Состояние проявления коммуникативной компетентноти детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Тема становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна потому, что, множество негативных и деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее) среди молодежи имеют свои истоки в раннем детстве. Следовательно, актуальность проведенного нами исследования состояния проявления коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР достаточно очевидна.
Цель исследования – изучить особенности состояния проявления коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3-4
Глава I. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………………..5-16
1.1 Характеристика коммуникативной компетентности……………………5-9
1.2 Особенности состояния проявления коммуникативной компетентности детей с нормативным развитием речи……………………………….……..9-13
1.3 Особенности состояния проявления коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи…………………………………...13-16
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..16
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей состояния проявления коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи ………………………………………………….…….17-23
2.1Диагностические методики и организация проведения эксперимента…………………………………………….……17-19
2.2Анализ результатов исследования……………………………………19-23
Выводы по 2 главе……………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………….24-25
Список литературы…………………………………………….……26-27
Приложение…………………………………………………….……..28-37

Файлы: 1 файл

состояние проявления комм.комп-ти детей с онр.docx

— 59.90 Кб (Скачать файл)

Методика 1. Диагностика развития общения со сверстниками. (см. приложение№1) [5].

Разработанная Орловой И.А. и Холмогоровой В.М., эта методика предполагает в  процессе наблюдения вести регистрацию  отдельных действий ребёнка к сверстнику (интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения).

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей дошкольного возраста со сверстниками.

Для определения уровня развития общения  со сверстниками предполагается использовать: параметры общения со сверстниками; шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.

Показателями общения детей  со сверстниками служат такие параметры  общения как:

- Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).

- Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).

- Чувствительность (активность) - стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.

- Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).

- Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них). Показателями данного параметра являются: экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников); активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).

Методика 2. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (см. приложение№2) [6].

Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяют небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила представляет лишь тот случай, когда ребенок принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме его родственников, еще не в состоянии его по-настоящему оценить.

С помощью приводимого далее  опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми: доброта., внимательность к людям., правдивость, честность., вежливость., общительность., щедрость., отзывчивость, готовность прийти на помощь., справедливость., жизнерадостность., ответственность.

2.2 Анализ  результатов исследования

После завершения работы по отбору методик для проведения констатирующего эксперимента, мы приступили собственно к осуществлению задач второго этапа, используя подобранные методики.

Оценивание  детей проходило в  следующей  последовательности ситуаций общения:

- интерес  = 1 балл;

- инициативность = 2 балла;

- чувствительность = 2 балла;

- просоциальные действия =1 балл;

- средства общения: экспрессивно-мимические = 1 балл, активная речь = 4 балла.

Таким образом  нами были зарегистрированы и оценены  параметры общения со сверстниками всех диагностируемых детей (см.приложение 3). Представим полученные результаты в таблице 1.

Методика 1. Диагностика развития общения со сверстниками.

Таблица №1

Уровни развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста (в  баллах).

№ п/п

Имя, фамилия, возраст ребенка.

Уровни развития общения со сверстниками

1.

Ника (5,5 лет)

2 - средний

2.

Егор (5 лет)

  1. высокий

3.

Даниил (6 лет)

2 - средний

4.

Надежда(5 лет)

2 - средний

5.

Ангелина(6 лет)

2 - средний

6.

София(6 лет)

2 - средний

7.

Елизар (6 лет)

3 - низкий

8.

Полина (5 лет)

1 - высокий

9.

Данил(5 лет)

2 - средний

10.

Артем (6 лет)

2 - средний

11.

Анастасия (6 лет)

2 - средний

12.

Данила (6 лет)

1 - высокий


 

Баллы суммировались: интерес, инициативность, чувствительность,  просоциальные действия, средства общения и определялся средний балл( по среднему арифметическому).

В целом  в группе можно наблюдать следующую  ситуацию развития общения детей  дошкольного возраста друг с другом:

Высокий уровень – 3 детей

Средний уровень – 8 детей

Низкий  уровень – 1 ребенок

На основе проведенной методики нами были получены следующие результаты: 3 детей из 12 – высокий уровень общения со сверстниками. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия; 8 из 12– средний уровень общения со сверстниками. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения; и лишь 1 ребенок из 12 - низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров.

Методика 2. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

На основе следующей проведенной методики (см. Приложение №2) представим полученные результаты в таблице 2.

Таблица №2

Уровни развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста (в  баллах).

 

№ п/п

Имя, фамилия, возраст ребенка.

Уровни развития общения с окружающими людьми

1.

Ника (5,5 лет)

6,5 - средний

2.

Егор (5 лет)

            7,5 - средний

3.

Даниил (6 лет)

8 - высокий

4.

Надежда(5 лет)

7 - средний

5.

Ангелина(6 лет)

7 - средний

6.

София(6 лет)

8 - высокий

7.

Елизар (6 лет)

8,5 - высокий

8.

Полина (5 лет)

7 - средний

9.

Данил(5 лет)

7 - средний

10.

Артем (6 лет)

8 - высокий

11.

Анастасия (6 лет)

7,5 - средний

12.

Данила (6 лет)

6 - средний


В целом  в группе можно наблюдать следующую  ситуацию развития общения детей  дошкольного возраста с окружающими  людьми: высокий уровень – 4 ребенка; средний уровень – 8 детей.

Письменный  опрос родителей (анкетирование) детей  данной группы стал последним организационным  этапом в диагностике развития особенностей общения дошкольников со сверстниками. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов, о том, как их дети относятся к своим сверстникам, как развито общение между  ними. Данные, полученные в результате обработки анкет (см. Приложение №2) подтвердили достоверность выявленных уровней развития общения со сверстниками у обследуемых детей.

Результаты  показали, что 4 детей находятся на высоком уровне общения с окружающими людьми, им свойственна доброта, внимательность к людям, общительность, вежливость, правдивость, щедрость, жизнерадостность, ответственность.

 

Таким образом, с помощью организованной нами работы по подобранным методикам, мы смогли определить уровень развития общения  между сверстниками дошкольного  возраста с ОНР.

Выводы по 2 главе

Исследование  проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №38» г. Череповца.

В эксперименте приняли участие 12 детей  старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР в возрасте 5-7 лет. 

Для изучения особенностей изучение состояния проявления коммуникативной компетентности детей с ОНР были использованы следующие методики: 1.«Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М.; 2.«Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С.Немов.

На основе проведенной 1-ой методики нами были получены следующие результаты: 3 детей из 12 – высокий уровень общения со сверстниками. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия; 8 из 12– средний уровень общения со сверстниками. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения; и лишь 1 ребенок из 12 - низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров.

Результаты 2-ой методики показали, что в целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста с окружающими людьми: высокий уровень – 4 ребенка; средний уровень – 8 детей.

 

 

Заключение

Итак, подводя  итог всей работы, хочется отметить, что общение - одна из форм человеческого  взаимодействия, благодаря которой, по словам К.Маркса, люди «как физически, так и духовно творят друг друга…». Вся жизнь человека проходит в общение с другими людьми.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общение ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

ОНР (общее  недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). 

Для изучения особенностей изучение состояния проявления коммуникативной компетентности детей с ОНР были использованы следующие методики: 1.«Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М.; 2.«Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С.Немов.

На основе проведенной 1-ой методики нами были получены следующие результаты: 3 детей из 12 – высокий уровень общения со сверстниками. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия; 8 из 12– средний уровень общения со сверстниками. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения; и лишь 1 ребенок из 12 - низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров.

Результаты 2-ой методики показали, что в целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста с окружающими людьми: высокий уровень – 4 ребенка; средний уровень – 8 детей.

Таким образом, с помощью организованной нами работы по подобранным методикам, мы смогли определить уровень развития общения  между сверстниками дошкольного  возраста с ОНР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Детская  логопсихология: уч. пособие для  студентов вузов, обучающихся  на специальности «Специальная  дошкольная педагогика и психология»  /[О. А. Денисова и др.]: под ред. В. И.Селиверстова. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  2. Дзюба О.В. Создание педагогических условий для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей //Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – Выпуск 33. – М.:МПГУ, 2009.
  3. Емельянов Ю. Н Активное социально-психологическое обучение. -Л. : ЛГУ, 1985.
  4. Зимняя И. А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач //Под ред А.А. Бодалёва, В.Я. Ляудис. М.: Просвещение, 1980.
  5. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2008.
  6. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова. - Ростов н /Д: Феникс, 2008.
  7. Калягин  В. А. Логопсихология: уч. пособие для студ. Высших уч. заведений/В. А. Калягин,Т. С. Овчинникова.–М.: Изд.центр «Академия»,2006.
  8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. ? М.: Просвещение, 2006.
  9. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников. // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 1995.
  10. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. Питер; СПб ,2009.
  11. Мелибурда Е.Л. Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения. − М.: Прогресс, 2006.
  12. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ, 2001.
  13. Психология  детства. Учебник/Под ред. члена – корреспондента РАО А. А. Реана.-СПб. «прайм – ЕВРО – ЗНАК»,2003.
  14. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 2002.
  15. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.
  16. Рубинштейн  С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000.
  17. Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетенции в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. – СПб., 2003.
  18. Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи// Дефектология . - 1996. - №1.
  19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р-н/Д.: Феникс, 2005.
  20. Урунтаева Г.А. Детская психология.- М.: Академия. , 1995.
  21. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М.:Просвещение, 1995.
  22. Эльконин, Д. Б. Развитие речи и обучение чтению [Текст].- // Избр. психол. труды. — М.,1989.

Информация о работе Состояние проявления коммуникативной компетентноти детей с ОНР