Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:20, курсовая работа
Тема становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна потому, что, множество негативных и деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее) среди молодежи имеют свои истоки в раннем детстве. Следовательно, актуальность проведенного нами исследования состояния проявления коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР достаточно очевидна.
Цель исследования – изучить особенности состояния проявления коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР.
Введение…………………………………………………………………3-4
Глава I. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………………..5-16
1.1 Характеристика коммуникативной компетентности……………………5-9
1.2 Особенности состояния проявления коммуникативной компетентности детей с нормативным развитием речи……………………………….……..9-13
1.3 Особенности состояния проявления коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи…………………………………...13-16
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..16
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей состояния проявления коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи ………………………………………………….…….17-23
2.1Диагностические методики и организация проведения эксперимента…………………………………………….……17-19
2.2Анализ результатов исследования……………………………………19-23
Выводы по 2 главе……………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………….24-25
Список литературы…………………………………………….……26-27
Приложение…………………………………………………….……..28-37
Развивается и групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют, как организовать деятельность других детей, так и привлекают их симпатии. Выделение звёзд, предпочитаемых и отверженных детей, также как постоянно статуса ребёнка в групповой иерархии, являются важными показателями при диагностике.
В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей, которая становится всё более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребёнок более сильно представляет себе и свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.
Процесс становления общения ребёнка со сверстниками проходит ряд этапов, связанных со спецификой содержания потребности, которая побуждает детей к взаимодействию. Собственно потребность в общении со сверстниками складывается на их основе и формируется постепенно.
Существует направление работ,
в которых анализируется
Результаты экспериментальных
работ, проведенных под руководством
М.И. Лисиной, показали, что наиболее
предпочитаемыми оказались
А исследование О.О. Папир обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить.
У детей, которые отвергаются
Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения со сверстниками. Но во всех случаях эти дети сосредоточены на своем «я», которое замкнуто на своих преимуществах (или недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчужденного отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу проблем - как самому ребенку, так и окружающим [14].
Затронем вопрос о детях с трудностями в общении. Каковы причины их изолированности? Известно, что в таких случаях не может быть полноценного развития личности ребенка, т.к. обедняется опыт научения социальным ролям, нарушается формирование самооценки ребенка, способствуя развитию у ребенка неуверенности в себе. В ряде случаев затруднения в общения могут вызвать у этих детей недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессию в качестве компенсации. А.А. Рояк выделяет следующие характерные трудности:
1. ребенок стремится к
2. ребенок стремится к
3. ребенок уходит от сверстников,
4. ребенок уходит от сверстников,
В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. Своеобразная переориентация стимулирует развитие периферических и ядерных структур образа ровесника. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа. Доминирующее положение периферии над ядром сохраняется, т.к. образ сверстника осознан полнее и точнее и искажающие тенденции, вызванные активностью ядерных структур (аффективная составляющая), сказываются меньше [14].
Иерархическое деление группы обусловлено выборами дошкольников. Рассмотрим оценочные отношения. Процессы сравнения, оценивания возникают при восприятии детьми друг друга. Чтобы оценить другого ребенка, надо его воспринять, увидеть и квалифицировать с точки зрения уже существующих в этом возрасте оценочных эталонов и ценностных ориентаций группы детского сада.
Эти ценности, определяющие взаимооценки детей, формируются под влиянием окружающих взрослых и во многом зависят от изменения ведущих потребностей ребенка. На основании того, кто из детей наиболее авторитетен в группе, какие ценности и качества наиболее популярны, можно судить о содержании отношений детей, о стиле этих отношений. В группе, как правило, преобладают социально одобряемые ценности - защищать слабых, помогать и т.д., но в группах, где ослаблено воспитательное влияние взрослых "вожаком" может стать ребенок или группа детей, старающихся подчинить себе других детей.
В процессе исследования Л.Г.Соловьевой и других ученых - особенностей коммуникативной сферы детей с общим недоразвитием речи были установлены индивидуальные различия в исходном уровне речевого развития детей, особенности поведения. Таким образом можно сделать вывод, что дети, имеющие общее недоразвитие речи, очень неоднородны по своим способностям к общению.
У детей с относительно высоким уровнем развития речи исследователями было выделено следующее: они оперировали большим количеством слов, в их высказываниях были представлены все основные части речи. Больше всего эти дети употребляли существительные конкретного значения, меньше — глаголов. Фразовая речь состояла у них в основном из простых распространенных предложений. При попытке использования сложных синтаксических конструкций (преимущественно сложносочиненных с союзами а, и) в речи увеличивалось количество аграмматизмов. При построении сложноорганизованного высказывания дети испытывали определенные сложности: речь изобиловала необоснованными паузами, затягивался процесс поиска нужного слова, наблюдались случаи неадекватного использования слов (простынка вместо скатерть, сдвинул вместо уронил). Вместе с тем в ряде случаев наблюдались попытки моделирования диалогов действующих лиц, в связи с чем, увеличилось количество глаголов повелительного наклонения. В целом, для речи детей данной группы характерны многочисленные повторения, шаблонность.
Во время беседы дети испытывают некоторое смущение, неловкость перед собеседником, но самостоятельно преодолевали его. При построении собственных инициации возникают трудности лексико-грамматического плана, допускаются неточности.
У детей со средним уровнем развития речи наблюдается употребление в основном существительных, незначительное количество остальных частей речи. При построении связного высказывания дети пользуются простым распространенным предложением, имеют единичные попытки построения сложных синтаксических конструкций. Для их рассказов характерна незавершенность микротем.
Беседа вызывает заинтересованность в контакте со взрослым, однако дети неадекватно учитывают ситуацию общения: обращаются к педагогу на «ты», произносят просьбы в приказном тоне. У испытуемых этой группы много собственных инициации. На вопросы педагога отвечают односложно или не реагируют, продолжают говорить об интересующих их событиях, при этом их высказывания часто малоинформативны, в них опускаются важные детали. Эти дети подвижны, расторможены, конфликтны, не умеют наладить положительные формы общения со сверстниками, на занятиях продуктивно работают 5—7 мин, быстро утомляются, мешают остальным.
В данную группу вошли дети, имеющие уровень речевого развития ниже среднего, о чем свидетельствовали выраженные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении фразы. При построении высказываний используются простые распространенные и нераспространенные предложения, составление рассказа возможно только при оказании помощи педагогом. В некоторых случаях дети отказываются от выполнять задания (не знаю, не умею) или ограничиваются перечислением действующих лиц, отдельных деталей картин. Поведение дошкольников в ситуации общения свидетельствует о значительном смущении, в некоторых случаях — страхе перед собеседником, при разговоре отводят взгляд в сторону, скованны, напряжены, некоторые говорят шепотом. На вопросы отвечают не сразу, в основном односложно (да, нет), прибегают к помощи жестов. Эти дети отличаются пассивностью на занятиях, предпочитают индивидуальные игры, редко обращаются к педагогу с просьбами [22].
Таким образом, основываясь на исследования Л.Г.Соловьевой, можно сделать вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Выявленные особенности коммуникативной компетентности развития дошкольников с ОНР следующие: бедность, недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря по сравнению с другими частями речи, своеобразие связного высказывания (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера). Эти особенности проявляются с различной степенью выраженности и явно препятствуют осуществлению полноценного общения. Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на установление и поддержание контактов со сверстниками во время общения, игры [18].
Выводы по 1 главе
Коммуникативная компетентность - совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения; это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Условно коммуникативные умения можно разделить на базовые и процессуальные.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Исследователи разработали периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов.
В процессе исследования Л.Г.Соловьевой и других ученых, особенностей коммуникативной сферы детей с общим недоразвитием речи были установлены индивидуальные различия в исходном уровне речевого развития детей, особенности поведения. Данная категория детей имеет общее недоразвитие речи, неоднородны по своим способностям к общению.
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей состояния проявления коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи
2.1Диагностические методики и организация проведения эксперимента
Задачи исследования:
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №38» г. Череповца.
В эксперименте приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР в возрасте 5-7 лет.
Для изучения особенностей изучение состояния проявления коммуникативной компетентности детей с ОНР были использованы следующие методики:
1.«Диагностика развития
2.«Каков ребенок во
Информация о работе Состояние проявления коммуникативной компетентноти детей с ОНР