний |
4. |
Надежда(5 лет) |
2 - средний |
5. |
Ангелина(6 лет) |
2 - средний |
6. |
София(6 лет) |
2 - средний |
7. |
Елизар (6 лет) |
3 - низкий |
8. |
Полина (5 лет) |
1 - высокий |
9. |
Данил(5 лет) |
2 - средний |
10. |
Артем (6 лет) |
2 - средний |
11. |
Анастасия (6 лет) |
2 - средний |
12. |
Данила (6 лет) |
1 - высокий |
Баллы суммировались: интерес, инициативность, чувствительность, просоциальные действия, средства общения и определялся средний балл( по среднему арифметическому).
В целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста друг с другом:
Высокий уровень – 3 детей
Средний уровень – 8 детей
Низкий уровень – 1 ребенок
На основе проведенной методики нами были получены следующие результаты: 3 детей из 12 – высокий уровень общения со сверстниками. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия; 8 из 12– средний уровень общения со сверстниками. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения; и лишь 1 ребенок из 12 - низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров.
Методика 2. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
На основе следующей проведенной методики (см. Приложение №2) представим полученные результаты в таблице 2.
Таблица №2
Уровни развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста (в баллах).
№ п/п |
Имя, фамилия, возраст ребенка. |
Уровни развития общения с окружающими людьми |
1. |
Ника (5,5 лет) |
6,5 - средний |
2. |
Егор (5 лет) |
7,5 - средний |
3. |
Даниил (6 лет) |
8 - высокий |
4. |
Надежда(5 лет) |
7 - средний |
5. |
Ангелина(6 лет) |
7 - средний |
6. |
София(6 лет) |
8 - высокий |
7. |
Елизар (6 лет) |
8,5 - высокий |
8. |
Полина (5 лет) |
7 - средний |
9. |
Данил(5 лет) |
7 - средний |
10. |
Артем (6 лет) |
8 - высокий |
11. |
Анастасия (6 лет) |
7,5 - средний |
12. |
Данила (6 лет) |
6 - средний |
В целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста с окружающими людьми: высокий уровень – 4 ребенка; средний уровень – 8 детей.
Письменный опрос родителей (анкетирование) детей данной группы стал последним организационным этапом в диагностике развития особенностей общения дошкольников со сверстниками. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов, о том, как их дети относятся к своим сверстникам, как развито общение между ними. Данные, полученные в результате обработки анкет (см. Приложение №2) подтвердили достоверность выявленных уровней развития общения со сверстниками у обследуемых детей.
Результаты показали, что 4 детей находятся на высоком уровне общения с окружающими людьми, им свойственна доброта, внимательность к людям, общительность, вежливость, правдивость, щедрость, жизнерадостность, ответственность.
Таким образом, с помощью организованной нами работы по подобранным методикам, мы смогли определить уровень развития общения между сверстниками дошкольного возраста с ОНР.
Выводы по 2 главе
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №38» г. Череповца.
В эксперименте приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР в возрасте 5-7 лет.
Для изучения особенностей изучение состояния проявления коммуникативной компетентности детей с ОНР были использованы следующие методики: 1.«Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М.; 2.«Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С.Немов.
На основе проведенной 1-ой методики нами были получены следующие результаты: 3 детей из 12 – высокий уровень общения со сверстниками. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия; 8 из 12– средний уровень общения со сверстниками. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения; и лишь 1 ребенок из 12 - низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров.
Результаты 2-ой методики показали, что в целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста с окружающими людьми: высокий уровень – 4 ребенка; средний уровень – 8 детей.
Заключение
Итак, подводя итог всей работы, хочется отметить, что общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К.Маркса, люди «как физически, так и духовно творят друг друга…». Вся жизнь человека проходит в общение с другими людьми.
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общение ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Для изучения особенностей изучение состояния проявления коммуникативной компетентности детей с ОНР были использованы следующие методики: 1.«Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М.; 2.«Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С.Немов.
На основе проведенной 1-ой методики нами были получены следующие результаты: 3 детей из 12 – высокий уровень общения со сверстниками. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия; 8 из 12– средний уровень общения со сверстниками. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения; и лишь 1 ребенок из 12 - низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров.
Результаты 2-ой методики показали, что в целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста с окружающими людьми: высокий уровень – 4 ребенка; средний уровень – 8 детей.
Таким образом, с помощью организованной нами работы по подобранным методикам, мы смогли определить уровень развития общения между сверстниками дошкольного возраста с ОНР.
Список литературы
Информация о работе Состояние проявления коммуникативной компетентноти детей с ОНР